3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
В сложных условиях противоречивости социокультурных ориентаций многое зависит от субъектов культуры и культурной политики. Прежде всего выясним суть роли государства в современной социокультурной ситуации. Роль государства довольно противоречива, общим результатом процессов реформирования является уменьшение его влияния на различные области жизни за счет замещения гражданскими структурами и создания новых инструментов регулирования деятельности и поведения людей. Но расстановка социокультурных сил в современном обществе такова, что она приводит к противоборству различных сил и к снижению интеллектуального и культурного потенциала. Таким образом, государство оказывается в роли самоликвидатора.
Социокультурная роль государства сложилась исторически, она заключается в создании определенных идеологических конструкций и проведении их в жизнь. Менялись идеологические конструкции, но не менялся тип общественного развития, названный просветительским. Просветительство, в отличие от просвещения, предполагает крайне низкую оценку имеющейся культуры народа. Его традиции, обычаи рассматриваются как пережитки варварства, необразованности, и культурная политика ставит перед собой миссию нести культуру в народ. Это привело к отчуждению культурных ценностей, норм и образцов, оказавшихся далекими от реальных потребностей, интересов, переживаний и проблем. Народная культура в связи с этим разделилась на два слоя:
внедряемые в сознание людей идеологии и мифы, почти не влияющие на реальную жизнь и использующиеся лишь в контактах с государственными структурами;
собственная народная культура, которой уже приходится стыдиться, но которая является единственной опорой в жизни [4, с. 96].
Такой характер культурной политики определил действия субъектов культуры — различных социокультурных групп и общностей, стремившихся к культурному лидерству, к преобладанию ценностей и норм. В нашей стране такую роль играли идеологические партийно-государственные структуры. Разрушение их образовало вакуум, заполняющийся наиболее подготовленными слоями. Это представители "высокой" культуры, организованные в творческие союзы, предприниматели и работники сферы культуры [4, с. 96-99]. Первые попытались взять на себя роль лидеров среди субъектов культуры, стремились заменить образцы, навязываемые раньше идеологами, на новые ценности, якобы добровольно воспринимаемые народом. Однако эта попытка не удалась, так как идеологи все же учитывали интересы и реальные запросы людей. В результате произошел распад монополизма в культурном лидерстве, формируются новые субъекты культуры со своими интересами.
В качестве духовных лидеров воспринимаются представители "высокой" культуры. Их роль в обществе тесно связана с институциональными формами, в которые они объединены. Это творческие союзы, различные объединения, общества, ассоциации, отстаивающие свои специфические интересы. По причине экономических трудностей, способствующих сплочению, их интересы как субъектов культуры приобретают корпоративный (замкнутый на себе) характер. Но в то же время появились противоречия. Отстаивая свои экономические интересы, эти союзы перестали играть в обществе свою прежнюю социокультурную роль. Замкнутость, необходимость защиты своих интересов, своей общности требуют много сил, энергии, которые могли бы быть использованы в обновлении социокультурной жизни общества, в выполнении своей духовной роли. С этим можно бы мириться, если бы было много субъектов культуры, выступающих с различных позиций. Фактически лидерами являются, скорее всего, представители массовой культуры, а не "высокой". Дальнейшее развитие приведет к формированию субъектов культурной политики. Но часто в условиях вакуума культурную политику представляют пришедшие извне лидеры, люди, не имеющие отношения к культуре. Это происходит из-за отсутствия в стране социальных институтов, представляющих интересы предпринимателей в сфере культуры. Предпринимательские интересы ориентированы на рыночные отношения, на удовлетворение платежного спроса населения. Это менеджмент и предпринимательство в концертном деле, кинопроизводстве, книгоиздании, в периодической печати, книжной торговле, кинопрокате и др. Появление коммерческих структур во многом привело к снижению активности других секторов культуры.
Упреждения культуры, длительное время связанные с реализацией идеологических задач, вынуждены адаптироваться к новым экономическим условиям. В их интересах как субъектов культуры наметились две тенденции:
1) стремление к коммерциализации своей деятельности, что вызвано создавшимися экономическими условиями. В этом нет ничего предосудительного, но есть опасность увлечения маргинальными спутниками массовой культуры и вытеснения "высокой" культуры; 2) осознание и защита корпоративных интересов работников некоммерческих секторов культуры, что в целом прогрессивно, но их интересы связаны с различными ценностями по отношению к населению.
В настоящее время блокируется формирование и развитие некоммерческого сектора культуры, направляющего свою работу на удовлетворение интересов, не обладающих платежеспособным спросом. Например, спрос на занятия художественным творчеством в кружках и студиях не является массовым и потому не окупает себя. В какой-то степени это объясняется отсутствием в обществе соответствующих интересов. Они есть лишь у небольшой части людей, потому нет спроса или нет институтов, выражающих эти интересы, нет заказчика. Совершенно не участвуют в художественной культуре примерно 20% населения, т. е. каждый пятый.
Трудно однозначно определить социокультурные позиции представителей органов культуры. Можно лишь предположить наличие разных позиций: традиционалистских, "высокой" культуры, радикалов и прагматиков. Эти различные ориентации руководителей учреждений культуры имеют субъективный характер. Но именно они становятся предпосылкой культурной политики, предполагающей признание самоценности и права на саморазвитие всех культур и субкультур народов и других общностей страны. "Диалог культур" позволит всем субъектам культуры предложить свои варианты, точки зрения, социокультурные ориентации; осознать свои интересы и реализовать их в рамках культурной политики; выявить интересы, способные стать поддержкой в культурной политике.
Что же такое культурная политика и в чем ее особенность в современных условиях? Культурную политику представляют по-разному: как комплекс мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия [13, с. 15]; как определенную линию поведения и действий субъекта, который имеет возможность на что-то влиять [11, с. 78]; как приемы управления сферой культуры, когда в качестве объекта воздействия этой деятельности выступают профессиональные институты и процессы развития искусства, науки, образования и т. д. [1, с. 105]. Так или иначе, это деятельность субъекта по отношению к культуре, деятельность, направленная на регулирование процессов производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. Наиболее полным представляется определение культурной политики как деятельности, связанной с формированием и согласованием социальных механизмов и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на развитие творческих, культурных и досуговых потребностей [3, с. 17]. В качестве механизмов формирования и согласования условий культурной деятельности выделяются административные, экономические и демократические.
Такое понимание культурной политики дает возможность осознать практическую потребность в выработке целостного представления о культурной жизни общества как о сфере самореализации личности. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий для самореализации личности. При этом имеются в виду социальные цели культурной политики, решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддержке культуры обществом, наращивании ее потенциала, о повышении общественной значимости культурных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.
По мнению ученых, стратегия культурной политики на данном этапе социально-исторического развития должна направляться на максимальное участие культуры в интеграции общественных отношений и структур, их совершенствовании и прогрессивном развитии на основе выражения духовных интересов различных социальных слоев и групп населения [3, с. 14]. При таких условиях негативные, дестабилизирующие явления в духовных процессах нейтрализуются, снижаются, а позитивные и объединяющие — поддерживаются и усиливаются. Это определяет цель культурной политики — обеспечение целостности и возвышение общественного престижа культуры, создание максимально благоприятных условий для роста и реализации духовного потенциала общества, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей. В связи с этим приобретают важность возрождение культурного суверенитета регионов, сохранение и развитие на каждой территории культурных традиций, социальная защита деятелей культуры. Переориентация культурной политики в сторону децентрализации не отменяет роли государства как ведущего координатора социокультурных процессов. Более того, санкции государства обновляются и усиливаются в качестве конституционного гаранта и проводника идей социальной справедливости в процессе распределения в сфере культуры и досуга. Предполагается создание государством надежных и эффективных механизмов защиты культуры.
Суть и характер культурной политики, способы ее реализации изложены в основах законодательства Российской Федерации о культуре. Одним из принципиальных тезисов государственной культурной политики является тезис о том, что в России должны быть созданы и постоянно поддерживаться предпосылки к воспроизводству множества социальных общностей, базирующихся на культурно-национальной самобытности. Достигаться это должно за счет того, что государство гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении сохранения и восстановления культурно-нацио- нальной самобытности малочисленных этнических общностей России посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития (2, с. 340).
Российская Федерация признала исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права. В законодательных актах государство приняло на себя широкий спектр обязанностей в отношении творческих работников и творческих организаций и обязуется обеспечивать им возможность участия в разработке политики в области культуры. Перед нетворческой частью населения, участвующей в потреблении литературы, искусства и культуры государство приняло на себя определенные обязательства и ответственность за обеспечение условий для общедоступности культурных ценностей и благ (2, с. 341-433).
В какой же степени государство реализует культурную политику, взятые на себя обязательства и, прежде всего, по созданию условий для общедоступности культурных ценностей и благ? По результатам исследований, проведенных автором в 1996-1997 гг. в Пермской области, 40 экспертов оценили культурную политику российского правительства как способствующую развитию культуры лишь в 1,8 балла (по 5- балльной шкале). В то же время как сдерживающий фактор ее оценили в 4,1 балла. Несколько отличается оценка культурной политики администрации на местах, соответственно получены данные о стимулировании развития культуры — 2,6 и сдерживании — 3,5 балла. Кроме того, 73,3% отмечают ухудшение культурной политики российского правительства, 52,6% выражают мнение об ее ухудшении и на местах. Эти данные свидетельствуют о значительном снижении роли государства в развитии культуры в современных условиях.
Еще в недалеком прошлом в качестве субъекта культурной политики выступали только государство и КПСС, культурная политика которых совпадала и реализовывалась через социокультурные институты. В настоящее время наблюдается нарастание полисубъектности культурной политики, определяющей важность выработки своей концепции и программы для каждого из субъектов с учетом второстепенной роли культуры в периоды социальных потрясений и революций.
В обществе всегда выстраивается иерархия потребностей. Важно уяснить, какое место занимает культура среди других потребностей общества. Формирование духовных потребностей после удовлетворения важнейших естественных и материальных нацеливает культурную политику не на преодоление остаточного принципа финансирования, а на сохранение созданных духовных ценностей, на выживание через самоорганизацию, самофинансирование. Важнейшие приоритетные цели культурной политики всех субъектов связаны с созданием новых социокультурных ценностей и норм; с формированием у населения нового типа нравственности, образцов поведения и деятельности, соответствующих общественной ситуации; с приобщением людей к многообразию человеческой культуры, с воспитанием терпимого отношения к иным культурам и потребности доброжелательного взаимодействия с ними; с воспитанием понимания общечеловеческих ценностей любой культуры, осознания сочетания личной свободы с культурой.
При этом культурная политика опирается на ряд важнейших требований, вытекающих из исторического опыта функционирования и развития самой культуры:
не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на известные законы социокультурной эволюции;
в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локальных методов воздействия;
не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, субъектом является и само общество как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культуротворческие организации;
постепенное воздействие на общественное сознание, ценностные ориентации, нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т. п., формирующие социокультурные ценности общества;
постоянный учет многонационального характера российской культуры, в которой не сливаясь, но слаженно звучит множество голосов этнических культур в целостной российской культуре.
Демократизация общества неизбежно приводит к социальному расслоению и усложнению системы ценностных ориентации, что, в свою очередь, обусловливает расширение личной свободы и возможностей самореализации. В связи с этим основными направлениями культурной политики становятся развитие системы ценностных ориентации личности и регулирование процессов дифференциации культуры. Приобретает важность формирование культуры различных социальных групп и общностей. Сложная и дробная социальная структура ведет и к усложнению культуры, к ее иерархизации в соответствии с потребностями, интересами различных слоев населения. Нельзя не согласиться с мнением, что социальная многослойность культуры — важнейший признак ее зрелости [13, с. 20].
Выводы
В современном российском обществе наблюдается не только экономический, но и культурный кризис, связанный с разрушением привычных, устоявшихся ценностей и норм жизнедеятельности людей, оказавшихся не готовыми принять новую социокультурную информацию.
Формируется множество субкультур, имеющих четко очерченные границы норм, ценностей, идеалов, представлений, мод, вкусов, традиций, позволяющих проявить индивидуально-личностные начала в человеке. В отношениях этих субкультур друг к другу наблюдается тоталитарный, авторитарный, аристократический и демократический подходы.
Связующим звеном между культурой, субкультурами и общественными реформами является массовая культура, отношение к которой довольно неоднозначное: негативная оценка со стороны представителей "высокой" культуры, двойственность позиции со стороны демократических слоев и безоговорочное принятие рассматривающими культуру как средство развлечения и досуга.
Творческие союзы, учреждения культуры различного типа и коммерческие организации осуществляют культурную политику, характеризующуюся уменьшением влияния государства. Особенность их деятельности в защите своих корпоративных интересов и в игнорировании потребностей и запросов населения.
Вопросы для самоконтроля
В настоящее время в самых различных общественных кругах высказывается мысль о кризисе культуры.
Как Вы считаете, действительно ли наблюдается кризис культуры? Обоснуйте свое мнение.
В чем и как проявляется кризис культуры, каковы его основания?
Какие слои общества охватил кризис культуры и почему?
В культуре современного общества появилось множество субкультур.
Какие три направления культуры сложились в результате исторического развития?
Что такое субкультура? Какие субкультуры Вы знаете?
Каковы причины появления и развития субкультур? В чем их положительное и отрицательное влияние на общество, личность?
Чем характеризуется отношение субкультур друг к другу?
Известно, что культура влияет на общественные процессы так же, как общественные процессы влияют на культуру.
В чем особенность взаимодействия "высокой" культуры с происходящими общественными процессами? В чем особенность ее развития в современных условиях?
Что изменилось в развитии народной культуры в современных условиях?
Культурная политика государства всегда была связана с созданием идеологических конструкций.
В чем суть идеологических конструкций? Как они изменялись в соответствии с общественным развитием? Сохранилось ли влияние идеологических конструкций сегодня?
Каким образом субъекты культуры реализуют культурную политику в связи с уменьшением роли государства?
• Как складываются отношения субъектов культуры с населением как с реальным потребителем культурных ценностей?
Литература
Астафьева О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы: Монография. - М., 2002. - 295 с.
Галуцкий Г. М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - М., 1998. - Гл. 14.
Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики / Отв. ред. А. Ф. Суховей. - Свердловск, 1991. - 55 с.
Дискин И. Е. Социокультурный базис перестройки. - М.: Наука, 1992. - Гл. IX.
Ионин JI. Г. Культура на переломе // Социологические исследования. - 1995. - № 2. - С. 41-46.
Кононенко Б. И. Особенности развития культуры XX века: Лекция. - М., 2000. - 60 с.
Лапин Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. - 2003. - № 6.
Панкова Т. А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. - 2002. - № 5.
Соколов В. М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социологические исследования. - 1993. - № 9. - С. 42-51.
Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. - 2003. - № 8.
Социология культуры и социокультурная ситуация в СССР: "Круглый стол" // Социологические исследования. - 1991. - № 11. - С. 53-65; 1992. - № 1. - С. 75-87.
Уайт С. Еще раз о посткоммунистической транзиции // Социологические исследования. - 2003. - № 11.
Флиер А. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. - 1994. - № 5. - С. 14-25.
Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социологические исследования. - 2003. - № 2.
Штудек JI. JI. Кризис сознания как феномен культуры. - Новосибирск: НГАЭ и У, - 1999. - 251 с.
Эфендиев А. Г. Социокультурный процесс // Основы социологии. - М.: Знание, 1994. - С. 163-189.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов