logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

10.1. Понятие деловой культуры

На стадии формирования демократического общества се­рьезной проблемой становится формирование повседневной культуры рыночных отношений. Одновременно встает воп­рос о необходимости изучения этого феномена развития об­щества, основным направлением которого становится пред­принимательская деятельность. В повседневности предпри­нимательство и бизнес употребляются как синонимы. Они обозначают "любое дело, избранное человеком в качестве своего личного призвания в сфере жизни общества, где лю­дей связывают деньги, которые в этом случае являются, скорее всего, мерой оценки каждого со стороны всех дру­гих, оценки его деятельности, результатов деятельности в определенном культурой социуме" [5, с. 96].

Предпринимательство, как и все другие виды деятель­ности, выражает основные ценности культуры общества, регулируется ее нормами и шаблонами оценок. Оно дает воз­можность индивиду и обществу наиболее полно раскрыть потенциальные возможности. Предприниматель, бизнесмен, менеджер — наиболее активные элементы общества. Их де­ятельность протекает в определенном социокультурном про­странстве. Они руководствуются этическими кодексами, цен­ностными ориентациями и нормами поведения, деятельности и общечеловеческими ценностями, находясь при этом под постоянным надзором общественного мнения.

С социально-этической точки зрения, предприниматель­ство представляет собой вид социального творчества, посколь­ку оно направлено на преобразование социальных отноше­ний и окружающей среды. Рыночные отношения являются той средой, в которой формируется личность предпринима­теля и в которой она реализует свои возможности. Ориента­ции предпринимателя в повседневной его жизнедеятельнос­ти показывают основные, специфические черты бизнеса в контексте культуры.

В чем же состоят основные специфические социокуль­турные особенности предпринимательства? Предпринима­тель, бизнесмен — ключевая фигура рынка. Предпринима­тельство ассоциируется с понятиями "динамизм", "инициа­тива", "риск", "успех". Особое значение для него имеет состояние экономической, социальной и политической сре­ды. Оно прогрессирует благодаря признанию высшей и бес­прекословной ценности свободы человека, его личной неза­висимости.

Предприниматель добивается успеха лишь в том случае, если его инициативу поддерживают коллеги, группа, пре­вратив ее в свою цель. При этом чаще всего используется природное честолюбие человека, его стремление к самореа­лизации и самоутверждению. Предприниматель преследует, прежде всего, свой собственный интерес, но при этом слу­жит достижению общественного блага, хотя сам над этим и не задумывается. Он является энергичным, инициативным человеком, стремится действовать максимально автономно, реализовать свои идеи, полностью раскрыть свои способнос­ти и возможности. Самостоятельность, свобода выбора дея­тельности и справедливость обладают для него самостоятель­ной ценностью. Предприниматель стремится к активности, которая утверждала бы его самоценность в бизнесе, благода­ря чему обретает чувство удовлетворенности, стимулирую­щее дальнейшую деятельность.

Определенной проблемой в предпринимательской культу­ре является соотношение нравственных требований и норм предпринимательства. Не всегда нравственные действия при­водят к успешному предпринимательству, в то время как безнравственные могут обернуться большей выгодой. Следо­вательно, моральные соображения не совпадают с деловы­ми. Бизнес затрагивает как индивидуальные, так и обществен­ные интересы. Если мораль направлена на защиту общих ин­тересов, то и бизнес служит общему благу. Если стремление к увеличению выгоды противоречит нормам морали, то биз­нес вступает в конфликт с общественными интересами.

Деловые люди, принимающие этически сложные реше­ния, часто не интересуются ценностью своих этических взгля­дов для других. Поэтому, по образному выражению, ком­мерческое поле сражений усыпано телами честных, задав­ленных людей, которые отдали предпочтение этике, поставив ее выше деловой жизни. Эта дилемма кажется неразреши­мой и, возможно, к предпринимательству применима та мо­раль, нормы которой являются общими для всего общества [5, с. 97-103].

Деловая культура, связанная с предпринимательской де­ятельностью, в России только еще начинает складываться. На рубеже XIX и XX вв. она была достаточно развитой и определялась по таким критериям, как предмет деловой ак­тивности, цель, форма, тип взаимодействия и место по­требителя [3, № 3, с. 19-20]. Предмет деловой активности во многом определяет содержание и форму деятельности, а также культуру ее организации. Главным предметом дело­вой активности предпринимателей России до 1917 г. на внеш­нем рынке было сырье, определявшее умение торговать. На внутреннем рынке активность концентрировалась вокруг пред­метов народного потребления, распространяемых предпри­нимателями во все уголки нашей страны с ее обширными пространствами.

Целью делового человека было не только стремление к личному обогащению, но и к удовлетворению от своего тру­да. Ведущую роль в его деятельности играла внутренняя мо­тивация, связанная с процессом, а не результатом. Ему была свойственна благотворительность, хотя наблюдались и хищ­ничество, и стремление больше урвать у государства. Форма деловой активности носила в большей мере производствен­ный характер, в то время как в Америке первоначальное накопление капитала происходило на спекулятивной основе (игра на бирже), в Англии — на промышленной, ростовщи­ческой. Тип взаимодействия был преимущественно открытый, благожелательный, многое определяло "честное купеческое слово". Хотя встречался и сухой, расчетливый тип, скорее всего, привнесенный из немецкой культуры времен Петра I. Но в России были слабо развиты взаимодействия предпри­нимателей с потребителями и работниками, на которые на­кладывал отпечаток крепостнический строй и его пережитки в общественном сознании.

Складывающаяся деловая культура предпринимателей была разрушена в 1917 г. Механизмами разрушения стали:

  1. конфискация имущества, коснувшаяся не только по­мещиков и капиталистов, но и ремесленников и крестьян- середняков;

  2. депрофессионализация населения, лишившая многих возможности заниматься привычным трудом, например, тра­диционно сложившимися промыслами;

  3. внедрение общинных форм жизни, освободившее лю­дей от необходимости проявления индивидуальной активнос­ти;

  4. обобществление частной жизни, провозглашение се­мьи ячейкой общества, лишение ее экономической активно­сти и заботы о собственном благополучии;

  5. смешение всех наций и народностей под лозунгом созда­ния единой общности — советский народ [3, № 3, с. 20-21].

Таким образом, были утрачены традиционные способы добывания средств к жизни и деловая культура предприни­мателей дореволюционной России. В годы советской власти на ее месте развивалась деловая культура иного характера. Она была связана с государственной, административно-орга­низационной структурой и общественной собственностью. Эта структура имела вертикальное строение, предполагала иерар­хическую лестницу власти и подчинения сверху донизу, что определяло проявление инициативы и самостоятельности властных структур и превращало в исполнителей трудящи­еся массы, лишая их индивидуальной активности. Хотя и в годы застоя были моменты, когда предприятия работали на основе партнерских отношений. Но, тем не менее, деловая культура большинства предпринимателей была связана с та­кими ценностями, как долг, ответственность, исполнитель­ность.

В конце 80-х гг. XX в. Россия снова вернулась к возрожде­нию предпринимательской деятельности. Она как бы заново переживает годы нэпа, когда было разрешено предпринима­тельство, частное дело. Но за эти годы изменилась психоло­гия людей и вновь требуется развитие инициативы и актив­ности, способности самостоятельно мыслить и заботиться о собственном благополучии. Надо создавать новую деловую культуру, предполагающую развитие горизонтальных отно­шений и связанных с ними ценностей и норм.

Что же такое деловая культура? В научном мире пока нет единого определения и подхода к этому понятию, о чем свидетельствует "круглый стол" ученых. Одни в центр вни­мания ставят нормы и ценности трудообмена и связывают это с радикальными изменениями, происходящими именно в обмене деятельностью. Нормы и ценности деятельности се­годня существенно отличаются от недавних. Раньше решаю­щую роль играли в деловой активности предписания, прави­ла, заданные сверху по соображениям государства без учета выгоды потребителя. Теперь же, в условиях перехода к рын­ку, начинают действовать нормы взаимной выгоды и дове­рия, надежности партнеров, договорности [3, № 3, с. 17-18].

В понятие деловой культуры другие ученые включают более емкое содержание, чем культура ведения дела и пере­говоров. Считают, что оно охватывает отношение людей к труду и их взаимоотношения, культуру организации дела и умение поднять его на определенную высоту [3, № 3, с. 18]. Третьи предлагают при определении деловой культуры исхо­дить из понятия "культура", подразумевая при этом не толь­ко возможность создания человеком какого-то минимума цен­ностей, но и степень освоения опыта предшествующих поко­лений. При этом деловую культуру рассматривают в широком и узком смысле слова. В широком понимании — это ценности и отношение человека к труду вообще, в узком — это культу­ра современного предпринимателя, бизнесмена, любого дело­вого человека. Она включает в себя нормы и ценности, куль- туру делового общения, организации деятельности людей, а также высокую общую культуру [3, № 3, с. 19].

В соответствии с темой деловую культуру представля­ется возможным рассматривать в узком смысле слова как культуру предпринимателей, имея в виду при этом цен­ности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организа­ции деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю.

В деловой культуре можно выделить два слоя: ценност­ный и ментальный. Ценностный слой выступает как куль­турный феномен, который может передаваться как тради­ция и определяет этическую сторону деловых отношений. Он представляет собой основу профессиональной деятельности и включается автоматически благодаря знаниям, умениям, опыту. Этот слой выступает во многом как стереотип, как привычное служебное, должностное поведение, как конк­ретные, актуальные ценности и нормы практической дея­тельности. Ментальный слой деловой культуры связан с си­туациями, когда привычные нормы и ценности не работают и необходимо включить мышление. В условиях рыночной эко­номики, в ситуации свободы, перестали действовать тради­ционные, ставшие привычными деловые отношения. Люди начинают думать и конструируют новые ценности и нормы, которые, однако, скорее всего, являются абстрактными, да­лекими от практики деловой культуры. Их можно рассмат­ривать как идеальную модель, созданную на уровне мышле­ния, но еще не ставшую актуальной, определяющей пове­дение предпринимателя.

Ценности и нормы деловой культуры могут быть осознан­ны или неосознанны ее носителем. Важно вынести на уро­вень сознания те из них, которые управляют их поведени­ем, чтобы можно было перестроить, изменить устаревшие стереотипы. Абстрактно представляемая идеальная деловая культура не всегда реализуется в конкретных действиях. Какой она будет в практике деятельности, зависит от реаль­ной ситуации, привносящей в деловые отношения что-то от общей культуры, от стереотипов, архетипов и т. д. Абстрак­тная деловая культура, ее теоретически сконструированные в сознании деловых людей ценности и нормы основаны на общепринятых в цивилизованном мире. Они декларируются, но внутренне не всегда одобряются и выполняются, созда­ется лишь внешняя видимость их принятия. Это выдвигает проблему соответствия идеальной модели деловой культуры цивилизованного предпринимателя ценностям и нормам, ре­ально, определяющим действия и поступки современных рос­сийских предпринимателей в мире бизнеса.