3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
В настоящее время в самых различных общественных кругах высказывается мысль о кризисе культуры, о "культурном одичании". Тезис о кризисе культуры имеет серьезные основания [4, с. 85]. Кризис культуры является отражением современного состояния общества, фактов экономической и политической жизни страны. Он проявляется в противоречивости социокультурных ориентации людей и обусловлен рядом обстоятельств.
Во-первых, идеалы социалистического общества и коммунистического будущего утратили свою силу и значимость в обществе. По результатам репрезентативного закрытого исследования 1981 г. 84% опрошенных полностью убеждены в искренности социалистической идеи. Исследования же 1990 и 1992 гг. показали тенденцию массового отхода россиян от коммунистических идей и социалистических способов их воплощения. Коммунистические идеалы поддерживали в 1989 г. 39%; 1990 — 15-20%; 1992 — 6%. Социалистический путь развития соответственно — 58%; 30~40% и 20% [9, с. 44].
Разочарования в прежних идеалах усугубляются отсутствием новых, объединяющих людей в обществе и являющихся своеобразной целью достижения. Новые мифы "светлого капиталистического будущего" по западному образцу для большинства людей не приобрели реальной ценности. По исследованиям, в прогрессивность буржуазных отношений верят лишь 10% россиян, 15% считают, что капитализм в равной мере имеет свои преимущества и свои недостатки, а 54% не верят ни в одну из социальных доктрин применительно к российскому обществу, отвергают общественные идеалы как таковые. При этом 62% убеждены, что общество вообще не должно иметь какую-либо готовую модель социального развития. Только 28% считают, что оно не может развиваться без определения основных принципов социального устройства и что такие принципы рано или поздно должны быть сформулированы [9, с. 44].
С. Уайт приводит данные опроса, проведенного в конце 2001 г. при содействии Института перспективных исследований в Вене в рамках исследований "Барометр новых демократий" [12, с. 27]. Ответы передают мнения простых граждан десять лет и более после перемен, которые, как считается, трансформировали их жизнь, присоединив их к другим демократическим странам. Представлены данные по восьми бывшим советским республикам: четыре европейские — Россия, Украина, Беларусь и Молдова; две закавказские — Армения и Грузия; две среднеазиатские — Казахстан и Кыргызстан.
Ответы включали оценки прошлого, настоящего и будущего. В каждом случае советская политическая и экономическая система оказывалась предпочтительнее ныне существующей. Есть ожидания, что она будет существовать через десять лет. В России 47% позитивно оценили советскую политическую систему и лишь 20% позитивно оценили будущее. В Грузии 75% выразили позитивное мнение о советском прошлом и лишь 13,4% так же думали о будущем.
Подтверждением подобного отношения к капиталистической системе являются и данные, полученные В. М. Соколовым в результате исследований 2003 г. [10, с. 62]). Неоднозначные установки москвичей были выявлены по отношению к очень богатым людям России. Уважают богатых лишь 10% опрошенных, 29% — если богатство получено честным путем, 45% респондентов выразили нетерпимое отношение к богатым. Одни считают, что в России нельзя получить большое богатство без обмана, мошенничества, присвоения общественного добра (21%), другие (24%) считают, что обязательно в судебном порядке надо рассмотреть деятельность всех российских миллионеров, каким способом они разбогатели.
При отсутствии общественных ориентаций и основных принципов социального устройства в сознании каждого человека формируются свои представления и идеалы. В массовом сознании приоритетными являются общечеловеческие ценности, социальная, правовая, экономическая защищенность личности. В последнее время высокую значимость приобретает безопасность личности. Многие видят пользу в распространении религиозных взглядов, определенная часть из них уверена, что только в религии можно найти объединяющие весь народ социальные идеи. Несмотря на сложные социально-культурные процессы в период российской трансформации, как показывают исследования 2002 г., "ни одна из базовых ценностей не исчезла в сознании россиян" [7, с. 82]. Происходит либерализация их структуры, складывается ценностная поддержка и культурная легитимация российской трансформации, но сохраняется ценность вседозволенности как свобода от всяких ограничений.
Во -вторых, кризис культуры обусловлен разрушением иДеала единой социалистической культуры. В массовом сознании россиян обозначился ренессанс патриотической доминанты. Это обстоятельство не учитывает политическая элита, что приводит к морально-психологической дисгармонии. в нравственной и политической оценке общественное мнение расходится с мнением политиков. Весной 1992 г. для 25% респондентов распад СССР был проблемой, вызывающей наибольшее беспокойство, в августе уже около 50% считали именно это событие главной причиной экономических трудностей, международных конфликтов и других кризисных явлений, около 70% не одобряют его [9, с. 45].
В последние годы заметно возросла значимость для многих людей понятий "держава", "сильное государство", "патриотизм" и других. В исследованиях 2003 г. В. М. Соколовым выявлено заметное расхождение между настроениями большинства населения и определенной части представителей власти к проблемам патриотического воспитания у россиян, Формирования у них патриотизма, гордости за свою Родину, Уважения к ее героической истории, великой культуре [10, с- 6]). После принятия правительством Москвы программы патриотического воспитания, она была подвергнута критике со стороны некоторых властных структур и общественно- политических деятелей, политологов, средств массовой коммуникации. В то же время, как показывает репрезентативное социологическое исследование, большинство москвичей согласны с тем, что патриотическое воспитание абсолютно необходимо. 51% респондентов убеждены в том, что "обязательно надо в школе, по ТВ, в газетах, через общественные организации вести широкую и эффективную работу по воспитанию любви к Родине, уважение ее истории, героев". 19% также думают, что "патриотизм следует пропагандировать, но строго ограниченно и только в соответствующих случаях". Лишь 13% считают, что "не следует вести пропаганду и воспитание патриотизма, так как это является насилием над свободой взглядов личности".
В связи с этим возникает вопрос: "Каким же образом формируются взгляды личности, откуда они возникают? Разве не в процессе социализации и воспитания с самых ранних детских лет и на протяжении всей жизни? У детей формируют взгляды родители, дошкольные и школьные учреждения, улица; у взрослых — в большей степени средства массовой коммуникации и другие. Разве не являются насилием над личностью все процессы перестройки в России и навязывание чуждых большинству населения взглядов, ценностей и норм? Что же касается патриотизма, то, думается, что в этом проявляется естественная социальная потребность личности любить свою Родину, свой родимый край, свою землю. Эти чувства во многом связаны с этничностью народа и архетипами его коллективного бессознательного, что при всем желании трудно искоренить. Чувство патриотизма чуждо народу, у которого нет этнических корней, но именно в такой стране придают большое значение патриотическому воспитанию, например, в Америке.
В-третьих, наблюдается нравственный кризис значительной части общества. Он выражается в смещении понятий добра и зла, долга, чести, совести, достоинства и др.; в притуплении чувств стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества; в изменении смысла и характера межличностного общения с великодушия и щедрости на практически выгодные; в возрастании значимости индивидуалистических ценностей с эгоистической направленностью.
Уходит в прошлое тип нравственности, связанный с общественно значимой направленностью, и такие ценности, как стремление быть полезным людям, обществу и т. д. По исследованиям, проведенным в г. Оренбурге, только для 6% молодых людей социально приемлемым является забота о благе людей, стремление сообща, в трудовом коллективе создавать материальные и духовные ценности. В отличие от данных, полученных в 1999 г. и свидетельствовавших о социальном альтруизме учащихся, в 2001 г. мотивы общественной пользы заметно отошли на более низкие позиции, с 36% до 12% [8, с. 112].
Формируется новый тип нравственности, в котором на первое место выходят индивидуалистические материальные ценности, связанные с обогащением и потреблением. По исследованиям, ведущее место (82%) у старшеклассников занимает стремление "научиться зарабатывать деньги и приумножать свой капитал" [8, с. 112]. Появилось стремление к элитарности, имущественное расслоение породило проблему "своего круга", "уровня семьи", "уровня занимаемого положения". Все это приводит к столкновению социокультурных ориентации различных социальных слоев, групп, общностей.
Исследования показывают существенные изменения в распространении в современном российском обществе определенных нравственных качеств, норм, традиций. Идет процесс "размывания в сознании людей таких простых норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность, вежливость и других. По самооценкам опрошенных, не более 30% по-настоящему отзывчивы, совестливы, сохранили в себе известное российское радушие. Приблизительно столько же не выделяются ни в сторону добра, ни в сторону зла и 40% — черствы, агрессивны, способны на нечестный поступок. По исследованиям же 70-х годов, опрошенные считали, что бессовестных, черствых, немилосердных людей в их окружении не более 10%" [9, с 46].
К четвертому признаку, свидетельствующему о кризисе культуры, можно отнести социальные нормы, переставшие быть барьерами, нарушение которых ведет к осуждению и наказанию. Это привело к вседозволенности, на фоне которой развиваются преступность, мелкое хулиганство, наркомания, токсикомания и другие негативные явления и процессы. По результатам исследований, проведенных в г. Оренбурге в 2000 г. среди 300 руководителей социальной сферы, 35% респондентов экспертов отметили падение нравственности, рост преступности и наркомании среди несовершеннолетних.
Люди по-разному относятся к социально негативным явлениям и процессам. По исследованиям, наибольшую степень нетерпимости москвичи в возрасте от 18 до 25 лет проявляют в отношении общественно вызывающего поведения и к увлечению эротикой, порнографией. Уровень этой нетерпимости выше, чем был 33 года назад [10, с. 62]. В определенной степени это объясняется тем, что люди "насытились" свободой подсознательного инстинктивного поведения. Подавляющее большинство (свыше 70%) не одобряют употребление наркотиков, хамство, грубость, сквернословие по отношению к другим людям. 98% отметили, что никогда не употребляли наркотиков. Вместе с тем 92% экспертов обеспокоены проблемой незанятости школьников, падением нравственности, ростом числа правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних. По данным УВД г. Оренбурга, 47% подростков из числа совершивших преступления, не работали и не учились [8, с. 112].
Наблюдается рост политической преступности, корыстной, насильственной, организованной, а также преступлений в вооруженных силах, в межнациональных конфликтах, среди маргинальных слоев, одновременно снижается их раскрываемость. Растет криминальность политической и правящей элиты. Существуют противоречивые мнения и суждения по отношению к явлениям и процессам, не укладывающимся в рамки общепринятых норм, что неизбежно порождает столкновения оценок различных групп людей.
В определенной степени свидетельством кризиса культуры является разрушение целостности и взаимосвязи функционирования различных государственных и общественных систем, в результате чего каждой из них предстоит пройти путь самостоятельного поиска и утверждения, но, возможно, и полного краха.
Все это признаки кризиса, но не следует при этом преувеличивать его глубину. На сегодняшний день у большинства населения не произошло глубинной ценностной переориентации, сохранен социокультурный и нравственный фундамент. Культурная жизнь значительной части социальных слоев и групп находится в относительном соответствии с условиями быта, с нравственными нормами и традициями. Именно в их сознании появились представления о культурном, нравственном кризисе всей остальной части общества и от них идут рекомендации о возврате к прошлому и сохранению ценностей.
Кризис культуры действительно охватил широкие слои общества. Однако это "благословенный кризис", "кризис выздоровления", который ведет к восстановлению разрушенных в сталинский период горизонтальных социальных связей и полисубъектности культуры, а также различных типов идентификации — профессиональной, социокультурной, сословной и т. д. [11, с. 76]. Он начался еще в 70-е гг. XX в. в связи с ориентацией многих на ценности индивидуально-личностной самореализации. Определенную роль при этом сыграло правозащитное диссидентское движение, представители которого отстаивали принцип личной свободы, несмотря на утверждение коллективистских принципов общественного бытия и внедрение их в сознание людей. 80-е годы в этом смысле были более плодотворными в духовной жизни и создали основы для установления принципа свободы и достоинства личности.
Распад авторитарной системы позволяет обществу ориентироваться на индивидуально-личностные ценности, но в то же время снятие всех запретов приводит к своеобразному беспределу. Широкие слои и группы населения с различными ориентациями становятся новыми субъектами культуры, демонстрирующими свои культурные и общесоциальные ориентации. При этом важную роль играют слои и группы, уже не ориентирующиеся на прежние механизмы социокультурного регулирования, но для которых и новые еще не стали значимыми. Социальные институты, особенно средства массовой коммуникации, не учитывают их особенностей и задают новые ценности, не соотнося их с фундаментальными ценностями культуры. Радио и телевидение заполнены произведениями художественной культуры, имеющими преимущественно развлекательный характер и рассчитанными на самый низкий уровень вкуса.
Все эти процессы производят впечатление полного хаоса и распада. По мнению JI. Г. Ионина, в этом кажущемся безумии усматривается своя логика, понимаемая им как движение от моностилистической культуры к полистилистической [5, с. 41-44]. Переход от моностилистической к полистилистической культуре создает условия для постепенного изменения социокультурных ориентаций и формирования целой системы субкультур, т. е. "культуры в культуре", имеющей четко очерченные границы знаний, норм, ценностей, образцов, представлений, вкусов, идеалов, традиций. Формирование субкультур связано не только с кризисом культуры, но и с усилением национальных чувств и со стремлением народов возродить свою национальную субкультуру.
Культура любой эпохи обладает относительной целостностью, но сама по себе она не однородна. Современное общество, независимо от существующего в нем политического режима, имеет не монолитную, нерасчлененную духовную культуру, а объединение целого ряда субкультур. Культура городской среды отличается от деревенской, официальная — от народной, аристократическая — от демократической, христианская — от языческой, взрослая — от детской. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Наличие различных субкультур придает обществу мозаичный и постоянно изменяющийся характер [6, с. 27].
Ситуация формирования субкультур не может быть оценена однозначно [4, с. 87]. С одной стороны, это положительное явление, обеспечивающее человеку место в культурной жизни в соответствии с потребностями и интересами, дающее возможность самореализации, способствующее самоидентификации личности и позволяющее ей чувствовать себя частью социальной общности или группы. Все это при отсутствии стабильности в обществе помогает человеку преодолеть жизненные трудности, психологические конфликты с обществом, с другими людьми и с самим собой. С другой стороны, развитие субкультур приводит к внутренней замкнутости, к ограничению культурных ценностей только рамками своей общности или группы, к отказу от ориентаций на ценности "высокой" культуры. Это лишает их подлинного динамизма, адаптации к изменениям жизненных ситуаций, гибкости к появлению и восприятию новых социокультурных ценностей.
К субкультуре можно отнести сегодня и то, что противостоит культуре данного общества, является ее антагонистом и называется контркультурой. Она выражает протест против существующих общественных устоев, чаще всего развивается в молодежной культуре, а также включает в себя субкультуру преступного, уголовного мира. Ее можно назвать "культурой протеста", поскольку она выражает неприятие культуры отцов, противопоставление своих образцов одежды, поведения, общения. Наличие и распространение контркультуры или культуры протеста — признак кризиса культуры общества, неудовлетворенности человека предлагаемыми знаниями, ценностями, нормами, образцами. Длительность и устойчивость ее существования зависят от способности общества преодолеть кризис. Однако при этом и общество что- то воспринимает из элементов контркультуры (А. Г. Эфенди- ев). В последнее десятилетие произошел отказ от жесткого консерватизма в отношении длины волос, повседневной одежды, появилось большее уважение к своеобразию личности, изменилось в какой-то степени отношение к сексуальным меньшинствам. Эти черты, проникшие в культуру современного общества, представляют собой что-то и от контркультуры.
Позитивных субкультур множество, они встречаются повседневно. К ним можно отнести различного рода модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и другими особенностями той или иной группы людей. При сохранении культурного менталитета, ведущих ценностей, норм и образцов поведения в рамках той или иной группы возникают новые нормы, обеспечивающие регулирование отношений и связей в социальных институтах (врачебная, воинская субкультура и т. д.); возникают особенности, выражающие специфику жизнедеятельности социальных групп, их истории (субкультура города, села, казаков и т. п.); появляются определенные различия в понимании путей развития общества при сохранении моральных и правовых устоев (субкультура рабочих, различных политических групп). Наличие субкультур свидетельствует о многообразии культуры данного общества, его способности воспринимать новые условия [16, с. 187].
В современной российской культуре выделяют несколько основных субкультурных подсистем [13, с. 20]:
"высокую" интеллектуальную культуру, развивающую историческую традицию национальной элитарной культуры, проявляющую тенденцию к самозамыканию в своей элитарности;
"советскую" культуру, продолжающую традицию минувших десятилетий, основанную на совокупности ценностей, образов, символов эпохи молодости сегодняшнего старшего поколения;
западную, по преимуществу американскую, культуру либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающую значительную часть молодежи, предпринимателей, интеллигенции;
• комплекс маргинальных субкультур социальных "низов", начиная от блатного стиля и непосредственно криминального образа жизни до национал-шовинистических и мистико- оккультных движений.
Субкультуры характеризуются разнообразием отношений при реализации своих интересов. Наблюдаются тоталитарный, авторитарный, аристократический и демократический подходы друг к другу [4, с. 88]:
Тоталитарный подход встречается среди людей с традиционалистскими ориентациями, с характерным стремлением к насильственному навязыванию своих культурных ценностей другим людям.
Авторитаризм проявляется в понимании культуры как инструмента восстановления органичности общественного развития. Он допускает дозированное вмешательство в субкультуру и культуру других групп, не навязывая своих ценностей, использование внешнего, но тактичного воздействия.
Аристократизм связан с позицией добровольного признания превосходства культурных ценностей со стороны других культур и субкультур. Считается оправданной передача этой группе руководства всем развитием культуры и в связи с этим предполагается стремление всех других ориентаций перейти на позицию лидера.
Демократизм в культурных ориентациях связан с традиционализмом, не стремящимся к утверждению своих ценностей и норм. В этом смысле демократична народная культура, для которой характерны стабильность и нейтралитет к другим культурам. Этот подход проявляется в способности признать самоценность каждой культуры и субкультуры, оценить историзм развития, что можно назвать толерантностью.
В реализации культурных интересов различных слоев и групп в идеале должна доминировать демократичность. Но в специфических современных условиях недостаточной сформированное™ соответствующих потребностей, интересов и ценностных ориентаций она может привести к потаканию низменным страстям и наклонностям людей, а не к укреплению и развитию культурной жизни. Демократизм, предполагающий свободный выбор, ограничивает средства и возможности воздействия на культурное развитие человека.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов