10.1. Понятие деловой культуры
На стадии формирования демократического общества серьезной проблемой становится формирование повседневной культуры рыночных отношений. Одновременно встает вопрос о необходимости изучения этого феномена развития общества, основным направлением которого становится предпринимательская деятельность. В повседневности предпринимательство и бизнес употребляются как синонимы. Они обозначают "любое дело, избранное человеком в качестве своего личного призвания в сфере жизни общества, где людей связывают деньги, которые в этом случае являются, скорее всего, мерой оценки каждого со стороны всех других, оценки его деятельности, результатов деятельности в определенном культурой социуме" [5, с. 96].
Предпринимательство, как и все другие виды деятельности, выражает основные ценности культуры общества, регулируется ее нормами и шаблонами оценок. Оно дает возможность индивиду и обществу наиболее полно раскрыть потенциальные возможности. Предприниматель, бизнесмен, менеджер — наиболее активные элементы общества. Их деятельность протекает в определенном социокультурном пространстве. Они руководствуются этическими кодексами, ценностными ориентациями и нормами поведения, деятельности и общечеловеческими ценностями, находясь при этом под постоянным надзором общественного мнения.
С социально-этической точки зрения, предпринимательство представляет собой вид социального творчества, поскольку оно направлено на преобразование социальных отношений и окружающей среды. Рыночные отношения являются той средой, в которой формируется личность предпринимателя и в которой она реализует свои возможности. Ориентации предпринимателя в повседневной его жизнедеятельности показывают основные, специфические черты бизнеса в контексте культуры.
В чем же состоят основные специфические социокультурные особенности предпринимательства? Предприниматель, бизнесмен — ключевая фигура рынка. Предпринимательство ассоциируется с понятиями "динамизм", "инициатива", "риск", "успех". Особое значение для него имеет состояние экономической, социальной и политической среды. Оно прогрессирует благодаря признанию высшей и беспрекословной ценности свободы человека, его личной независимости.
Предприниматель добивается успеха лишь в том случае, если его инициативу поддерживают коллеги, группа, превратив ее в свою цель. При этом чаще всего используется природное честолюбие человека, его стремление к самореализации и самоутверждению. Предприниматель преследует, прежде всего, свой собственный интерес, но при этом служит достижению общественного блага, хотя сам над этим и не задумывается. Он является энергичным, инициативным человеком, стремится действовать максимально автономно, реализовать свои идеи, полностью раскрыть свои способности и возможности. Самостоятельность, свобода выбора деятельности и справедливость обладают для него самостоятельной ценностью. Предприниматель стремится к активности, которая утверждала бы его самоценность в бизнесе, благодаря чему обретает чувство удовлетворенности, стимулирующее дальнейшую деятельность.
Определенной проблемой в предпринимательской культуре является соотношение нравственных требований и норм предпринимательства. Не всегда нравственные действия приводят к успешному предпринимательству, в то время как безнравственные могут обернуться большей выгодой. Следовательно, моральные соображения не совпадают с деловыми. Бизнес затрагивает как индивидуальные, так и общественные интересы. Если мораль направлена на защиту общих интересов, то и бизнес служит общему благу. Если стремление к увеличению выгоды противоречит нормам морали, то бизнес вступает в конфликт с общественными интересами.
Деловые люди, принимающие этически сложные решения, часто не интересуются ценностью своих этических взглядов для других. Поэтому, по образному выражению, коммерческое поле сражений усыпано телами честных, задавленных людей, которые отдали предпочтение этике, поставив ее выше деловой жизни. Эта дилемма кажется неразрешимой и, возможно, к предпринимательству применима та мораль, нормы которой являются общими для всего общества [5, с. 97-103].
Деловая культура, связанная с предпринимательской деятельностью, в России только еще начинает складываться. На рубеже XIX и XX вв. она была достаточно развитой и определялась по таким критериям, как предмет деловой активности, цель, форма, тип взаимодействия и место потребителя [3, № 3, с. 19-20]. Предмет деловой активности во многом определяет содержание и форму деятельности, а также культуру ее организации. Главным предметом деловой активности предпринимателей России до 1917 г. на внешнем рынке было сырье, определявшее умение торговать. На внутреннем рынке активность концентрировалась вокруг предметов народного потребления, распространяемых предпринимателями во все уголки нашей страны с ее обширными пространствами.
Целью делового человека было не только стремление к личному обогащению, но и к удовлетворению от своего труда. Ведущую роль в его деятельности играла внутренняя мотивация, связанная с процессом, а не результатом. Ему была свойственна благотворительность, хотя наблюдались и хищничество, и стремление больше урвать у государства. Форма деловой активности носила в большей мере производственный характер, в то время как в Америке первоначальное накопление капитала происходило на спекулятивной основе (игра на бирже), в Англии — на промышленной, ростовщической. Тип взаимодействия был преимущественно открытый, благожелательный, многое определяло "честное купеческое слово". Хотя встречался и сухой, расчетливый тип, скорее всего, привнесенный из немецкой культуры времен Петра I. Но в России были слабо развиты взаимодействия предпринимателей с потребителями и работниками, на которые накладывал отпечаток крепостнический строй и его пережитки в общественном сознании.
Складывающаяся деловая культура предпринимателей была разрушена в 1917 г. Механизмами разрушения стали:
конфискация имущества, коснувшаяся не только помещиков и капиталистов, но и ремесленников и крестьян- середняков;
депрофессионализация населения, лишившая многих возможности заниматься привычным трудом, например, традиционно сложившимися промыслами;
внедрение общинных форм жизни, освободившее людей от необходимости проявления индивидуальной активности;
обобществление частной жизни, провозглашение семьи ячейкой общества, лишение ее экономической активности и заботы о собственном благополучии;
смешение всех наций и народностей под лозунгом создания единой общности — советский народ [3, № 3, с. 20-21].
Таким образом, были утрачены традиционные способы добывания средств к жизни и деловая культура предпринимателей дореволюционной России. В годы советской власти на ее месте развивалась деловая культура иного характера. Она была связана с государственной, административно-организационной структурой и общественной собственностью. Эта структура имела вертикальное строение, предполагала иерархическую лестницу власти и подчинения сверху донизу, что определяло проявление инициативы и самостоятельности властных структур и превращало в исполнителей трудящиеся массы, лишая их индивидуальной активности. Хотя и в годы застоя были моменты, когда предприятия работали на основе партнерских отношений. Но, тем не менее, деловая культура большинства предпринимателей была связана с такими ценностями, как долг, ответственность, исполнительность.
В конце 80-х гг. XX в. Россия снова вернулась к возрождению предпринимательской деятельности. Она как бы заново переживает годы нэпа, когда было разрешено предпринимательство, частное дело. Но за эти годы изменилась психология людей и вновь требуется развитие инициативы и активности, способности самостоятельно мыслить и заботиться о собственном благополучии. Надо создавать новую деловую культуру, предполагающую развитие горизонтальных отношений и связанных с ними ценностей и норм.
Что же такое деловая культура? В научном мире пока нет единого определения и подхода к этому понятию, о чем свидетельствует "круглый стол" ученых. Одни в центр внимания ставят нормы и ценности трудообмена и связывают это с радикальными изменениями, происходящими именно в обмене деятельностью. Нормы и ценности деятельности сегодня существенно отличаются от недавних. Раньше решающую роль играли в деловой активности предписания, правила, заданные сверху по соображениям государства без учета выгоды потребителя. Теперь же, в условиях перехода к рынку, начинают действовать нормы взаимной выгоды и доверия, надежности партнеров, договорности [3, № 3, с. 17-18].
В понятие деловой культуры другие ученые включают более емкое содержание, чем культура ведения дела и переговоров. Считают, что оно охватывает отношение людей к труду и их взаимоотношения, культуру организации дела и умение поднять его на определенную высоту [3, № 3, с. 18]. Третьи предлагают при определении деловой культуры исходить из понятия "культура", подразумевая при этом не только возможность создания человеком какого-то минимума ценностей, но и степень освоения опыта предшествующих поколений. При этом деловую культуру рассматривают в широком и узком смысле слова. В широком понимании — это ценности и отношение человека к труду вообще, в узком — это культура современного предпринимателя, бизнесмена, любого делового человека. Она включает в себя нормы и ценности, куль- туру делового общения, организации деятельности людей, а также высокую общую культуру [3, № 3, с. 19].
В соответствии с темой деловую культуру представляется возможным рассматривать в узком смысле слова как культуру предпринимателей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю.
В деловой культуре можно выделить два слоя: ценностный и ментальный. Ценностный слой выступает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и определяет этическую сторону деловых отношений. Он представляет собой основу профессиональной деятельности и включается автоматически благодаря знаниям, умениям, опыту. Этот слой выступает во многом как стереотип, как привычное служебное, должностное поведение, как конкретные, актуальные ценности и нормы практической деятельности. Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не работают и необходимо включить мышление. В условиях рыночной экономики, в ситуации свободы, перестали действовать традиционные, ставшие привычными деловые отношения. Люди начинают думать и конструируют новые ценности и нормы, которые, однако, скорее всего, являются абстрактными, далекими от практики деловой культуры. Их можно рассматривать как идеальную модель, созданную на уровне мышления, но еще не ставшую актуальной, определяющей поведение предпринимателя.
Ценности и нормы деловой культуры могут быть осознанны или неосознанны ее носителем. Важно вынести на уровень сознания те из них, которые управляют их поведением, чтобы можно было перестроить, изменить устаревшие стереотипы. Абстрактно представляемая идеальная деловая культура не всегда реализуется в конкретных действиях. Какой она будет в практике деятельности, зависит от реальной ситуации, привносящей в деловые отношения что-то от общей культуры, от стереотипов, архетипов и т. д. Абстрактная деловая культура, ее теоретически сконструированные в сознании деловых людей ценности и нормы основаны на общепринятых в цивилизованном мире. Они декларируются, но внутренне не всегда одобряются и выполняются, создается лишь внешняя видимость их принятия. Это выдвигает проблему соответствия идеальной модели деловой культуры цивилизованного предпринимателя ценностям и нормам, реально, определяющим действия и поступки современных российских предпринимателей в мире бизнеса.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов