9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
Что же представляет собой молодежь как читатель, зритель, слушатель? Еще недавно интерес к художественной литературе преобладал над интересом к другим видам искусства. Сегодня он уступает просмотру телепередач. Но, тем не менее, чтение является одним из значимых занятий в сфере свободного времени молодежи, которую особенно привлекает слово публициста. В свое время недоступность широкой молодежной публике критического печатного слова вызвало появление "самиздата", сокращение тиражей привело к распространению книг на "черном рынке". Попытки ограничить подписку на популярные периодические издания породили общественное негодование.
Сейчас, к сожалению, наблюдается иная картина: многообразие и обилие книг, подписных изданий, периодической печати, но значительно меньше стало подписчиков и читателей. Россия, некогда считавшаяся самой читающей страной, похоже, перестает быть таковой. Большинство людей не могут позволить себе подписаться на ставшие дорогими газеты, журналы, стали разборчивыми в выборе книг. Раньше брали любую книгу, какая только появлялась, теперь же долго смотрят, выбирают и не всегда покупают, даже если очень хочется. Молодые люди раньше по вечерам чаще читали, теперь же сидят у телевизоров, смотрят телепередачи или теле- и видеофильмы сомнительного качества, рассчитанные на низкий художественно-эстетический вкус. Романтический образ читателя, склонившегося в уединении над книгой, все больше уходит в прошлое. Молодежь читает все меньше, к тому же не классику, а больше "дешевую" бульварную, а в лучшем случае — залежавшуюся на полках, запрещенную в свое время литературу. Но и это уже уходит в прошлое.
В отношении современной молодежи к чтению социологи выделяют четыре основные тенденции:
несовпадение интересов и знаний — лучше известна классика из школьной программы, но больше привлекает современная литература;
внимание к творчеству писателей, выбор того или иного жанра определяются общей социокультурной ситуацией, происходящими в обществе процессами;
преобладает предпочтение тех произведений и авторов, которых широко пропагандируют средства массовой коммуникации;
немаловажную роль в чтении молодежи играет подверженность групповым стереотипам, когда литературные интересы определяются модой, групповые предпочтения обусловливают индивидуальный выбор читателя [10, с. 139].
Теперь посмотрим, как молодежь относится к кино. Кинофильмы 30-50-х гг. обладали притягательной силой, эмоциональной заразительностью. Среди них были и шедевры мирового кино, непритязательные комедии и откровенные "сказки" с их райским благоденствием. Для поколения этих лет кино было единственным искусством, открывающим путь в мир прекрасного, как канал художественной информации оно стало по-настоящему массовой культурой. В 60-е гг. появилось другое кино — искреннее, с высокой романтикой чувств и стремлений, которое быстро завоевало сердца новых поколений кинозрителей. В 70-е гг. в связи с широким распространением телевидения, радиоприемников, магнитофонов, а сейчас уже и видеомагнитофонов потребление культуры все больше одомашнивается. Кинотеатры посещают все меньше и меньше людей. Причина и в том, что появилось больше возможностей в выборе форм проведения свободного времени. С другой стороны, рост образованности и культуры личности привел к повышению требовательности, которая не позволяет мириться с кинематографическим "ширпотребом".
Тем не менее, молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен, прежде всего, на молодежь: молодые герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов — все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоционально-чувственное отношение и стремление к развлекательности. Если учесть, что' преобладающее большинство фильмов — это зарубежные киноленты (эротические, полицейские, боевики), то можно прийти к печальному выводу: эти картины только для того, чтобы развлечь зрителя. Кинематограф сегодня не в полной мере выполняет свои важнейшие воспитательные функции, поэтому и зрителями воспринимается как развлечение и возможность рекреации (восстановления сил). Конечно, потребность в развлекательном кино должна быть удовлетворена, но не в ущерб художественности. Развлекая, надо воспитывать, поднимать уровень художественной культуры молодежи. Сложилась такая ситуация, что даже из представителей молодежи в кино ходит самый невзыскательный зритель — это подростки и юноши раннего возраста. Более требовательная аудитория ищет альтернативное кино, и в этом виновата прежде всего репертуарная политика кинотеатров, рассчитанная на "кассовые" фильмы. Причем мнения взрослых не всегда совпадают с ориентациями молодежи, которая хочет видеть в кино себя, но не с внешней стороны, а внутреннюю сущность и во взаимоотношениях со взрослыми.
Посещение молодежью кино определяется не только выбором соответствующего репертуара, но и потребностью в общении со сверстниками, что чрезвычайно важно в юношеском возрасте. Кино для молодежи — это не столько возможность контакта с искусством, сколько возможность коллективного сопереживания, эмоционального, дружеского общения. Именно межличностное взаимодействие является определяющим и при выборе фильма. Обмен мнениями, оценками способствует формированию групповых норм, оценок и в то же время порождает некритичность в выборе, которая чаще обусловлена внешними факторами (советы друзей, рецензии, реклама и т. д.), чем внутренними устойчивыми потребностями и интересами. Есть различия в предпочтениях того или иного жанра среди различных социальных групп молодежи. Одних интересуют кинокомедии и приключенческие фильмы, других — полицейские и боевики, студенты, оказывается, тяготеют к современной психологической драме. При этом больше ценятся зарубежные фильмы: американские, французские, итальянские и др. В художественной структуре самого фильма первостепенное место занимает игра актера, затем тема и проблема. Режиссера чаще всего не знают, что свидетельствует о развлекательной направленности при выборе кино. Во многом это обусловлено возрастными особенностями мировосприятия, групповыми стереотипами, отсутствием развитой системы организации свободного времени молодежи, позволяющей влиять на вкусы, развивать и повышать уровень зрительского восприятия.
Совершенно уникальным, особым искусством является театр, где зритель становится непосредственным участником создания спектакля. Перед его глазами осуществляется творческий процесс, в котором он принимает внутреннее участие. Вокруг театра всегда группировалась молодежь, здесь проходили дискуссии, формировалось общественное мнение, люди встречались, чтобы испытать радость общения. Театр был духовным центром города и формировал нравственный и эстетический мир личности, помогал разобраться в общественных проблемах. В последние годы, к сожалению, все больше становится зрителей, которые приходят в театр ради развлечения и отдыха.
Проблема посещения театра связана с местом жительства и неодинакова для молодежи, проживающей в крупных, малых городах и в сельской местности. Многие хотят, но не могут попасть в театр. Еще недавно проблема посещения театра была связана с дефицитом билетов, так как посещение театра считалось престижным мероприятием. И сейчас сохраняется проблема приобретения билетов в ведущие театры страны, но она имеет несколько иной характер — дороговизна билетов и недоступность для молодежи. Но стремится ли она в театры? Молодежи в театре становится все меньше. Театр ей кажется чем-то устаревшим, консервативным, изживающим себя зрелищем. Дело в том, что он не пользуется популярностью и у родителей, и у учителей. Если в городе есть традиция посещения спектаклей, если средства массовой коммуникации пропагандируют искусство театра, то дети наследуют любовь к театру, если же традиция не сложилась, актеры играют в полупустом зале.
В последнее время наблюдается не только сокращение молодежной аудитории театра, но и тенденция увеличения числа случайных зрителей и сокращения постоянных посетителей. Интересна динамика молодежных ориентации, в сфере театра:
предпочтение постановок современных авторов по сравнению с классикой в 70-е гг.;
направленность на музыкальные спектакли легкого, развлекательного жанра преобладающей части молодежи, кроме студентов, которым присуще стремление к осмыслению наиболее актуальных проблем современности, воплощенных средствами драмы;
3) изменение популярности отдельных театров и их репертуара — самые популярные театры не имеют молодежного репертуара, а другие не пользуются у нее спросом. Таким образом, оказывается, что театр не использует свои воспитательные возможности [10, с. 178-179].
Театральное искусство менее всего подвержено тиражированию, воздействию стереотипов, противоположно техническим средствам художественной информации. Оно должно и может пробудить у молодежного зрителя индивидуальное, собственное отношение не только к искусству, но и ко всему миру. Хороший спектакль может одновременно воздействовать на эмоции, чувства и волю. Однако есть театры неуютные, полупустые, как заброшенные дома, куда трудно привлечь молодежь, которая стремится к яркости, красочности, зрелищности.
Значительное место в жизни человека занимает музыка. Она развивает эмоциональность, способна объединить людей, проникнув в самые отдаленные глубины души, и противостоять процессу технизации и рационализации образа жизни. По различным социологическим исследованиям, в 60-е гг. музыке отводилось четвертое—шестое место, в 70-е — второе, а в 80-е гг. музыка в системе предпочтения оказалась уже на первом месте и сохраняет его в настоящее время, что вполне справедливо, если учесть ее воздействие на человека. Однако, если проанализировать глубже, выяснится, что первое место занимает музыка не столько как вид искусства, сколько как звуковой фон жизни. Люди привыкли к ее звучанию, пропускают мимо ушей музыкальные концерты по радио, телевидению. Это обусловлено во многом отсутствием продуманного и целенаправленного музыкального воспитания.
Речь идет, прежде всего, о музыкально-певческом воспитании, так как человеческий голос — это самый тончайший и богатый музыкальный инструмент. Не случайно хор всегда считался символом праздника. Выступления многотысячных хоров придавали людям чувство единства, монолитности, могущества, рождали вдохновение. Очень печально констатировать, что многие годы в школе недооценивалась роль хорового пения. Это привело к тому, что выросло несколько поколений не поющих, а стало быть, и не понимающих хоровое пение, которое рассчитано на высший вкус. Молодежь обращается к музыке чаще, чем к другим видам искусства. Но большинство слушает, не проявляя избирательности. Произведения классики (симфонические, камерные, оперные) в структуре музыкальных интересов занимают последнее место. Даже представители молодежной интеллигенции не имеют элементарных музыкальных знаний. У всех социальных групп очень беден список любимых музыкальных произведений, многие не могут назвать понравившееся произведение, не знают авторов. Наблюдается направленность на потребление классических музыкальных произведений, но при этом отсутствует осведомленность в этой сфере. Такое противоречие объясняется идеальной установкой молодых людей на эстетически возвышенное и подверженностью стереотипам массового сознания.
По результатам исследования студентов различных вузов, обнаружено, что даже они плохо знают классическую музыку. Относительно лучше студенческая молодежь знает отечественную оперную музыку и композиторов, менее знакома с шедеврами мировой оперы. В еще меньшей степени известна ей балетная музыка, особенно современный балет. В последние годы интерес к музыкальному театру стал несколько выше, но он носит локальный характер и проявляется среди образованной части молодежи и ее взрослых групп. Подростки и юноши раннего возраста остаются вне воздействия классической инструментальной музыки, оперы и балета. Преобладающее большинство молодежи предпочитает поп- и рок-музыку, лишь отдельные из них — симфоническую, органную, оперную. Среди любимых певцов — представители эстрады, редко кто знает и называет известных оперных певцов — Нестеренко, Атлантова, Образцову и др.
Как преодолеть эти тенденции? Как развивать и поддерживать потребность молодежи в классической музыке? В этом деле необходимо прежде всего решить проблему детского музыкального воспитания в системе дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Что касается взрослых, то с ними трудно обойтись традиционными формами музыкального просветительства. Необходимо опираться на интересы молодежи и найти формы, дающие возможность включить в программу классические произведения и даже исполнять их в переложении для современных инструментов.
Выводы
В молодежном возрасте происходит ускоренное физическое и умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе" и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.
Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.
В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в альтернативном творчестве и др.
Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.
Вопросы для самоконтроля
1. Известно, что для молодежи характерно ускоренное физическое и умственное развитие, которое влияет на психику и проявляется в эмоционально-чувственном отношении ко всей окружающей жизни.
Что означает ускоренное физическое и умственное развитие? Ведет ли это к ранней социальной, нравственной зрелости?
Что означают юношеский максимализм и инфантилизм?
Каким образом эмоционально-чувственное отношение к жизни определяет самореализацию молодежи?
Молодежная культура рассматривается как субкультура, в которой имеются элементы контркультуры.
Что такое субкультура и контркультура?
Какие особенности характерны для молодежной культуры?
Как Вы понимаете проблему "отчуждения" молодежи от культуры старших поколений?
Почему в молодежной культуре преобладает потребление над творчеством?
Контркультура молодежи находит свое проявление в неформальном самодеятельном движении.
Почему неформальная самодеятельная активность свойственна именно молодежи?
Каковы причины появления и развития неформального движения? Какие функции выполняет это движение?
Какие существуют классификации неформального движения, по каким признакам? Охарактеризуйте их.
Эмоционально-чувственное отражение действительности влияет на отношение молодежи к официальной художественной культуре.
В чем особенности отношения молодежи к чтению?
Чем характеризуется отношение молодежи к кино?
Стремится ли сегодня молодежь в театр?
Какую музыку предпочитает молодежь и почему?
Литература
Багдасаръян Н. Г., Кансузян Л. В., Немцов А. А. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования. - 1995. - № 4. - С. 125-129.
Гуревич П. С. Культурология. - М.: Знание, 1996. - Гл. XII.
Добру скин М. Е. Студент — кто он? // Социологические исследования. - 1994. - № 8-9. - С. 79-88.
Кофырин Я. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социологические исследования. - 1991. — № 1. - С. 82-85.
Мамонтов С. П. Основы культурологии. - М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. - Гл. VIII.
Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. С. Н. Добротворский и др.- JL: ЛГИТМИК, 1990. - 147 с.
Молодежные субкультуры / Исламшина Т. Г и др. - Казань: Гос. технолог, ун-т, 1997. - 116 с.
Молодежные субкультуры: Учебное пособие. - Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. - 80 с.
Омелъченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 264 с.
Сикевич 3. В. Молодежная культура: "за" и "против": Заметки социолога. - Л.: Лениздат, 1990. - 204 с.
Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. - 2003. - № 1.
Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю. Г. Волкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - Гл. 6, 7, 9.
Студницына Б. Я. "Культура протеста" и ее роль в социокультурной динамике: Автореферат ... канд. филос. наук. - М., 2000. - 24 с.
Суртаева В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. - СПб., 2000. - 208 с.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов