5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
В настоящее время развиваются новые виды технического вещания — кабельное, кассетное, спутниковое телевиде- 104 ние и др., но характерной чертой является повсеместное внедрение компьютерной техники. Это — электронные помощники диспетчера, мониторы операторов, электронные игры и видеоприставки, вычислительная техника и персональные помощники ученого. Компьютеризация — это фактор ускорения всех процессов в обществе: распространения технологий и повышения производительности труда, создания информационной системы, совершенствования управления, обучения, воспитания, что ведет к изменениям сознания, образа жизни и способов общения людей. Повсеместное внедрение компьютерной техники в нашей стране предполагает анализ социальных перспектиз ее развития, в том числе в социокультурной сфере. Одним из перспективных направлений распространения художественной аудиовизуальной продукции уже становится кассетно-кабель- но-компьютерное телевидение, развивается система интернационального спутникового вещания, возникают интернациональные формы культурного общения — телемосты и трансляция новостей на громадных площадях. Ярким примером является трансляция праздников и фестивалей культуры и искусства у нас и за рубежом.
Свободное поступление в продажу видеомагнитофонов, видеоигр и компьютерных систем, производство отечественной техники, расширение новых форм культуры досуга, использование видеозаписи в образовании и просвещении, компьютеризация обучения — все это требует научно-тео- ретического осмысления. Наиболее актуальной становится тема "Человек — машина", предполагающая исследование проблемы взаимодействия техники, эстетики, человека. Эстетическое наполнение техники всегда приходит с опозданием. Сейчас эта проблема связана с компьютером, который может стать основным каналом распространения высших духовных ценностей.
Компьютерная техника уже сейчас используется в производстве и хранении аудиовизуальных произведений. В ряде стран существуют центры творчества, где создаются мультипликации, аппликации, цветовые композиции и движущиеся изображения, оживляются звуки. Компьютер может решить и проблему хранения: "золотого фонда" аудиовизуальной культуры. Сегодня он представляет собой одну из форм ее бытования, примером которой могут быть видеоигры, насчитывающие в мире около шести тысяч вариантов и представляющие собой разновидность опосредованного изобразительно-образного общения. В кадре кино и телевидения компьютер стал предметом изображения, темой рассказа, фоном или действующим лицом. Он также дает возможность диалога создателя художественного произведения с публикой, в котором индивидуальное зрительское общение осуществляется в массовой форме и наполнено эстетическими компонентами. Эти и другие пути использования компьютерной техники в культуре и искусстве ведут к качественным преобразованиям в самой культуре: к изменениям форм и методов передачи ценностей, обучения и воспитания, к формированию новой системы знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности и моделей поведения, к перестройке стиля мышления и всей картины мира. В этом суть технизации общества и, в частности, его компьютеризации. Однако ее последствия для развития культуры человечества довольно противоречивы, они имеют как положительный, так и отрицательный характер.
Компьютеризация была обусловлена потребностями науки и техники и, прежде всего, необходимостью передачи машине операций по вычислению и различным видам монотонного труда, что освобождает человека от нетворческой деятельности и создает возможности для более полной реализации творческих способностей. Но в то же время внедрение вычислительной техники в систему обучения в ряде стран привело к тому, что дети не знают даже таблицы умножения, что создает определенные ограничения в их умственном развитии и препятствует творчеству, следовательно, производству новых ценностей культуры. Создание с помощью компьютера информационной системы облегчает поиск нужных знаний, сведений, дает возможность для приобщения к достояниям мировой и отечественной культуры, для взаимовлияния различных культур и субкультур. Домашний компьютер расширяет круг информационного общения во всемирном масштабе, влияет на навыки, уровень образования и культуры, интеллект, расширяет кругозор, формирует мировоззрение детей и подростков. Повышение информационной культуры, наращивание интеллектуального потенциала дают импульс для формирования саморазвивающегося культурогенного процесса, для ускоренного развития духовного потенциала общества. Однако при этом возникает опасность "сверхинформатизации" человека, так как высшей ценностью становится информация.
Формируется элитарно-массовая структура общества, в которой власть оказывается в руках элиты, создающей информацию и распоряжающейся ею, а основная масса оказывается в роли потребителя на рынке "купли-продажи". Распространяя лишь ограниченную, нужную и выгодную для себя информацию, элита манипулирует сознанием общества, через средства массовой коммуникации формирует бездумных людей, направляет их поведение. Компьютерная техника позволяет ей установить электронный контроль за людьми, вмешиваться в их личную жизнь, оказывать влияние на способы реагирования. В связи с этим возникает проблема индивидуальной свободы. Элитарно- массовая иерархическая структура общества приводит к искажениям этических норм и развитию компьютерной преступности, так как техника не знает понятий морали, ответственности, здравого смысла, добра и зла. Компьютер изменяет индивидуальное и общественное сознание. Он вытесняет традиционную культуру, представляющую национальную самобытность и этническое сознание и формирует новый тип личности с технократическим мышлением. Изменяя окружающие людей условия, ломает стереотипы жизнедеятельности, перестраивает обыденное сознание, искажает психику.
Неограниченное применение компьютера угрожает духовно-творческой сущности личности, ослабляет воображение,инициативу, самостоятельность и другие свойства. Искажается мышление, абсолютизируется сфера познавательной деятельности, формируются чувства соперничества, эгоцентрические установки, однобокость. Изменяется в целом картина мира: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мироотношение. Происходит и "автоматизация" самого человека, который на производстве превращается в своеобразного "винтика", в общении с другими людьми ведет себя так же, как с компьютером, вырабатывает машинный стиль общения. Формируется "кибернетический человек" (Э. Фромм). У него возникают трудности в межличностных отношениях в связи с чувством превосходства над окружающими людьми, он утрачивает с ними контакт, получая все больше информации от компьютера, в семье ограничивает себя минимумом слов. Общение со всеми приобретает утилитарный характер, лишается эмоций, человеческой теплоты, подчинено получению информации. Происходит отчуждение и обособление, рационализация и дегуманизация. Тех- ноцентрированность ведет к вытеснению нравственного, вытравливанию и избавлению от чувства стыда, жалости, сострадания, к уничтожению в человеке человеческого и превращению его в своеобразного робота. Для обозначения такого человека и его техноцентрированности на Западе появился термин "робопатия".
Нельзя обойти вниманием и проблему физического здоровья индивида, ибо "в здоровом теле — здоровый дух", т. е. психика, определяющая внутреннюю культуру личности и ее реальную деятельность по созданию новых ценностей. В настоящее время уже известно влияние излучения компьютера на беременность, о чем избегают говорить изготовители и распространители. Операторы страдают заболеваниями от постоянного напряжения мышц плеч, рук, шеи, появляются биохимические нарушения от неправильной позы и организации труда. Зафиксированы явления так называемого тех- ностресса (К. Брод) — головные боли, усталость. Стрессовые реакции организма обусловлены введением сложных технологий, необходимостью овладеть ими, адаптироваться к но- иым условиям жизнедеятельности и отсутствием должной подготовленности к ним. В связи с этим встает проблема гуманизации обучения, чтобы работа на компьютере приносила радость творчества и удовлетворение.
Человек сам по себе по своей природе и физическим функциям является существом гармоничным. Общество навязывает ему условия жизнедеятельности, часто противоречащие его истинным потребностям, не позволяет в полной мере раскрыться задаткам. Техника в сущности своей враждебна природе человека, углубляет противоречия между ним и обществом, ведет к нивелировке личности. Являясь фактором обустройства жизни и быта, она в целом оказывает негативное воздействие на культуру и личность, так как рацио- нально-техническое видение мира не соответствует внутренней психологической сфере, заложенной в основу индивида как представителя вида или рода, а также сформировавшейся веками картине мира, составляющей его коллективное бессознательное как глубинный слой психики и определяющей действия и поступки.
Идеи негативного воздействия техники на культуру и человека нашли воплощение в учениях западноевропейских философов, социологов и психоаналитиков, представляющих антитехнократическое направление. М. Вебер считает, что технический образ мышления проецируется на сознание и поведение людей, процесс рационализации угрожает человеку подавлением всех его жизненных проявлений, приводит к господству над людьми вещей и аппаратов. Эти же мысли были присущи Э. Фромму, отметившему, что в наше время человек умер, живы только организации и машины, которые изменяют структуру личности. О. Шпенглер считал, что машины — дело рук дьявола. Усиление тревоги, ощущение заброшенности, отчужденности человека в технизированном мире отмечал М. Хайдеггер. Подобное восприятие техники проявили и некоторые американские ученые. Так, JI. Мэм- форд говорит о рационализации общественной жизни, нивелировке личности, падении духовных идеалов и разрушении культурных ценностей.
В современных условиях наметились тенденции изменения технократического сознания. Они находят отражение в теоретических концепциях, в которых появляются идеи синергизма, глобализма и самоактуализации личности [12, с. 38]. Происходит смена научного подхода в социологии, в которой индустриально-технократическая модель осмысливается как приведшая цивилизацию в кризисное состояние. Требуется преодоление кризиса в экономике, политике, культуре и трансформация индустриального общества в информационное, что означает также отказ от старой науки и приятие новой модели развития общества. Предполагается сбалансированное соотношение между материальными и духовными ценностями, техническими и гуманитарными знаниями, приоритет экологии и этики самореализации.
В новой модели высшей ценностью провозглашается человек, развитие его индивидуальности. Идеи синергизма находят выражение в гармонизации интересов и целей индивидов, социальных групп, общностей и всего общества, а также функций социальных институтов. Новые технологии предполагается подчинить человеку, они не должны эксплуатировать природу. Элементы технократизма при этом сохраняются, так как основой нового общества становится информация, но акценты смещаются в сторону человека. Высокие технологии должны дать ему уникальный шанс освободить творческий потенциал, развить и проявить сущностные силы, уйти от шаблонов и стереотипов, пробудить высшие духовно-творческие начала. Предполагается формирование нового типа сознания — информационно-экологического вместо технократического. Его стержень составляет "дух глобализма" [12, с. 41], отличающийся космическим мышлением, идеей единства человечества и природы, концепцией глобального информационного пространства, который сплотит все человечество. Глобальное планетарное мышление призвано разрешить противоречия в системах "человек — природа", межгосударственных отношений, "человек — коммуникация", а также между человеком и Вселенной. Идея Высшего разума поможет осознать ограниченность техники и предел технократического сознания.
Вместе с тем благодаря прогрессу науки и естественным закономерностям развития получают широкое распространение техники, представляющие собой действительное благо для человека, техники, направленные на совершенствование и развитие природной сущности индивида, его психики — задатков, способностей, возможностей сознания и подсознания. Они существуют уже в настоящее время — это техники психоанализа, психокоррекции, транса, гипноза, мыслетворчества, биоэнергетики и др. Однако ими владеют лишь отдельные люди и используют их для воздействия на других, стараясь помочь решить проблемы со здоровьем, взаимоотношений в семье, достижения богатства и карьеры. Не исключены возможности и негативных воздействий, разрушающих физическое и психическое состояние человека через биоэнергетику и пси-фактор. Суть дальнейшего продвижения общества по пути выхода из технократического тупика представляется через овладение каждым индивидом техниками био- и психокоррекции, направленной на самосовершенствование и творческое самовыражение. Этот путь развития общества поставит индивида на такую высоту, на которой он и должен быть, и приведет к действительному процветанию всего человечества, у которого доминантой станет культура души, духа.
Выводы
В своем развитии технизация общества проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется своеобразием взаимодействия культуры и техники. Культура подготавливает технизацию через развитие и формирование личности, способной к творческому самовыражению. Технические средства, в свою очередь, внедряясь во все сферы жизнедеятельности человека, изменяют способы существования, формируют новые знания, ценности и нормы, образцы жизнедеятельности, модели поведения.
Наиболее очевидна связь техники и культуры в сфере свободного времени, увеличение и рациональное использование которого возможно благодаря технической оснащенности производственных процессов и повседневного быта. Эта связь очевидна также в деятельности социокультурных институтов, особенно в использовании средств массовой коммуникации для распространения ценностей культуры. В современных условиях наблюдается противоречие между возможностями технических средств и характером их использования из-за низкого уровня технических знаний и культурных интересов, запросов населения.
Современные и традиционные технические средства взаимосвязаны друг с другом и должны иметь свои функции в трансляции культурных ценностей. Все они проходят сходные этапы развития, начиная от аттракционов до видов искусства, в процессе совершенствования которых решается проблема "техника — человек — эстетика". Художественно- эстетическая наполненность дает возможность в полной мере использовать технику для развития и формирования личности.
Новая эра технизации связана с компьютеризацией и с созданием широкой информационной системы, социокультурные последствия которых неоднозначны. С одной стороны, освобождая от монотонного труда, они открывают возможности для проявления и развития творческого потенциала индивида, с другой — приводят к появлению множества проблем, связанных с излишней рационализацией и дегуманизацией. Формируется элитарно-массовая структура общества. Развивается технократическое сознание, обедняется эмоци- онально-чувственная сфера, возникают трудности в межличностных отношениях. Появляются профессиональные заболевания, вызванные длительной работой на компьютере.
В последние годы технократический путь развития цивилизации осмысливается заново и ученые все больше приходят к выводу о его тупиковости. Наблюдается тенденция к изменению социологической парадигмы, в которой высшей ценностью признается человек, развитие его сушностных сил и создание условий для творческой самореализации. Предполагается гармонизация отношений индивида и общества, человека и природы, а также единение всего человечества и осознание каждым своей причастности к Высшей сущности, что позволит понять ограниченность технократического мышления и приведет к развитию нового сознания. Уже в настоящее время наблюдаются его элементы, направленные на самосовершенствование через био- и психокоррекцию, позволяющие выйти на уровень общения с Космосом и подключиться к единому энерго-информационному блоку.
Вопросы для самоконтроля
Процесс технизации общества в своем развитии проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется взаимодействием культуры и техики.
Назовите и охарактеризуйте этапы технизации общества. Каковы особенности взаимодействия культуры и техники на каждом из них?
Социологи и культурологи рассматривают взаимодействие культуры и технизации в двух аспектах: влияния культуры на технику и наоборот — техники на развитие культуры.
Каким образом культура влияет на технизацию общества?
Каким образом техника определяет развитие культуры?
Каковы особенности взаимовлияния технизации и социокультурных процессов в обществе?
Известно, что технократизация имеет определенные социальные последствия, связанные с внедрением компьютера и созданием информационной системы.
Что представляет собой элитарно-массовая структура общества?
Что положительного и отрицательного в развитии информационно-компьютерной системы?
Какое воздействие оказывает компьютерная техника на человека?
Что такое технократическое сознание? Дайте свою оценку.
4. В последнее время наметились тенденции изменения
социологического подхода к оценке технократизации и попытки создания новой модели развития общества.
В чем особенность новой модели в отличие от технократической? Какова в ней роль человека? Как понимается взаимодействие техники и человека?
Что означают идеи всеобщего единства, глобального планетарного мышления и самоактуализации личности?
Как Вы понимаете развитие техники и технологий с точки зрения развития техник био- и психокоррекции, направленных на самосовершенствование индивида?
Каковы, на Ваш взгляд, пути взаимодействия техники, культуры, человека в будущем? Каким Вам представляется общество будущего с точки зрения научно-технического прогресса?
Литература
Абдулов А. В. Компьютеризация как феномен человеческой деятельности: Автореферат ... канд. филос. наук. - Ростов н/Дону, 2000. - 22 с.
Большаков А. В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. - М: Знание, 1993. - С. 107-125.
Борее В. Ю., Веневитинов Т. Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М.: Всес. ИПК работников культуры, 1988. - 112 с.
Василенко Л. А. Проблемы развития информационных технологий и их социальные последствия: Автореферат ... канд. филос. наук. - М., 1993. - 19 с.
114
Голиков Ю. Я. Психологические основы методологических подходов к человеку и технике: Автореферат ... докт. пси- хол. наук. - М., 2000. - 51 с.
Добрынин В. В. Техника и техническая культура XX века / / Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: Знание, 1993. - С. 70-87.
Елъкина Е. Е. Проблемы техники в западной философской антропологии: Дисс. ... канд. филос. наук. - СПб., 1997. - 226 с.
Ефременко Д. В. Философские проблемы оценки техники: Автореферат ... канд. филос. наук. - М., 2000. - 33 с.
Игнатьева И. Ф. Техническое и мнемическое: Монография. - СПб., 1999. - 198 с.
Личность и научно-технический прогресс / Отв. ред. В. Н. Гурченко. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990. - 296 с.
Мамфорд Льюис. Миф машины: Техника и развитие человечества / Пер. с англ. - М.: Логос, 2001. - 404 с.
Титаренко JI. Г. Технократическое сознание (теоретико-методологический аспект): Дисс. в форме научн. докл. ... докт. социол. наук. - Минск, 1992. - 51 с.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов