7.2. Социокультурная ситуация современного города
Производственные процессы, темпы роста городов и их пространства, неоднородность структуры, интенсивность информационного потока — эти и другие факторы определяют социокультурную ситуацию современного города. В больших городах накоплен значительный культурный потенциал, поддерживаемый и развиваемый современными социокультурными институтами и специалистами, работающими в них. Однако этот потенциал во многом остается нереализованным на уровне обыденной жизни людей, остается невостребованным из-за неразвитости потребностей потенциальных потребителей. Наблюдается увеличение маргинальных элементов культуры. Бурный рост городов ведет к снижению уровня культуры личности. В этих условиях люди стремятся отыскать соответствующие окружающей среде способы освоения новой системы ценностей, включать ее в свою повседневность, а также организовать жизнедеятельность в городе как в освоенной среде. Но при этом они встречаются с большими сложностями, связанными с обилием социокультурной информации.
Исследования, проведенные автором в г. Перми и в ряде малых городов области, были направлены на выяснение роли и места народной культуры в жизни современного горожанина. Респонденту при этом были предложены на выбор различные виды и жанры народного, классического и современного искусства, позволяющие говорить о тех или иных ценностных ориентациях человека. Анализ показал зависимость системы культурных предпочтений от вида и жанра искусства, его доступности в смысле возможностей освоения техники, знания языка.
В прослушивании музыки респонденты отдают предпочтение современной эстрадной, массовой песне — 71%, однако во время застолий, в кругу семьи и с друзьями 58% поют народные и 54% — популярные лирические песни прошлых лет. В отношении к хореографическому искусству обнаружено, что большинство опрошенных смотрит программы, представляющие народные — 67% и бальные танцы — 55%, но исполняет при этом современные эстрадные — 53% и значительно меньше — народные пляски и танцы — 32%. Из жанров театрального искусства население предпочитает драматические спектакли — 53% и праздничные гуляния по старинному обычаю — 40%, а при посещении музеев, выставок 60% смотрит произведения живописи, 55% — изделия, изготовленные руками народных мастеров. Эти данные свидетельствуют о предпочтении горожанами тех источников социокультурной информации, к которым были приобщены в предыдущий период своей жизнедеятельности. Таким образом, в довольно сложных условиях, требующих перестройки мышления, они стремятся сохранить привычный образ жизни, устоявшиеся ценности и нормы.
Однако изменившиеся условия жизни и быта воздействуют определенным образом и постепенно перестраивают сферу сознания личности, о чем свидетельствуют исследования последних лет. Все меньше становится свободного времени у мужчин, хотя у женщин оно несколько увеличилось, но все меньше используется для занятий искусством. В структуре ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей доминирующими становятся работа и заработная плата. Свободное время все больше приобретает потребительский характер.
По исследованиям, в которых дается сравнительный анализ оценки качества свободного времени 1965-1986 и 1997- 1998 годов, [10, с. 150-158] преобладающая часть времени, причем оно увеличилось, приходится на просмотр телепередач. Значительно сократилось время на чтение книг, газет, журналов, а радио превратилось из основного занятия в сопутствующее. На втором месте находятся занятия, связанные с общением (беседы в семье и по телефону, настольные игры, прием и посещение гостей). У мужчин это время не изменилось, у женщин — увеличилось. Третье место занимает пассивный отдых — ничегонеделание, курение, размышления, время на которые увеличилось в 2 раза. Все эти три группы занятий являются физически пассивными. Физически активные — физическая культура, отдых на воздухе, спорт и другие занятия у мужчин имеют тенденцию к снижению, у женщин — к увеличению.
Последнее место занимают повышение образования и квалификации, участие в общественной деятельности, посещение учреждений культуры и досуга, т. е. те виды деятельности, которые можно отнести к творческим, направленным на духовное совершенствование личности. Произошло уменьшение времени и падение интереса ко всем этим занятиям, кроме общественной деятельности, участие в которой занимало и занимает очень мало времени.
По совершенно верному замечанию автора исследований, в современном обществе изменились условия проведения свободного времени. До 1986 г. уделялось больше внимания созданию условий для удовлетворения культурных потребностей, повышения образования, квалификации, занятий физкультурой и спортом, различным видам отдыха. После 1986 г. всему этому придавалось мало значения, выделялись скудные средства. Формы проведения свободного времени в преобладающем большинстве приобрели коммерческий характер, а материальное положение населения ухудшилось. С внедрением капиталистических отношений изменилась система ценностей. Важной стала ориентация на заработок, для большинства — чтобы выжить, снизилась ценность свободного времени. В условиях экономической разрухи и невостребованности знаний и квалификации снизилась ценность образования.
Ухудшение условий для рационального использования свободного времени и снижение духовных интересов людей привели к ухудшению качества использования свободного времени. Оно приобретает все более пассивный характер. Все меньше уделяется время духовному развитию — повышению образования, чтению книг, посещению учреждений культуры и отдыха. Все это ведет к ухудшению духовного и физического развития людей [10, с. 158].
Эти данные и выводы находят подтверждение и в работах других ученых. По исследованиям, проведенным в 1999- 2000 гг. в Нижнем Новгороде [14, с. 77-79], иерархия занятий ла последние 10 лет изменилась значительно меньше, чем включенность в них населения. Наиболее распространен просмотр телепередач, значительное время занимает воспитание детей и общение с родственниками и друзьями, а также отдых и восстановление сил. Чтение художественной литературы и общественная работа уходят на второй план. Незначительная доля имеющих хобби. Автор высказывает предположение, что со сменой поколения число книголюбов и театралов будет уменьшаться, поскольку это общемировой процесс. Происходит примитивизация потребностей и досуга, усиливается агрессивность окружающей среды, увеличивается число обращающихся к алкоголю и наркотикам.
Относительно к городской молодежи исследователи отмечают, что у современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Структуру предпочтений городской молодежи можно разделить на три подгруппы: 1) сферы жизни, значимые в высокой степени — работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; 2) значимые на среднем уровне — учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс; 3) значимые в низкой степени — религия, общество, страна, город, среда обитания. Обнаружились существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых — город, среда обитания, страна, общество [12, с. 106].
Говоря о жизни молодых горожан, можно согласиться и с мнением о том, что "последнее десятилетие, связанное с функционированием каждой из подсистем общества, разрушением сложившихся традиций, верований, идеологии привело к стилевому разнообразию жизни молодежи. В эти годы изменились потребности, ценности, убеждения, традиционные формы жизни, представления о престиже, сформировались новые элиты, возникли совершенно иные социокультурные идентификации. Главным источником трансформации стиля жизни в постсоветское время стало восприятие поведенческих стереотипов Запада, возврат к старинным национальным традициям. ... Молодежь ... в какой-то мере воспринимает прежние символические системы, присущие ей стили жизни, хотя в значительной мере и диверсифицирует их" [9, с. 94].
Таким образом, эти и другие исследования показывают, что социокультурная ситуация современного города характеризуется тенденцией к усложнению [8, с. 71]. Она проявляется абсолютно во всем: в труде, быту, при информационном обмене, в отношениях с предметным миром и людей друг с другом. Такое усложнение принято считать показателем развития человечества, социального и культурного прогресса. Но его последствия с точки зрения человеческого фактора неоднозначны. Положительное значение связано с расширением границ возможностей для самореализации личности. Но возникают для людей и проблемы: изменения в системе знаний, ценностей, норм, образцов порождают ощущение неопределенности. Человек не может быстро и адекватно реагировать на изменения из-за существующих стереотипов, нарушение которых вызывает чувство беспокойства, тревоги. Усложнение социокультурной ситуации выражается в многообразии, интенсивности воздействия на человека и динамизме происходящих изменений, вызывающих у жителей города различного рода проблемы [8, с. 73-75].
Многообразие культуры — знаний, ценностей, норм, образцов — создает для личности ситуацию выбора социокультурной информации. Но человек способен воспринимать и упорядочить лишь ограниченное число воздействий. Сегодня люди не справляются с обилием социокультурной информации. Они пытаются сохранить свой жизненный путь, свои ценности для обеспечения согласия с самим собой и со своим близким окружением. Стремление сохранить свою индивидуальную целостность и свою автономию формирует систему психологических барьеров, основная функция которых — защита личности от чрезмерной перегрузки психики.
Многообразие культуры создает для человека возможности духовного развития. Однако наблюдается разрыв между возможностями саморазвития и характером использования этих возможностей, созданных сегодняшней ситуацией демократизации общества. Абсолютно верно, что использование возможностей в интересах удовлетворения потребностей и развития способностей происходит в соответствии с социальной групповой принадлежностью горожанина, а не с его простой принадлежностью к городскому сообществу в целом. Господствующей установкой горожанина, смыслом его жизнедеятельности сегодня становятся доход и потребление. А в развитии культуры личности проявляется духовная отсталость, которая существует как широчайшее распространение "массовой культуры", ослабление установок на высокие, подлинные духовные ценности, своего рода — стандартизация потребностей и вкусов [13, с. 132-133].
В условиях многообразия культуры многие теряются, не могут найти верные пути и направления своего духовного развития. Отсутствие развитых оценок и суждений не позволяет в процессе потребления отделить истинные ценности от мнимых. Человек все больше удаляется от "высокой" культуры и подлинно духовного развития, что проявляется в городе не как территориальная изоляция от этих благ, а становится внутренне присущим его образу жизни.
Социокультурная ситуация современного города характеризуется также интенсивностью воздействия на человека, прежде всего средств массовой коммуникации. Они все больше усиливают и активизируют свое воздействие на сознание, рационально передавая новые ценности и нормы поведения и деятельности. Часть образа жизни человека все больше становится регулируемой извне. Формируются стереотипы и спонтанные реакции, связанные с внешней стороной поведения. Извне человек получает образцы, новые знания, ценности и нормы, регулирующие его действия и поступки, диктующие стереотипы.
С одной стороны, это можно считать положительным. Готовая социокультурная информация помогает людям в самоопределении, в выработке своих норм и ценностей. Но весь вопрос в том, на какие ценности они ориентируют. С другой — интенсивность воздействия лишает человека индивидуально- личностных ориентаций, все больше вытесняемых из его сознания. Кроме того, сегодня культура все больше становится средством политических игр. Примером тому является воздействие на социокультурные ценностные ориентации людей при выборах, а также использование массовой культуры для распространения капиталистического образа жизни. В такой ситуации человеку приходится постоянно контролировать внешнее воздействие, искать и находить формы правильных реакций. При этом одни люди критически оценивают получаемую информацию и сохраняют свои ценностные ориентации, другие попадают под влияние и усваивают стереотипы, третьи не выдерживают интенсивности воздействия и пытаются от этого уйти в свой внутренний мир. Излишне интенсивное воздействие вызывает состояние пресыщения информацией и создает эффект, обратный ожидаемому. Все это, так или иначе, вызывает психическое напряжение и нередко приводит к неврозам, а иногда и к более серьезным заболеваниям.
Скорость или динамизм социокультурных процессов проявляется в быстроте смены одних знаний, ценностей, норм и образцов поведения и жизнедеятельности людей другими. Такая быстрота была связана с революцией 1917 г., в последующие 70 лет ценности и нормы были довольно устойчивыми, закрепившимися в сознании людей и представляли собой их жизненные позиции. Переход к условиям рыночной экономики потребовал от человека быстроты реакции, поставил его в ситуацию необходимости адаптации к этим процессам, событиям, нахождения в них своего места, включения в свой образ жизни новых ценностей и норм, преодоления существующих стереотипов.
В условиях города быстрая смена социокультурной информации, преодоление сложившихся установок и формирование новых, соответствующих данной ситуации, возможно при гибкости и подвижности нервных процессов, мышления. Молодежь, свободная от устоявшихся ценностей, легко и без проблем осваивает данную социокультурную ситуацию. Значительно трудней это удается старшему поколению, у которого предыдущим этапом исторического развития сформированы знания, ценности, нормы и образцы социалистического общества. Для большинства населения это усугубляется переходом к рыночным экономическим отношениям и необходимостью освоения новых образцов жизнедеятельности при отсутствии назревших потребностей.
Люди по-разному осмысливают сложности своей жизни, новизну своего бытия, оценивают социокультурную ситуацию, ищут способы ее освоения. Все понимают ее сегодняшнюю динамичность и насыщенность проблемами. Но не все одинаково видят источники проблем, различны и предполагаемые средства решения. Изменения в жизни многие вначале лишь ощущают, но не осознают, а, осознав, ищут способы решения. В настоящее время, особенно в условиях города, в этом процессе усиливается активность субъектов, проявляющаяся в стиле, манере их поведения. Люди экспериментируют в повседневной жизни, межличностных отношениях, в производственной сфере, в области культуры и сами создают приемлемые для себя образцы жизнедеятельности.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов