logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия

В настоящее время развиваются новые виды техническо­го вещания — кабельное, кассетное, спутниковое телевиде- 104 ние и др., но характерной чертой является повсеместное внедрение компьютерной техники. Это — электронные по­мощники диспетчера, мониторы операторов, электронные игры и видеоприставки, вычислительная техника и персо­нальные помощники ученого. Компьютеризация это фактор ускорения всех процессов в обществе: распростране­ния технологий и повышения производительности труда, со­здания информационной системы, совершенствования управ­ления, обучения, воспитания, что ведет к изменениям со­знания, образа жизни и способов общения людей. Повсеместное внедрение компьютерной техники в нашей стра­не предполагает анализ социальных перспектиз ее разви­тия, в том числе в социокультурной сфере. Одним из перс­пективных направлений распространения художественной аудиовизуальной продукции уже становится кассетно-кабель- но-компьютерное телевидение, развивается система интер­национального спутникового вещания, возникают интерна­циональные формы культурного общения — телемосты и трансляция новостей на громадных площадях. Ярким приме­ром является трансляция праздников и фестивалей культу­ры и искусства у нас и за рубежом.

Свободное поступление в продажу видеомагнитофонов, видеоигр и компьютерных систем, производство отечествен­ной техники, расширение новых форм культуры досуга, ис­пользование видеозаписи в образовании и просвещении, компьютеризация обучения — все это требует научно-тео- ретического осмысления. Наиболее актуальной становится тема "Человек — машина", предполагающая исследование проблемы взаимодействия техники, эстетики, человека. Эс­тетическое наполнение техники всегда приходит с опоздани­ем. Сейчас эта проблема связана с компьютером, который может стать основным каналом распространения высших ду­ховных ценностей.

Компьютерная техника уже сейчас используется в произ­водстве и хранении аудиовизуальных произведений. В ряде стран существуют центры творчества, где создаются муль­типликации, аппликации, цветовые композиции и движущи­еся изображения, оживляются звуки. Компьютер может ре­шить и проблему хранения: "золотого фонда" аудиовизуаль­ной культуры. Сегодня он представляет собой одну из форм ее бытования, примером которой могут быть видеоигры, на­считывающие в мире около шести тысяч вариантов и пред­ставляющие собой разновидность опосредованного изобра­зительно-образного общения. В кадре кино и телевидения компьютер стал предметом изображения, темой рассказа, фоном или действующим лицом. Он также дает возможность диалога создателя художественного произведения с публи­кой, в котором индивидуальное зрительское общение осу­ществляется в массовой форме и наполнено эстетическими компонентами. Эти и другие пути использования компьютер­ной техники в культуре и искусстве ведут к качественным преобразованиям в самой культуре: к изменениям форм и методов передачи ценностей, обучения и воспитания, к фор­мированию новой системы знаний, ценностей, норм, образ­цов жизнедеятельности и моделей поведения, к перестройке стиля мышления и всей картины мира. В этом суть техниза­ции общества и, в частности, его компьютеризации. Однако ее последствия для развития культуры человечества до­вольно противоречивы, они имеют как положительный, так и отрицательный характер.

Компьютеризация была обусловлена потребностями на­уки и техники и, прежде всего, необходимостью передачи машине операций по вычислению и различным видам моно­тонного труда, что освобождает человека от нетворческой деятельности и создает возможности для более полной реа­лизации творческих способностей. Но в то же время внедре­ние вычислительной техники в систему обучения в ряде стран привело к тому, что дети не знают даже таблицы умноже­ния, что создает определенные ограничения в их умствен­ном развитии и препятствует творчеству, следовательно, производству новых ценностей культуры. Создание с помо­щью компьютера информационной системы облегчает поиск нужных знаний, сведений, дает возможность для приобще­ния к достояниям мировой и отечественной культуры, для взаимовлияния различных культур и субкультур. Домашний компьютер расширяет круг информационного общения во всемирном масштабе, влияет на навыки, уровень образова­ния и культуры, интеллект, расширяет кругозор, формиру­ет мировоззрение детей и подростков. Повышение информа­ционной культуры, наращивание интеллектуального потен­циала дают импульс для формирования саморазвивающегося культурогенного процесса, для ускоренного развития духов­ного потенциала общества. Однако при этом возникает опас­ность "сверхинформатизации" человека, так как высшей цен­ностью становится информация.

Формируется элитарно-массовая структура общества, в которой власть оказывается в руках элиты, создающей инфор­мацию и распоряжающейся ею, а основная масса оказывается в роли потребителя на рынке "купли-продажи". Распространяя лишь ограниченную, нужную и выгодную для себя информа­цию, элита манипулирует сознанием общества, через средства массовой коммуникации формирует бездумных людей, направ­ляет их поведение. Компьютерная техника позволяет ей устано­вить электронный контроль за людьми, вмешиваться в их лич­ную жизнь, оказывать влияние на способы реагирования. В связи с этим возникает проблема индивидуальной свободы. Элитарно- массовая иерархическая структура общества приводит к иска­жениям этических норм и развитию компьютерной преступнос­ти, так как техника не знает понятий морали, ответственнос­ти, здравого смысла, добра и зла. Компьютер изменяет индивидуальное и общественное сознание. Он вытесняет тра­диционную культуру, представляющую национальную самобыт­ность и этническое сознание и формирует новый тип личнос­ти с технократическим мышлением. Изменяя окружающие людей условия, ломает стереотипы жизнедеятельности, пере­страивает обыденное сознание, искажает психику.

Неограниченное применение компьютера угрожает духов­но-творческой сущности личности, ослабляет воображение,инициативу, самостоятельность и другие свойства. Искажа­ется мышление, абсолютизируется сфера познавательной деятельности, формируются чувства соперничества, эгоцен­трические установки, однобокость. Изменяется в целом кар­тина мира: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мироотношение. Происходит и "автоматиза­ция" самого человека, который на производстве превраща­ется в своеобразного "винтика", в общении с другими людь­ми ведет себя так же, как с компьютером, вырабатывает машинный стиль общения. Формируется "кибернетический человек" (Э. Фромм). У него возникают трудности в межлич­ностных отношениях в связи с чувством превосходства над окружающими людьми, он утрачивает с ними контакт, полу­чая все больше информации от компьютера, в семье ограни­чивает себя минимумом слов. Общение со всеми приобретает утилитарный характер, лишается эмоций, человеческой теп­лоты, подчинено получению информации. Происходит отчуж­дение и обособление, рационализация и дегуманизация. Тех- ноцентрированность ведет к вытеснению нравственного, выт­равливанию и избавлению от чувства стыда, жалости, сострадания, к уничтожению в человеке человеческого и пре­вращению его в своеобразного робота. Для обозначения тако­го человека и его техноцентрированности на Западе появил­ся термин "робопатия".

Нельзя обойти вниманием и проблему физического здоро­вья индивида, ибо "в здоровом теле — здоровый дух", т. е. психика, определяющая внутреннюю культуру личности и ее реальную деятельность по созданию новых ценностей. В настоящее время уже известно влияние излучения компью­тера на беременность, о чем избегают говорить изготовители и распространители. Операторы страдают заболеваниями от постоянного напряжения мышц плеч, рук, шеи, появляются биохимические нарушения от неправильной позы и органи­зации труда. Зафиксированы явления так называемого тех- ностресса (К. Брод) — головные боли, усталость. Стрессовые реакции организма обусловлены введением сложных техно­логий, необходимостью овладеть ими, адаптироваться к но- иым условиям жизнедеятельности и отсутствием должной подготовленности к ним. В связи с этим встает проблема гу­манизации обучения, чтобы работа на компьютере приноси­ла радость творчества и удовлетворение.

Человек сам по себе по своей природе и физическим функциям является существом гармоничным. Общество на­вязывает ему условия жизнедеятельности, часто противоре­чащие его истинным потребностям, не позволяет в полной мере раскрыться задаткам. Техника в сущности своей враж­дебна природе человека, углубляет противоречия между ним и обществом, ведет к нивелировке личности. Являясь факто­ром обустройства жизни и быта, она в целом оказывает нега­тивное воздействие на культуру и личность, так как рацио- нально-техническое видение мира не соответствует внутрен­ней психологической сфере, заложенной в основу индивида как представителя вида или рода, а также сформировавшейся веками картине мира, составляющей его коллективное бес­сознательное как глубинный слой психики и определяющей действия и поступки.

Идеи негативного воздействия техники на культуру и че­ловека нашли воплощение в учениях западноевропейских философов, социологов и психоаналитиков, представляющих антитехнократическое направление. М. Вебер считает, что технический образ мышления проецируется на сознание и поведение людей, процесс рационализации угрожает чело­веку подавлением всех его жизненных проявлений, приво­дит к господству над людьми вещей и аппаратов. Эти же мысли были присущи Э. Фромму, отметившему, что в наше время человек умер, живы только организации и машины, кото­рые изменяют структуру личности. О. Шпенглер считал, что машины — дело рук дьявола. Усиление тревоги, ощущение заброшенности, отчужденности человека в технизированном мире отмечал М. Хайдеггер. Подобное восприятие техники проявили и некоторые американские ученые. Так, JI. Мэм- форд говорит о рационализации общественной жизни, ниве­лировке личности, падении духовных идеалов и разрушении культурных ценностей.

В современных условиях наметились тенденции измене­ния технократического сознания. Они находят отражение в теоретических концепциях, в которых появляются идеи си­нергизма, глобализма и самоактуализации личности [12, с. 38]. Происходит смена научного подхода в социологии, в ко­торой индустриально-технократическая модель осмыслива­ется как приведшая цивилизацию в кризисное состояние. Требуется преодоление кризиса в экономике, политике, куль­туре и трансформация индустриального общества в инфор­мационное, что означает также отказ от старой науки и при­ятие новой модели развития общества. Предполагается сба­лансированное соотношение между материальными и духовными ценностями, техническими и гуманитарными зна­ниями, приоритет экологии и этики самореализации.

В новой модели высшей ценностью провозглашается че­ловек, развитие его индивидуальности. Идеи синергизма на­ходят выражение в гармонизации интересов и целей индиви­дов, социальных групп, общностей и всего общества, а так­же функций социальных институтов. Новые технологии предполагается подчинить человеку, они не должны эксплу­атировать природу. Элементы технократизма при этом сохра­няются, так как основой нового общества становится инфор­мация, но акценты смещаются в сторону человека. Высокие технологии должны дать ему уникальный шанс освободить творческий потенциал, развить и проявить сущностные силы, уйти от шаблонов и стереотипов, пробудить высшие духов­но-творческие начала. Предполагается формирование нового типа сознания — информационно-экологического вместо технократического. Его стержень составляет "дух глобализ­ма" [12, с. 41], отличающийся космическим мышлением, иде­ей единства человечества и природы, концепцией глобально­го информационного пространства, который сплотит все че­ловечество. Глобальное планетарное мышление призвано разрешить противоречия в системах "человек — природа", межгосударственных отношений, "человек — коммуникация", а также между человеком и Вселенной. Идея Высшего разу­ма поможет осознать ограниченность техники и предел тех­нократического сознания.

Вместе с тем благодаря прогрессу науки и естественным закономерностям развития получают широкое распростра­нение техники, представляющие собой действительное бла­го для человека, техники, направленные на совершенство­вание и развитие природной сущности индивида, его психи­ки — задатков, способностей, возможностей сознания и подсознания. Они существуют уже в настоящее время — это техники психоанализа, психокоррекции, транса, гипноза, мыслетворчества, биоэнергетики и др. Однако ими владеют лишь отдельные люди и используют их для воздействия на других, стараясь помочь решить проблемы со здоровьем, взаимоотношений в семье, достижения богатства и карьеры. Не исключены возможности и негативных воздействий, раз­рушающих физическое и психическое состояние человека через биоэнергетику и пси-фактор. Суть дальнейшего про­движения общества по пути выхода из технократического тупика представляется через овладение каждым индиви­дом техниками био- и психокоррекции, направленной на самосовершенствование и творческое самовыражение. Этот путь развития общества поставит индивида на такую высо­ту, на которой он и должен быть, и приведет к действитель­ному процветанию всего человечества, у которого доминан­той станет культура души, духа.

Выводы

В своем развитии технизация общества проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется своеобразием взаимодействия культуры и техники. Культура подготавли­вает технизацию через развитие и формирование личности, способной к творческому самовыражению. Технические сред­ства, в свою очередь, внедряясь во все сферы жизнедея­тельности человека, изменяют способы существования, фор­мируют новые знания, ценности и нормы, образцы жизнеде­ятельности, модели поведения.

Наиболее очевидна связь техники и культуры в сфере сво­бодного времени, увеличение и рациональное использование которого возможно благодаря технической оснащенности про­изводственных процессов и повседневного быта. Эта связь оче­видна также в деятельности социокультурных институтов, особенно в использовании средств массовой коммуникации для распространения ценностей культуры. В современных услови­ях наблюдается противоречие между возможностями техни­ческих средств и характером их использования из-за низкого уровня технических знаний и культурных интересов, запро­сов населения.

Современные и традиционные технические средства вза­имосвязаны друг с другом и должны иметь свои функции в трансляции культурных ценностей. Все они проходят сход­ные этапы развития, начиная от аттракционов до видов ис­кусства, в процессе совершенствования которых решается проблема "техника — человек — эстетика". Художественно- эстетическая наполненность дает возможность в полной мере использовать технику для развития и формирования личнос­ти.

Новая эра технизации связана с компьютеризацией и с созданием широкой информационной системы, социокультур­ные последствия которых неоднозначны. С одной стороны, освобождая от монотонного труда, они открывают возмож­ности для проявления и развития творческого потенциала индивида, с другой — приводят к появлению множества про­блем, связанных с излишней рационализацией и дегумани­зацией. Формируется элитарно-массовая структура общества. Развивается технократическое сознание, обедняется эмоци- онально-чувственная сфера, возникают трудности в межлич­ностных отношениях. Появляются профессиональные забо­левания, вызванные длительной работой на компьютере.

В последние годы технократический путь развития циви­лизации осмысливается заново и ученые все больше прихо­дят к выводу о его тупиковости. Наблюдается тенденция к изменению социологической парадигмы, в которой высшей ценностью признается человек, развитие его сушностных сил и создание условий для творческой самореализации. Предпо­лагается гармонизация отношений индивида и общества, че­ловека и природы, а также единение всего человечества и осознание каждым своей причастности к Высшей сущности, что позволит понять ограниченность технократического мыш­ления и приведет к развитию нового сознания. Уже в насто­ящее время наблюдаются его элементы, направленные на самосовершенствование через био- и психокоррекцию, по­зволяющие выйти на уровень общения с Космосом и подклю­читься к единому энерго-информационному блоку.

Вопросы для самоконтроля

  1. Процесс технизации общества в своем развитии прохо­дит несколько этапов, каждый из которых характеризуется взаимодействием культуры и техики.

4. В последнее время наметились тенденции изменения

социологического подхода к оценке технократизации и по­пытки создания новой модели развития общества.

Литература

  1. Абдулов А. В. Компьютеризация как феномен челове­ческой деятельности: Автореферат ... канд. филос. наук. - Ростов н/Дону, 2000. - 22 с.

  2. Большаков А. В. Культура XX века // Актуальные про­блемы культуры XX века. - М: Знание, 1993. - С. 107-125.

  3. Борее В. Ю., Веневитинов Т. Н. Взаимодействие куль­туры и научно-технического прогресса. - М.: Всес. ИПК ра­ботников культуры, 1988. - 112 с.

  4. Василенко Л. А. Проблемы развития информационных технологий и их социальные последствия: Автореферат ... канд. филос. наук. - М., 1993. - 19 с.

114

  1. Голиков Ю. Я. Психологические основы методологичес­ких подходов к человеку и технике: Автореферат ... докт. пси- хол. наук. - М., 2000. - 51 с.

  2. Добрынин В. В. Техника и техническая культура XX века / / Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: Зна­ние, 1993. - С. 70-87.

  3. Елъкина Е. Е. Проблемы техники в западной философс­кой антропологии: Дисс. ... канд. филос. наук. - СПб., 1997. - 226 с.

  4. Ефременко Д. В. Философские проблемы оценки техни­ки: Автореферат ... канд. филос. наук. - М., 2000. - 33 с.

  5. Игнатьева И. Ф. Техническое и мнемическое: Моногра­фия. - СПб., 1999. - 198 с.

  6. Личность и научно-технический прогресс / Отв. ред. В. Н. Гурченко. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990. - 296 с.

  7. Мамфорд Льюис. Миф машины: Техника и развитие человечества / Пер. с англ. - М.: Логос, 2001. - 404 с.

  8. Титаренко JI. Г. Технократическое сознание (теоре­тико-методологический аспект): Дисс. в форме научн. докл. ... докт. социол. наук. - Минск, 1992. - 51 с.