10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
Понятие "цивилизованный предприниматель" непосредственно связано с цивилизованным рынком и предпринимателем. Успешным может быть только предприниматель с высоким уровнем общей и деловой культуры. По проведенным исследованиям, наиболее приоритетными оказались гуманность, надежность, высокая общая культура, умение красиво одеваться, правильно говорить. Причем надежность не в плане финансовых возможностей, а в выполнении условий сделки и обеспечении выживания коллектива в сложных ситуациях.
В России произошло резкое увеличение числа людей, называющих себя предпринимателями, субъектами рынка. Среди них — вышедшие из сферы теневой экономики, из номенклатурно-комсомольской и научной среды, а также те, родители которых по своей профессии и месту работы принадлежат к военно-промышленному комплексу [9, с. 39]. Но у них нет исходной базы для этой деятельности, они обременены штампами, ценностями и нормами прошлых лет. У многих иждивенческая, потребительская психология, сформированная самой системой воспитания в семье и школе. Они ориентированы на западный стиль деловых отношений, но в реальном поведении часто демонстрируют патриархальные традиции.
Отечественные и зарубежные ученые считают, что российские бизнесмены ведут себя как капиталисты-грабители начала XX в., лишены чувства социальной ответственности. Это обстоятельство говорит, скорее всего, об общих закономерностях, действующих в мире бизнеса в период накопления капитала независимо от уровня развития общества, в недрах которого происходит переход к рыночным отношениям. Пока еще далеки от нашей реальности такие черты предпринимателей, как надежность, честность, благожелательность и др. Это извращает суть рыночной экономики и формирует в сознании людей общее негативное отношение к ней. В связи с этим важно выработать критерии цивилизованного предпринимателя, которые служили бы ориентирами и реализовывались бы в практической деятельности бизнесменов. Исследователи выделяют несколько критериев [3, № 3, с. 22-23], согласно которым цивилизованным может считаться тот, кто:
создает рабочие места для других. С этой точки зрения нельзя считать цивилизованным любого коммерсанта, совершающего челночные рейсы за низкокачественными товарами широкого потребления; •
ставит заработную плату своих работников в зависимость от успеха фирмы. Это способствует улучшению мотивации деятельности, является хорошим стимулом для ответственного, добросовестного труда, повышения качества своей работы;
при "столкновениях с трудностями разделяет тяготы фирмы вместе со всеми, не решает проблемы за счет работников. У нас же стало правилом регулирование возникших трудностей за счет других, примером тому являются инвестиционные фонды;
работает на насыщение рынка товарами по доступным ценам. В нашей стране пока мало кто занимается налаживанием своего производства, уменьшением издержек и продажей продукции по более низким ценам. Рынок насыщен товарами импортного производства, в то время как своя продукция залеживается на складах;
вкладывает деньги в производство, в собственные материальные ценности, в развитие социальной сферы. И по этому критерию наш предприниматель далек от цивилизованного.
Таким образом, цивилизованным можно считать такого предпринимателя, который создает рабочие места для других, заботится о благе своих работников и удовлетворении запросов потребителей, стремится приносить пользу своей деятельностью не только себе, но и окружающим людям и обществу в целом. Это человек, ориентирующийся на стратегические линии развития, а не на сиюминутную выгоду. Формирование такого предпринимателя предполагает создание нормативной базы цивилизованной деятельности, а также налоговой системы, стимулирующей меценатство. Важным становится доведение до предпринимателя знаний о деловой культуре и качествах, ее составляющих.
На какие же ценности ориентируются современные российские предприниматели? В исследованиях социологов иерархия ценностей выстроилась таким образом:
быть независимым — 58,6%;
иметь близких по духу сотрудников — 39,7%;
заработать хорошие деньги, иметь высокий уровень жизни — 34,8%;
реализовать свои личные качества — 34,2%;
работать с высококвалифицированными коллегами — 31,2%;
создать себе высокую деловую репутацию — 27,6%;
реализовать свои профессиональные качества — 25,0%;
работать над сложными, интересными проблемами — 20,0%;
реализовать организаторские способности — 20,1%;
решать важные для общества проблемы — 16,2%;
работать без перегрузок — 12,7%; занять престижную должность — 6,11 % [2, с. 55].
Приведенные данные подтверждают ориентацию бизнесменов на западные ценности, среди которых главной оказалась "независимость". Однако понимают ее по-разному. Если на Западе она связана с успехом дела, то у нас граничит с абсолютной свободой. Немаловажную роль играют межличностные отношения, контакты по духу, а не чисто деловые отношения и, конечно же, стремление к материальному благополучию, а также к самореализации. В целом можно сказать, что личные интересы преобладают, общественные важны лишь для 16,2% предпринимателей.
В результате других исследований среди системы ценностей доминирующими оказались три жизненные позиции предпринимателей: 1) самореализация (возможность реализовать свои способности); 2) материальный успех; 3) благополучие родных и возможность занять достойное положение в обществе [10, с. 111]. Эти данные также свидетельствуют о преобладании личностных ценностей над общественными. Кроме того, для всех оказалось характерным отсутствие заинтересованности проблемами социокультурной среды.
Определенный интерес представляет оценка качеств российских предпринимателей населением и экспертами. Лидирующими качествами оказались энергичность, инициативность, находчивость, хорошие организаторские способности. Но лишь 13% назвали среди качеств профессионализм, компетентность, знание своего дела. Данные свидетельствуют о том, что в нашем бизнесе пока мало профессионалов. Это люди решительные, энергичные, и с ними многие связывают возможность оздоровления общества через насыщение рынка потребительскими товарами, снижающими дефицит. В то же время дают им и негативные оценки, выделяя такие главные отрицательные качества, как рвачество, стремление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах, потребительское отношение к людям, кичливость, самореклама, хвастовство. Если положительные оценки касаются деловых качеств, то отрицательные характеризуют моральный облик бизнесмена, культуру его личности [8 с. 38].
Каким же образом деловые качества и моральный облик проявляются на переговорах и при заключении сделок? Переговоры представляют собой горизонтальные отношения между людьми в деловом мире, и именно они демонстрируют некоторые специфические особенности деловой культуры [3, № 3, с. 25]. Большинство отечественных менеджеров и предпринимателей — это люди, привыкшие действовать в системе вертикальных отношений (руководитель—подчиненный). В условиях рынка действуют горизонтальные отношения равноправных партнеров. Попадая в такую ситуацию, у наших предпринимателей, независимо от их сознания, включаются психологические установки на давление, нажим, проявляются жесткость позиций и стремление навязать партнеру свои условия.
Другой специфической чертой российской деловой культуры при переговорах является склонность бизнесменов к манипулированию, к завуалированию целей и сокрытию своих интересов. Эта привычка скрывать, утаивать сформировалась в предыдущие годы как нормальное условие для выживания. При заключении контрактов она недопустима. Наши же участники переговоров порой даже не осознают своих целей и не стремятся к этому, не говоря уже о том, чтобы четко представлять интересы своих партнеров. Чаще они обсуждают лишь свои дела, не интересуясь объективной картиной позиции другой, альтернативной группы.
Еще одна особенность деловой культуры отечественных предпринимателей связана с решением деловых проблем на уровне межличностных отношений, заменяющих контрактные. Главными критериями в них становятся симпатии и антипатии, родственная, клановая зависимость. И сегодня для наших руководителей решение деловых вопросов оказывается окрашенным личным контекстом, эмоциональной характеристикой — неприятная ситуация, страх, доверие, ассоциация с банкетом, являющимися ценностями межличностных отношений, а не деловых. Западные бизнесмены при деловых отношениях проявляют бесстрастность и минимум эмоций, для них главными ценностями являются контракт, договор, интересы сторон, партнерство и т. д.
Особенностью российской деловой культуры является и установка на сиюминутную выгоду, воспитанная многолетним дефицитом. Предприниматели хватаются за минимально выгодные сделки, не изучив возможностей партнера, не раскрыв его планов. Исследования подтверждают, что российские деловые люди не используют имеющееся у них время на поиск и проработку возможностей своих партнеров, выяснение их позиции. Они стараются быстро заключить сделку и отделаться от партнера. В связи с этим важно работать по перестройке установки на признание интересов партнера, их изучение. Имеет значение также выработка правил игры, которые заранее оговариваются и признаются обеими сторонами. Для наших бизнесменов неприятна сама мысль об этом, она вызывает сопротивление.
Деловая культура связана и с культурой управления. Мы сталкиваемся с управленческой некомпетентностью, имеющей два признака [3, № 3, с. 28-29]: 1) нереализуемость решений, которая была в культуре прошлых лет и продолжает расширяться и углубляться сейчас; 2) служебный блеф, выражающийся в сокрытии резервов, имеющихся ресурсов и пустых обещаниях. Новые управленцы пользуются старой деловой культурой, но в еще более уродливом проявлении, чем это было раньше. Переход- из оппозиции в реальную власть не помог им приобрести новую деловую культуру, овладеть ее истинными ценностями и нормами. Продолжают преобладать вертикальные связи над горизонтальными, принимаются решения, отвергающие предыдущие, либо дающие результат, обратный ожидаемому. Остается страх потерять целостность организационно-управленческой структуры. Руководители продолжают контролировать действия субъектов, не видя главного — достижения результатов их деятельности. Остаются проблемы и этического характера, проявляющиеся в необязательности.
Однако в отечественной деловой культуре есть и положительное — это исполнительность, воспитанная самой системой. Вертикальная структура деловых отношений руководства и подчинения, иерархическая система управления обусловили формирование у преобладающей части населения таких качеств и свойств личности, как ответственность, добросовестность в выполнении решений, инструкций, приказов. В современных условиях повсеместного спада производства именно за счет исполнительности удается сохранить народное хозяйство от полного разрушения.
В последние годы объектом исследования социологов стали женщины-менеджеры. XXI век определяется как "век женщины" и характеризуется активным освоением ими сфер политики и бизнеса. Они проявляют высокую степень адаптации к меняющимся социально-экономическим и социокультурным условиям. Женщины выработали собственные технологии современного бизнеса и возглавляют крупные и успешно работающие организации. Стиль женского руководства и образ женщины-руководителя становится все более привлекательным для изучения.
В результате исследований вырисовываются различные характеристики современной деловой женщины [11, с. 60-61]. Так, в процессе принятия решений предлагаемые варианты активно обсуждаются с подчиненными. По мнению авторов исследований, женщины проявляют таким образом повышенную бюрократичность, по сравнению с мужчинами. Однако можно возразить и интерпретировать такой стиль как проявление демократичности. Способ организации труда представляет собой четкое распределение функций и выглядит более бюрократичным, чем у мужчин. В целом женщины демонстрируют два основных стиля поведения: бюрократический и партнерский, что соответствует мужскому стилю.
Организационная культура женщин характеризуется по четырем основным параметрам: дистанция власти, стремление избежать неопределенности, "индивидуализм-коллективизм", "мужественность-женственность". В 50% обследованных организаций, возглавляемых женщинами, дистанция власти довольно мала. Ярко выражено стремление избежать неопределенности, оно присутствует у 70% женщин-руко- водителей, в то время как 53% мужчин воспринимают частые случаи неопределенности как нормальные. Эти данные свидетельствуют о повышенной тревожности женщин, что связано, скорее всего, с ее эмоциональностью.
По параметру "мужественность-женственность" выявлена большая, чем у мужчин, приверженность мужским ценностям, таким как активность, независимость, решительность и др. Женщины считают, что наличие в предпринимательской среде таких качеств, как доброта и открытость, препятствуют достижению целей в бизнесе. Предпочтение отдается энергичности, организаторским способностям, профессионализму, инициативности. Эти ориентации свидетельствуют, скорее всего, о сопротивлении женщин своей сущности, стремлении преодолеть в себе стереотипное восприятие женской мягкости в женщине-руководителе.
По параметру "индивидуализм-коллективизм" выявлено влияние ценностей национально-этнической культуры. Среди организаций, возглавляемых женщинами, преобладающей является ориентация на коллективизм (70%), что практически не отличается от ситуации в фирмах, работающих под руководством мужчин. В связи с этим можно отметить, что, начиная с 90-х гг., в России декларируются и транслируются индивидуалистические ценности, противоречащие глубинным архетипам коллективного бессознательного, что и показывают исследования.
Образ успешного женщины-менеджера присутствует и в других исследованиях. Определенный интерес представляет сравнительный анализ образа успешного менеджера с точки зрения женщин-руководителей и самооценки собственного стиля управления и ценностных ориентаций [12, с. 52-55]. По результатам исследований, для женщин образ успешного менеджера связан прежде всего с этическими стандартами, с такими качествами, как честность, активность, трудолюбие, пунктуальность, ответственность, уравновешенность.
В самооценке максимальные баллы получили также такие деловые качества, как трудолюбие, ответственность, уравновешенность и такие личные качества, как скромность, честность, приветливость. Наименьшее число оценок получили щедрость, доверчивость, открытость. Как утверждают авторы, бытующее в массовом сознании представление о том, что женщина — более мягкий и доверчивый менеджер, не подтверждается оценками, которые сами руководительницы дают своим качествам и стилю управления. И хотя идеальный образ смещен у женщин в сторону "гуманного менеджера", собственный стиль управления, который они вынуждены реализовывать в конкретной жизни фирмы, подобным образом можно охарактеризовать лишь отчасти.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов