logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

15.1. Понятие и структура художественной культуры

Значительная часть свободного времени связана с худо­жественной культурой. Один из исследователей художествен­ной культуры рассматривает ее как совокупность созданных обществом ценностей, а также сам процесс их создания, рас­пространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком [4, с. 22]. Другой ученый понимает ху­дожественную культуру как культуру производства искусст­ва, его распространения, пропаганды, восприятия, понима­ния, наслаждения искусством и культуру эстетического вос­питания [4, с. 24]. Из этих и других определений следует, что художественная культура связана с искусством.

Как же они взаимодействуют, каковы особенности их вза­имосвязи? Искусство является центральным звеном худо­жественной культуры и представляет собой, с одной сторо­ны, продукт творчества, с другой — совокупность накоп­ленных обществом ценностей. По определению, это предметно-вещественный фонд художественной культуры [11, с. 15]. Например, картины, написанные художником и храня­щиеся в музеях; музыка, воплощенная в нотных знаках и из­данная в сборниках; литературное произведение в виде кни­ги и др. Но продукт творчества может быть и в форме акта деятельности (исполнение готового произведения). И созда­ние предметов искусства, и исполнение произведений есть процесс художественного творчества, эстетическая деятель­ность, которая входит в систему художественной культуры.

С социологической точки зрения искусство можно рас­сматривать как накопленные обществом художественные ценности, представляющие собой совокупность идей, взгля­дов, смыслов, концепций, воздействующих на сознание чело­века. В этом плане оно является не только компонентом ху­дожественной, но и частью духовной культуры общества. Благодаря этим ценностям произведение приобретает соци- ально-культурный смысл и увеличивает возможности худо­жественных впечатлений человека.

Искусство как предмет, собрание конкретных произве­дений, совокупность художественных ценностей превраща­ется в действительную ценность лишь через распростране­ние и восприятие человеком. Художник в процессе творче­ства создает произведение, но чтобы оно стало достоянием общества, отдельной личности, требуется его распростране­ние среди людей, способных адекватно воспринимать, ин­терпретировать и оценивать. Музыка И. С. Баха, непонятая своим поколением, была открыта для потомков 73 года спус­тя пианистом Мендельсоном Бартольди и превратилась в дей­ствительную ценность человечества. Именно эти процессы, связанные с потреблением, — главное деятельностное зве­но художественной культуры.

Для выявления отличительных особенностей и взаимосвя­зи искусства и художественной культуры важно раскрыть их природу и сущность. При анализе искусства в качестве глав­ной связи принято рассматривать "действительность — ху­дожник — произведение искусства" [11, с. 5]. В основе такой связи лежит теория отражения. Художник впитывает в себя всю окружающую действительность, преломляет через свое сознание в соответствии со своим мироощущением и отража­ет ее в художественном произведении, художественном обра­зе, представляющем собой модель действительности.

Природу и сущность художественной культуры, выража­ет связь иного характера — это "произведение искусства — публика — действительность" [11, с. 8]. Такая связь означа­ет, что художественная культура как бы начинается с вос­приятия и освоения публикой созданного художником про­изведения. Своей оценкой она определяет дальнейшую жизнь творения в обществе. Таким образом, можно говорить о ху­дожественной культуре общества как накопленных ценнос­тях и предметах искусства, а также по отношению к лично­сти — как об уровне восприятия и освоения созданных про­изведений.

Творцом произведений является художник, а в создании художественной культуры участвует и публика, которая из­влекает из произведения все возможное, превращает его в собственное достояние, дает через себя обществу ценности, делает их фактом духовной жизни, увеличивает художествен­ные впечатления, опыт. Если искусство — это готовые про­изведения, то художественная культура — воплощенные в них знания, ценности, нормы, образцы и процесс откры­тия человеком для себя этих ценностей, придание им конк­ретного функционального характера. Это своеобразный со­циокультурный слой, связанный с духовной деятельностью личности. Такое ее понимание наиболее полно соответству­ет социологическому анализу.

Художественная культура имеет свои признаки и свой­ства, специфику которых позволяют установить три па­раметра [11, с. 6]:

  1. художественные ценности, их качественный и количе­ственный состав, определяющий уровень эрудиции, осведом­ленности, простое знание произведений;

  2. совокупность знаний и навыков, раскрывающих воз­можность широкого общения с произведениями искусства, куда входит художественно-образное мышление, понимание, знание языка искусства; умение анализировать произведе­ние, выявлять его идеи и концепции, понимать единство со­держания и формы; развитый вкус; овладение способами эмоционального контакта с произведением, вживания в его образ и чувственное отражение;

  3. знания и опыт, которые определяют потребность в ис­кусстве, интерес к нему, стимулируют поиск и оказывают воздействие на его направленность, совершенствуют соб­ственное развитие, творчески дополняя, обогащая и преоб­разуя, интерпретируя впечатления от произведения; а так­же те знания и опыт, с которыми связаны особые формы деятельности людей по приобщению к художественным цен­ностям, поиску произведений, соответствующих своим зап­росам, ожиданиям, собственному внутреннему развитию.

Эти параметры характеризуют художественную культу­ру с точки зрения качества восприятия произведений ис­кусства публикой, если рассматривать ее в узком смысле слова. В более широком понимании — это ценности, опред- меченные в самих произведениях искусства и, конечно же, существующие в сознании личности и определяющие уро­вень восприятия на основе имеющихся способностей, зна­ний, опыта, потребностей и интересов. Такое представле­ние художественной культуры позволяет выделить в ней следующие компоненты:

    1. Свойства социального субъекта (личности, группы, клас­са, общества), которые необходимы для художественной де­ятельности: способности к созиданию и восприятию художе­ственных ценностей.

    2. Деятельность социального субъекта:

а) по созданию, сохранению, распространению и потреб­лению художественных ценностей;

б) по изучению процессов создания, сохранения, распро­странения и потребления художественных ценностей (худо­жественная критика, наука о культуре);

в) по целенаправленному воздействию на процессы созда­ния, хранения, распространения и потребления художествен­ных ценностей (управление, эстетическое воспитание).

    1. Продукты художественной культуры:

а) произведения искусства;

б) художественные элементы материальной и социальной среды;

    1. Институты, обеспечивающие процессы создания, хра­нения, распространения и освоения художественных ценнос­тей, а также изучение этих процессов и целенаправленное воздействие на них:

а) творческие союзы и организации, учреждения культу­ры и искусства;

б) художественные студии и кружки;

в) научные учреждения и учебные заведения культуры и искусства;

г) органы управления культурой [7, с. 184-185].

Все эти четыре компонента присутствуют в процессах производства, потребления, репродуцирования, тиражиро­вания, хранения и распространения художественных ценно­стей. Третья подсистема является своеобразным связующим звеном между первой и второй. Именно она обеспечивает продвижение продукта творчества от художника к публике и дает ему "путевку в жизнь".