15.1. Понятие и структура художественной культуры
Значительная часть свободного времени связана с художественной культурой. Один из исследователей художественной культуры рассматривает ее как совокупность созданных обществом ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком [4, с. 22]. Другой ученый понимает художественную культуру как культуру производства искусства, его распространения, пропаганды, восприятия, понимания, наслаждения искусством и культуру эстетического воспитания [4, с. 24]. Из этих и других определений следует, что художественная культура связана с искусством.
Как же они взаимодействуют, каковы особенности их взаимосвязи? Искусство является центральным звеном художественной культуры и представляет собой, с одной стороны, продукт творчества, с другой — совокупность накопленных обществом ценностей. По определению, это предметно-вещественный фонд художественной культуры [11, с. 15]. Например, картины, написанные художником и хранящиеся в музеях; музыка, воплощенная в нотных знаках и изданная в сборниках; литературное произведение в виде книги и др. Но продукт творчества может быть и в форме акта деятельности (исполнение готового произведения). И создание предметов искусства, и исполнение произведений есть процесс художественного творчества, эстетическая деятельность, которая входит в систему художественной культуры.
С социологической точки зрения искусство можно рассматривать как накопленные обществом художественные ценности, представляющие собой совокупность идей, взглядов, смыслов, концепций, воздействующих на сознание человека. В этом плане оно является не только компонентом художественной, но и частью духовной культуры общества. Благодаря этим ценностям произведение приобретает соци- ально-культурный смысл и увеличивает возможности художественных впечатлений человека.
Искусство как предмет, собрание конкретных произведений, совокупность художественных ценностей превращается в действительную ценность лишь через распространение и восприятие человеком. Художник в процессе творчества создает произведение, но чтобы оно стало достоянием общества, отдельной личности, требуется его распространение среди людей, способных адекватно воспринимать, интерпретировать и оценивать. Музыка И. С. Баха, непонятая своим поколением, была открыта для потомков 73 года спустя пианистом Мендельсоном Бартольди и превратилась в действительную ценность человечества. Именно эти процессы, связанные с потреблением, — главное деятельностное звено художественной культуры.
Для выявления отличительных особенностей и взаимосвязи искусства и художественной культуры важно раскрыть их природу и сущность. При анализе искусства в качестве главной связи принято рассматривать "действительность — художник — произведение искусства" [11, с. 5]. В основе такой связи лежит теория отражения. Художник впитывает в себя всю окружающую действительность, преломляет через свое сознание в соответствии со своим мироощущением и отражает ее в художественном произведении, художественном образе, представляющем собой модель действительности.
Природу и сущность художественной культуры, выражает связь иного характера — это "произведение искусства — публика — действительность" [11, с. 8]. Такая связь означает, что художественная культура как бы начинается с восприятия и освоения публикой созданного художником произведения. Своей оценкой она определяет дальнейшую жизнь творения в обществе. Таким образом, можно говорить о художественной культуре общества как накопленных ценностях и предметах искусства, а также по отношению к личности — как об уровне восприятия и освоения созданных произведений.
Творцом произведений является художник, а в создании художественной культуры участвует и публика, которая извлекает из произведения все возможное, превращает его в собственное достояние, дает через себя обществу ценности, делает их фактом духовной жизни, увеличивает художественные впечатления, опыт. Если искусство — это готовые произведения, то художественная культура — воплощенные в них знания, ценности, нормы, образцы и процесс открытия человеком для себя этих ценностей, придание им конкретного функционального характера. Это своеобразный социокультурный слой, связанный с духовной деятельностью личности. Такое ее понимание наиболее полно соответствует социологическому анализу.
Художественная культура имеет свои признаки и свойства, специфику которых позволяют установить три параметра [11, с. 6]:
художественные ценности, их качественный и количественный состав, определяющий уровень эрудиции, осведомленности, простое знание произведений;
совокупность знаний и навыков, раскрывающих возможность широкого общения с произведениями искусства, куда входит художественно-образное мышление, понимание, знание языка искусства; умение анализировать произведение, выявлять его идеи и концепции, понимать единство содержания и формы; развитый вкус; овладение способами эмоционального контакта с произведением, вживания в его образ и чувственное отражение;
знания и опыт, которые определяют потребность в искусстве, интерес к нему, стимулируют поиск и оказывают воздействие на его направленность, совершенствуют собственное развитие, творчески дополняя, обогащая и преобразуя, интерпретируя впечатления от произведения; а также те знания и опыт, с которыми связаны особые формы деятельности людей по приобщению к художественным ценностям, поиску произведений, соответствующих своим запросам, ожиданиям, собственному внутреннему развитию.
Эти параметры характеризуют художественную культуру с точки зрения качества восприятия произведений искусства публикой, если рассматривать ее в узком смысле слова. В более широком понимании — это ценности, опред- меченные в самих произведениях искусства и, конечно же, существующие в сознании личности и определяющие уровень восприятия на основе имеющихся способностей, знаний, опыта, потребностей и интересов. Такое представление художественной культуры позволяет выделить в ней следующие компоненты:
Свойства социального субъекта (личности, группы, класса, общества), которые необходимы для художественной деятельности: способности к созиданию и восприятию художественных ценностей.
Деятельность социального субъекта:
а) по созданию, сохранению, распространению и потреблению художественных ценностей;
б) по изучению процессов создания, сохранения, распространения и потребления художественных ценностей (художественная критика, наука о культуре);
в) по целенаправленному воздействию на процессы создания, хранения, распространения и потребления художественных ценностей (управление, эстетическое воспитание).
Продукты художественной культуры:
а) произведения искусства;
б) художественные элементы материальной и социальной среды;
Институты, обеспечивающие процессы создания, хранения, распространения и освоения художественных ценностей, а также изучение этих процессов и целенаправленное воздействие на них:
а) творческие союзы и организации, учреждения культуры и искусства;
б) художественные студии и кружки;
в) научные учреждения и учебные заведения культуры и искусства;
г) органы управления культурой [7, с. 184-185].
Все эти четыре компонента присутствуют в процессах производства, потребления, репродуцирования, тиражирования, хранения и распространения художественных ценностей. Третья подсистема является своеобразным связующим звеном между первой и второй. Именно она обеспечивает продвижение продукта творчества от художника к публике и дает ему "путевку в жизнь".
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов