2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, буквально означающее "наука об обществе, социальной жизни", было введено французским мыслителем О. Контом. Социология довольно поздно отпочковалась от других наук — философии во Франции, политэкономии в Германии, социальной психологии в США и др. Предпосылками формирования и развития науки послужили развитие производства и усложнение в связи с этим всех сфер жизнедеятельности людей. Это поставило проблему регулирования общественных отношений, создания социального порядка, что и привело к необходимости изучения людей, их поведения и деятельности в процессе взаимодействия.
Одной из причин довольно позднего формирования науки социологии было отождествление объекта и предмета. Для их определения прежде всего необходимо уточнить общие понятия объекта и предмета.
Объектом исследования является часть окружающего человека материального и нематериального мира. Это реальность, существующая независимо от нас, — явления и процессы, живые организмы и человек. Важно, что объект всегда представляет собой эмпирически данную реальность, конкретный мир. Объект науки — это "область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, общество, этнос, культура и т. д. — все это объекты, но сразу нескольких наук. Так, животный мир может быть предметом изучения биологии, зоологии, зоопсихологии, палеонтологии и др.; человек, общество, культура, этнос и т. п. наряду с социлогией изучаются историей, психологий, культурологией, этнографией" [10, с. 15].
Предметом той или иной науки является лишь часть объекта, одна или несколько его сторон. Например, объект исследования — конкретное произведение искусства, которое может заинтересовать искусствоведа с точки зрения художественного языка, философа — как явления культуры, педагога — с точки зрения воздействия на личность, социолога — с позиции особенностей бытования в обществе. Предмет науки — это "свойства, аспекты, признаки, характеристики, которые интересуют данную науку в этом объекте. Так, человек является объектом изучения таких наук, как антропология, биология, философия, психология, но каждая из них выделяет в человеке те специфические особенности, которые важны именно для данной науки" [10, с. 15].
Таким образом, объект может быть один для многих наук, а предмет всегда специфичен, что и отличает одну науку от другой. Все гуманитарные науки исследуют общество, но с разных сторон. Каждая наука имеет:
а) свою особую сторону объективной реальности;
б) специфику ее законов и закономерностей;
в) особые формы проявления и механизмы действия законов.
В ряде случаев при рассмотрении объекта социологии общество определяется как общность индивидов и взаимосвязи между ними. При этом подчеркивается, что это же изучают антропология и социальная психология, которые отличаются от социологии своим предметом. Если антропология изучает общности так называемых примитивных народов для определения происхождения человека и человеческой культуры, а социальная психология — поведение индивида под влиянием других людей, их групп и социальных процессов, то предметом социологии являются социальные структуры (группы, общности) не как простое скопление индивидов, а как целое, имеющее систему устойчивых связей между ними [15, с. 13].
Каждый индивид в обществе занимает определенное положение (руководителя, рабочего, студента) и в соответствии с этим состоит в различных отношениях с другими. Изменение положения одного приводит к изменению положения других. Люди со сходным социальным статусом образуют общности (категории, группы, классы, слои) и в ходе деятельности вступают в определенные отношения с индивидами из других групп. Социальные структуры — это люди, активно действующие индивиды, их взаимосвязи и расположение в обществе.
Таким образом, выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку, изучающую структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах [15, с. 15].
Ключевым для социологии является понятие "социальное". Нельзя отождествлять понятия "социальное" и "общественное". Социальное — это одна из сторон общественной жизни. Понятия "общественный", "общественные отношения" употребляются, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической и т. д. Когда же имеется в виду природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе, то используются понятия "социальное", "социальные отношения".
Различие понятий "социальное" и "общественное" имеет и практическое значение. Особенно ярко это проявляется в последние годы, когда произошло резкое ухудшение социального положения людей, что было вызвано экономическими и политическими изменениями в стране. Социальные отношения пронизывают все явления и процессы, все сферы жизнедеятельности людей. Они характеризуют взаимодействие личности с обществом в материальной и духовной сферах через социальные группы и другие общности. Эти взаимоотношения проявляются в социальных различиях и неравенстве между людьми в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др.
Итак, социальное — это совокупность тех или иных свойств и отношений людей друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Все сферы жизнедеятельности предполагают отношения людей друг к другу и к обществу, поэтому имеют яркий социальный аспект. Именно это обусловливает изучение социальных процессов во взаимодействии с экономикой, политикой, идеологией.
Как и другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: теоретическом и эмпирическом. Теоретический уровень выделился в свое время из философии и рассматривает фундаментальные вопросы развития общества и места в нем человеческой личности. Его принято называть общесоциологической теорией. Она связана с другими фундаментальными науками: философией, психологией, историей, политологией, экономикой, культурологией и др., строится на наблюдениях и обобщениях различных сторон жизни.
Социология не может обходиться без конкретных данных о социальных фактах, связанных со структурой общества. Эти данные собирают исследователи, используя методы наблюдения, анализа документов, опроса. Обработка и анализ полученных данных позволяет сделать обобщения, сформулировать выводы относительно социальной жизни. Социолог приходит к обобщениям путем умозаключений от частных, единичных случаев к общим выводам. Теоретические и эмпирические исследования должны быть тесно взаимосвязаны. Общесоциологическая теория, не подкрепленная практикой, не представляет значительной ценности так же, как и эмпирические данные, не учитывающие фундаментальной теории и не способные объяснить конкретных фактов социальной жизни. В практике же сложилось так, что эмпирические исследования были направлены на решение узкопрактических задач, а фундаментальная наука, хотя и испытывала необходимость в конкретных фактах, не могла приспособиться к изучению многообразия социальных феноменов.
Разрыв между фундаментальной общесоциологической теорией и эмпирической социологией был преодолен благодаря созданию еще одного уровня социологии — теории среднего уровня [15, с. 27]. Этот термин был введен американским социологом Робертом Мертоном для обозначения уровня социологического знания, занимающего промежуточное положение. Теории среднего уровня используют идеи и терминологию из фундаментальной социологии. Но они относительно самостоятельны, так как создают свою теорию на основе обобщения и структурирования эмпирических данных в конкретной области знания, например, в образовании, науке, культуре, религии, политике и т. д. В данном случае можно говорить об отраслевой социологической теории. Кроме того, на этом уровне создаются специальные социологические теории на основе исследования различных социальных общностей, организаций и социальных процессов.
Таким образом, существуют три уровня социологических знаний: фундаментальная общесоциологическая теория;
прикладная, включающая в себя отраслевую и специальную социологическую теорию; эмпирическая социология. Социологическая теория среднего уровня является как бы связующим звеном, опирается на теорию макроуровня и использует эмпирику микроуровня. Социология культуры представляет собой средний уровень в общей структуре социологической науки.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов