15.2. Проблемы качества художественной культуры
Для общества чрезвычайно важен высокий уровень осуществления всей художественной деятельности. К. Б. Соколов рассматривает эту проблему как состоящую из трех аспектов: 1) качества продукции — спектаклей, концертов, представлений, кинофильмов, литературных произведений и т. д.; 2) качества восприятия художественных ценностей людьми, что зависит от соответствующей эстетической подготовки, степени развитости художественного вкуса, без которых даже высокохудожественные произведения искусства не окажут серьезного воздействия на личность; 3) качества культурного обслуживания, т. е. создания людям максимальных удобств для приобщения к искусству [7, с. 83].
В связи с этим важно определение качества произведений искусства. Но не существует четких и ясных критериев и способов оценки, трудно определить поэтичность стихов, выразительность музыки, эстетичность картины и т. д. Художественное произведение — это субъективное отражение объективного мира. Однако в научном искусствознании накоплен опыт экспертной оценки, в основе которой рассматривается воздействие художественных элементов искусства на человека. Как правило, такую оценку дают высококвалифицированные специалисты, и этот метод можно считать единственно возможным и приемлемым. Кроме того, в обществе существует категория людей, призванная по роду своей профессиональной деятельности давать такую оценку. Это художественные критики, искусствоведы и другие деятели искусства. Их индивидуальные оценки, рецензии, появляющиеся в печати, играют огромную роль в художественной жизни. Практикуются и коллективные оценки, даваемые жюри конкурсов профессионального и самодеятельного искусства, а также ре- пертуарно-редакционные и художественно-экспертные советы, оценивающие уровень художественного произведения.
Основным институциональным механизмом, обеспечивающим в обществе художественно-критическую деятельность, являются творческие союзы. Они призваны заботиться о художественном качестве произведений, обеспечить их связь с жизнью, с процессами социального развития, реализовать культуросозидательную миссию искусства. К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий они обеспечивали приоритет одного официально принятого художественного метода. Их деятельность во многом имела охранительно-идео- логическую направленность и нанесла значительный ущерб развитию творческого потенциала искусства.
Другим аспектом проблемы является определение художественных предпочтений и качества освоения людьми произведений искусства. Художественные предпочтения являются отражением художественных интересов. Принято выделять три уровня конкретности объектов художественных интересов:
а) интерес к видам искусства;
б) интерес к жанрам искусства;
в) интерес к различным художественным произведениям, в которых реализуются определенные стили, направления, творческие позиции.
Они представляют разную степень детализации художественных интересов человека: от наиболее широкой характеристики (виды искусства) до относительно детальной (произведения) [9, с. 261].
Может быть разная ориентация на восприятие и освоение художественных произведений. В результате исследований выявлены ориентации:
на познавательную функцию искусства, эмоциональную, коммуникативную (С. С. Плотников);
на проведение досуга, познание и общение, этико-эс- тетическое переживание (И. Левшина);
на морально-эстетическое и идеологическое содержание, новую социальную проблематику, конфликтную ситуацию в содержании фильма, на нейтрально-информационную и описательную сторону кинематографа (И. Кокорев) [см. 9, с. 265].
Показателем качества восприятия является степень совпадения оценок произведений публикой и экспертами. При этом используется шкала качественного уровня, включающая в себя следующие оценки:
произведения, имеющие значительную ценность;
оригинальные произведения, имеющие определенную культурную ценность;
произведения подражательные, не имеющие самостоятельного культурного значения;
произведения, откровенно слабые, не способствующие духовному развитию человека [7, с. 87].
Несмотря на существующую систему оценок, в практике остается множество проблем. Они связаны, прежде всего, с расхождениями в оценках искусства публикой и экспертами. Кроме того, одно и то же произведение вызывает противоречивые суждения и среди экспертов, которые концентрируют свое внимание на разных элементах. Расхождения мнений — не случайность, а закономерность, отражающая специфику восприятия человеком произведений искусства. Эксперты в той или иной степени подвержены влиянию мнений и представлений обыденного сознания. Они являются носителями социокультурных стереотипов поколения, социальной общности, группы или художественного направления, стиля, который представляют. В истории искусства было немало случаев, когда художественное произведение или стиль, жанр официально считались противоречащими эстетическим нормам, вкусам, а впоследствии признавались выдающимся явлением художественной жизни. Примером такой субъективности оценки является отношение к джазу в 30-е гг.; он не признавался в то время в нашей стране, хотя молодежная публика приняла его безоговорочно. И сейчас сохраняется зависимость оценки от жанра. Второсортными считаются жанры фантастики, детектив, боевик и любой другой приключенческий жанр; несерьезной слывет вся эстрадная музыка. Однако именно эти жанры находят положительную оценку и признание публики, восприятие которой основано на других критериях. Нередко бывает и наоборот — произведение, получившее высокую оценку специалистов, отвергается, не принимается публикой.
Каковы же причины такого расхождения мнений специалистов и восприятия публики? Дело в том, что продукт творчества воплощает в себе культуру создателя, исполнителя, человечества в целом и является носителем культурных ценностей общества. Освоение воплощенной в искусстве человеческой культуры предполагает наличие художественного образования, знаний особенностей художественного процесса. Восприятие произведения является художественной деятельностью, требующей соответствующей подготовки и определенного уровня культуры личности.
Художественная культура обеспечивает понимание не только художественной ценности произведения, но и соци- ально-культурной сущности искусства, т. е. его социального предназначения, что значительно повышает качество восприятия. Если субъект восприятия не способен отыскать в произведении культурные ценности, художественный процесс теряет свой человекотворческий, культуросозидатель- ный и социальный смысл и становится источником гедонистического потребления для одних и источником заработка для других [1, с. 137].
Повышение качества восприятия художественного произведения — задача сложная, поскольку субъектом восприятия является все общество, весь народ. Преодоление художественной малограмотности и сегодня остается одной из нерешенных проблем, хотя в обществе создана достаточно стройная системы институциональных механизмов. Однако определяющую роль играет ориентация самой личности на преодоление художественной неграмотности и восприятие ценностей культуры. В результате исследований Институтом искусствознания были выделены группы населения в зависимости от степени их приобщения к различным занятиям [12, с. 180]:
группа с творческой ориентацией составляет среди горожан 29%, сельчан — 17%. Они проявляют наибольший интерес к художественной литературе, самообразованию, самодеятельному творчеству, посещению музеев, кинотеатров, театров, филармоний, а также к занятиям, связанным с релаксацией, — работе в саду, поездкам на природу. Эту группу можно рассматривать как наиболее подготовленную к качественному восприятию художественной культуры;
группа с ориентацией на культурную деятельность составляет в городе 22% населения, в селе — 21%. Особенностью этой группы является преобладающая ориентация на потребление художественных ценностей. Свыше 40% предпочитают чтение художественной литературы, посещение кино, концертов, но вместе с тем около 20% — ничем не занятый отдых; 10% — танцы; 25% — хождение в гости. Можно предположить, что восприятие художественной культуры не отличается высоким качеством;
группа с ориентацией на отдых, общение, развлечение включает в себя 49% горожан и 62% — сельчан. Предпочитаемые занятия у тех и других сходны. Это просмотр телепередач, слушание радио, хождение в гости, проведение времени в компании, посещение кафе, а также ничем не занятый отдых. Как правило, для этой категории людей произведения художественной культуры становятся фоном, который они мало замечают, или средством развлечения и отдыха, мало развивающим художественный вкус и качество восприятия.
Третий аспект проблемы заключается в определении качества обстановки восприятия, уровня культурного обслуживания [7, с. 92]. Значительное влияние на восприятие оказывают условия. К. С. Станиславский не случайно говорил, что театр начинается с вешалки. Он имел в виду, что на восприятие влияет вся атмосфера, которую создают, кроме творческого коллектива, администрация и все работники, а также интерьер, акустика, фойе, удобство кресел и т. д. Это относится ко всем учреждением культуры и искусства.
Болгарский специалист Д. Диков все показатели культуры обслуживания объединяет в три группы:
комфортность учреждений культуры, зависящая от наличия гардероба, буфета, отопления, вентиляции, необходимого освещения, видимости сцены и т. д.;
технический уровень применяемой аппаратуры, машин, сооружений и др.;
культура обслуживающего персонала — использование прогрессивных форм и методов работы с посетителями, вежливость и предупредительность в обращении с ними [см.: 7, с. 93].
У нас существует широкая сеть учреждений культуры и искусства, призванных приобщать население к академической культуре и развивать художественный вкус, давать художественное образование и воспитание. Однако качество обслуживания в них оставляет желать лучшего. Особенно это касается учреждений клубного типа, в которых на довольно низком уровне находятся все три группы показателей культуры обслуживания. Если в городе как-то удается поддерживать этот уровень, то в условиях села дело обстоит значительно хуже по всем показателям. Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и аналогичные кружки и студии призваны формировать будущих творцов художественных ценностей, настоящих ценителей искусства, активных участников художественного и социально-культурного процесса. Однако их функционирование не может удовлетворить воспитанников не только недостаточной культурой обслуживания, но и направленностью учебного процесса. Дети зачастую уходят из этих структур разочарованные из-за ремесленно-технологической ориентации обучения и воспитания, рассчитанной на подготовку профессионала. Такая система неприемлема для художественного образования и воспитания субъекта восприятия, широкой массы ху- дожников-любителей. Эти школы выпускают немало молодых людей, так и не научившихся наслаждаться искусством, находить в произведениях социокультурный смысл, не развивших способностей художественно мыслить, открывать для себя культурные ценности.
Указанные проблемы характерны и для художественной самодеятельности, в которой также отмечается профессионализация. Интенсивность концертной деятельности не способствует углубленному освоению участниками основ художественного языка, развитию качества восприятия. В связи с распространением средств массовой коммуникации и расширением возможностей общения с профессиональным искусством, а также коммерциализацией художественная самодеятельность все больше следует по пути профессионализации, увеличения числа участников со специальным художественным образованием. Это приводит к ограничению художественного развития масс и снижению уровня профессиональной культуры мастеров искусства.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов