logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

13.3. Субъекты творчества

Как было уже сказано, в социокультурное творчество вклю­чено, так или иначе, все население. Оно не является однородной массой, а дифференцировано по различным признакам и со­ставляет множество социальных групп, общностей, каждая из которых отличается социокультурными ориентациями, создает свои знания, ценности, нормы, образцы поведения, имеет веро­вания, убеждения, идеалы, представления и традиции.

Наиболее распространенной в социологии является сле­дующая дифференциация:

  1. социально-классовая, включающая в себя классы, кас­ты, сословия, социальные группы и их слои;

  2. социально-этническая, состоящая из исторически сло­жившихся общностей людей — рода, племени, народности, нации, этноса, которые обычно объединены территорией, экономикой, культурой, обычаями, социально-психологичес­кими особенностями;

  3. территориальная, включающая различные типы посе­ления — город, село, поселки и др.;

  4. демографическая, характеризующаяся половозрастны­ми особенностями;

  5. семейно-бытовая, включающая общности соседей, ро­дителей и детей, их связи и отношения.

Кроме того, выделяют социально-профессиональную, об­разовательную, религиозную и другие структуры. Есть и раз­личные социальные группы, малые и большие, формаль­ные и неформальные, объединенные на основе общих по­требностей, интересов, запросов, ценностных ориентаций и других факторов.

Все социальные группы и общности отличаются друг от друга сложными социально-психологическими характеристи­ками, находятся в различных социальных и социокультур­ных условиях. Они неодинаковы в своей направленности на ту или иную культуру, внутри которой подразделяются на множество субкультур. Их характеризует разный уровень культурной активности, отличия в потребностях, интересах, ценностных ориентациях и жизненных планах, в профессии и уровне образования. Всем им присущи свои социокультур­ные ориентации, которые создаются внутри социальной структуры отдельными индивидами или группой, принима­ются или отвергаются остальными, развиваются и формиру­ются, передаются из поколения в поколение и регулируют отношения людей в рамках одной социальной группы и общ­ности, а также между ними.

Классовые, национальные, территориальные общности создают социокультурные ценности, нормы, идеалы, веро­вания, обычаи, традиции как достаточно автономную часть в общей культуре. В социокультурном творчестве классов и профессиональных групп появляются общие идеалы, инте­ресы и ценности. Религиозные группы являются субъектами творчества общих верований, религиозной морали и ценнос­тей. Национально-этнические создают свой язык, традиции, обычаи, особый образ жизни. Территориальные общности образуют также свои ценности, образ жизни, нормы поведе­ния и нравы жизни, отличающиеся в городе и селе. В малых социальных группах находит выражение специфика социаль­ного бытия и деятельности их членов. У них спонтанно воз­никает множество знаков, символов, выражений и жестов, которые используются особым образом и отличают одну груп­пу от другой. Символическое выражение имеет культура от­дельных групп и общностей — одежда жителей города и села; эмблемы у спортивных команд, крестики у верующих; язык, национальная одежда, убранство жилища — у национально- этнических групп. Таким образом, социальные группы и об­щности в процессе социокультурного творчества создают свою культуру, регулирующую жизнедеятельность людей.

Субъектом профессионального творчества является ин­теллигенция — научная, техническая и художественная, оказывающая влияние на культуру всех социальных групп и общностей. Кроме того, это инженерно-технические работ­ники, педагоги, медики, военные, работники культуры и др. Их социальными функциями являются создание, хранение, развитие и распространение, организация потребления куль­турных ценностей. Они выступают выразителями творческой воли народа и являются носителями его самосознания. Если народ — основной источник культуры, то интеллигенция — его мозг, душа и созидающая рука. Это некий "мыслящий и чувствующий" аппарат нации, вся ее образованная часть, в состав которой входят те, кто так или иначе воплощает и обеспечивает духовную и интеллектуальную жизнь страны. Это единственный общественный слой, который, будучи наи­более независимым от какой-либо сословности, классовой или профессиональной психологии, сосредоточивает в себе об­щенациональное самосознание, выступает выразителем об­щенародного творческого гения, питается его соками и воз­вращает народу полученное в переработанном и "облагоро­женном" виде [9, с. 104].

Интеллигенция — это определенная социально-культур- ная общность людей, профессионально занимающихся твор­ческим умственным трудом. Она внутренне дифференциро­вана и представляет различные силы, профессиональные группы. Отсюда многообразие интересов и выражение самых различных позиций в обществе, противоречивой картины нынешней культурной ситуации. Неодинакова и степень вов­леченности представителей интеллигенции в творческий про­цесс, в создание качественно новых культурных ценностей. В зависимости от характера профессиональной деятельности и функциональных обязанностей они занимаются хранени­ем, распространением и организацией потребления продук­ции культуры с внесением элементов творчества в свою дея­тельность.

Что же представляют собой непосредственные субъекты творчества? Им присущи оригинальное видение ситуации, способности по-новому взглянуть на известное, гибкость мыш­ления, соединенная с познавательным интересом, ведущая к использованию субъектом неиспользованных ранее возмож­ностей объекта [10, с. 56]. Отличие творческой личности от других состоит в ее способности уйти от известных истин, от существующих в обществе стереотипов и шаблонов, жестких схем и рамок, по-новому посмотреть на окружающую действи­тельность и увидеть необычные грани и оттенки в привычных явлениях и процессах. Творческие способности — это сочета­ние гибкости мышления, легкости генерирования идей, ассо­циативного мышления и зоркости в поисках, обеспечивающих человеческую деятельность по созданию новых культурных ценностей.

Исследователи выделяют различные типы творческих личностей, которые являются ориентирами для разработки программ социализации, формирования личности, ее твор­ческого потенциала [2, с. 27-28]:

  1. Личность, обладающая потребностью и способностью создавать новое для себя, быть творцом в своем индивиду­альном микромире. Здесь возможен и вариант создания ново­го, которое не является таковым для общества, для челове­чества, и вариант создания нового, которое представляет ценность для человечества. В этом случае возникает ряд нрав­ственных проблем.

  2. Личность, обладающая потребностью и способностью создавать новое для других, для общества, для человече­ства. Отрешенность от себя, от индивидуальной заинтересо­ванности может обернуться позицией альтруизма, жертвен­ности. Концепция "общественное выше личного" ущербна. Идеальный вариант: гармония личного и общественного, со­впадение личного и общественного интереса, когда созда­ние нового доставляет радость и индивиду, и обществу, яв­ляется новым и для индивида, и для общества.

  3. Личность, обладающая потребностью и способностью творчески потреблять, воспринимать, использовать чужие материальные и духовные ценности в своих, индивидуаль­ных интересах. Индивидуально-творческое, личностно-автор- ское прочтение книги, просмотр фильма, прослушивание музыки, прочтение научного труда, использование создан­ной другими технологии деятельности — все это значимо для индивида, для его развития и не затрагивает интересов общества, и здесь возникает социально значимая задача рас­пространения оцыта. Эта позиция не является эгоистичес­кой, она нравственно-коллективистская и связана с социаль­но ориентированной деятельностью.

  4. Личность, обладающая потребностью и способностью к творческому потреблению материальных и духовных ценнос­тей во имя общественных интересов, социальных идеалов. Авторское, личностное творческое восприятие ценностей, чужих продуктов деятельности индивид может сделать дос­тоянием других людей, коллектива, общества, человечества. Личностное прочтение выдающихся деятелей литературы, искусства давно стало достоянием человечества.

Таким образом, могут быть различные типы творческой личности в зависимости от потребностей и способностей, т. е. творческого потенциала. Любой из них может успешно тво­рить в условиях духовной свободы. На данном этапе обще- ственно-исторического развития творческая личность полу­чила такую духовную свободу, что, бесспорно, положитель­но. Однако свобода не способствовала взлету творческой энергии и фантазии, особенно в сфере художественной дея­тельности, в которой, по мнению экспертов, не создано ни одного фундаментального, оригинального и уникального про­изведения, достойного войти в золотой фонд мировой и оте­чественной культуры. Творческая энергия многих ушла на создание духовно и художественно малоценных произведе­ний массовой культуры, а также на политические и меж­личностные распри. С другой стороны, духовная свобода не дала творческой личности социальных, материальных, тех­нологических и организационных условий для ее деятельно­сти.

Таким образом, свобода сама по себе не решает ни одной проблемы, переход на новый этап развития общества сопро­вождается изменением ценностей, что зачастую у многих вызывает растерянность. Интеллектуальные силы не в со­стоянии решить проблемы, возникающие в связи с экономи­кой, политикой, правом. Лишь культура определяет крите­рии внутреннего и внешнего поведения и деятельности чело­века. А аккумулятором культуры является интеллигенция, призванная привести в систему хаотичный характер процес­са социокультурного и профессионального творчества и дей­ствие механизмов отбора культурных ценностей.

Выводы

Источником социокультурного творчества являются соци­альная активность масс, их способности и потребности. Вы­деляют несколько уровней социальной активности. Высший ее уровень соответствует социальному творчеству, которое в сфере культуры представляет собой социокультурное твор­чество. Его результатами являются новые знания, ценности, нормы, образцы, идеалы, представления, традиции, веро­вания и другие, регулирующие жизнедеятельность людей в обществе. Оно побуждается потребностями социальной груп­пы, общности в изменении одних ценностей на другие. В этом процессе взаимодействуют культура и личность, традицион­ное и инновационное.

В отличие от социокультурного, профессиональное твор­чество имеет индивидуально-личностный характер. Это дея­тельность людей, функционально занимающихся созданием, хранением, распространением и организацией потребления культурных ценностей. Они создают продукт, отражающий индивидуальную неповторимость личности. Профессиональ­ное творчество обусловлено социальными и социокультур­ными условиями. С одной стороны, социокультурные цен­ности общества и микросреды определяют ценностные ори­ентации творца, с другой — продукты его деятельности воздействуют на массовое сознание и развивают существую­щие ориентации.

Субъектом социокультурного творчества является все население — социальные группы, общности или отдельный индивид, имеющие свои ценностно-нормативные ориентации. Их своеобразие обусловлено различиями социальных и со­циально-психологических условий. Социально-классовые, эт­нические, территориальные, демографические, семейно-бы- товые и другие общности и группы неодинаковы по своей направленности на ту или иную культуру, что и находит от­ражение в их социокультурном творчестве.

Субъектом профессионального творчества является интел­лигенция, которая обеспечивает и воплощает в себе всю ду­ховную жизнь страны. Она внутренне дифференцирована и выражает противоречивый характер культурной ситуации. Неодинакова и степень ее вовлеченности в процесс, связан­ный с созданием, хранением, распространением и организа­цией потребления культурных ценностей. Наиболее талант­ливые создают ценности в науке, технике, искусстве. Им присущи способности по-новому взглянуть на известные ис­тины, увидеть необычные аспекты в привычных явлениях и процессах, найти оригинальное применение существующих предметов.

Вопросы для самоконтроля

1. Созидательная деятельность широких масс в сфере куль­туры представляет собой социокультурное творчество, тес­но связанное с социальной активностью.

• Что такое социальная активность?

Какие уровни выделяют, рассматривая социальную ак­тивность? Каким образом эти уровни связаны с творческой активностью?

  1. Субъектом социокультурного творчества является весь народ, профессионального — интеллигенция.

Литература

  1. Азаров Ю. П. 100 тайн детского развития. - М.: ИВА, 1996. - 480 с.

  2. Алексеева Е. А. Творческий потенциал личности: Науч- но-метод. пособие. - Н. Новгород, 1998. - 30 с.

  3. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. - М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - Гл. V.

299

  1. Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности / Пер. с англ. С. JI. Лойко, Ф. Б. Сарнова. - М.: Прогресс, 1990. - 187 с.

  2. Галин А. Л. Личность и творчество: Психологические этюды. - Новосибирск, 1989. - 126 с.

  3. Галицкая Л. К. Феномен творчества в процессе взаимо­действия общества и личности: Автореферат ... канд. филос. наук. - М., 1997. - 17 с.

  4. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышле­ние. - М., 1992. - 172 с.

  5. Константинов В. Н. Социальная активность и пассив­ность личности. - Владимир: ВГПИ, 1990. - Гл. 1.

  6. Мамонтов С. П. Основы культурологии. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. - Гл. 8.

  7. Минюшвв Ф. И. Социокультурное творчество // Ак­туальные проблемы культуры XX века. - М.: Знание, 1993. - С. 53-69.

  8. Социальное творчество и ускорение общественного прогресса: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А. В. Грибакин. - Сверд­ловск: Юридич. ин-т, 1989. - 110 с.

  9. Социология личности: Учебное пособие / Подг. А. И. Ар­темьевым - Алматы: Бастау, 2001. - 253 с.

  10. Суртаева В. Я. Социокультурное творчество молоде­жи: методология, теория, практика. - СПб., 2000. - 208 с.

  11. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сборник статей. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998. - 194 с.