2.2. Предмет и задачи социологии культуры
Социология культуры тесно связана с теорией культуры, которая является фундаментальной философской наукой, изучающей общие закономерности развития культуры как общественного явления. Она не может игнорировать философские категории культуры точно так же, как отраслевые социологические теории не могут игнорировать фундаментальную общесоциологическую теорию. Кроме того, социология культуры связана с историческим аспектом культуры. Таким образом, вырисовывается тесная связь истории, философии и социологии культуры. Все эти три блока имеют свой предмет, категории и методы.
Для определения предмета социологии культуры необходимо рассмотреть само понятие культуры. Существует множество определений, которые можно систематизировать, а также выделить подходы, существующие в науке:
антропологический, изучающий культуру малых и первобытных народов;
философский, объединяющий в себе деятельностный подход, "технологический", гуманистически-смысловой и "достиженческий";
социологический [12, с. 6-7].
Поскольку для социологии культуры фундаментом является, кроме общесоциологической теории, философия культуры, то невозможно обойти вниманием этот подход. Специальные исследования в области философии культуры появились в середине 60-х гг. XX в. и получили наибольшее развитие в 70-е. Сейчас наблюдается попытка создания единой культурологической теории.
Наибольшее распространение получили следующие концепции культуры:
как совокупности материальных и духовных ценностей, что соответствует "достиженческому" подходу;
как творческой деятельности человека (деятельностный подход);
как специфического способа человеческой деятельности ("технологический").
Понятие "культура" сегодня все чаще используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.
Такое многообразие подходов обусловлено сложностью философского осмысления этого феномена, а также различиями в исследовательских целях. Культуру можно рассматривать с разных сторон в зависимости от целей и задач исследования, что, естественно, допускает и плюрализм мнений.
В социологии культуры также нет единого, устоявшегося определения, тем более что эта наука развивалась менее интенсивно, чем философия культуры. Есть попытка определения культуры как "репрезентативной" (Ф. Тенбрук), т. е. представляющей в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов [3, с. 49]. JI. Г. Ионин считает, что такой подход исключает отношение к культуре как к феномену, пассивно сопровождающему общественные явления и процессы и протекающему вне и независимо от них. В этом автор действительно прав. Однако здесь явно просматривается понимание культуры как субъектного отражения общественных явлений и процессов, что связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия, поэтому представляется неточным.
От такого понимания отличаются определения, данные авторами большинства новых учебных пособий по социологии. Вот некоторые из них:
"Культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность" [4, с. 70];
Культура "...есть то, что объединяет аборигенов с самыми цивилизованными народами — система убеждений и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей" [5, с. 51-52]. При этом подчеркиваются различия между цивилизацией и культурой: "С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека" [5, с. 53];
"В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей" [9, с. 59];
"Культура — это, прежде всего, характерный для членов общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность — общество (10, с. 330).
Наиболее удачным является определение, данное Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верование, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества". К этому он считает необходимым добавить "материализованные знания, верования и умения" и заключает, что "культура — это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества" [15, с. 32].
Наиболее логически обоснованно представлено социологическое понимание культуры у Ф. И. Минюшева. Прежде всего он вычленяет цивилизацию и культуру, хотя они и взаимосвязаны: "Цивилизация есть искусственный мир, созданный трудом, деятельностью людей... Все, что в цивилизации направлено против человека, его жизни, физического и нравственного здоровья, не может быть отнесено к культуре. Поэтому стало очевидным, что культура — это не весь искусственный мир и что к ней относится лишь собственно человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание" [12, с. 8].
Связь материальной и духовной культуры он раскрывает через "опредмечивание" и "распредмечивание", субъектов которых объединяет "идеальное". Именно идеальное, как субъектное, духовное, может приобретать и объективные формы. Расчленив его "на знания, ценности, нормы, социальные образцы, мы увидим и их объективные формы в виде мира знаков и символов, мира образов и звуков, мира человеческих действий" [12, с. 9]. Ф. И. Минюшев считает, что "...именно знание, ценность, норма и образец могут быть и опредмечены, и распредмечены в человеческом поведении, деятельности, взаимодействии людей" [12, с. 10].
Таким образом, культура самодетерминируется знанием, ценностью, нормой и образцом, ориентирующим человека в его поведении, деятельности и взаимодействии с другими. Эти элементы культуры проявляются в повседневности и в сфере профессиональной трудовой деятельности (экономике, политике, управлении, правосудии, науке, образовании и воспитании, в массовых коммуникациях, в искусстве и литературе), выполняя различные функции. Такой подход позволяет Ф. И. Минюшеву рассматривать в качестве объекта социологии культуры:
общество как социокультурную систему и входящие в него субкультуры общностей;
культуру социальных организаций;
культуру человека-индивида, а также сферы науки, искусства, образования и воспитания.
Соответственно объектам он выделяет функции культуры. На уровне общества — это обеспечение взаимопонимания людей; социальных организаций — повышение эффективности деятельности и "трудового поведения" людей; на уровне индивида — обеспечение социализации личности, приобщение к знаниям, ценностям, нормам и социальным образцам [12, с. 12]. На основе функций в качестве предмета социологии культуры определяются "...закономерности и механизмы функционирования и развития культуры как атрибута социальной системы" [12, с. 13].
При социологическом анализе культуры выделяют и ряд уровней:
эмпирический, представленный учреждениями и организациями, институтами культуры;
уровень, который обычно называют "нормативным", имеются в виду входящие в культуру установленные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп;
высший уровень культуры образует область фундаментальных ценностей, идей, символов, значений.
В нем сконцентрированы наиболее жизненно важные ценности и смысл существования общества [11, с. 76].
Таким образом, социологический анализ культуры характеризуется множеством подходов. Но вместе с тем обнаруживается единство мнений в понимании культуры как духовного мира. Для решения задач данного курса наиболее адекватной представляется концепция Ф. И. Минюшева, которая позволяет определить культуру как знания, ценности, нормы, социальные образцы и другие атрибуты, определяющие поведение и деятельность социальных групп, общностей и отдельных индивидов.
Цивилизацию можно рассматривать как материальный мир, созданный человеком для обеспечения наиболее благополучного существования его как индивида и эффективной деятельности как личности. Этот "искусственный мир" включает в себя и элементы культуры как воплощенные или оп- редмеченные ценности. Например, в кухонном комбайне как предмете цивилизации опредмечены знания его творца, ценности и образцы социальной жизни. Таким образом, культура и цивилизация — не синонимы, а две грани единого процесса развития общества. Поскольку в задачу курса не входит характеристика цивилизационного процесса, ограничимся данным определением.
Выделенное нами понимание культуры, как наиболее адекватное решению задач данного курса, определяет и его логику изложения, в которой отражаются объект и предмет социологии культуры. Знания, ценности, нормы, образцы, представления, идеалы, убеждения, верования, традиции, обычаи и другие рассматриваются в системе общества, прослеживаются их изменения в связи с новой социально-экономической и политической ситуацией в стране, особенности их проявления в различных субкультурных группах и общностях. Значительное внимание уделяется культуре человека, его социализации, проявлениям культуры личности в социальном и профессиональном творчестве, в свободное время, в художественной деятельности. При этом делается попытка выявить некоторые закономерности и механизмы бытования культуры в данной конкретно-исторической ситуации.
Итак, социология культуры имеет свой аспект изучения культуры, свой объект, предмет и методы. Как прикладная социология она нацелена на решение не только теоретических проблем, но и практических задач. Она призвана дать информацию, выявить противоречия, их причины, указать пути преодоления и совершенствования деятельности социокультурных институтов. Она должна направить свои усилия на исследование феноменов, изменившихся под влиянием общественных фактов.
В задачу социологии культуры входит изучение:
культурной деятельности и культурного уровня тех или иных социальных групп и общностей, потребностей и интересов субъекта в сфере культуры, его ценностных ориентации и культурного творчества;
особенностей функционирования социокультурных институтов как в сфере производства, так и потребления культуры;
состояния и деятельности кадров культуры;
планирования и прогнозирования развития культуры, ее социальных институтов и учреждений.
На данном этапе развития общества для социологии культуры важно получить достаточно надежную и достоверную информацию о тех процессах, которые происходят в ориен- тациях человека, в его духовном облике под влиянием рыночной экономики, а также об изменениях в культуре производства, социально-политической сфере, в деятельности социокультурных институтов.
Она призвана также исследовать последствия:
научно-технического прогресса, стремления общества к социальной однородности;
урбанизации, распространения всеобщего среднего образования;
перестройки методом "шоковой терапии" и многое другое.
Сегодня важно знать, что меняется в культуре под влиянием общественных процессов. Нередко они приводят к неожиданным последствиям, к возникновению новых потребностей, к диспропорции в духовном развитии. В связи с этим важен социокультурный прогноз.
В решении этих и других задач социология культуры пользуется различными методами научного познания.
Слово "метод" имеет греческое происхождение и переводится как путь к чему-либо. В науке это понятие означает способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания. Нередко наблюдается тенденция наделить каждую социальную науку специфическим методом, в то время как большинство социальных наук применяют одни и те же методы. Но есть науки, которые пользуются специфическими методами, свойственными конкретной области, например, методы психоанализа.
Социология культуры пользуется методами, общими для социальных наук. Но применяемый метод зависит от исследуемой проблемы, имеющейся теории и общей методологической ориентации. К используемым социологией культуры методам теоретического познания относятся: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод. В эмпирическом познании применяются сравнение и измерение, наблюдение, эксперимент, опрос, анализ документов и продуктов деятельности. Кроме того, существуют методы, используемые и в теоретических, и эмпирических исследованиях, — это абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование.
Эти и другие методы способствуют развитию науки. Но па данном этапе имеются определенные трудности в социологических исследованиях культуры. Они связаны с различными причинами и обстоятельствами. Одна из причин состоит в том, что нет единого определения культуры. Каждый из подходов характеризует новую грань в понимании культуры, но в то же время множество точек зрения усложняют определение объекта и предмета социологии культуры.
Трудность формирования науки состоит и в том, что довольно длительное время социология культуры развивалась и рамках художественной культуры и как синоним социологии искусства. Кроме того, сегодня в социологии существует множество специальных и отраслевых теорий (искусства, образования, науки, досуга, воспитания, города, села, молодежи и т. п.), которые разрывают социологию культуры. Не изжиты представления и о сугубо эмпирическом характере социологии, и ее отождествление с методиками исследования, процедурой сбора информации, что также мешает развитию науки.
Эти и другие трудности преодолеваются совместными усилиями теоретиков и практиков. Развитием науки занимаются научные учреждения и организации, кафедры и лаборатории учебных заведений. В их исследованиях объединяются эмпирические процедуры с теоретическим подходом. Таким образом, потребность в социологии культуры сегодня не только существует, но и реализуется, хотя и с определенными трудностями. Проблема в том, что профессиональная подготовка научных кадров оставляет желать лучшего.
Выводы
Объектом социологии, как и других общественных наук, является общество, предметом — связи и отношения людей в различных социальных структурах (социальных группах, общностях).
Социология как наука развивается на трех уровнях: а) фундаментальной общесоциологической теории; б) прикладной социологии, включающей в себя специальную и отраслевую социологическую теорию; в) эмпирической социологии, связанной с конкретными исследованиями практики. Все три уровня тесно взаимосвязаны. Социология культуры является отраслевой социологической теорией и связана с теорией культуры, которая составляет ее философскую основу. Если философия культуры изучает общие закономерности развития культуры в обществе, то предметом социологии культуры являются особенности ее функционирования в конкретных социально-исторических условиях и личностные формы проявления в социальных структурах.
Соответственно объекту исследования в социологии культуры выделяются три уровня. На первом уровне изучаются связи и отношения культуры, субкультур и общества. При этом используются методы: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический. I [а втором уровне исследуется деятельность социокультурных институтов, культура их организации методами абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования. Третий уровень связан с изучением эмпирических проявлений культуры отдельного индивида, социальных групп, общностей и предполагает сравнение, измерение объективных и субъективных фактов проявления культуры, а также их фиксацию методами наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервьюирования и анализа документов.
Вопросы для самоконтроля
Объектом всех общественных наук является общество, предмет же всегда специфичен.
Что такое объект наук, в том числе социологии?
Что такое предмет науки, что является предметом социологии?
Какое понятие в социологии является ключевым, укалывающим на его предмет?
Известно, что в процессе развития в социологии выделились три ее уровня: фундаментальный, прикладной и эмпирический.
Что представляет собой фундаментальная социологическая теория?
Что относится к прикладной социологии?
Что это за эмпирическая социология?
Какова взаимосвязь этих трех уровней социологии?
Социология культуры относится к отраслевой социологической теории, тесно связана с теорией и историей культуры.
Какой уровень представляет собой социология культуры?
В какой связи находятся история, философия и социология?
Как трактуется культура с социологической точки зрения?
Какие задачи призвана решать социология культуры?
Какими методами пользуется социология культуры?
Что они представляют собой?
Литература
Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. - СПб.: Унив. книга, 1999. - С. 7-168.
Волков В. Г. Социология культуры: Учебное пособие. - СПб. 2000. - 58 с.
Ионин J1. Г. Социология культуры. - М: Логос, 1996. - Гл. I, И.
Комаров М. С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994. - Гл. III.
Кравченко А. И. Введение в социологию. - М.: На Воробьевых горах, 1994. - Гл. III.
Манхейм Карл. Избранное: Социология культуры. - М; СПб.: Унив. Книга, 2000. - С. 7-472.
Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2002.
Попов В. В. Социология культуры: Тексты лекций. - М.: Гос. ун-т управления, 1999. - 92 с.
Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. - 2-е изд. - М.: Центр, 1996. - Тема № 4.
Сивцева С. И. Введение в социологию культуры: Тезисы лекций. - Якутск, 2002. - 61 с.
Соколов Э. В. Культура и личность. - Л., 1972. - С. 18-91.
Социокультурное исследование / Под ред. проф. Ф. И. Ми- нюшева. - М.: МГУ, 1994. - С. 95.
Социология. - М.: Наука, 1996. - Разд. II.
Филатова О. Г. Социология культуры: Конспект лекций: Учебное пособие. - Н. Новгород, 1998. - 97 с.
Фролов С. С. Социология. - М.: Наука, 1994. - Гл. I, II.
Эфендиев А. Г. Социология как наука // Основы социологии. - М.: Знание, 1994. - С. 5-21.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов