11.1. Понятие социализации личности
Прежде чем говорить о роли культуры в социализации личности, определим само понятие "социализация". Существуют различные его трактовки. Западная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды, хотя есть различные определения, но это лишь кажущиеся различия. Понимание социализации как адаптации сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчинению личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде. Таким образом, человеку отводится пассивная роль, ограничивающаяся усвоением достижений предшествующих поколений.
Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной среды в формировании личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность (И. С. Кон). Социализацию понимают и как приобщение индивида к ценностям общества, класса, присвоение им общественных отношений, включение его в систему общественных отношений класса, общества (JI. Н. Коган).
Рассматривая понятие "социализация", надо иметь в виду определяющую роль деятельности в развитии индивида [12, с. 12-15]. Воздействию окружающей среды противостоит активность индивида, поэтому социализацию можно понимать как процесс, который совершается как целеполагающий, организованный, осуществляющийся посредством определенных приемов. Однако социализация — это не только активность формирующейся личности, но и воздействие на нее социальной среды,. Принцип деятельности позволяет понять природу и сущность этого термина, определяемый как процесс взаимодействия индивида и общества на основе предметно-преобразовательной трудовой деятельности индивида, результатом которой является конкретно-историческая форма его социальности (В. В. Москаленко). При этом социальность рассматривается как определенное качество личности, соответствующее особенностям общества на том или ином социально-истори- ческом этапе его развития, что позволяет выделить типы личности, адекватные требованиям первобытного, рабовладельческого, капиталистического, социалистического обществ. На данном этапе можно говорить о социальности как качестве личности, проявляющемся в современных условиях развития общества, связанных с переходом к рыночным отношениям. Процесс социализации в этих условиях предполагает активную деятельность личности по усвоению новых ценностей и норм.
В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Некоторые ученые выделяют две фазы социализации — социальную адаптацию и интериоризацию (Г. В. Осипов). Первая рассматривается как приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая фаза — интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее "Я" обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней активно.
Наиболее оптимальным для решения задач данного курса представляется понимание социализации с точки зрения деятельностного подхода. При этом социализация определяется как "двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, часто недостаточно подчеркиваемый в исследованиях процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду" [1, с. 241].
Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, рассматривающие социализацию с точки зрения социальной психологии. Это означает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации — то, что называют интериоризацией. Однако усвоение социального опыта — это не просто пассивное приспособление, а активная деятельность индивида. Таким образом, в процессе социализации индивид включается в активную деятельность по усвоению социального опыта и превращению его в собственное достояние, а также — в воспроизводство, предполагающее развитие социального опыта предшествующих поколений и продвижение его на новую ступень. При таком понимании социализации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее.
В самом определении понятия "социализация" имеется и содержание этого процесса: с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, социокультурной информации в виде знаний, правил и норм поведения, ценностных ориентаций и опредмеченной культуры, а с другой — их усвоение индивидом. Передача опыта может осуществляться как целенаправленное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. Различают направленную и ненаправленную формы социализации [12, с. 18, 19].
Направленная форма социализации — это специально разработанная система средств воздействия на человека для формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества. Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы используются социальными институтами, в деятельности которых учитываются социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.
Ненаправленные, или стихийные, формы, социализации — это как бы автоматическое восприятие определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Способом стихийной социализации является непосредственное общение людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности, материализованными в культуре. Эта форма социализации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной социализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросреда часто несет в себе устаревшие, отжившие формы, правила, а также отклонения от морально-этических норм в сторону патологии. Именно микросреда порождает различные виды девиантного поведения.
Социализация осуществляется под воздействием множества факторов, среди которых решающую роль играет социальная среда, т. е. социально-экономические, политические, экологические, морально-нравственные и другие условия, в которых оказывается индивид. На него с рождения и на протяжении всей жизни воздействуют семья, детские, школьные и внешкольные учреждения, трудовой коллектив, референтная группа, так или иначе приобщая к системе ценностей и норм. В условиях общества могут быть и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на индивида. Социализация может проходить в кризисных социально-экономических и политических условиях, в военных, в условиях экологических катастроф, в неблагоприятной семье, в де- виантной группе и т. д. В таких случаях принято говорить о виктимизации, когда человек, попадая в неблагоприятные обстоятельства, становится жертвой социализации.
Процесс социализации происходит всю жизнь. В связи с этим принято выделять ее этапы. Социологи выделяют дот- рудовой, трудовой и послетрудовой этапы социализации, психологи предпочитают более сложное разделение. Наиболее реальным может быть компромиссный подход, учитывающий социологические и психологические взгляды. В связи с этим выделяют первичную, маргинальную (социализацию подростка), устойчивую, связанную со стабильным положением человека, и социализацию, связанную с утратой человеком статуса и ряда ролей в связи с выходом на пенсию. На каждом из этих или других этапов имеются свои особенности, которые важно учитывать в процессе приобщения индивида к культурным ценностям и общественным нормам.
Средствами социализации являются идеалы, если их использовать в сочетании с реальными условиями жизни, иначе они превращаются в мифы. При создании эмоциональных ситуаций, усиливающих мотивацию деятельности, личность превращается из объекта воздействия в субъект деятельности. Стимулируют этот процесс ритуалы торжественности, традиции, романтичность. Действенной оказывается социализация при воздействии авторитетного лица. Эффективно действие внушения через идентификацию — чувство принадлежности к той или иной группе. Человека формирует не физическая среда, а та система знаний, ценностей, норм и правил, с которыми он себя соотносит и отождествляет. Каждое общество использует средства целенаправленного воздействия на личность, рассчитанные на выработку определенного поведения, не выходящего за рамки его интересов.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов