13.3. Субъекты творчества
Как было уже сказано, в социокультурное творчество включено, так или иначе, все население. Оно не является однородной массой, а дифференцировано по различным признакам и составляет множество социальных групп, общностей, каждая из которых отличается социокультурными ориентациями, создает свои знания, ценности, нормы, образцы поведения, имеет верования, убеждения, идеалы, представления и традиции.
Наиболее распространенной в социологии является следующая дифференциация:
социально-классовая, включающая в себя классы, касты, сословия, социальные группы и их слои;
социально-этническая, состоящая из исторически сложившихся общностей людей — рода, племени, народности, нации, этноса, которые обычно объединены территорией, экономикой, культурой, обычаями, социально-психологическими особенностями;
территориальная, включающая различные типы поселения — город, село, поселки и др.;
демографическая, характеризующаяся половозрастными особенностями;
семейно-бытовая, включающая общности соседей, родителей и детей, их связи и отношения.
Кроме того, выделяют социально-профессиональную, образовательную, религиозную и другие структуры. Есть и различные социальные группы, малые и большие, формальные и неформальные, объединенные на основе общих потребностей, интересов, запросов, ценностных ориентаций и других факторов.
Все социальные группы и общности отличаются друг от друга сложными социально-психологическими характеристиками, находятся в различных социальных и социокультурных условиях. Они неодинаковы в своей направленности на ту или иную культуру, внутри которой подразделяются на множество субкультур. Их характеризует разный уровень культурной активности, отличия в потребностях, интересах, ценностных ориентациях и жизненных планах, в профессии и уровне образования. Всем им присущи свои социокультурные ориентации, которые создаются внутри социальной структуры отдельными индивидами или группой, принимаются или отвергаются остальными, развиваются и формируются, передаются из поколения в поколение и регулируют отношения людей в рамках одной социальной группы и общности, а также между ними.
Классовые, национальные, территориальные общности создают социокультурные ценности, нормы, идеалы, верования, обычаи, традиции как достаточно автономную часть в общей культуре. В социокультурном творчестве классов и профессиональных групп появляются общие идеалы, интересы и ценности. Религиозные группы являются субъектами творчества общих верований, религиозной морали и ценностей. Национально-этнические создают свой язык, традиции, обычаи, особый образ жизни. Территориальные общности образуют также свои ценности, образ жизни, нормы поведения и нравы жизни, отличающиеся в городе и селе. В малых социальных группах находит выражение специфика социального бытия и деятельности их членов. У них спонтанно возникает множество знаков, символов, выражений и жестов, которые используются особым образом и отличают одну группу от другой. Символическое выражение имеет культура отдельных групп и общностей — одежда жителей города и села; эмблемы у спортивных команд, крестики у верующих; язык, национальная одежда, убранство жилища — у национально- этнических групп. Таким образом, социальные группы и общности в процессе социокультурного творчества создают свою культуру, регулирующую жизнедеятельность людей.
Субъектом профессионального творчества является интеллигенция — научная, техническая и художественная, оказывающая влияние на культуру всех социальных групп и общностей. Кроме того, это инженерно-технические работники, педагоги, медики, военные, работники культуры и др. Их социальными функциями являются создание, хранение, развитие и распространение, организация потребления культурных ценностей. Они выступают выразителями творческой воли народа и являются носителями его самосознания. Если народ — основной источник культуры, то интеллигенция — его мозг, душа и созидающая рука. Это некий "мыслящий и чувствующий" аппарат нации, вся ее образованная часть, в состав которой входят те, кто так или иначе воплощает и обеспечивает духовную и интеллектуальную жизнь страны. Это единственный общественный слой, который, будучи наиболее независимым от какой-либо сословности, классовой или профессиональной психологии, сосредоточивает в себе общенациональное самосознание, выступает выразителем общенародного творческого гения, питается его соками и возвращает народу полученное в переработанном и "облагороженном" виде [9, с. 104].
Интеллигенция — это определенная социально-культур- ная общность людей, профессионально занимающихся творческим умственным трудом. Она внутренне дифференцирована и представляет различные силы, профессиональные группы. Отсюда многообразие интересов и выражение самых различных позиций в обществе, противоречивой картины нынешней культурной ситуации. Неодинакова и степень вовлеченности представителей интеллигенции в творческий процесс, в создание качественно новых культурных ценностей. В зависимости от характера профессиональной деятельности и функциональных обязанностей они занимаются хранением, распространением и организацией потребления продукции культуры с внесением элементов творчества в свою деятельность.
Что же представляют собой непосредственные субъекты творчества? Им присущи оригинальное видение ситуации, способности по-новому взглянуть на известное, гибкость мышления, соединенная с познавательным интересом, ведущая к использованию субъектом неиспользованных ранее возможностей объекта [10, с. 56]. Отличие творческой личности от других состоит в ее способности уйти от известных истин, от существующих в обществе стереотипов и шаблонов, жестких схем и рамок, по-новому посмотреть на окружающую действительность и увидеть необычные грани и оттенки в привычных явлениях и процессах. Творческие способности — это сочетание гибкости мышления, легкости генерирования идей, ассоциативного мышления и зоркости в поисках, обеспечивающих человеческую деятельность по созданию новых культурных ценностей.
Исследователи выделяют различные типы творческих личностей, которые являются ориентирами для разработки программ социализации, формирования личности, ее творческого потенциала [2, с. 27-28]:
Личность, обладающая потребностью и способностью создавать новое для себя, быть творцом в своем индивидуальном микромире. Здесь возможен и вариант создания нового, которое не является таковым для общества, для человечества, и вариант создания нового, которое представляет ценность для человечества. В этом случае возникает ряд нравственных проблем.
Личность, обладающая потребностью и способностью создавать новое для других, для общества, для человечества. Отрешенность от себя, от индивидуальной заинтересованности может обернуться позицией альтруизма, жертвенности. Концепция "общественное выше личного" ущербна. Идеальный вариант: гармония личного и общественного, совпадение личного и общественного интереса, когда создание нового доставляет радость и индивиду, и обществу, является новым и для индивида, и для общества.
Личность, обладающая потребностью и способностью творчески потреблять, воспринимать, использовать чужие материальные и духовные ценности в своих, индивидуальных интересах. Индивидуально-творческое, личностно-автор- ское прочтение книги, просмотр фильма, прослушивание музыки, прочтение научного труда, использование созданной другими технологии деятельности — все это значимо для индивида, для его развития и не затрагивает интересов общества, и здесь возникает социально значимая задача распространения оцыта. Эта позиция не является эгоистической, она нравственно-коллективистская и связана с социально ориентированной деятельностью.
Личность, обладающая потребностью и способностью к творческому потреблению материальных и духовных ценностей во имя общественных интересов, социальных идеалов. Авторское, личностное творческое восприятие ценностей, чужих продуктов деятельности индивид может сделать достоянием других людей, коллектива, общества, человечества. Личностное прочтение выдающихся деятелей литературы, искусства давно стало достоянием человечества.
Таким образом, могут быть различные типы творческой личности в зависимости от потребностей и способностей, т. е. творческого потенциала. Любой из них может успешно творить в условиях духовной свободы. На данном этапе обще- ственно-исторического развития творческая личность получила такую духовную свободу, что, бесспорно, положительно. Однако свобода не способствовала взлету творческой энергии и фантазии, особенно в сфере художественной деятельности, в которой, по мнению экспертов, не создано ни одного фундаментального, оригинального и уникального произведения, достойного войти в золотой фонд мировой и отечественной культуры. Творческая энергия многих ушла на создание духовно и художественно малоценных произведений массовой культуры, а также на политические и межличностные распри. С другой стороны, духовная свобода не дала творческой личности социальных, материальных, технологических и организационных условий для ее деятельности.
Таким образом, свобода сама по себе не решает ни одной проблемы, переход на новый этап развития общества сопровождается изменением ценностей, что зачастую у многих вызывает растерянность. Интеллектуальные силы не в состоянии решить проблемы, возникающие в связи с экономикой, политикой, правом. Лишь культура определяет критерии внутреннего и внешнего поведения и деятельности человека. А аккумулятором культуры является интеллигенция, призванная привести в систему хаотичный характер процесса социокультурного и профессионального творчества и действие механизмов отбора культурных ценностей.
Выводы
Источником социокультурного творчества являются социальная активность масс, их способности и потребности. Выделяют несколько уровней социальной активности. Высший ее уровень соответствует социальному творчеству, которое в сфере культуры представляет собой социокультурное творчество. Его результатами являются новые знания, ценности, нормы, образцы, идеалы, представления, традиции, верования и другие, регулирующие жизнедеятельность людей в обществе. Оно побуждается потребностями социальной группы, общности в изменении одних ценностей на другие. В этом процессе взаимодействуют культура и личность, традиционное и инновационное.
В отличие от социокультурного, профессиональное творчество имеет индивидуально-личностный характер. Это деятельность людей, функционально занимающихся созданием, хранением, распространением и организацией потребления культурных ценностей. Они создают продукт, отражающий индивидуальную неповторимость личности. Профессиональное творчество обусловлено социальными и социокультурными условиями. С одной стороны, социокультурные ценности общества и микросреды определяют ценностные ориентации творца, с другой — продукты его деятельности воздействуют на массовое сознание и развивают существующие ориентации.
Субъектом социокультурного творчества является все население — социальные группы, общности или отдельный индивид, имеющие свои ценностно-нормативные ориентации. Их своеобразие обусловлено различиями социальных и социально-психологических условий. Социально-классовые, этнические, территориальные, демографические, семейно-бы- товые и другие общности и группы неодинаковы по своей направленности на ту или иную культуру, что и находит отражение в их социокультурном творчестве.
Субъектом профессионального творчества является интеллигенция, которая обеспечивает и воплощает в себе всю духовную жизнь страны. Она внутренне дифференцирована и выражает противоречивый характер культурной ситуации. Неодинакова и степень ее вовлеченности в процесс, связанный с созданием, хранением, распространением и организацией потребления культурных ценностей. Наиболее талантливые создают ценности в науке, технике, искусстве. Им присущи способности по-новому взглянуть на известные истины, увидеть необычные аспекты в привычных явлениях и процессах, найти оригинальное применение существующих предметов.
Вопросы для самоконтроля
1. Созидательная деятельность широких масс в сфере культуры представляет собой социокультурное творчество, тесно связанное с социальной активностью.
• Что такое социальная активность?
Какие уровни выделяют, рассматривая социальную активность? Каким образом эти уровни связаны с творческой активностью?
Что такое социокультурное творчество? Каковы его источники?
Какова связь традиционного и инновационного в социокультурном творчестве?
Профессиональное творчество имеет ярко выраженный субъективный характер. Оно тесно связано с социокультурным творчеством.
Что такое профессиональное творчество? В чем и как проявляется его субъективный характер?
Каким образом профессиональное творчество обусловлено социальными условиями?
В чем выражается связь профессионального и социокультурного творчества?
Субъектом социокультурного творчества является весь народ, профессионального — интеллигенция.
Что представляет собой народ по своей социальной структуре, на какие социальные общности и группы подразделяется?
Чем характеризуются эти социальные группы и общности как субъекты творчества?
В чем особенность социокультурных ценностей этих групп и общностей?
Что представляет собой интеллигенция как субъект профессионального творчества?
Какие способности необходимы творческой личности?
Литература
Азаров Ю. П. 100 тайн детского развития. - М.: ИВА, 1996. - 480 с.
Алексеева Е. А. Творческий потенциал личности: Науч- но-метод. пособие. - Н. Новгород, 1998. - 30 с.
Арнольдов А. И. Введение в культурологию. - М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - Гл. V.
299
Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности / Пер. с англ. С. JI. Лойко, Ф. Б. Сарнова. - М.: Прогресс, 1990. - 187 с.
Галин А. Л. Личность и творчество: Психологические этюды. - Новосибирск, 1989. - 126 с.
Галицкая Л. К. Феномен творчества в процессе взаимодействия общества и личности: Автореферат ... канд. филос. наук. - М., 1997. - 17 с.
Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. - М., 1992. - 172 с.
Константинов В. Н. Социальная активность и пассивность личности. - Владимир: ВГПИ, 1990. - Гл. 1.
Мамонтов С. П. Основы культурологии. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. - Гл. 8.
Минюшвв Ф. И. Социокультурное творчество // Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: Знание, 1993. - С. 53-69.
Социальное творчество и ускорение общественного прогресса: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А. В. Грибакин. - Свердловск: Юридич. ин-т, 1989. - 110 с.
Социология личности: Учебное пособие / Подг. А. И. Артемьевым - Алматы: Бастау, 2001. - 253 с.
Суртаева В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. - СПб., 2000. - 208 с.
Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сборник статей. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998. - 194 с.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов