logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

2.1. Место социологии культуры в структуре социологии

Впервые слово "социология", обозначающее область на­учного знания, буквально означающее "наука об обществе, социальной жизни", было введено французским мыслите­лем О. Контом. Социология довольно поздно отпочковалась от других наук — философии во Франции, политэкономии в Германии, социальной психологии в США и др. Предпосыл­ками формирования и развития науки послужили развитие производства и усложнение в связи с этим всех сфер жизне­деятельности людей. Это поставило проблему регулирования общественных отношений, создания социального порядка, что и привело к необходимости изучения людей, их поведения и деятельности в процессе взаимодействия.

Одной из причин довольно позднего формирования науки социологии было отождествление объекта и предмета. Для их определения прежде всего необходимо уточнить общие понятия объекта и предмета.

Объектом исследования является часть окружающего человека материального и нематериального мира. Это реаль­ность, существующая независимо от нас, — явления и про­цессы, живые организмы и человек. Важно, что объект все­гда представляет собой эмпирически данную реальность, кон­кретный мир. Объект науки — это "область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, об­щество, этнос, культура и т. д. — все это объекты, но сразу нескольких наук. Так, животный мир может быть предметом изучения биологии, зоологии, зоопсихологии, палеонтологии и др.; человек, общество, культура, этнос и т. п. наряду с социлогией изучаются историей, психологий, культурологи­ей, этнографией" [10, с. 15].

Предметом той или иной науки является лишь часть объекта, одна или несколько его сторон. Например, объект исследования — конкретное произведение искусства, кото­рое может заинтересовать искусствоведа с точки зрения ху­дожественного языка, философа — как явления культуры, педагога — с точки зрения воздействия на личность, социо­лога — с позиции особенностей бытования в обществе. Пред­мет науки — это "свойства, аспекты, признаки, характери­стики, которые интересуют данную науку в этом объекте. Так, человек является объектом изучения таких наук, как антропология, биология, философия, психология, но каж­дая из них выделяет в человеке те специфические особенно­сти, которые важны именно для данной науки" [10, с. 15].

Таким образом, объект может быть один для многих наук, а предмет всегда специфичен, что и отличает одну науку от другой. Все гуманитарные науки исследуют обще­ство, но с разных сторон. Каждая наука имеет:

а) свою особую сторону объективной реальности;

б) специфику ее законов и закономерностей;

в) особые формы проявления и механизмы действия зако­нов.

В ряде случаев при рассмотрении объекта социологии общество определяется как общность индивидов и взаимо­связи между ними. При этом подчеркивается, что это же изучают антропология и социальная психология, которые отличаются от социологии своим предметом. Если антрополо­гия изучает общности так называемых примитивных народов для определения происхождения человека и человеческой культуры, а социальная психология — поведение индивида под влиянием других людей, их групп и социальных процес­сов, то предметом социологии являются социальные струк­туры (группы, общности) не как простое скопление инди­видов, а как целое, имеющее систему устойчивых связей между ними [15, с. 13].

Каждый индивид в обществе занимает определенное по­ложение (руководителя, рабочего, студента) и в соответствии с этим состоит в различных отношениях с другими. Измене­ние положения одного приводит к изменению положения других. Люди со сходным социальным статусом образуют общности (категории, группы, классы, слои) и в ходе дея­тельности вступают в определенные отношения с индивида­ми из других групп. Социальные структуры — это люди, активно действующие индивиды, их взаимосвязи и располо­жение в обществе.

Таким образом, выделение объекта и предмета социоло­гии позволяет определить ее как науку, изучающую струк­туры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих струк­турах [15, с. 15].

Ключевым для социологии является понятие "социальное". Нельзя отождествлять понятия "социальное" и "обществен­ное". Социальное — это одна из сторон общественной жизни. Понятия "общественный", "общественные отношения" упот­ребляются, когда речь идет об обществе в целом, о взаимо­действии его сторон — экономической, политической и т. д. Когда же имеется в виду природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнеде­ятельности, положение человека и его роль в обществе, то используются понятия "социальное", "социальные отношения".

Различие понятий "социальное" и "общественное" имеет и практическое значение. Особенно ярко это проявляется в последние годы, когда произошло резкое ухудшение соци­ального положения людей, что было вызвано экономичес­кими и политическими изменениями в стране. Социальные отношения пронизывают все явления и процессы, все сферы жизнедеятельности людей. Они характеризуют взаимодей­ствие личности с обществом в материальной и духовной сфе­рах через социальные группы и другие общности. Эти взаи­моотношения проявляются в социальных различиях и нера­венстве между людьми в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др.

Итак, социальное — это совокупность тех или иных свойств и отношений людей друг к другу, к своему положе­нию в обществе, к явлениям и процессам общественной жиз­ни. Все сферы жизнедеятельности предполагают отношения людей друг к другу и к обществу, поэтому имеют яркий со­циальный аспект. Именно это обусловливает изучение соци­альных процессов во взаимодействии с экономикой, полити­кой, идеологией.

Как и другие науки, социология развивалась в двух ос­новных направлениях: теоретическом и эмпирическом. Тео­ретический уровень выделился в свое время из философии и рассматривает фундаментальные вопросы развития обще­ства и места в нем человеческой личности. Его принято на­зывать общесоциологической теорией. Она связана с други­ми фундаментальными науками: философией, психологией, историей, политологией, экономикой, культурологией и др., строится на наблюдениях и обобщениях различных сторон жизни.

Социология не может обходиться без конкретных дан­ных о социальных фактах, связанных со структурой обще­ства. Эти данные собирают исследователи, используя мето­ды наблюдения, анализа документов, опроса. Обработка и ана­лиз полученных данных позволяет сделать обобщения, сформулировать выводы относительно социальной жизни. Со­циолог приходит к обобщениям путем умозаключений от част­ных, единичных случаев к общим выводам. Теоретические и эмпирические исследования должны быть тесно взаимосвяза­ны. Общесоциологическая теория, не подкрепленная практи­кой, не представляет значительной ценности так же, как и эмпирические данные, не учитывающие фундаментальной теории и не способные объяснить конкретных фактов соци­альной жизни. В практике же сложилось так, что эмпиричес­кие исследования были направлены на решение узкопракти­ческих задач, а фундаментальная наука, хотя и испытывала необходимость в конкретных фактах, не могла приспособить­ся к изучению многообразия социальных феноменов.

Разрыв между фундаментальной общесоциологической теорией и эмпирической социологией был преодолен благо­даря созданию еще одного уровня социологии — теории сред­него уровня [15, с. 27]. Этот термин был введен американским социологом Робертом Мертоном для обозначения уровня со­циологического знания, занимающего промежуточное поло­жение. Теории среднего уровня используют идеи и термино­логию из фундаментальной социологии. Но они относительно самостоятельны, так как создают свою теорию на основе обоб­щения и структурирования эмпирических данных в конкрет­ной области знания, например, в образовании, науке, куль­туре, религии, политике и т. д. В данном случае можно гово­рить об отраслевой социологической теории. Кроме того, на этом уровне создаются специальные социологические тео­рии на основе исследования различных социальных общнос­тей, организаций и социальных процессов.

Таким образом, существуют три уровня социологичес­ких знаний: фундаментальная общесоциологическая теория;

прикладная, включающая в себя отраслевую и специальную социологическую теорию; эмпирическая социология. Социо­логическая теория среднего уровня является как бы связую­щим звеном, опирается на теорию макроуровня и использует эмпирику микроуровня. Социология культуры представляет собой средний уровень в общей структуре социологической науки.