logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

15.2. Проблемы качества художественной культуры

Для общества чрезвычайно важен высокий уровень осу­ществления всей художественной деятельности. К. Б. Соколов рассматривает эту проблему как состоящую из трех аспек­тов: 1) качества продукции — спектаклей, концертов, пред­ставлений, кинофильмов, литературных произведений и т. д.; 2) качества восприятия художественных ценностей людьми, что зависит от соответствующей эстетической под­готовки, степени развитости художественного вкуса, без ко­торых даже высокохудожественные произведения искусст­ва не окажут серьезного воздействия на личность; 3) каче­ства культурного обслуживания, т. е. создания людям максимальных удобств для приобщения к искусству [7, с. 83].

В связи с этим важно определение качества произведений искусства. Но не существует четких и ясных критериев и способов оценки, трудно определить поэтичность стихов, вы­разительность музыки, эстетичность картины и т. д. Художе­ственное произведение — это субъективное отражение объек­тивного мира. Однако в научном искусствознании накоплен опыт экспертной оценки, в основе которой рассматривается воздействие художественных элементов искусства на челове­ка. Как правило, такую оценку дают высококвалифицирован­ные специалисты, и этот метод можно считать единственно возможным и приемлемым. Кроме того, в обществе существу­ет категория людей, призванная по роду своей профессио­нальной деятельности давать такую оценку. Это художествен­ные критики, искусствоведы и другие деятели искусства. Их индивидуальные оценки, рецензии, появляющиеся в печати, играют огромную роль в художественной жизни. Практикуют­ся и коллективные оценки, даваемые жюри конкурсов про­фессионального и самодеятельного искусства, а также ре- пертуарно-редакционные и художественно-экспертные сове­ты, оценивающие уровень художественного произведения.

Основным институциональным механизмом, обеспечива­ющим в обществе художественно-критическую деятельность, являются творческие союзы. Они призваны заботиться о ху­дожественном качестве произведений, обеспечить их связь с жизнью, с процессами социального развития, реализовать культуросозидательную миссию искусства. К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий они обеспечивали при­оритет одного официально принятого художественного ме­тода. Их деятельность во многом имела охранительно-идео- логическую направленность и нанесла значительный ущерб развитию творческого потенциала искусства.

Другим аспектом проблемы является определение худо­жественных предпочтений и качества освоения людьми произведений искусства. Художественные предпочтения являются отражением художественных интересов. Приня­то выделять три уровня конкретности объектов худо­жественных интересов:

а) интерес к видам искусства;

б) интерес к жанрам искусства;

в) интерес к различным художественным произведениям, в которых реализуются определенные стили, направления, творческие позиции.

Они представляют разную степень детализации художе­ственных интересов человека: от наиболее широкой характе­ристики (виды искусства) до относительно детальной (про­изведения) [9, с. 261].

Может быть разная ориентация на восприятие и освое­ние художественных произведений. В результате исследова­ний выявлены ориентации:

  1. на познавательную функцию искусства, эмоциональ­ную, коммуникативную (С. С. Плотников);

  2. на проведение досуга, познание и общение, этико-эс- тетическое переживание (И. Левшина);

  3. на морально-эстетическое и идеологическое содержание, новую социальную проблематику, конфликтную ситуацию в содержании фильма, на нейтрально-информационную и описа­тельную сторону кинематографа (И. Кокорев) [см. 9, с. 265].

Показателем качества восприятия является степень со­впадения оценок произведений публикой и экспертами. При этом используется шкала качественного уровня, включаю­щая в себя следующие оценки:

    1. произведения, имеющие значительную ценность;

    2. оригинальные произведения, имеющие определенную культурную ценность;

    3. произведения подражательные, не имеющие самосто­ятельного культурного значения;

    4. произведения, откровенно слабые, не способствующие духовному развитию человека [7, с. 87].

Несмотря на существующую систему оценок, в практике остается множество проблем. Они связаны, прежде всего, с расхождениями в оценках искусства публикой и экспертами. Кроме того, одно и то же произведение вызывает противо­речивые суждения и среди экспертов, которые концентри­руют свое внимание на разных элементах. Расхождения мне­ний — не случайность, а закономерность, отражающая спе­цифику восприятия человеком произведений искусства. Эксперты в той или иной степени подвержены влиянию мне­ний и представлений обыденного сознания. Они являются но­сителями социокультурных стереотипов поколения, социаль­ной общности, группы или художественного направления, стиля, который представляют. В истории искусства было не­мало случаев, когда художественное произведение или стиль, жанр официально считались противоречащими эстетическим нормам, вкусам, а впоследствии признавались выдающимся явлением художественной жизни. Примером такой субъек­тивности оценки является отношение к джазу в 30-е гг.; он не признавался в то время в нашей стране, хотя молодеж­ная публика приняла его безоговорочно. И сейчас сохраняет­ся зависимость оценки от жанра. Второсортными считаются жанры фантастики, детектив, боевик и любой другой при­ключенческий жанр; несерьезной слывет вся эстрадная му­зыка. Однако именно эти жанры находят положительную оценку и признание публики, восприятие которой основано на других критериях. Нередко бывает и наоборот — произве­дение, получившее высокую оценку специалистов, отверга­ется, не принимается публикой.

Каковы же причины такого расхождения мнений специа­листов и восприятия публики? Дело в том, что продукт твор­чества воплощает в себе культуру создателя, исполнителя, человечества в целом и является носителем культурных цен­ностей общества. Освоение воплощенной в искусстве челове­ческой культуры предполагает наличие художественного образования, знаний особенностей художественного процес­са. Восприятие произведения является художественной дея­тельностью, требующей соответствующей подготовки и оп­ределенного уровня культуры личности.

Художественная культура обеспечивает понимание не только художественной ценности произведения, но и соци- ально-культурной сущности искусства, т. е. его социального предназначения, что значительно повышает качество вос­приятия. Если субъект восприятия не способен отыскать в произведении культурные ценности, художественный про­цесс теряет свой человекотворческий, культуросозидатель- ный и социальный смысл и становится источником гедонис­тического потребления для одних и источником заработка для других [1, с. 137].

Повышение качества восприятия художественного про­изведения — задача сложная, поскольку субъектом воспри­ятия является все общество, весь народ. Преодоление худо­жественной малограмотности и сегодня остается одной из нерешенных проблем, хотя в обществе создана достаточно стройная системы институциональных механизмов. Однако определяющую роль играет ориентация самой личности на преодоление художественной неграмотности и восприятие ценностей культуры. В результате исследований Институтом искусствознания были выделены группы населения в зависи­мости от степени их приобщения к различным занятиям [12, с. 180]:

Третий аспект проблемы заключается в определении ка­чества обстановки восприятия, уровня культурного обслу­живания [7, с. 92]. Значительное влияние на восприятие ока­зывают условия. К. С. Станиславский не случайно говорил, что театр начинается с вешалки. Он имел в виду, что на восприятие влияет вся атмосфера, которую создают, кроме творческого коллектива, администрация и все работники, а также интерьер, акустика, фойе, удобство кресел и т. д. Это относится ко всем учреждением культуры и искусства.

Болгарский специалист Д. Диков все показатели культу­ры обслуживания объединяет в три группы:

  1. комфортность учреждений культуры, зависящая от наличия гардероба, буфета, отопления, вентиляции, необ­ходимого освещения, видимости сцены и т. д.;

  2. технический уровень применяемой аппаратуры, машин, сооружений и др.;

  3. культура обслуживающего персонала — использова­ние прогрессивных форм и методов работы с посетителями, вежливость и предупредительность в обращении с ними [см.: 7, с. 93].

У нас существует широкая сеть учреждений культуры и искусства, призванных приобщать население к академичес­кой культуре и развивать художественный вкус, давать ху­дожественное образование и воспитание. Однако качество обслуживания в них оставляет желать лучшего. Особенно это касается учреждений клубного типа, в которых на довольно низком уровне находятся все три группы показателей куль­туры обслуживания. Если в городе как-то удается поддер­живать этот уровень, то в условиях села дело обстоит зна­чительно хуже по всем показателям. Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и аналогичные кружки и студии призваны формировать будущих творцов художественных ценностей, настоящих ценителей искусст­ва, активных участников художественного и социально-куль­турного процесса. Однако их функционирование не может удовлетворить воспитанников не только недостаточной куль­турой обслуживания, но и направленностью учебного про­цесса. Дети зачастую уходят из этих структур разочарован­ные из-за ремесленно-технологической ориентации обучения и воспитания, рассчитанной на подготовку профессионала. Такая система неприемлема для художественного образова­ния и воспитания субъекта восприятия, широкой массы ху- дожников-любителей. Эти школы выпускают немало моло­дых людей, так и не научившихся наслаждаться искусст­вом, находить в произведениях социокультурный смысл, не развивших способностей художественно мыслить, открывать для себя культурные ценности.

Указанные проблемы характерны и для художественной самодеятельности, в которой также отмечается профессио­нализация. Интенсивность концертной деятельности не спо­собствует углубленному освоению участниками основ худо­жественного языка, развитию качества восприятия. В связи с распространением средств массовой коммуникации и рас­ширением возможностей общения с профессиональным ис­кусством, а также коммерциализацией художественная са­модеятельность все больше следует по пути профессиона­лизации, увеличения числа участников со специальным художественным образованием. Это приводит к ограничению художественного развития масс и снижению уровня профес­сиональной культуры мастеров искусства.