logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

11.1. Понятие социализации личности

Прежде чем говорить о роли культуры в социализации личности, определим само понятие "социализация". Суще­ствуют различные его трактовки. Западная социология пони­мает социализацию как адаптацию индивида к условиям внеш­ней среды, хотя есть различные определения, но это лишь кажущиеся различия. Понимание социализации как адапта­ции сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчинению личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде. Таким образом, человеку отво­дится пассивная роль, ограничивающаяся усвоением дости­жений предшествующих поколений.

Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной среды в формировании личности, считая развитие индиви­да обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной пси­хологии и социологии социализацию определяют как усвое­ние индивидом социального опыта, в ходе которого созда­ется конкретная личность (И. С. Кон). Социализацию пони­мают и как приобщение индивида к ценностям общества, класса, присвоение им общественных отношений, включе­ние его в систему общественных отношений класса, обще­ства (JI. Н. Коган).

Рассматривая понятие "социализация", надо иметь в виду определяющую роль деятельности в развитии индивида [12, с. 12-15]. Воздействию окружающей среды противостоит актив­ность индивида, поэтому социализацию можно понимать как процесс, который совершается как целеполагающий, органи­зованный, осуществляющийся посредством определенных при­емов. Однако социализация — это не только активность формирующейся личности, но и воздействие на нее социаль­ной среды,. Принцип деятельности позволяет понять природу и сущность этого термина, определяемый как процесс взаи­модействия индивида и общества на основе предметно-преоб­разовательной трудовой деятельности индивида, результатом которой является конкретно-историческая форма его социаль­ности (В. В. Москаленко). При этом социальность рассматрива­ется как определенное качество личности, соответствующее особенностям общества на том или ином социально-истори- ческом этапе его развития, что позволяет выделить типы личности, адекватные требованиям первобытного, рабовла­дельческого, капиталистического, социалистического обществ. На данном этапе можно говорить о социальности как каче­стве личности, проявляющемся в современных условиях раз­вития общества, связанных с переходом к рыночным отноше­ниям. Процесс социализации в этих условиях предполагает активную деятельность личности по усвоению новых ценнос­тей и норм.

В кратком словаре по социологии социализация опреде­ляется как процесс становления личности, обучения и усвое­ния индивидом ценностей, норм, установок, образцов пове­дения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Некоторые ученые выделяют две фазы социализа­ции — социальную адаптацию и интериоризацию (Г. В. Оси­пов). Первая рассматривается как приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функци­ям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным груп­пам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вто­рая фаза — интериоризация — это процесс включения соци­альных норм и ценностей во внутренний мир человека. Ха­рактер перевода социальных норм, ценностей и других ком­понентов внешней среды во внутреннее "Я" обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в соци­альной среде, а относится к ней активно.

Наиболее оптимальным для решения задач данного кур­са представляется понимание социализации с точки зре­ния деятельностного подхода. При этом социализация оп­ределяется как "двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, часто недостаточно подчеркива­емый в исследованиях процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его актив­ной деятельности, активного включения в социальную сре­ду" [1, с. 241].

Именно на эти две стороны процесса социализации обра­щают внимание многие авторы, рассматривающие социали­зацию с точки зрения социальной психологии. Это означает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации — то, что называют интериоризацией. Однако усвоение социального опыта — это не просто пассивное приспособление, а активная деятельность индивида. Таким образом, в процессе социализации индивид включается в ак­тивную деятельность по усвоению социального опыта и превращению его в собственное достояние, а также — в вос­производство, предполагающее развитие социального опы­та предшествующих поколений и продвижение его на новую ступень. При таком понимании социализации человек явля­ется одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее.

В самом определении понятия "социализация" имеется и содержание этого процесса: с одной стороны, передача об­ществом социально-исторического опыта, социокультурной информации в виде знаний, правил и норм поведения, цен­ностных ориентаций и опредмеченной культуры, а с дру­гой — их усвоение индивидом. Передача опыта может осу­ществляться как целенаправленное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. Различают направленную и ненаправленную формы социализации [12, с. 18, 19].

Направленная форма социализации — это специально раз­работанная система средств воздействия на человека для фор­мирования определенного типа личности в соответствии с це­лями и интересами общества. Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окру­жающей средой. Ее методы используются социальными ин­ститутами, в деятельности которых учитываются социальная структура общества, специфические жизненные условия лю­дей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

Ненаправленные, или стихийные, формы, социализации — это как бы автоматическое восприятие определенных соци­альных навыков в связи с постоянным пребыванием индиви­да в непосредственном социальном окружении. Способом сти­хийной социализации является непосредственное общение людей, в процессе которого происходит обмен деятельнос­тью, умениями, навыками, а также результатами деятель­ности, материализованными в культуре. Эта форма социали­зации обусловлена сферой непосредственного общения ин­дивидов. Она развивается без включения механизмов направленной социализации и может стать опасной для чело­веческой личности и общества в целом, так как микросреда часто несет в себе устаревшие, отжившие формы, правила, а также отклонения от морально-этических норм в сторону патологии. Именно микросреда порождает различные виды девиантного поведения.

Социализация осуществляется под воздействием множе­ства факторов, среди которых решающую роль играет соци­альная среда, т. е. социально-экономические, политические, экологические, морально-нравственные и другие условия, в которых оказывается индивид. На него с рождения и на про­тяжении всей жизни воздействуют семья, детские, школь­ные и внешкольные учреждения, трудовой коллектив, ре­ферентная группа, так или иначе приобщая к системе цен­ностей и норм. В условиях общества могут быть и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на индивида. Социализация может проходить в кризисных социально-эко­номических и политических условиях, в военных, в услови­ях экологических катастроф, в неблагоприятной семье, в де- виантной группе и т. д. В таких случаях принято говорить о виктимизации, когда человек, попадая в неблагоприятные обстоятельства, становится жертвой социализации.

Процесс социализации происходит всю жизнь. В связи с этим принято выделять ее этапы. Социологи выделяют дот- рудовой, трудовой и послетрудовой этапы социализации, психологи предпочитают более сложное разделение. Наибо­лее реальным может быть компромиссный подход, учитыва­ющий социологические и психологические взгляды. В связи с этим выделяют первичную, маргинальную (социализацию подростка), устойчивую, связанную со стабильным положе­нием человека, и социализацию, связанную с утратой чело­веком статуса и ряда ролей в связи с выходом на пенсию. На каждом из этих или других этапов имеются свои особеннос­ти, которые важно учитывать в процессе приобщения инди­вида к культурным ценностям и общественным нормам.

Средствами социализации являются идеалы, если их ис­пользовать в сочетании с реальными условиями жизни, ина­че они превращаются в мифы. При создании эмоциональных ситуаций, усиливающих мотивацию деятельности, личность превращается из объекта воздействия в субъект деятельнос­ти. Стимулируют этот процесс ритуалы торжественности, традиции, романтичность. Действенной оказывается социа­лизация при воздействии авторитетного лица. Эффективно действие внушения через идентификацию — чувство при­надлежности к той или иной группе. Человека формирует не физическая среда, а та система знаний, ценностей, норм и правил, с которыми он себя соотносит и отождествляет. Каж­дое общество использует средства целенаправленного воз­действия на личность, рассчитанные на выработку опреде­ленного поведения, не выходящего за рамки его интересов.