logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России

Понятие "цивилизованный предприниматель" непосред­ственно связано с цивилизованным рынком и предпринима­телем. Успешным может быть только предприниматель с высоким уровнем общей и деловой культуры. По проведен­ным исследованиям, наиболее приоритетными оказались гу­манность, надежность, высокая общая культура, умение красиво одеваться, правильно говорить. Причем надежность не в плане финансовых возможностей, а в выполнении усло­вий сделки и обеспечении выживания коллектива в сложных ситуациях.

В России произошло резкое увеличение числа людей, называющих себя предпринимателями, субъектами рынка. Среди них — вышедшие из сферы теневой экономики, из номенклатурно-комсомольской и научной среды, а также те, родители которых по своей профессии и месту работы при­надлежат к военно-промышленному комплексу [9, с. 39]. Но у них нет исходной базы для этой деятельности, они обремене­ны штампами, ценностями и нормами прошлых лет. У многих иждивенческая, потребительская психология, сформирован­ная самой системой воспитания в семье и школе. Они ориен­тированы на западный стиль деловых отношений, но в ре­альном поведении часто демонстрируют патриархальные традиции.

Отечественные и зарубежные ученые считают, что рос­сийские бизнесмены ведут себя как капиталисты-грабители начала XX в., лишены чувства социальной ответственности. Это обстоятельство говорит, скорее всего, об общих закономернос­тях, действующих в мире бизнеса в период накопления капи­тала независимо от уровня развития общества, в недрах кото­рого происходит переход к рыночным отношениям. Пока еще далеки от нашей реальности такие черты предпринимателей, как надежность, честность, благожелательность и др. Это из­вращает суть рыночной экономики и формирует в сознании людей общее негативное отношение к ней. В связи с этим важ­но выработать критерии цивилизованного предпринимателя, которые служили бы ориентирами и реализовывались бы в прак­тической деятельности бизнесменов. Исследователи выделяют несколько критериев [3, № 3, с. 22-23], согласно которым ци­вилизованным может считаться тот, кто:

  1. создает рабочие места для других. С этой точки зрения нельзя считать цивилизованным любого коммерсанта, совер­шающего челночные рейсы за низкокачественными товара­ми широкого потребления; •

  2. ставит заработную плату своих работников в зависи­мость от успеха фирмы. Это способствует улучшению моти­вации деятельности, является хорошим стимулом для ответ­ственного, добросовестного труда, повышения качества сво­ей работы;

  3. при "столкновениях с трудностями разделяет тяготы фирмы вместе со всеми, не решает проблемы за счет работ­ников. У нас же стало правилом регулирование возникших трудностей за счет других, примером тому являются инвес­тиционные фонды;

  4. работает на насыщение рынка товарами по доступным ценам. В нашей стране пока мало кто занимается налажива­нием своего производства, уменьшением издержек и прода­жей продукции по более низким ценам. Рынок насыщен то­варами импортного производства, в то время как своя про­дукция залеживается на складах;

  5. вкладывает деньги в производство, в собственные ма­териальные ценности, в развитие социальной сферы. И по этому критерию наш предприниматель далек от цивилизо­ванного.

Таким образом, цивилизованным можно считать такого предпринимателя, который создает рабочие места для дру­гих, заботится о благе своих работников и удовлетворении запросов потребителей, стремится приносить пользу сво­ей деятельностью не только себе, но и окружающим людям и обществу в целом. Это человек, ориентирующийся на стра­тегические линии развития, а не на сиюминутную выгоду. Формирование такого предпринимателя предполагает созда­ние нормативной базы цивилизованной деятельности, а так­же налоговой системы, стимулирующей меценатство. Важ­ным становится доведение до предпринимателя знаний о деловой культуре и качествах, ее составляющих.

На какие же ценности ориентируются современные рос­сийские предприниматели? В исследованиях социологов иерархия ценностей выстроилась таким образом:

Приведенные данные подтверждают ориентацию бизнесме­нов на западные ценности, среди которых главной оказалась "независимость". Однако понимают ее по-разному. Если на За­паде она связана с успехом дела, то у нас граничит с абсолют­ной свободой. Немаловажную роль играют межличностные от­ношения, контакты по духу, а не чисто деловые отношения и, конечно же, стремление к материальному благополучию, а также к самореализации. В целом можно сказать, что лич­ные интересы преобладают, общественные важны лишь для 16,2% предпринимателей.

В результате других исследований среди системы ценно­стей доминирующими оказались три жизненные позиции предпринимателей: 1) самореализация (возможность реали­зовать свои способности); 2) материальный успех; 3) благопо­лучие родных и возможность занять достойное положение в обществе [10, с. 111]. Эти данные также свидетельствуют о преобладании личностных ценностей над общественными. Кроме того, для всех оказалось характерным отсутствие за­интересованности проблемами социокультурной среды.

Определенный интерес представляет оценка качеств рос­сийских предпринимателей населением и экспертами. Лиди­рующими качествами оказались энергичность, инициатив­ность, находчивость, хорошие организаторские способности. Но лишь 13% назвали среди качеств профессионализм, ком­петентность, знание своего дела. Данные свидетельствуют о том, что в нашем бизнесе пока мало профессионалов. Это люди решительные, энергичные, и с ними многие связывают возможность оздоровления общества через насыщение рын­ка потребительскими товарами, снижающими дефицит. В то же время дают им и негативные оценки, выделяя такие глав­ные отрицательные качества, как рвачество, стремление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах, потребительское отношение к людям, кичливость, саморек­лама, хвастовство. Если положительные оценки касаются деловых качеств, то отрицательные характеризуют мораль­ный облик бизнесмена, культуру его личности [8 с. 38].

Каким же образом деловые качества и моральный облик проявляются на переговорах и при заключении сделок? Пе­реговоры представляют собой горизонтальные отношения между людьми в деловом мире, и именно они демонстриру­ют некоторые специфические особенности деловой культу­ры [3, № 3, с. 25]. Большинство отечественных менеджеров и предпринимателей — это люди, привыкшие действовать в системе вертикальных отношений (руководитель—подчинен­ный). В условиях рынка действуют горизонтальные отноше­ния равноправных партнеров. Попадая в такую ситуацию, у наших предпринимателей, независимо от их сознания, вклю­чаются психологические установки на давление, нажим, про­являются жесткость позиций и стремление навязать парт­неру свои условия.

Другой специфической чертой российской деловой куль­туры при переговорах является склонность бизнесменов к манипулированию, к завуалированию целей и сокрытию сво­их интересов. Эта привычка скрывать, утаивать сформиро­валась в предыдущие годы как нормальное условие для вы­живания. При заключении контрактов она недопустима. Наши же участники переговоров порой даже не осознают своих целей и не стремятся к этому, не говоря уже о том, чтобы четко представлять интересы своих партнеров. Чаще они обсуждают лишь свои дела, не интересуясь объективной кар­тиной позиции другой, альтернативной группы.

Еще одна особенность деловой культуры отечественных предпринимателей связана с решением деловых проблем на уровне межличностных отношений, заменяющих контрак­тные. Главными критериями в них становятся симпатии и антипатии, родственная, клановая зависимость. И сегодня для наших руководителей решение деловых вопросов оказыва­ется окрашенным личным контекстом, эмоциональной харак­теристикой — неприятная ситуация, страх, доверие, ассо­циация с банкетом, являющимися ценностями межличност­ных отношений, а не деловых. Западные бизнесмены при деловых отношениях проявляют бесстрастность и минимум эмоций, для них главными ценностями являются контракт, договор, интересы сторон, партнерство и т. д.

Особенностью российской деловой культуры является и установка на сиюминутную выгоду, воспитанная многолет­ним дефицитом. Предприниматели хватаются за минимально выгодные сделки, не изучив возможностей партнера, не раскрыв его планов. Исследования подтверждают, что рос­сийские деловые люди не используют имеющееся у них вре­мя на поиск и проработку возможностей своих партнеров, выяснение их позиции. Они стараются быстро заключить сделку и отделаться от партнера. В связи с этим важно рабо­тать по перестройке установки на признание интересов парт­нера, их изучение. Имеет значение также выработка правил игры, которые заранее оговариваются и признаются обеими сторонами. Для наших бизнесменов неприятна сама мысль об этом, она вызывает сопротивление.

Деловая культура связана и с культурой управления. Мы сталкиваемся с управленческой некомпетентностью, имею­щей два признака [3, № 3, с. 28-29]: 1) нереализуемость ре­шений, которая была в культуре прошлых лет и продолжает расширяться и углубляться сейчас; 2) служебный блеф, вы­ражающийся в сокрытии резервов, имеющихся ресурсов и пустых обещаниях. Новые управленцы пользуются старой деловой культурой, но в еще более уродливом проявлении, чем это было раньше. Переход- из оппозиции в реальную власть не помог им приобрести новую деловую культуру, овладеть ее истинными ценностями и нормами. Продолжают преобладать вертикальные связи над горизонтальными, при­нимаются решения, отвергающие предыдущие, либо даю­щие результат, обратный ожидаемому. Остается страх поте­рять целостность организационно-управленческой структуры. Руководители продолжают контролировать действия субъек­тов, не видя главного — достижения результатов их дея­тельности. Остаются проблемы и этического характера, про­являющиеся в необязательности.

Однако в отечественной деловой культуре есть и поло­жительное — это исполнительность, воспитанная самой системой. Вертикальная структура деловых отношений руко­водства и подчинения, иерархическая система управления обусловили формирование у преобладающей части населе­ния таких качеств и свойств личности, как ответственность, добросовестность в выполнении решений, инструкций, при­казов. В современных условиях повсеместного спада произ­водства именно за счет исполнительности удается сохранить народное хозяйство от полного разрушения.

В последние годы объектом исследования социологов ста­ли женщины-менеджеры. XXI век определяется как "век женщины" и характеризуется активным освоением ими сфер политики и бизнеса. Они проявляют высокую степень адап­тации к меняющимся социально-экономическим и социокуль­турным условиям. Женщины выработали собственные тех­нологии современного бизнеса и возглавляют крупные и ус­пешно работающие организации. Стиль женского руководства и образ женщины-руководителя становится все более привлекательным для изучения.

В результате исследований вырисовываются различные характеристики современной деловой женщины [11, с. 60-61]. Так, в процессе принятия решений предлагаемые варианты активно обсуждаются с подчиненными. По мнению авторов исследований, женщины проявляют таким образом повышен­ную бюрократичность, по сравнению с мужчинами. Однако можно возразить и интерпретировать такой стиль как прояв­ление демократичности. Способ организации труда представ­ляет собой четкое распределение функций и выглядит более бюрократичным, чем у мужчин. В целом женщины демонст­рируют два основных стиля поведения: бюрократический и партнерский, что соответствует мужскому стилю.

Организационная культура женщин характеризуется по четырем основным параметрам: дистанция власти, стремле­ние избежать неопределенности, "индивидуализм-коллекти­визм", "мужественность-женственность". В 50% обследован­ных организаций, возглавляемых женщинами, дистанция власти довольно мала. Ярко выражено стремление избежать неопределенности, оно присутствует у 70% женщин-руко- водителей, в то время как 53% мужчин воспринимают час­тые случаи неопределенности как нормальные. Эти данные свидетельствуют о повышенной тревожности женщин, что связано, скорее всего, с ее эмоциональностью.

По параметру "мужественность-женственность" выявле­на большая, чем у мужчин, приверженность мужским цен­ностям, таким как активность, независимость, решительность и др. Женщины считают, что наличие в предпринимательс­кой среде таких качеств, как доброта и открытость, препят­ствуют достижению целей в бизнесе. Предпочтение отдается энергичности, организаторским способностям, профессиона­лизму, инициативности. Эти ориентации свидетельствуют, скорее всего, о сопротивлении женщин своей сущности, стремлении преодолеть в себе стереотипное восприятие жен­ской мягкости в женщине-руководителе.

По параметру "индивидуализм-коллективизм" выявлено влияние ценностей национально-этнической культуры. Сре­ди организаций, возглавляемых женщинами, преобладающей является ориентация на коллективизм (70%), что практичес­ки не отличается от ситуации в фирмах, работающих под руководством мужчин. В связи с этим можно отметить, что, начиная с 90-х гг., в России декларируются и транслируются индивидуалистические ценности, противоречащие глубинным архетипам коллективного бессознательного, что и показыва­ют исследования.

Образ успешного женщины-менеджера присутствует и в других исследованиях. Определенный интерес представляет сравнительный анализ образа успешного менеджера с точки зрения женщин-руководителей и самооценки собственного стиля управления и ценностных ориентаций [12, с. 52-55]. По результатам исследований, для женщин образ успешного менеджера связан прежде всего с этическими стандартами, с такими качествами, как честность, активность, трудолю­бие, пунктуальность, ответственность, уравновешенность.

В самооценке максимальные баллы получили также та­кие деловые качества, как трудолюбие, ответственность, уравновешенность и такие личные качества, как скромность, честность, приветливость. Наименьшее число оценок полу­чили щедрость, доверчивость, открытость. Как утверждают авторы, бытующее в массовом сознании представление о том, что женщина — более мягкий и доверчивый менеджер, не подтверждается оценками, которые сами руководительницы дают своим качествам и стилю управления. И хотя идеаль­ный образ смещен у женщин в сторону "гуманного менедже­ра", собственный стиль управления, который они вынужде­ны реализовывать в конкретной жизни фирмы, подобным образом можно охарактеризовать лишь отчасти.