10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
Европейская деловая культура формировалась довольно сложно и в борьбе с противоречивыми взглядами и позициями. Предпринимательство длительное время было связано с неприятием расчетливости и полезности. Оно воспринималось как стяжательство, своекорыстие, погружение в суету материальных забот, бездуховность, корысть, грубость нравов, бесчеловечность отношений. Эти взгляды доминировали в эстетических теориях и моральных доктринах. Перелом в европейской культуре наступил с развитием товарно-денежных, капиталистических отношений и становлением особого типа личности — буржуа, что привело к формированию мировоззрения, этики, новых ценностей и норм. В качестве основной ценности признается практическая полезность.
Рассматривая деловые культуры в международном бизнесе, Ричард Д. Льюис дает их классификацию и подразделяет на моноактивные, полиактивные и реактивные: "Несколько сотен национальных и региональных культур мира могут быть приблизительно разделены на три группы: моноактивные, ориентированные на задачу (task-oriented), четко планирующие деятельность; полиактивные, ориентированные на людей (people-oriented), словоохотливые и общительные; реактивные, интровертивные, ориентированные на сохранение уважения (respekt-oriented-listeners). Итальянцам кажется, что немцы чопорны и живут по часам; немцам итальянцы представляются беспорядочно жестикулирующими; японцы наблюдают и спокойно учатся у тех и других" [7, с. 64].
Он рассматривает принадлежность народов к той или иной культуре и анализирует особенности их проявления в деловых отношениях.
Моноактивные народы, такие как шведы, швейцарцы, датчане и немцы, британцы, американцы делают в данный промежуток времени одно дело, полностью сосредоточиваются на нем и выполняют по заранее составленному графику, дробят, решая все проблемы в жесткой последовательности, концентрируясь на каждом отдельном отрезке. Они полагают, что при такой организации труда смогут действовать более эффективно и успеют сделать больше. И действительно они добиваются почти совершенного результата. Им нелегко приходится с людьми, которые работают в другом стиле.
Представители полиактивных культур (португальцы, мексиканцы, итальянцы, бразильцы, аргентинцы) очень легко перестраиваются, делают множество дел одновременно, часто в незапланированном порядке. Они уверены, что наиболее продуктивен именно их способ действия. Полиактивных людей не очень заботят расписания и пунктуальность. Они делают вид, что соблюдают их, особенно, если на этом настаивают моноактивные партнеры, но считают, что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком. Они не любят обрывать беседу на полуслове, для них завершить межличностное взаимодействие — наилучшая форма инвестирования времени.
К реактивной (слушающей) культуре относятся Япония, Китай, Тайвань, Сингапур, Корея, Турция и Финляндия. Представители реактивных культур редко инициируют действия или дискуссии, предпочитая сначала выслушать и выяснить позицию других, затем откликнуться на нее и сформулировать свою собственную позицию. Они лучшие в мире слушатели, практически никогда не прерывают говорящего. Выслушав, не торопятся с ответом, а задают вопросы, чтобы прояснить намерения и ожидания партнера. Будучи интровертами, не доверяют многословию и являются знатоками невербальной коммуникации.
Деловое взаимодействие между представителями этих трех культур является довольно сложным и проблематичным. Люди моноактивной и полиактивной культур, работая вместе, испытывают взаимное раздражение. Моноактивным людям реактивная тактика кажется сложной для понимания, поскольку не вписывается в линейную систему. Полиактивные, реализующие экстравертивное поведение, считают их непроницаемыми. В реактивных культурах предпочтительный способ общения осуществляется по схеме "монолог — пауза — размышление — монолог", в моноактивной и полиактивной преобладающим способом коммуникации является диалог. Западный человек практически не выносит молчания. Восточный человек рассматривает паузы в разговоре как очень важную часть разговора, поскольку удачные, хорошо сформулированные аргументы требуют длительного, молчаливого рассмотрения. Светский разговор нелегко дается реактивным культурам [7, с. 65~76].
Рассмотренные Р. Льюисом три типа культуры народов реализуются в ментальных моделях отдельных людей и групп. Ментальные модели определяют как "глубоко укорененные предпосылки, обобщения или даже картины и образы, предопределяющие то, как мы познаем мир и как действуем в нем" [6, с. 274]. С. Линдсей считает, что ментальные модели — это основополагающие принципы, формирующие поступки людей. По его мнению, культура представляет собой переменную макроуровня, а ментальные модели — это микроуровень. Культура вбирает в себя всю совокупность индивидуальных ментальных моделей и, в свою очередь, влияет на их типы, присущие индивидам [6, с. 275].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деловая культура является отражением культуры того или иного народа и реализуется в ментальных моделях поведения и деятельности отдельных индивидов и групп. Следовательно, подлинной точкой опоры в процессах преобразования общества может стать корректировка ментальных моделей на индивидуальном уровне, начиная со стереотипов, сложившихся относительно предпринимательства и создания богатства. Такие изменения осуществить чрезвычайно сложно, поскольку они связаны со сферой не только и не столько сознания, сколько подсознания.
В западноевропейских странах уже сложилась деловая культура и существует своя система обучения руководителей-менеджеров. Весь курс обучения основан на понятии "культура" и включает в себя применительно к культуре предпринимателя две части:
овладение внешними факторами деловой культуры, что предполагает изучение требований к внешнему виду руководителя, его имиджу, к речи, мимике, жестам; освоение особенностей общения с коллегами; приобретение умения отстаивать свою точку зрения;
изучение глубинных основ деловой культуры, включающей в себя осознание предпринимателем социальной ответственности перед обществом, партнерами, потребителями, работниками и всем обществом, что непосредственно связано с проблемой этичности, надежности.
В программе обучения уделяется внимание культуре организации, предполагающей возможность исполнителей непосредственно влиять на ее формирование и участвовать в информационном обмене с руководящими кадрами. Культура организации требует от предпринимателя учета мнений исполнителей, а также гуманного отношения к ним на основе понимания ценности человека. Именно личные цели и интересы работников являются главными в выживании и развитии предприятия.
Обучение основам деловой культуры включает в себя и культуру мышления. Предусматривается научить руководителей комплексному видению и решению проблемы, анализу причинно-следственных связей, учету разнообразных сторон деятельности, социальной ответственности перед обществом. Это актуально в связи с приватизацией.
Российские руководители недостаточно хорошо знают своих основных конкурентов, не владеют информацией в своей отрасли, не имеют данных о потребностях рынка, о возможностях сбыта своей продукции, не понимают и не представляют важности всестороннего изучения спроса и предложения, владения информацией для анализа состояния и перспектив развития. Многие не понимают, зачем им нужны знания о деловой культуре, ее роли в организации деятельности и общении; не представляют себе ценностей, норм и направлений развития деловой культуры, не владеют методами ее формирования на своих предприятиях и в организациях.
Наше предпринимательство представлено различными социальными группами населения, и оно неоднородно в своих ценностных ориентациях. Эти различия наблюдаются в конкретных ситуациях, в стереотипах поведения, в оценках и нормах, в основных ценностях деятельности, образцах поведения и общения с другими людьми.
В западноевропейской деловой культуре сформировались ценности, определяющие деятельность предпринимателей. К ним относятся созидательность, независимость, взаимополезность [1, с. 21-25]. Созидательность как ценность деловой культуры предполагает направленность усилий и ориентацию на создание новых ценностей, на производственную деятельность и ее результативность, на достижение практически значимых целей. Она связана с такими базовыми ценностями, как полезность, успешность, эффективность социально организующей и социально-творческой деятельности, направленной на интересы отдельного человека, социальной группы, института и общества в целом.
Независимость также является ценностью деловой культуры и предполагает творческую самостоятельность. Основа независимости и достоинства — чувство хозяина собственного положения, которое обретается благодаря успеху дела, дающему ощущение свободы в социальном пространстве. Но независимость с необходимостью требует от предпринимателя активности, ответственности, самостоятельности, представляющих собой социально-типические черты и ценности. На уровне личности социальными ценностями являются автономия и суверенность.
Взаимополезность — это еще одна ценность деловой культуры цивилизованных стран. Предприниматель самостоятелен в выборе целей, задач и средств их реализации. Однако его выбор обусловлен спросом. Он организует производство не для собственного потребления, а для продажи и при этом учитывает полезность предметов и услуг, удовлетворяющих интересы и запросы людей. Деятельность имеет потребительскую ценность и приносит взаимную пользу.
Эти и другие ценности и нормы бизнеса в Европе сложились давно и являются реально действующими и детерми- нантными активности предпринимателей при переговорах, заключении сделок, выполнении договорных обязательств, в общении. В связи с этим возникает проблема взаимодействия российской и европейской деловых культур. А. И. Пригожий дает сравнительный анализ деловых культур Голландии и России по следующим признакам: "индивидуализм-коллективизм", "большая-малая" дистанция власти, "сильное-слабое" избегание неопределенности, "маскулинизация-феминизация" [10, с. 75-76].
Этот анализ позволяет понять некоторые особенности западной деловой культуры, в которой сильны коллективистские черты при выработке решений на регулярных собраниях персонала, свободный вход к начальнику и взаимоуважительная форма общения руководителей и подчиненных, высокий уровень неопределенности, вызванный колебаниями спроса, маневрами конкурентов или поведением электората, высокая терпимость к новым идеям и нестандартным поступкам, приветливость и дружелюбие, хорошие отношения, уважение к слабым, что обычно связано с "женственной" культурой.
В нашей деловой культуре в принятии решений преобладает индивидуализм, собрания не проводятся, решения принимаются руководителем единолично или в небольшом кругу людей, дистанция власти определяется по выбору руководителя и вопреки организационному порядку, хотя приказы бывают адресованы людям, стоящим на 2-3 уровня ниже на социальной лестнице. Вертикальная деловая культура была плановой и ориентированной на определенность, которая сегодня разрушается, но остаются нетерпимость и неприятие отклонений от заданных норм, доминируют волевое начало, высокий престиж успеха и достижений, характерные для культуры "мужского" типа, ориентированной на великие свершения, самопожертвование и героику — "битва за урожай", "трудовой подвиг" и др.
Все эти и другие различия в деловой культуре вносят определенные сложности в процесс взаимодействия. Стало распространенным утверждение, что восприятие образцов западной деловой культуры является довольно сложным, работа консультантов имеет минимальный эффект [3, № 4, с. 28~29]. Причин такого явления несколько. Одна из них состоит в том, что отсутствие текстов, закрепляющих ценности и нормы деловой культуры, консультантами воспринимается как отсутствие самих ценностей, хотя они есть, но не функционируют. А поскольку деловая культура есть, то в процессе взаимодействия появляются непонимание и напряженность из-за разницы в ориентациях на изменчивость и стабильность, на сегодняшний день и будущее, в отношении к персоналу, на лидерство, успех, развитие и др. Западные консультанты ориентируются на гибкость, чувствительность фирмы к сигналам внешней среды, планируют свое будущее, с уважением относятся к персоналу; лидерство, успех и развитие связывают с рыночной экономической конкуренцией и с расширением производства.
У наших предпринимателей деловая культура ориентирована на стабильность и закрытость от потребностей людей и внешних изменений; руководители убеждены, что от них ничего не зависит. Они не могут планировать свое будущее и ориентируются на сегодняшний день, могут заглянуть вперед лишь на 3~6 месяцев. К персоналу относятся как к неразумному существу, не допускают его к управлению делами предприятия; лидерство, успех и развитие связывают с личной престижностью и статусной ценностью.
Есть определенные сложности и при взаимодействии на уровне управленцев и западных менеджеров. Они связаны со слабой восприимчивостью образцов инокультуры и с проблемой их понимания, что обусловлено социокультурными различиями, стремлением защитить свой профессиональной опыт и саму систему управления.
Но должна ли Россия ориентироваться на ценности западной деловой культуры? Ведь есть свои ценности и на Востоке. Вопрос в том, какие ценности, образцы, оправдавшие себя в других странах, мы могли бы освоить. Однако они могут функционировать лишь при качественном изменении нашей экономики и всей жизни. Если Россия и станет рыночной страной западного образца, мы не должны утратить специфических черт своей деловой культуры. Важно развивать то позитивное, что есть в нашей деловой культуре, изучить исторические традиции и построить свою концепцию, создавать свою методику обучения.
Выводы
Ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность предпринимателей, можно рассматривать как деловую культуру в узком смысле слова. Она проявляется при заключении сделок, выполнении обязательств, организации дела, общении, отношении к работнику и Потребителю. В России деловая культура до 1917 г. складывалась на основе капиталистических отношений, после революции изменились критерии деловой активности и, соответственно, ее ценности.
В современных условиях в России снова формируется социальная общность предпринимателей и актуальными становятся формирование деловой культуры и воспитание цивилизованного предпринимателя. В деловой культуре пока проявляются тенденции и ориентации, обусловленные предыдущим периодом развития общества, связанным с преобладающими вертикальными отношениями в управлении. Переход к горизонтальным отношениям равноправного партнерства является довольно сложным и длительным процессом, предполагающим изменение сознания человека, общей культуры личности.
В Европе деловая культура уже сформировалась и имеет устоявшиеся ценности, ориентирующие деятельность предпринимателей на созидательность, независимость и взаимополезность. Существующая система обучения включает в себя развитие внешней и внутренней культуры. На этапе становления российской деловой культуры возникает проблема ее взаимодействия с европейской, которая в той или иной степени решается в процессе обучения.
Вопросы для самоконтроля
В России деловая культура предпринимателей начала складываться еще до 1917 г., но была разрушена в связи с переходом к новым общественным отношениям.
Какие существуют взгляды на понятие "деловая культура" в широком и узком смысле слова?
Какие критерии определяли деловую активность предпринимателей России до 1917 г.? Назовите их и раскройте суть.
Какие механизмы разрушили формировавшуюся деловую культуру предпринимателей после революции и почему?
Какого характера деловая культура сформировалась в России после революции? В чем ее положительные и отрицательные проявления?
Деловая культура в современной России только начала складываться. Она предполагает ориентацию на модель цивилизованного предпринимателя.
Что представляет собой модель цивилизованного предпринимателя? На какие ценности она ориентируется? Соответствуют ли ценностные ориентации российских предпринимателей этой модели?
Какие черты деловой культуры проявляются у современных российских предпринимателей при переговорах и заключении сделок, в организации дела и в отношениях с работниками?
Какие особенности характеризуют культуру управления современной России?
3. В процессе формирования деловой культуры предпринимателей неизбежно встает проблема взаимодействия с европейской деловой культурой, имеющей устоявшиеся ценности.
Как формировалась европейская деловая культура?
На какие ценности ориентируется современная европейская деловая культура?
Что собой представляет система обучения деловых людей в Европе? Приемлема ли эта система для российских предпринимателей? Обоснуйте свое мнение.
В чем состоят проблемы взаимодействия российских и европейских предпринимателей? Как можно преодолеть эти трудности?
По какому пути в формировании деловой культуры следует идти России?
Литература
Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. - 1993. - № 2,- С. 19-29.
Грищенко Ж. М., Лапша И. Н., Новикова JI. Г. Социальный портрет предпринимателя // Социологические исследования. - 1992. - № 10. - С. 53-61.
Деловая культура российского общества: "Круглый стол" ученых // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 17-30; № 4. - С. 26-33.
236
Климова С. Г., Дунаевский JI. В. Новые предприниматели и старая культура // Социологические исследования. - 1993. - № 5. - С. 64-69.
Культура повседневности: Тематический сборник. - Владимир, 1996. - 106 с.
Культура имеет значение: Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Лоуренса Харрисона и Сампэле Хантингтона / Пер. с англ. - М., 2002. - 315 с.
Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к пониманию / Пер. с англ. — М.: Дело, 2001. - 446 с.
Перепелкин О. В. Российский предприниматель: Штрихи к социальному портрету // Социологические исследования. - 1995. - № 2. - С. 35-40.
Пригожин А. И. Деловая культура: Сравнительный анализ // Социологические исследования. - 1995. — № 9. — С. 74-80.
Родионова Г. А. Ценностные ориентации управляющих приватизированных предприятий // Социологические исследования. - 1994. - № 2. - С. 111-114.
Самарцева О. К., Фомина Т. А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса // Социологические исследования. - 2000. - № 11.
Чирикова А. Е., Кричевская О. Н. Женщина-руководи- тель: деловые стратегии и образ "Я" // Социологические исследования. - 2000. - № 11.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов