6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
Переход к новому качественному состоянию культуры, которая из моностилистической трансформируется в полистилистическую, происходит при перестройке системы управления и внедрения новых механизмов регулирования социокультурных процессов. Изменяется сам подход к управлению, что во многом обусловлено переходом к самоорганизованному обществу, в котором усиливается процесс саморазвития культуры. Многообразие и полистилистичность культуры есть результат ее саморазвития в условиях, когда контакты между культурами были слабы и нерегулярны. Именно саморазвитие породило самобытность культур, которые богаты своей неповторимостью и составляют предмет восхищения и гордости человечества.
Исторически сложились различные формы саморазвития культур, которые соответствовали уровням развития человечества. Стихийные формы выхода человека за рамки привычных, традиционных образцов деятельности на заре цивилизации создали основы культуры земледелия. Использование метода проб и ошибок сыграло и играет существенную роль в становлении норм нравственности, экономической организации общества, в выборе оптимальных форм землепользования, выработке норм и принципов политической организации общественной жизни. Сознательная деятельность по изменению культуры и общества предполагает разработку принципиально новых проектов, подходов, инноваций [8, с. 62], предполагающих использование элементов управления и регулирования.
В современной социокультурной ситуации ученые выделяют три важных момента [9, с. 130]:
в настоящее время функцию передачи социокультурных ценностей выполняют учреждения культуры и средства массовой коммуникации, причем вторые это делают эффективнее;
учреждения культуры и искусства утратили свою монополию на приобщение человека к лучшим ценностям культуры, эту роль им приходится делить с личными библиотеками, телевидением и аудиовизуальной техникой;
культуротворческие и другие процессы активной деятельности населения в значительной мере протекают вне учреждений, и организаций институционализированной системы культуры.
Происходит переориентация всей сферы культуры, поворот к происходящим в различных слоях общества самостоятельным культуротворческим процессам, т. е. к саморазвитию культуры, что обеспечивает самостоятельную выработку человеком культурных норм и ценностей. По мнению ученых, необходима смена парадигмы управления с традиционной на перспективную [3, с. 29].
Новая модель отличается от прежней принципиально новым подходом в отношении к человеку как к субъекту управления и культурной деятельности. При прежней системе организационно-управленческие структуры определялись "сверху", а человек приспосабливался к ним. Перспективная модель предполагает, что управленческие структуры социокультурной сферы формируются самим человеком. Кроме того, в традиционной системе работники культуры как субъекты управления определяли "сверху" те или иные формы культурной активности человека, рассматривая его как объект воздействия. В новой модели — субъектно-субъек- тные отношения, где работники культуры — субъекты управления, а человек — не только объект их воздействия, но и субъект собственной культурной деятельности. При таком подходе субъект управления регулирует активность человека с учетом его потребностей, интересов, ценностных ориентации А в качестве субъекта, регулирующего деятельность социальных групп, общностей выступают различные формы самоорганизованных добровольных формирований населения.
Разработка перспективной модели учитывает ряд моментов, определяющих особенности регулирования социокультурных процессов в обществе [3, с. 29]. Прежде всего это то, что модель включает самоуправляемые, саморазвивающиеся структуры, которые объединившись с государственной системой управления, способны образовать единую систему регулирования культурной деятельности на региональном уровне. В связи с этим возлагается ответственность за культурную деятельность не только на систему управления.
Устанавливаются принципиально новые отношения между субъектами управления. Их основой становится договор, дающий возможность свободного выбора занятий, характера решаемых задач, выполняемых функций и т. п. Договорные условия создают максимальные возможности для самореализации, проявления творческих способностей, обеспечивают принцип взаимосвязи работника культуры с социальным заказчиком и зависимости материального вознаграждения от результатов деятельности.
Новая модель предполагает установление горизонтальных связей и между субъектами на основе приоритетности и хозяйственной ответственности. Эти отношения отличаются не только направленностью, но и содержанием. Они строятся не на основе команды и регламентации социокультурной деятельности, а на основе создания максимально благоприятных условий и оказания услуг творцам и потребителям культуры. Управление заменяется механизмом регулирования и саморегулирования, который реализуется на основе инициативы "снизу". Многие десятилетия региональная культурная политика определялась установками "сверху" и не учитывала особенностей социально-экономического и культурного развития регионов. В результате такого подхода произошло не только отчуждение населения от учреждений культуры и массовых мероприятий, но и наиболее активные группы переключились на самодеятельные формы организации досуга. В связи с этим возникли многочисленные неформальные объединения, деятельность которых осуществляется на основе принципа саморазвития и саморегуляции.
Многие работники культуры психологически не готовы к преобразованиям, не осознают их неизбежности и необходимости. Большинство из них ориентированы на традиционные формы и методы управления, что создает множество проблем в практике культурной деятельности. В современных условиях требуется более смелый и решительный переход к демократическим механизмам регулирования социокультурных процессов в рамках различных организаций и учреждений на основе их интеграции и кооперации с учетом саморазвивающейся сущности культуры.
Выводы
Говоря об управлении, необходимо различать культуру и сферу культуры. Если сферой культуры можно управлять, то культура, процессы ее производства, хранения, распространения и потребления не терпят жесткого управления. Культура представляет собой саморазвивающееся явление, поддается регулированию, которое предполагает создание необходимых для ее развития и функционирования материальных, организационных, технологических и социально-пси- хологических условий.
Регулирование культурных процессов происходит с учетом саморегулирования. Если механизмы первого связаны с воздействием извне и исходят от социокультурных институтов с целью приведения в порядок, налаживания системы, то механизмы второго находятся внутри самого явления. Саморегуляция осуществляется за счет внутренних резервов без вмешательства извне. И то, и другое тесно взаимосвязаны и не исключают использование элементов управления.
Вопросы для самоконтроля
Одни утверждают, что необходимо сознательное, планомерное, целенаправленное управление культурой, другие считают, что культурой нельзя управлять, можно лишь регулировать.
Что такое управление и регулирование? В чем их отличие?
Что представляют собой циклы управления и можно ли на них опираться в регулировании культурных процессов?
Регулирование культурных процессов связано с саморегулированием и находится в определенном соотношении с элементами управления.
Каким образом осуществляется регулирование, саморегулирование в производстве культурных ценностей? Возможны ли здесь элементы управления и какие?
Каким образом осуществляется регулирование, саморегулирование в хранении культурных ценностей? Возможны ли при этом элементы управления и какие?
Каким образом осуществляется регулирование и саморегулирование в распространении культурных ценностей?
Производством, хранением, распространением и потреблением культурных ценностей призвана заниматься сфера культуры.
Что относится к сфере культуры?
Сферой культуры следует управлять или необходимо регулировать ее деятельность? Какие стороны деятельности сферы культуры поддаются управлению, а какие — нет?
Какие изменения произошли за последние годы в деятельности учреждений культуры в связи с утерей их лидерства?
Как Вы представляете себе новую модель управления и регулирования культурных процессов?
Литература
Галуцкий Г. М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - М., 1998. - Гл. 2, 14, 16.
Гущина А. Э. Социальное регулирование культурной деятельности // Совершенствование управления развитием культуры. - Свердловск, 1981. - С. 26-34.
Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики. - Свердловск, 1991. - 55 с.
Жидков В. С. Перестройка системы управления в сфере культуры: Конспект лекций. - М.: Всес. ИПК работников культуры, 1988. - 153 с.
Коган Л. Н. Культура как объект управления // Совершенствование управления развитием культуры. - Свердловск, 1981. - С. 3-12.
Мельников А. П., Силиванчик П. П. Научное управление сферой культуры в социалистическом обществе. — Минск: Университетское, 1988. - 157 с.
Михайлова Е. П., Михайлов Н. Н. Формирование духовных потребностей как управляемый процесс // Совершенствование управления развитием культуры. - Свердловск, 1981. - С. 35-48.
Попов В. В. Социология культуры: Тексты лекций. - М., 1999. - 92 с.
Паппэ Я. Ш., Шишкин С. В. Перестройка в сфере культуры: Переход к новой парадигме социально-экономического управления // Социальное проектирование в сфере культуры. - М.: НИИК, 1990. - С. 126-141.
Рудник Б. Л. Управление культурой: Проблемы и направления перестройки // Социально-экономические проблемы развития культуры. - М: Гипротеатр, 1989. - С. 18-31.
Столяров И. А. Управление культурой: Организационно-экономический механизм. - М.: Экономика, 1989. - Гл. I.
Якобсон Л. И. Роль государственного управления в сфере культуры // Социально-экономические проблемы развития культуры. - М.: Гипротеатр, 1989. - С. 5-17.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов