logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

13.1. Социокультурное творчество

Рассмотрение социального и профессионального творче­ства в определенной мере связано с его широким и узким пониманием. Широкое понимание творчества, в сущности, есть отождествление его с деятельностью, с процессом дея­тельности. В этом смысле его можно рассматривать как по­вседневную деятельность отдельных личностей, социальных групп и общностей. Новое может быть не в виде конкретных предметов, а знаний, ценностей, норм, образцов, которые значимы для самого создателя (индивида, коллектива), а также всего общества и человеческого рода. В этом случае можно говорить о социальном творчестве. В широком пони­мании можно рассматривать в качестве творчества любую деятельность, если индивид или социальная группа открыва­ют для себя в процессе той или иной деятельности что-то новое, например, получают новые знания и тем самым обо­гащают собственную личность.

Творчество в узком понимании — это новаторская дея­тельность, в результате которой появляется конкретный про­дукт, обладающий новизной для всего общества, региона, коллектива или индивида. При этом новизна может быть раз­ного уровня и разной степени. Новое научное открытие, изоб­ретение, художественное произведение создаются конкрет­ными субъектами творчества, имеют авторство. Такое пони­мание творчества является общепринятым и вошло в различные словари. Однако следует заметить, что это ха­рактеризует лишь одну из сторон творчества, а именно про­фессиональное творчество.

Таким образом, стремления людей к созидательной дея­тельности в различных сферах можно подразделить на соци­альное и профессиональное. Социальное творчество это высшая форма деятельности, созидательный процесс, на­правленный на преобразование и создание качественно но­вых форм социальных отношений и общественного бытия. Его субъектами выступают народные массы, классы, соци­альные общности и группы, а также отдельные личности. Характер и формы социального творчества исторически обус­ловлены, поэтому созидательная энергия масс не всегда на­ходит пути сознательной, свободной реализации, творчес­кие устремления людей подавляются и подчиняются господ­ствующей в обществе идеологии. На отдельных этапах истории социальная активность выражалась в классовой борьбе, ре­зультатом которой оказывалась революция. В связи с этим представляется важным создание условий для реализации и развития творческих способностей широких слоев населения. Способности к созиданию — не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности. Источ­ником активности масс и отдельной личности являются су­ществующие потребности и интересы, глубина и сложность решаемых задач. Появление новых социальных интересов, целей и задач, требующих неординарного подхода, активи­зирует людей.

Социальная активность является основой социального творчества народных масс. Существует множество опреде­лений социальной активности. Многие авторы стремятся под­черкнуть ее позитивно преобразующее начало [8, с. 7, 8]. Социально активной может быть названа и личность, не вно­сящая в свою деятельность преобразующего, творческого начала, но добросовестно, достаточно активно осуществля­ющая свои трудовые, общественные функции. В то же вре­мя социальная активность может быть связана и с деятель­ностью, наносящей обществу ущерб, вред.

В науке вычленяют уровни социальной активности: твор­ческий, репродуктивно-творческий, репродуктивный, пассив­ный, отрицательный. Ленинградские ученые выделяют жиз­ненные позиции:

а) высокого уровня активности, предполагающую высо­кий уровень активности и творчество:

б) среднего уровня активности, отличающуюся ответствен­ным отношением к обязанностям, но с перевесом репродук­тивной деятельности;

в) пассивную, которая характеризуется низким уровнем активности, конформизмом на здоровой основе, добрыми на­мерениями, но не подкрепленными навыками и умениями;

г) пассивную с потенциально негативной направленнос­тью, в основе которой лежит скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований [см.: 8, с. 12].

Таким образом, высокий уровень социальной активнос­ти отождествляется с творческой активностью, когда со­здается подлинно новое. Социальная активность в этом слу­чае достигает уровня творческой активности, направленной на создание нового, прогрессивного, связанного с решением принципиально новых задач. Эта активность отождествляет­ся с самодеятельностью как свободной, сознательной деятель­ностью в различных сферах жизни общества. Она предпола­гает развитие всех способностей и талантов личности. Все это дает основания считать, что высший, творческий уро­вень социальной активности и есть социальное творчество, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности народа, в том числе в сфере культурной деятельности. Именно по­этому социокультурное творчество можно определить как создание новых знаний, ценностей, норм, образцов, регули­рующих жизнедеятельность человека. По Ф. И. Минюшеву, социокультурное творчество — это творение общих образ­цов действий, принципов, выбора цели и соотношения цели и средств, ценностей, верований, а также символических средств, обеспечивающих коммуникацию этих смыслов и норм (мимика, жестикуляция, язык, образцы) [10, с. 54].

В процессе и результате социокультурного творчества происходят изменение и развитие элементов культуры, ре­гулирующих поведение и деятельность миллионов людей, изменение тех элементов, которыми культура оснащает со­циальные процессы. Как происходят эти изменения, кто яв­ляется творцом новых ценностей и норм? Ф. И. Минюшев считает, что существуют механизмы, действие которых про­исходит незаметно для поверхностного взгляда, но тем не менее неотвратимо, и результаты их действий приходят не­избежно [10, с. 54].

Творчество в социокультурной сфере также побуждает­ся потребностью, но не отдельной личности, а социальной группы, общности, класса, народа. Представителей опреде­ленных слоев общества не удовлетворяют существующие знания, ценности, нормы, образцы, традиции, верования, и появляется потребность изменить их на новые. Этот процесс в нашей стране в определенных кругах начался еще в 70-е годы. В среде интеллигенции и молодежи появились люди, которых не удовлетворяли нормы и ценности, регулирую­щие социальную деятельность человека. У них назрела по­требность изменить идеалы, образцы жизнедеятельности. В обществе начался процесс культурного оснащения новой по­требности отдельных социальных групп, смена идеалов со­циализма на идеалы капитализма.

Однако появление нового, неизведанного и утверждение его в жизни для основной массы людей — процесс длитель­ный и трудный, связанный с сознанием личности. Легче из­менить внешнее поведение человека, чем его взгляды, убеж­дения, верования, идеалы. Этот процесс облегчается тем, что социокультурное творчество происходит повседневно и не­заметно, за исключением резкой смены социального строя в связи с революцией или крутым поворотом в социально-эко­номических отношениях. Это приводит к изменениям социо­культурных ориентаций небольшой группы людей, а также их навязыванию большинству населения, не имеющего ре­ально созревших потребностей в изменении своих ценнос­тей, идеалов, норм жизнедеятельности. Подобные процессы в социокультурном творчестве не обходятся без стрессов, психологических травм, а то и личных трагедий. Неожидан­ное появление новых ценностей в результате социокультур­ного творчества какой-либо социальной группы и их даль­нейшего распространения на все общество действительно привело бы к трагическим последствиям для отдельной лич­ности, если бы социокультурное творчество не содержало в себе элементов традиционного и инновационного.

Социокультурное творчество представляет собой взаи­модействие личности (социальной группы, общности) и куль­туры. Личность является субъектом, культура — объектом. Потребности субъекта, как источники его активности, посто­янно обновляются и развиваются по мере их удовлетворения. Таким образом, социальная группа, общность, отдельный ин­дивид представляют собой динамичную, изменяющуюся часть социокультурного творчества. Объект является более стабиль­ным, так как культура носит устоявшийся, упорядоченный характер. Она содержит в себе алгоритмы социальных дей­ствий, образцы поведения и деятельности, дающие людям жизненные ориентиры.

Во взаимодействии субъекта и объекта человек стремит­ся изменить культуру — устоявшиеся знания, ценности, нор­мы, образцы, идеалы, представления, верования как не со­ответствующие новым назревшим потребностям. Но в своем стремлении он не может отбросить все прошлые социокуль­турные ценности и вносит лишь элементы новизны, сохра­няя при этом традиционно устоявшееся. В противном случае каждое новое поколение человечества оказывалось бы в со­циокультурном вакууме и вынуждено было бы заново ис­кать ориентиры своей жизнедеятельности. Сочетание ста­бильного и инновационного является важным принципом социокультурного творчества.

Существующие нормы и ценности в изменившихся обще­ственных условиях (стабильное) не всегда могут служить ори­ентирами в действиях и поступках отдельного индивида или группы людей. В таких ситуациях наиболее творчески актив­ные, одаренные люди оказываются способными отказаться от привычных норм жизнедеятельности и ориентироваться на новые, непривычные, созданные самостоятельно и адек­ватные данной ситуации. Эти вновь появившиеся социокуль­турные ценности постепенно могут стать ориентирами для большинства населения. Однако не все они являются поло­жительными и социально приемлемыми. Возможны ценности и нормы преступного поведения. Кроме того, не всякая дея­тельность регулируется социокультурными ценностями и нор­мами, например творчество, требующее свободы личност­ного самовыражения. Важно создание условий для свободы научного, технического, художественного, в том числе соци­ального и социокультурного, творчества.

В нашем обществе распространение идей демократии при­водит к размыванию позитивных ценностей и норм, регулиру­ющих жизнедеятельность людей, и к увеличению различных видов отклоняющегося поведения. Это выдвигает требование отличать социокультурное творчество от нарушений норм и ценностей. Но как же быть, если любое творчество — это от­клонение от нормы? Нарушением ценностей и норм, отклоне­нием от них является и социокультурное творчество. По словам К. Маркса и Ф. Энгельса, каждый новый шаг вперед необходи­мо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом про­тив старого, отживающего, но освященного привычкой поряд­ка. Суть этого процесса, по Ф. И. Минюшеву, заключается в том, что, вопреки распространенному мнению, отклонения от принятых в данной культуре ценностно-нормативных коорди­нат поведения и взаимодействия людей не означают перехода к лишенному всяких норм и регулятивов поведению, а означают замену одних координат на другие [10, с. 59].