4.2. Экономическая эффективность культуры
В культуре имеется множество ресурсов. Но всегда ли они используются с той эффективностью, которая позволяет считать, что отдельные субъекты и в целом вся отрасль соответствуют потребностям общества и справляются с решением стоящих перед ними проблем? В современной литературе отсутствует ответ на этот вопрос. Общепризнанного метода оценки эффективности культуры пока не существует.
Поскольку экономическая эффективность культуры может рассматриваться лишь через сферу культуры, то важно иметь представление о сфере культуры. Она включает в себя совокупность организаций, учреждений, предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно осуществляющих культурные процессы.
В рамках сферы культуры функционируют культурно- досуговые и театрально-зрелищные учреждения; учебные заведения внешкольного и специального образования; киностудии, базы и конторы кинопроката; издательства, редакции газет и журналов, полиграфическая промышленность. К ним относятся также учреждения книжной торговли и печати; телеграфные и информационные агентства; редакции радио и телевидения; студии звукозаписи, предприятия по производству грампластинок, кассет, дисков; а также предприятия по производству различной аппаратуры и оборудования.
Все области общественного развития в той или иной степени испытывают воздействие культуры, ибо общество — это социокультурное образование. Сфера культуры обеспечивает производство, хранение, распространение и освоение культурных благ и услуг, регулирует процессы воспитания и формирования личности, развивает культуру труда, быта и различных областей жизнедеятельности. Этот процесс эффективен, если опирается на реальный фундамент социально-экономической политики. В связи с этим можно говорить об экономической эффективности культуры, вложения в которую расцениваются не просто как необходимые, но и в конечном счете как экономически выгодные [7, с. 13].
Вопрос в том, что понимать под экономической эффективностью культуры или культурно-творческой деятельности. Вряд ли это можно отождествлять с чисто коммерческой выгодой, являющейся результатом торговой сделки между производителем и потребителем культурных услуг. Экономическая эффективность не всегда является и результатом культурно-творческой деятельности — концерта, спектакля, дискотеки, посещения музея и т. п. Культура приносит многократную экономическую прибыль обществу через человека, которого она формирует. Именно низкий культурный уровень личности объясняет материальные и духовные потери общества. Ассигнования культуры — это вложения в человека, а культурный человек есть источник всякого богатства и процветания.Проблема эффективности культуры в ее институционально-организационном и деятельностном выражении (в другом понимании культуры постановка вопроса о ее социальной эффективности может быть просто бессмысленной) — это проблема ее соответствия своему общественному назначению и участия в решении разнообразных социально значимых задач [7, с. 14]. Включение сферы культуры в их решение, а следовательно, определение экономической эффективности возможно с помощью анализа ее косвенного участия в циклах воспроизводства.
Прежде всего сфера культуры участвует в духовном воспроизводстве, в создании и передаче населению новых знаний, ценностей и норм, регулирующих отношения людей с обществом и друг с другом. Она распространяет новые модели и образцы поведения, способствует их усвоению и тем самым создает предпосылки социально-экономического, научно-технического и духовного развития общества. Общественно значимыми на данном этапе стали ценности, связанные с переходом к рыночной экономике. Сфера культуры, особенно средства массовой коммуникации, неустанно транслируют нормы, образцы поведения, связанные с предпринимательством, экономикой, политикой, и таким образом формируют готовность личности к активной трудовой деятельности, приносящей обществу прибыль.
Вторым циклом является воспроизводство рабочей силы. Участие культуры в этом процессе предполагает восстановление физических и психических сил человека. Рекреация осуществляется через смену деятельности, реализацию способностей, не связанных с основным видом работы, и удовлетворение многообразных потребностей личности в процессе потребления культурных ценностей. Освоение культуры населением происходит в основном в свободное время, и этому способствует непосредственно сфера культуры. Учреждения культуры и искусства стремятся сделать свободное время интересным по содержанию и форме, соответствующим запросам человека, развивающим его способности, духовный мир, снимающим психологическое напряжение, нагрузки и ритмы современной жизни, восстанавливая таким обра- ном силы человека для основной работы, в процессе которой он может принести наибольший экономический результат.
Сфера культуры участвует также в цикле воспроизводства товаров и услуг культурного и информационного назначения. В современных условиях этот цикл во многом связан с коммерческим сектором и включает в себя различного рода платные услуги. Воспроизводство товаров и услуг происходит в рамках культурно-досуговой деятельности населения и имеет непосредственную социально-экономическую эффективность.
Оценка деятельности сферы культуры в решении социально-экономических задач возможна также при анализе взаимодействия каналов распространения культуры с отдельными группами населения. При этом учитываются масштабы таких контактов, их различия в городской и сельской местности. Особое внимание обращается на передаваемые ценности и нормы, на их содержание, форму, связь с происходящими в обществе процессами, а также с традициями прошлого. Очевидно, что ценности и нормы, распространяемые средствами массовой коммуникации, не воспринимаются большинством населения. Они не учитывают ценностных ориен- таций, сформировавшихся за многие десятилетия, поэтому трудно говорить об их влиянии на старшее поколение. Но при этом они активно воздействуют на сознание молодежи, формируя установки на ценности, соответствующие современным рыночным отношениям.Такая оценка не может быть детальной, она довольно приблизительная, огрубленная и неточная. Дело в том, что характер взаимодействия культуры с социально-экономическими и социокультурными процессами нельзя определить сразу. Существенные сдвиги в знаниях, в нормативно-ценностных ориентациях, образцах поведения людей являются длительными. Невозможно сиюминутно сменить одни ценностные ориентации на другие. Сфера сознания представляет собой устойчивое образование и не поддается быстрому воздействию и перестройке. Правы участники дискуссии в том, что деньги, вложенные в развитие культуры, дадут результат лишь через десятилетия новыми поколениями цивилизованных, способных на взаимные компромиссы людей [5, с. 118]. Оценка эффективности культуры охватывает соответствующий временной интервал, например, поколенческий, составляющий 25-30 лет [2, с. 37]. Какое поколение вырастет под воздействием каналов культуры, их продукции, представляющей чаще всего маргинальные элементы массовой культуры, как они влияют на социально-экономические процессы, можно будет судить не раньше, чем через 20 лет. Хотя уже сегодня наблюдается повышение агрессивности молодежи, как губка впитывающей в себя навязываемые ценности и нормы.
Однако и включение временных интервалов оценки эффективности культуры имеет свои трудности, связанные с неопределенностью результатов. Трудно определить, за счет каких факторов в течение 25-30 лет произошло развитие и формирование личности, какова доля культуры в этом процессе. В связи с этим открытым остается вопрос о критериях социально-экономической эффективности. В ряде случаев стали практиковать различные программы развития культуры, но встает проблема соответствия затрат на их реализацию и предполагаемых результатов.
В последние годы появились различные подходы, к решению проблемы оценки эффективности в сфере культуры. В частности, предлагается оценивать ее в зависимости от принимаемых хозяйственных решений [1, с. 27]. При этом считается, что:
Во-первых, при выборе хозяйственных решений огромную роль играет субъективный фактор, т. е. социальный статус, место человека в системе выбора решений, права и полномочия, что позволяет ему осуществить приоритетный выбор. Кроме того, решение зависит от индивидуальных вкусов, пристрастий, характера и духовых потребностей личности, которые свидетельствуют о ее культурном уровне.
Во-вторых, на масштабы принимаемых решений влияет объективный набор таких факторов, как наличие и объем
имеющихся ресурсов в сфере культуры, которые можно учитывать при оценке ее эффективности. Одно дело, когда решение о развитии материально-технической базы принимается в условиях богатых средств муниципалитета и совсем другое — когда денег не хватает.
В-третьих, отдельные виды деятельности в сфере культуры экономически взаимозаменяемы и конкурентоспособны. Конкуренция возможна между активными субъектами — творцами культурного продукта и между пассивными субъектами — потребителями культурных благ и услуг. В условиях ограниченных ресурсов может возникнуть вопрос, какому из видов деятельности отдать предпочтение.
Результаты принятия решений будут разными, поэтому хозяйственник всякий раз должен взвешивать его последствия. Он должен предвидеть, какую оценку то или иное решение получит с точки зрения общественных или государственных интересов. Есть некий общепризнанный параметр оценки экономической эффективности деятельности — это прибыль. Но в современных условиях нет однозначной рекомендации использовать прибыль в качестве абсолютной истины при оценке деятельности, выходящей за рамки коммерческой.
Во всех других сферах гораздо проще измерить социально-экономическую эффективность. В культуре, где необходимо учитывать социальные, экономические, технологические и организационные аспекты, трудно использовать денежные измерители и количественные показатели. Они неприемлемы при учете социокультурных результатов, тем более, невозможны при оценке длительного периода.
Взаимосвязь сферы культуры и социально-экономического развития общества очевидна. Однако до сих пор существуют трудности, связанные с "остаточным" принципом финансирования и с налогообложением. От вложений в куль- туру, освобождения ее от налогов в выигрыше окажется будущее общество. Мы — переходное, потерянное во многом поколение, которое трудно переориентировать. Но в перспективе, когда культура реально будет воздействовать на все без исключения сферы человеческой деятельности — от политики до технологии, — общество станет неизмеримо богаче [5, с. 118].
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов