logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

2.2. Предмет и задачи социологии культуры

Социология культуры тесно связана с теорией культуры, которая является фундаментальной философской наукой, изучающей общие закономерности развития культуры как общественного явления. Она не может игнорировать фило­софские категории культуры точно так же, как отраслевые социологические теории не могут игнорировать фундамен­тальную общесоциологическую теорию. Кроме того, социоло­гия культуры связана с историческим аспектом культуры. Таким образом, вырисовывается тесная связь истории, фи­лософии и социологии культуры. Все эти три блока имеют свой предмет, категории и методы.

Для определения предмета социологии культуры необ­ходимо рассмотреть само понятие культуры. Существу­ет множество определений, которые можно систематизиро­вать, а также выделить подходы, существующие в науке:

  1. антропологический, изучающий культуру малых и пер­вобытных народов;

  2. философский, объединяющий в себе деятельностный подход, "технологический", гуманистически-смысловой и "достиженческий";

  3. социологический [12, с. 6-7].

Поскольку для социологии культуры фундаментом явля­ется, кроме общесоциологической теории, философия куль­туры, то невозможно обойти вниманием этот подход. Специ­альные исследования в области философии культуры появи­лись в середине 60-х гг. XX в. и получили наибольшее развитие в 70-е. Сейчас наблюдается попытка создания еди­ной культурологической теории.

Наибольшее распространение получили следующие кон­цепции культуры:

Понятие "культура" сегодня все чаще используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Такое многообразие подходов обусловлено сложностью философского осмысления этого феномена, а также различи­ями в исследовательских целях. Культуру можно рассматри­вать с разных сторон в зависимости от целей и задач исследо­вания, что, естественно, допускает и плюрализм мнений.

В социологии культуры также нет единого, устоявшегося определения, тем более что эта наука развивалась менее интенсивно, чем философия культуры. Есть попытка опреде­ления культуры как "репрезентативной" (Ф. Тенбрук), т. е. представляющей в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих ин­дивидов [3, с. 49]. JI. Г. Ионин считает, что такой подход исключает отношение к культуре как к феномену, пассив­но сопровождающему общественные явления и процессы и протекающему вне и независимо от них. В этом автор дей­ствительно прав. Однако здесь явно просматривается пони­мание культуры как субъектного отражения общественных явлений и процессов, что связано прежде всего с особенно­стями человеческого восприятия, поэтому представляется неточным.

От такого понимания отличаются определения, данные авторами большинства новых учебных пособий по социоло­гии. Вот некоторые из них:

Наиболее удачным является определение, данное Э. Тей­лором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верование, искусство, мо­раль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом обще­ства". К этому он считает необходимым добавить "материа­лизованные знания, верования и умения" и заключает, что "культура — это все, что производится, социально усваи­вается и разделяется членами общества" [15, с. 32].

Наиболее логически обоснованно представлено социоло­гическое понимание культуры у Ф. И. Минюшева. Прежде всего он вычленяет цивилизацию и культуру, хотя они и вза­имосвязаны: "Цивилизация есть искусственный мир, создан­ный трудом, деятельностью людей... Все, что в цивилизации направлено против человека, его жизни, физического и нрав­ственного здоровья, не может быть отнесено к культуре. Поэтому стало очевидным, что культура — это не весь ис­кусственный мир и что к ней относится лишь собственно человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание" [12, с. 8].

Связь материальной и духовной культуры он раскрывает через "опредмечивание" и "распредмечивание", субъектов которых объединяет "идеальное". Именно идеальное, как субъектное, духовное, может приобретать и объективные формы. Расчленив его "на знания, ценности, нормы, соци­альные образцы, мы увидим и их объективные формы в виде мира знаков и символов, мира образов и звуков, мира чело­веческих действий" [12, с. 9]. Ф. И. Минюшев считает, что "...именно знание, ценность, норма и образец могут быть и опредмечены, и распредмечены в человеческом поведении, деятельности, взаимодействии людей" [12, с. 10].

Таким образом, культура самодетерминируется знани­ем, ценностью, нормой и образцом, ориентирующим челове­ка в его поведении, деятельности и взаимодействии с други­ми. Эти элементы культуры проявляются в повседневности и в сфере профессиональной трудовой деятельности (экономи­ке, политике, управлении, правосудии, науке, образовании и воспитании, в массовых коммуникациях, в искусстве и литературе), выполняя различные функции. Такой подход позволяет Ф. И. Минюшеву рассматривать в качестве объек­та социологии культуры:

  1. общество как социокультурную систему и входящие в него субкультуры общностей;

  2. культуру социальных организаций;

  3. культуру человека-индивида, а также сферы науки, искусства, образования и воспитания.

Соответственно объектам он выделяет функции культу­ры. На уровне общества — это обеспечение взаимопонима­ния людей; социальных организаций — повышение эффек­тивности деятельности и "трудового поведения" людей; на уровне индивида — обеспечение социализации личности, приобщение к знаниям, ценностям, нормам и социальным образцам [12, с. 12]. На основе функций в качестве предме­та социологии культуры определяются "...закономерности и механизмы функционирования и развития культуры как атрибута социальной системы" [12, с. 13].

При социологическом анализе культуры выделяют и ряд уровней:

    1. эмпирический, представленный учреждениями и орга­низациями, институтами культуры;

    2. уровень, который обычно называют "нормативным", имеются в виду входящие в культуру установленные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп;

    3. высший уровень культуры образует область фундамен­тальных ценностей, идей, символов, значений.

В нем сконцентрированы наиболее жизненно важные цен­ности и смысл существования общества [11, с. 76].

Таким образом, социологический анализ культуры харак­теризуется множеством подходов. Но вместе с тем обнару­живается единство мнений в понимании культуры как ду­ховного мира. Для решения задач данного курса наиболее адекватной представляется концепция Ф. И. Минюшева, ко­торая позволяет определить культуру как знания, ценнос­ти, нормы, социальные образцы и другие атрибуты, опре­деляющие поведение и деятельность социальных групп, об­щностей и отдельных индивидов.

Цивилизацию можно рассматривать как материальный мир, созданный человеком для обеспечения наиболее благо­получного существования его как индивида и эффективной деятельности как личности. Этот "искусственный мир" вклю­чает в себя и элементы культуры как воплощенные или оп- редмеченные ценности. Например, в кухонном комбайне как предмете цивилизации опредмечены знания его творца, цен­ности и образцы социальной жизни. Таким образом, культу­ра и цивилизация — не синонимы, а две грани единого про­цесса развития общества. Поскольку в задачу курса не вхо­дит характеристика цивилизационного процесса, ограничимся данным определением.

Выделенное нами понимание культуры, как наиболее адекватное решению задач данного курса, определяет и его логику изложения, в которой отражаются объект и предмет социологии культуры. Знания, ценности, нормы, образцы, представления, идеалы, убеждения, верования, традиции, обычаи и другие рассматриваются в системе общества, про­слеживаются их изменения в связи с новой социально-эконо­мической и политической ситуацией в стране, особенности их проявления в различных субкультурных группах и общ­ностях. Значительное внимание уделяется культуре челове­ка, его социализации, проявлениям культуры личности в социальном и профессиональном творчестве, в свободное вре­мя, в художественной деятельности. При этом делается по­пытка выявить некоторые закономерности и механизмы бы­тования культуры в данной конкретно-исторической ситуа­ции.

Итак, социология культуры имеет свой аспект изуче­ния культуры, свой объект, предмет и методы. Как при­кладная социология она нацелена на решение не только те­оретических проблем, но и практических задач. Она призва­на дать информацию, выявить противоречия, их причины, указать пути преодоления и совершенствования деятельнос­ти социокультурных институтов. Она должна направить свои усилия на исследование феноменов, изменившихся под вли­янием общественных фактов.

В задачу социологии культуры входит изучение:

На данном этапе развития общества для социологии куль­туры важно получить достаточно надежную и достоверную информацию о тех процессах, которые происходят в ориен- тациях человека, в его духовном облике под влиянием ры­ночной экономики, а также об изменениях в культуре про­изводства, социально-политической сфере, в деятельности социокультурных институтов.

Она призвана также исследовать последствия:

Сегодня важно знать, что меняется в культуре под вли­янием общественных процессов. Нередко они приводят к нео­жиданным последствиям, к возникновению новых потребно­стей, к диспропорции в духовном развитии. В связи с этим важен социокультурный прогноз.

В решении этих и других задач социология культуры пользуется различными методами научного познания.

Слово "метод" имеет греческое происхождение и переводится как путь к чему-либо. В науке это понятие означает способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического по­знания. Нередко наблюдается тенденция наделить каждую социальную науку специфическим методом, в то время как большинство социальных наук применяют одни и те же ме­тоды. Но есть науки, которые пользуются специфическими методами, свойственными конкретной области, например, методы психоанализа.

Социология культуры пользуется методами, общими для социальных наук. Но применяемый метод зависит от иссле­дуемой проблемы, имеющейся теории и общей методологи­ческой ориентации. К используемым социологией культуры методам теоретического познания относятся: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод. В эмпирическом познании применя­ются сравнение и измерение, наблюдение, эксперимент, оп­рос, анализ документов и продуктов деятельности. Кроме того, существуют методы, используемые и в теоретических, и эмпирических исследованиях, — это абстрагирование, ана­лиз и синтез, индукция и дедукция, моделирование.

Эти и другие методы способствуют развитию науки. Но па данном этапе имеются определенные трудности в соци­ологических исследованиях культуры. Они связаны с раз­личными причинами и обстоятельствами. Одна из причин со­стоит в том, что нет единого определения культуры. Каж­дый из подходов характеризует новую грань в понимании культуры, но в то же время множество точек зрения ус­ложняют определение объекта и предмета социологии куль­туры.

Трудность формирования науки состоит и в том, что до­вольно длительное время социология культуры развивалась и рамках художественной культуры и как синоним социоло­гии искусства. Кроме того, сегодня в социологии существует множество специальных и отраслевых теорий (искусства, образования, науки, досуга, воспитания, города, села, мо­лодежи и т. п.), которые разрывают социологию культуры. Не изжиты представления и о сугубо эмпирическом харак­тере социологии, и ее отождествление с методиками иссле­дования, процедурой сбора информации, что также мешает развитию науки.

Эти и другие трудности преодолеваются совместными уси­лиями теоретиков и практиков. Развитием науки занимаются научные учреждения и организации, кафедры и лаборато­рии учебных заведений. В их исследованиях объединяются эмпирические процедуры с теоретическим подходом. Таким образом, потребность в социологии культуры сегодня не толь­ко существует, но и реализуется, хотя и с определенными трудностями. Проблема в том, что профессиональная подго­товка научных кадров оставляет желать лучшего.

Выводы

Объектом социологии, как и других общественных наук, является общество, предметом — связи и отношения людей в различных социальных структурах (социальных группах, общностях).

Социология как наука развивается на трех уровнях: а) фундаментальной общесоциологической теории; б) приклад­ной социологии, включающей в себя специальную и отрасле­вую социологическую теорию; в) эмпирической социологии, связанной с конкретными исследованиями практики. Все три уровня тесно взаимосвязаны. Социология культуры является отраслевой социологической теорией и связана с теорией куль­туры, которая составляет ее философскую основу. Если фи­лософия культуры изучает общие закономерности развития культуры в обществе, то предметом социологии культуры являются особенности ее функционирования в конкретных социально-исторических условиях и личностные формы про­явления в социальных структурах.

Соответственно объекту исследования в социологии куль­туры выделяются три уровня. На первом уровне изучают­ся связи и отношения культуры, субкультур и общества. При этом используются методы: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический. I [а втором уровне исследуется деятельность социокультур­ных институтов, культура их организации методами абстра­гирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, моде­лирования. Третий уровень связан с изучением эмпиричес­ких проявлений культуры отдельного индивида, социальных групп, общностей и предполагает сравнение, измерение объективных и субъективных фактов проявления культуры, а также их фиксацию методами наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервьюирования и анализа документов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Объектом всех общественных наук является общество, предмет же всегда специфичен.

  1. Социология культуры относится к отраслевой социоло­гической теории, тесно связана с теорией и историей куль­туры.

Что они представляют собой?

Литература

  1. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. - СПб.: Унив. книга, 1999. - С. 7-168.

  2. Волков В. Г. Социология культуры: Учебное пособие. - СПб. 2000. - 58 с.

  3. Ионин J1. Г. Социология культуры. - М: Логос, 1996. - Гл. I, И.

  4. Комаров М. С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994. - Гл. III.

  5. Кравченко А. И. Введение в социологию. - М.: На Воро­бьевых горах, 1994. - Гл. III.

  6. Манхейм Карл. Избранное: Социология культуры. - М; СПб.: Унив. Книга, 2000. - С. 7-472.

  7. Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  8. Попов В. В. Социология культуры: Тексты лекций. - М.: Гос. ун-т управления, 1999. - 92 с.

  9. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. - 2-е изд. - М.: Центр, 1996. - Тема № 4.

  10. Сивцева С. И. Введение в социологию культуры: Тези­сы лекций. - Якутск, 2002. - 61 с.

  11. Соколов Э. В. Культура и личность. - Л., 1972. - С. 18-91.

  12. Социокультурное исследование / Под ред. проф. Ф. И. Ми- нюшева. - М.: МГУ, 1994. - С. 95.

  13. Социология. - М.: Наука, 1996. - Разд. II.

  14. Филатова О. Г. Социология культуры: Конспект лек­ций: Учебное пособие. - Н. Новгород, 1998. - 97 с.

  15. Фролов С. С. Социология. - М.: Наука, 1994. - Гл. I, II.

  16. Эфендиев А. Г. Социология как наука // Основы соци­ологии. - М.: Знание, 1994. - С. 5-21.