1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
В настоящей работе при всем желании не удастся рассмотреть всю историю развития научной мысли в области социологии культуры. Остановимся на идеях и взглядах некоторых ее представителей, чьи концепции составляют основу социологии культуры.
Основоположник социологии Огюстп Конт (1798-1857) процесс развития общества рассматривает как "прогресс духа", "прогресс человеческого разума" и говорит о трех стадиях: теологической, метафизической и научной. "Система Конта содержит одновременно две тенденции: объективистскую, связанную с идеей прогресса социального познания, а поэтому разделяющую общество и культуру, и культурно-аналитическую..." [8, с. 51]. Обе эти тенденции присутствуют в дальнейшем развитии социологической мысли. Объективизм проявился на практике как признание объективных общественных фактов, существующих вне и независимо от идей, взглядов, убеждений, представлений, мировоззрения индивидов. В нашей стране это привело к недооценке личности, подчинению индивидуального общественному, к жесткому навязыванию общественных норм и ценностей.
Социокультурный аспект в объективизме представляет Эмиль Дюркгейм. Культурно-аналитическая тенденция наиболее отчетливо проявляется в трудах Макса Вебера и Георга Зиммеля. В основу их теории легло учение о ценностях, ставящее своей целью исследовать высшиё смыслообразую- щие принципы. Понятие "ценности" употребляется в повседневном обиходе, в политэкономическом и философском смыслах. В нашу задачу не входит показ их целостной социологической концепции, важно раскрыть, как, с их точки зрения, происходит взаимодействие людей с объективными общественными процессами.
В основе учения Э. Дюркгейма (1858-1917), создавшего французскую социологическую школу, лежит концепция так называемого социологизма. Согласно этой теории, социальная реальность рассматривается как в корне отличающаяся от биологической и индивидуально-психической и, следовательно, от человеческой субъективности. "Коллективные представления", "коллективное сознание" считаются господствующими над индивидуальным. Поскольку социальная реальность рассматривается как высшая, то и социологический способ объяснения провозглашается единственно верным в науке.
Э. Дюркгейм в 1894 г. сформулировал свой основной постулат: "Первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи". А вещь — это "всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума". Социальные факты (вещи), по его мнению, существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только подобным образом можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. К социальным фактам он относит в том числе коллективные представления и факты психической реальности и имеет в виду их принудительное воздействие на отдельного индивида.
Индивид при рождении находит готовыми законы и обычаи, нормы и правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, т. е. социальные факты, функционирующие самостоятельно, независимо от него. Они оказывают на него давление, каждый человек испытывает определенное социальное принуждение, например, юридических, моральных и других правил. Такое понимание не могло не вызвать споров у социологов, поэтому в последующие годы Дюркгейм уточняет свою позицию. Социальные нормы (социальные факты) он стал рассматривать как влияющие на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их опосредования. В качестве таких механизмов оказываются ценностные ориентации самих индивидов, когда социальные факты действуют не только принудительно, но и в зависимости от их желательности.
Э. Дюркгейм рассматривает структуру общества как совокупность социальных фактов, "внутреннюю социальную среду общества", состоящую из двух элементов. Первый — это материальные и духовные ценности: право, нравы, искусство, которые влияют на социальную эволюцию. Второй — люди как коллективная сила, человеческая среда. Главную свою задачу он видит в том, чтобы объяснить, как эти два элемента внутренней социальной среды влияют на различные социальные процессы.
Рассматривая проблему взаимоотношений общества и личности, Э. Дюркгейм во многом сближается с К. Марксом. Он был убежден, что общество не может процветать, если угнетается человеческая личность, если общество не способно гарантировать права и свободы индивида. В его теории большое значение придается духовным и нравственным ценностям как фактам наиболее высокого уровня и глубокого воздействия на человека. Человек для него — "действительная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Они выступают в разных формах, выражаясь в дихотомиях: заданное социально и биологически; социально предписанные обязанности и стихийно формирующиеся желания и действия;
факторы, исходящие извне индивида и возникающие внутри его сознания; мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными, частными; альтруистическое и эгоистическое, эгоцентрическое поведение и т. д." [14, с. 58].
Э. Дюркгейм считал, что нравственные ценности, нормы морали, духовные факторы вообще способны глубоко воздействовать на индивидуальную сущность человека, расширяя его социальные устремления. Проблемы ценностной ориентации, нравственного идеала, моральных ценностей и сегодня остаются основой французской социологической школы.
Культурно-аналитическое направление в социологии представляет немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Его концепция "понимания", в отличие от объективизма Э. Дюрк- гейма, стремится заглянуть за объективную грань видимого, воспринимаемого. Он стремится понять, как устроен этот мир, почему человек воспринимает его как объективный, почему он кажется не зависящим от человека, его идей и мнений.
Свою социологию Вебер называет "понимающей", поскольку изучает поведение человека, вкладывающего в свои действия субъективный смысл. Действие же обретает характер социального, если "по предполагаемому действующим лицом (или действующими лицами) смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" [2, с. 602-603]. Таким образом, субъективная мотивация, намерение, ориентация на других составляют основу его "понимающей" социологии. Именно они, по Веберу, подлежат изучению как нечто, находящееся между социальным действием и средой. Важно понять, действует ли человек по плану, каков его план, каковы мотивы, какое значение эти действия имеют для него самого.
Такая социология не может изучать просто объективность социальных явлений. Ее задача — объяснить саму эту объективность, показать, как она возникает и формируется из действий, субъективно ориентированных по своей природе. Но тогда меняется и само понимание человеческого общества, его уже не следует рассматривать как продолжение природы, как объективную реальность, подобную той реальности, которую изучают естественные науки. Оно, общество — продукт человеческих действий, искусственное, созданное людьми явление, т. е., иначе говоря, культурный продукт [8, с. 54].
У Вебера не только общество — культурный продукт, но и человек — культурное существо. Наряду с понятием субъективного смысла действия предметом социального анализа является все многообразие идей, мнений, убеждений, представлений, образов мира. Но понимание никогда не может быть полным, оно всегда приблизительно, даже в ситуациях взаимодействия людей. Социолог анализирует социальную жизнь ее участников на основе эмпирических сведений. Он имеет дело не только с материальными, но и с идеальными объектами, старается понять субъективные значения, существующие в сознании людей, их отношение к тем или иным ценностям. Как все это понять, если человек не отдает отчета своим действиям?
Чтобы ответить на этот вопрос, Вебер конструирует четыре идеальные модели действия индивидов. Он считает, что социальное действие может быть целерациональным, ценностно-рациональным, аффективным и традиционным. Целерационалъное — это идеальный случай, когда совпадают смыслы действия и действующего. Ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей используется в качестве условий или средств достижения своих целей. Ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную, собственную ценность этического, эстетического, религиозного и другого поведения. Социальное действие может быть и аффективным, эмоциональным, т. е. обусловленным актуальными аффектами, чувствами. Традиционное поведение основано на длительной привычке.
Первые два типа непосредственно связаны с социологией культуры, с пониманием человека как культурного существа. Вебер связывает свои идеальные типы с развитием общества. Он пишет, что в ранних типах общества преобладают традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе — целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого. Рационализация выступает как всемирно-исторический процесс. Рационализируются хозяйство, экономика, политика, образ жизни людей, их мышление.
Идея рациональности имеет выход и на социальные отношения. Они могут быть какими угодно по содержанию: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, обмен, соглашение, соперничество и т. д.; могут быть кратковременными или долговременными; составлять основу государства, церкви, семьи. Но в любом случае в их основе лежит осмысленное и доступное осмысленному определению поведение нескольких людей по отношению друг к другу. Таким образом, стержнем веберовской "понимающей" социологии является идея рациональности.
Концепцию понимания выстраивает и другой немецкий ученый — Георг Зиммелъ (1858-1918). Основополагающими для его социологии явились понятия формы и содержания. Они нашли выражение в понимании им истории общества как истории психических явлений. Каждое психическое явление рассматривается в двух аспектах: 1) как психический акт (форма), представляющий собой, например, желание, припоминание, утверждение; 2) как то, что в каждом из этих актов желается, вспоминается, утверждается (содержание). Если изолировать последнее от психического акта, то получим, как пишет Зиммель, объективное содержание сознания.
Происходит противопоставление формы и содержания, т. е. культурно-исторически обусловленных продуктов человеческого духа, целей, стремлений, потребностей индивидов и культурно-исторических событий, явлений. Задачу социологии он видит не в том, чтобы разделить социальные образования на две части, а в том, чтобы рассмотреть общество как межчеловеческое, межиндивидуальное явление и изучать отношения между индивидами. При этом социология должна стремиться вычленить сферу ценностную, т. е. желания, переживания и мотивы, от тех объектов, которые их вызывают.
Исследуя отношения между индивидами во всех областях и сферах человеческого существования, он открывает "стилевое единство" современного общества. Объективность — стиль современной культуры, объективность форм, существующих независимо от содержания, отрыв формы от содержания, превращение ее в самодовлеющий фактор. Индивид оказывается отчужденным от объективности человеческого духа.
Сравнивая положение в современной ему культуре с тем, что было сто лет назад, Зиммель отмечает, что окружающие нас вещи, машины, приспособления, средства транспорта, продукты науки и техники, произведения искусства стали богаче, разнообразнее, изощреннее. Однако индивидуальная культура не демонстрирует особого прогресса, наоборот, налицо свидетельства ее падения. Причиной подобного, на его взгляд, является разделение труда как в производстве, так и в потреблении. На производстве происходит отчуждение рабочего от орудий труда, его продуктов и рабочей силы от человека. Для Зиммеля это является скорее культурно-психическим процессом, чем социально-экономическим, означает несоответствие объективной и субъективной культуры. Выделение труда и специализация ведут к возникновению объективного мира вещей, все больше отрывающихся от субъективности производителей.
Оба рассмотренные нами направления в социологии — объективистское (Э. Дюркгейм) и культурно-аналитическое (М. Вебер, Г. Зиммель) развивались в стремлении выделить особенность социологии в отличие от естественных наук. При этом одно направление признавало объективные социальные факты, в том числе коллективные представления, коллективное сознание, что дает возможность рассматривать эту позицию в рамках социологии культуры. Другое направление, представленное немецкими учеными, склонялось к психологизму, субъективизму, что особенно ярко выражено в концепции Зиммеля, явно испытавшего влияние психологии Дильтея.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов