13.1. Социокультурное творчество
Рассмотрение социального и профессионального творчества в определенной мере связано с его широким и узким пониманием. Широкое понимание творчества, в сущности, есть отождествление его с деятельностью, с процессом деятельности. В этом смысле его можно рассматривать как повседневную деятельность отдельных личностей, социальных групп и общностей. Новое может быть не в виде конкретных предметов, а знаний, ценностей, норм, образцов, которые значимы для самого создателя (индивида, коллектива), а также всего общества и человеческого рода. В этом случае можно говорить о социальном творчестве. В широком понимании можно рассматривать в качестве творчества любую деятельность, если индивид или социальная группа открывают для себя в процессе той или иной деятельности что-то новое, например, получают новые знания и тем самым обогащают собственную личность.
Творчество в узком понимании — это новаторская деятельность, в результате которой появляется конкретный продукт, обладающий новизной для всего общества, региона, коллектива или индивида. При этом новизна может быть разного уровня и разной степени. Новое научное открытие, изобретение, художественное произведение создаются конкретными субъектами творчества, имеют авторство. Такое понимание творчества является общепринятым и вошло в различные словари. Однако следует заметить, что это характеризует лишь одну из сторон творчества, а именно профессиональное творчество.
Таким образом, стремления людей к созидательной деятельности в различных сферах можно подразделить на социальное и профессиональное. Социальное творчество — это высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. Его субъектами выступают народные массы, классы, социальные общности и группы, а также отдельные личности. Характер и формы социального творчества исторически обусловлены, поэтому созидательная энергия масс не всегда находит пути сознательной, свободной реализации, творческие устремления людей подавляются и подчиняются господствующей в обществе идеологии. На отдельных этапах истории социальная активность выражалась в классовой борьбе, результатом которой оказывалась революция. В связи с этим представляется важным создание условий для реализации и развития творческих способностей широких слоев населения. Способности к созиданию — не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности. Источником активности масс и отдельной личности являются существующие потребности и интересы, глубина и сложность решаемых задач. Появление новых социальных интересов, целей и задач, требующих неординарного подхода, активизирует людей.
Социальная активность является основой социального творчества народных масс. Существует множество определений социальной активности. Многие авторы стремятся подчеркнуть ее позитивно преобразующее начало [8, с. 7, 8]. Социально активной может быть названа и личность, не вносящая в свою деятельность преобразующего, творческого начала, но добросовестно, достаточно активно осуществляющая свои трудовые, общественные функции. В то же время социальная активность может быть связана и с деятельностью, наносящей обществу ущерб, вред.
В науке вычленяют уровни социальной активности: творческий, репродуктивно-творческий, репродуктивный, пассивный, отрицательный. Ленинградские ученые выделяют жизненные позиции:
а) высокого уровня активности, предполагающую высокий уровень активности и творчество:
б) среднего уровня активности, отличающуюся ответственным отношением к обязанностям, но с перевесом репродуктивной деятельности;
в) пассивную, которая характеризуется низким уровнем активности, конформизмом на здоровой основе, добрыми намерениями, но не подкрепленными навыками и умениями;
г) пассивную с потенциально негативной направленностью, в основе которой лежит скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований [см.: 8, с. 12].
Таким образом, высокий уровень социальной активности отождествляется с творческой активностью, когда создается подлинно новое. Социальная активность в этом случае достигает уровня творческой активности, направленной на создание нового, прогрессивного, связанного с решением принципиально новых задач. Эта активность отождествляется с самодеятельностью как свободной, сознательной деятельностью в различных сферах жизни общества. Она предполагает развитие всех способностей и талантов личности. Все это дает основания считать, что высший, творческий уровень социальной активности и есть социальное творчество, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности народа, в том числе в сфере культурной деятельности. Именно поэтому социокультурное творчество можно определить как создание новых знаний, ценностей, норм, образцов, регулирующих жизнедеятельность человека. По Ф. И. Минюшеву, социокультурное творчество — это творение общих образцов действий, принципов, выбора цели и соотношения цели и средств, ценностей, верований, а также символических средств, обеспечивающих коммуникацию этих смыслов и норм (мимика, жестикуляция, язык, образцы) [10, с. 54].
В процессе и результате социокультурного творчества происходят изменение и развитие элементов культуры, регулирующих поведение и деятельность миллионов людей, изменение тех элементов, которыми культура оснащает социальные процессы. Как происходят эти изменения, кто является творцом новых ценностей и норм? Ф. И. Минюшев считает, что существуют механизмы, действие которых происходит незаметно для поверхностного взгляда, но тем не менее неотвратимо, и результаты их действий приходят неизбежно [10, с. 54].
Творчество в социокультурной сфере также побуждается потребностью, но не отдельной личности, а социальной группы, общности, класса, народа. Представителей определенных слоев общества не удовлетворяют существующие знания, ценности, нормы, образцы, традиции, верования, и появляется потребность изменить их на новые. Этот процесс в нашей стране в определенных кругах начался еще в 70-е годы. В среде интеллигенции и молодежи появились люди, которых не удовлетворяли нормы и ценности, регулирующие социальную деятельность человека. У них назрела потребность изменить идеалы, образцы жизнедеятельности. В обществе начался процесс культурного оснащения новой потребности отдельных социальных групп, смена идеалов социализма на идеалы капитализма.
Однако появление нового, неизведанного и утверждение его в жизни для основной массы людей — процесс длительный и трудный, связанный с сознанием личности. Легче изменить внешнее поведение человека, чем его взгляды, убеждения, верования, идеалы. Этот процесс облегчается тем, что социокультурное творчество происходит повседневно и незаметно, за исключением резкой смены социального строя в связи с революцией или крутым поворотом в социально-экономических отношениях. Это приводит к изменениям социокультурных ориентаций небольшой группы людей, а также их навязыванию большинству населения, не имеющего реально созревших потребностей в изменении своих ценностей, идеалов, норм жизнедеятельности. Подобные процессы в социокультурном творчестве не обходятся без стрессов, психологических травм, а то и личных трагедий. Неожиданное появление новых ценностей в результате социокультурного творчества какой-либо социальной группы и их дальнейшего распространения на все общество действительно привело бы к трагическим последствиям для отдельной личности, если бы социокультурное творчество не содержало в себе элементов традиционного и инновационного.
Социокультурное творчество представляет собой взаимодействие личности (социальной группы, общности) и культуры. Личность является субъектом, культура — объектом. Потребности субъекта, как источники его активности, постоянно обновляются и развиваются по мере их удовлетворения. Таким образом, социальная группа, общность, отдельный индивид представляют собой динамичную, изменяющуюся часть социокультурного творчества. Объект является более стабильным, так как культура носит устоявшийся, упорядоченный характер. Она содержит в себе алгоритмы социальных действий, образцы поведения и деятельности, дающие людям жизненные ориентиры.
Во взаимодействии субъекта и объекта человек стремится изменить культуру — устоявшиеся знания, ценности, нормы, образцы, идеалы, представления, верования как не соответствующие новым назревшим потребностям. Но в своем стремлении он не может отбросить все прошлые социокультурные ценности и вносит лишь элементы новизны, сохраняя при этом традиционно устоявшееся. В противном случае каждое новое поколение человечества оказывалось бы в социокультурном вакууме и вынуждено было бы заново искать ориентиры своей жизнедеятельности. Сочетание стабильного и инновационного является важным принципом социокультурного творчества.
Существующие нормы и ценности в изменившихся общественных условиях (стабильное) не всегда могут служить ориентирами в действиях и поступках отдельного индивида или группы людей. В таких ситуациях наиболее творчески активные, одаренные люди оказываются способными отказаться от привычных норм жизнедеятельности и ориентироваться на новые, непривычные, созданные самостоятельно и адекватные данной ситуации. Эти вновь появившиеся социокультурные ценности постепенно могут стать ориентирами для большинства населения. Однако не все они являются положительными и социально приемлемыми. Возможны ценности и нормы преступного поведения. Кроме того, не всякая деятельность регулируется социокультурными ценностями и нормами, например творчество, требующее свободы личностного самовыражения. Важно создание условий для свободы научного, технического, художественного, в том числе социального и социокультурного, творчества.
В нашем обществе распространение идей демократии приводит к размыванию позитивных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, и к увеличению различных видов отклоняющегося поведения. Это выдвигает требование отличать социокультурное творчество от нарушений норм и ценностей. Но как же быть, если любое творчество — это отклонение от нормы? Нарушением ценностей и норм, отклонением от них является и социокультурное творчество. По словам К. Маркса и Ф. Энгельса, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. Суть этого процесса, по Ф. И. Минюшеву, заключается в том, что, вопреки распространенному мнению, отклонения от принятых в данной культуре ценностно-нормативных координат поведения и взаимодействия людей не означают перехода к лишенному всяких норм и регулятивов поведению, а означают замену одних координат на другие [10, с. 59].
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов