4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
Взаимодействие экономики и культуры позволяет выяснить связь между характером экономических преобразований, происходящих в стране, и механизмами социокультурной, т. е. ценностно-нормативной регуляции жизнедеятельности и поведения людей.
Социально-экономическое развитие и другие перемены в обществе предполагают усвоение людьми новых знаний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения. Это становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих передавать и распространять прогрессивный опыт и информацию для усвоения личностью. Такое регулирование облегчает и ускоряет усвоение ценностей и норм, что обеспечивает комфортное существование в изменившихся экономических условиях. В условиях перехода к рыночным отношениям происходит внедрение механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих перестроить привычную установку ожидания государственных благ на проявление собственной активности и инициативы для обеспечения своего благополучия.
Различные способы регулирования деятельности и поведения людей рассматриваются как "традиционные" и "рациональные" [2, с. 23]. К традиционным относятся способы, регулирующие взаимоотношения людей во всех сферах жизнедеятельности через передачу знаний, ценностей, норм и образцов от поколения к поколению в устной форме, в виде обычаев и традиций. Ценности и нормы осваиваются в процессе деятельности и непосредственно в социальных отношениях людей. В процессе труда и быта передаются жизненный опыт, умения и навыки, взгляды на природу и общество, нормы взаимоотношений, критерии оценок окружающей действительности. Все это связано с народной культурой, хранительницей социокультурных ценностей, накопленных на протяжении многих столетий.
Рациональные (идеологические) способы регулирования поведения и деятельности людей связаны с разработкой идеальной модели ценностей и норм на уровне государства, их распространением с помощью различных предметов культуры и фиксацией в общественном сознании. Например, модель ценностей и норм социализма внедрялась в сознание людей с помощью различных форм и способов массового воздействия. Новые ценности и нормы рыночной экономики по-своему "оболванивают" сознание людей через средства массовой коммуникации.
Идеальная модель, создаваемая в масштабе страны, по- новому интерпретируется в конкретных социально-экономических условиях. При ее внедрении в сознание людей действуют различные механизмы ценностно-нормативной регуляции [11, с. 46-47]:
Во-первых, формируя, утверждая, закрепляя и развивая те или иные ценности, общество определяет желательное для него общее, стратегическое направление действия и взаимодействия своих членов, их объединений, ориентирует их поведение в русле соответствующих устанавливаемых им общих рамок.
Если демократизм и гуманизм определены в качестве важнейших, приоритетных ценностей данного общества, тем самым оно направляет действия и взаимодействия живущих в нем людей и их объединений в русло признания приоритета прав и свобод человека, обеспечения условий подлинного народовластия и реальной заботы о благе человека, объединения с другими демократическими силами, борьбы против возможных тенденций авторитаризма и т. д. Именно общность социальных ценностей лежит в основе устойчивого и прочного объединения людей, а их существенное различие и тем более противоположность — в основе социальных разъединений, противоречий, конфликтов и даже борьбы.
Во-вторых, в социальных нормах (правовых и моральных) общество на основе признаваемых и защищаемых им ценностей четко предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. Одни из норм запрещают те или иные деяния (запретительные нормы), другие рекомендуют, поощряют, поддерживают соответствующее поведение (поощрительные нормы).
Ненормативная культура была бы невозможна как единое целое, в ней невозможны были бы совместные, согласованные, целенаправленные действия членов общества. Без культуры общественная жизнь была бы дезорганизованной и превратилась бы в хаотичное смешение людей. Вполне правомерно Н. Смелзер называет культуру цементом здания общественной жизни.
В-третьих, общество не только определяет систему правовых и моральных норм поведения личности, но и вырабатывает систему мер и способов их реального осуществления. Оно, будучи заинтересованным в том, чтобы его члены строили свое поведение в соответствии с определенными для них ролевыми требованиями и ожиданиями, не может мириться с нарушениями этих требований и ожиданий и не может быть безразличным и безучастным к законопослушному, высоконравственному поведению своих членов.
Ослабление социального контроля за поведением людей и их групп, как показывает опыт, ведет к дестабилизации и дезорганизации социальной жизни. Поэтому механизм социального контроля предполагает различные способы реагирования субъектов социальной жизни, прежде всего самого общества на то или иное поведение людей и их групп, т. е. социальные санкции. Они могут носить как позитивный характер (поощрение за соблюдение социальных норм), так и негативный (наказание за нарушение социальных норм). Те и другие санкции направлены на обеспечение соблюдения социальных норм и поддержание декларируемых ценностей.
Таким образом, на основе практического опыта и теоретических знаний в обществе утверждаются социальные ценности. На их основе вырабатываются правила поведения (социальные нормы), закрепляющиеся в законах, нормативных актах и регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями данного общества. Культура является объективно данной для различных социальных систем и личностей. Однако люди при этом создают, поддерживают, изменяют свое социальное и культурное окружение. В результате культура как система знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности в процессе своего функционирования постоянно развивается и изменяется, вместе с ней меняются нормы и ценности людей. Таков типичный механизм социальной регуляции [11, с. 47].
В истории нашей страны условно выделяют три этапа развития, дающие возможность проследить связь социально-экономических условий и механизмов ценностно-нормативной регуляции поведения и деятельности людей [10, с. 126].
Первый этап характеризуется высокой согласованностью потребностей, интересов населения с рационально созданной и передаваемой людям идеальной моделью поведения и деятельности, с ценностями и нормами этой модели, с механизмами ее распространения. Невысокий социально-экономический уровень общества обусловил модернизацию, направленную больше на количественные показатели, чем качественные. Неотъемлемой частью социально-экономической модернизации оказалось приобщение населения к культурным благам и услугам. Решение этой задачи было рассчитано на невысокий культурный уровень и неразвитость духовных потребностей, что соответствовало истине.
Деятельность социокультурных институтов, ориентированная на возможность широкого доступа к культурным ценностям, а не на качественный уровень культуры личности, не противоречила потребностям, интересам населения. Направленность на количественное распространение новых ценностей и норм соответствовала также невысокому социально-, экономическому уровню общества. Идеологически-просвети- тельская деятельность удовлетворяла людей и признавалась в обществе эффективной.
Таким образом, на этом этапе модель социокультурной информации и механизмы ее передачи, т. е. рациональные способы регулирования поведения и деятельности людей, были в полной согласованности с социально-экономическим уровнем общества и духовными потребностями людей. Кроме того, сохранялся еще и традиционный способ передачи знаний, ценностей, норм, образцов, широко бытовавших в деревнях, куда не доходили газеты, не было еще радио и телевидения.
На втором этапе произошло рассогласование между социально-экономическим уровнем жизни людей, потребностями, интересами и социокультурной моделью, а также механизмами ее передачи населению. К этому времени значительно улучшились социально-экономические условия жизни общества и семьи, повлекшие за собой повышение индиви- дуально-личностных потребностей и изменение ценностей и норм. Идеальная модель социокультурной информации требовала соответствующей интерпретации, новых механизмов передачи ее людям и способов регулирования их поведения и деятельности. Однако этого не произошло. Распространение ценностей и норм рациональным способом в идеологических структурах, куда относилась и сфера культуры, не изменилась. Она все еще носила просветительский характер, рассчитанный на низкий уровень мало дифференцированной массы.
Многих людей политика на культурное обслуживание населения уже не удовлетворяла. Они все больше стали проводить свободное время вне учреждений культуры. В 70-е гг. стали возникать элементы контркультуры как выражение протеста против официальной культуры, появилось так называемое "диссидентское движение". Сфера культуры оказалась в ситуации низкой эффективности, и в связи с этим утвердился "остаточный" принцип финансирования. Это усугублялось незаметной воспроизводящей ролью культуры. Она не смогла создать себе защиту в виде количественных экономических показателей, не смогла выработать критериев экономической эффективности.
Кроме того, на этом этапе снизилось значение традиционных механизмов передачи ценностей и норм устным способом от поколения к поколению в процессе непосредственной практической деятельности. Это также во многом обусловлено социально-экономическими сдвигами. Опыт, приобретенный народом веками для обеспечения своего натурального хозяйства, с появлением сельскохозяйственных машин был вытеснен на второй план, изменив и ценностно-нормативные отношения людей к жизни и друг к другу. Изменения в общеобразовательном и общекультурном уровне населения, стремительная индустриализация, развитие крупных городов, урбанизация, миграция, распространение городских стереотипов и моделей образа жизни — эти и другие факторы оттеснили на второй план традиционные способы регулирования поведения и деятельности людей, механизмы передачи ценностей и норм, созданных народной культурой. Деревня и семья перестали быть основными источниками создания и распространения социокультурных ценностей. В то же время рациональные способы, используемые в сфере культуры, перестали удовлетворять потребности населения. Появилась ситуация, вызвавшая необходимость поиска новых механизмов, основанных на осознанном отношении индивида к обществу, на его индивидуально-личностных потребностях и интересах.
Все это подвело к третьему, современному этапу, который характеризуется как кризисный, переломный. Государственные структуры осознали несоответствие созданной модели характеру социокультурной информации, идеологических ценностей и норм — представлениям и потребностям определенной части населения. Это во многом обусловлено низкими социально-экономическими условиями жизни и потребностями в их улучшении, отразившимися и в сфере культуры. Ориентация на рациональные способы передачи ценностей и норм, на идеологические установки не отвечала реальным запросам населения. В настоящее время социокультурная сфера оказалась зависимой от условий рыночной экономики и ее деятельность также не соответствует запросам населения. Преодоление кризиса — не столько в улучшении материальной базы, сколько в изменении целей и характера работы социокультурных институтов.
Социально-экономический кризис в стране и необходимость перехода к рыночным отношениям привели к усилению процесса распространения городских моделей и ориентации на западный тип культуры и социально-экономических отношений. В этой ситуации усиливается социальная роль культуры в создании предпосылок для общественных перемен. Культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение ранее сложившихся ориентаций, уже не соответствующих данной экономической ситуации. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформирован- пых ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая, таким образом, регулирующее и социализирующее воздействие на личность.
В новых условиях проявляется расхождение между цен- I юстными ориентациями отдельных групп населения и объективными социально-экономическими условиями их жизни. Это расхождение выражается в противоречии между стремлением к материальному благу и низким экономическим положением семьи, а также между стремлением к высоким духовным ценностям, к духовному развитию и ограниченными возможностями в связи с материальным недостатком и коммерциализацией культуры. Социально-экономические изменения охватывают различные стороны жизни людей, становятся всеобщими. По каналам культуры передаются знания, ценности и нормы, задающие самым широким массам образ жизни, противоречащий представлениям, моделям и стереотипам большинства. В этих условиях культура становится механизмом адаптации населения к общественным переменам, механизмом регуляции поведения и деятельности, институтом социализации личности.
Такая роль культуры во многом обусловила перемены в контактах населения с ней. Сознание большинства людей оказалось не готово к восприятию распространяемых ценностей и норм. Изучение контактов населения с культурой позволит судить о ее реальном воздействии, глубине и характере изменений, выявить слои населения, наиболее вовлеченные и принимающие или не принимающие их. Это даст возможность также выяснить национальную и региональную специфику воздействия традиционных и рациональных способов регулирования поведения и деятельности. Представители различных слоев и групп населения по-разному ориентируются на те или иные способы передачи социокультурной информации, что определяет различное воздействие культуры на личность и ее деятельность.
В связи с этим предполагается учитывать не только взаимодействие между социально-экономическим развитием и характером функционирования культуры, но и проблему социальной дифференциации общества. В условиях перехода к рыночным отношениям углубилась социальная дифференциация, произошло разделение на имущих и неимущих. Существует связь между положением человека в обществе и его интересами, ценностями и нормами жизнедеятельности. На основе ценностных ориентаций человек вырабатывает собственную личностную позицию в жизни, отношение к обществу, происходящим переменам, к различным социальным ситуациям, моделям социокультурной информации. Все это обусловливает необходимость изучения структуры населения с точки зрения общественного положения людей, особенностей их жизненной установки, преобладающих ценностных ориентаций. Эти характеристики учитывались и раньше, но они стали особенно существенными в связи с новой социально-экономической ситуацией.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов