8.2. Культурная среда современного села
Культурная среда — это часть социальной среды, характеризующая содержательную, качественную, ценностную сторону социальных процессов, воздействующих на личность. Имеется несколько определений культурной среды, и почти все они едины в том, что это вещественные и личностные элементы культуры, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность, формируют потребности, интересы и ценностные ориентации [4, с. 5]. Некоторые ученые выделяют в культурной среде три слоя: материальный (вещественный), социальный и духовный (личностный). Рассмотрим их.
К вещественным элементам относятся предметы культуры общественного пользования — учреждения социокультурного назначения, материально-технические средства, а также предметы личного пользования — домашние технические средства, музыкальные инструменты и др. Социальный слой культурной среды представляет собой совокупность норм, правил, установленных человеком и регулирующих поведение, деятельность людей. Эти нормы и правила могут быть формально закреплены в законодательстве и иметь предметную форму (написано на бумаге). Но они могут существовать и неформально, негласно, например, народные традиции, обычаи, ритуалы, которые определяют жизнедеятельность, устойчивость трудовых, семейных и других взаимоотношений. Личностные, или духовные, элементы культурной среды выделяются как специфически духовное начало. Они включают в себя ценности, присущие как отдельной личности, так и группе людей, той или иной общности.
Вещественные элементы сельской культурной среды во всем их многообразии непосредственно воздействуют на духовный мир сельского жителя. В широком смысле слова сюда можно отнести и окружающую природу с ее широкими просторами полей, лесов и лугов, особенности сельских построек в виде отдельных усадеб в составе деревни. Все это, в том числе близость культурных учреждений, и многое другое определяет спокойный, размеренный ритм жизни, формирует особое мироощущение, отношение ко всей окружающей действительности, к другим людям и себе.
Элементы научно-технического прогресса изменяют вещественную культурную среду, которая воздействует на человека не только в свободное время, но и в процессе труда. На него влияют технологии производства, требующие профессиональных знаний, общей культуры, освоения приемов и способов деятельности. Культура производства определяет развитие личности. Она требует от человека проявления творческого потенциала, повышения образовательного уровня, улучшения культуры труда и быта, человеческих отношений и т. д. Однако условия жизнедеятельности в последние годы значительно ухудшились, что не может не влиять на духовный мир личности.
Существенное воздействие оказывают на человека сами социокультурные учреждения, технические средства и предметы культуры. В условиях села многое сделано для их развития. За весь предыдущий период были построены клубы, библиотеки, школы и различного рода внешкольные учреждения, кинотеатры, созданы парки культуры и отдыха. В село пришло электричество, радио, телевидение и другие технические средства, население получило возможность приобретать книги, музыкальные инструменты и другие предметы культуры. Улучшились материально-техническое оснащение и условия деятельности. Но этого было крайне недостаточно, к тому же в 70-е гг. в результате политики на укрупнение хозяйств оказались разрушенными многие образовательные и культурные учреждения.
В связи с переходом к рыночным отношениям на фоне экономического спада, разрушения коллективных форм деятельности и обнищания населения высветились и усугубились проблемы развития вещественных элементов культуры. Ситуация еще больше ухудшилась: здания в аварийном состоянии, многие и вовсе закрыты из-за отсутствия финансовых ресурсов или специалистов, их материально-техническая оснащенность не соответствует запросам населения. Низкий уровень материального благосостояния семьи не позволяет ей приобретать предметы культурного назначения — телевизоры и другую аппаратуру, подписываться на газеты, журналы, покупать книги, кассеты, грампластинки, произведения искусства. Однако справедливости ради следует сказать, что не во всех хозяйствах дело обстоит так уж плохо. Там, где действительно проводятся реформы, уделяется внимание и улучшению вещественных элементов культурной среды [12, с. 71]. Развиваются культурные, спортивно-оздоровительные подразделения, укрепляется их материальная база. Решение вопросов социально-культурного строительства, забота о совершенствовании условий труда и быта улучшают морально-психологический климат, снимают социальную напряженность, обиды, конфликты.
Социальный слой культурной среды села — это тесное взаимодействие традиционных, дошедших из глубины веков, и современных, рационально созданных человеком, элементов. В условиях сельской общины испокон веков складывались и передавались из поколения в поколение нормы и правила, определяющие жизнедеятельность. Они существовали 13 виде народных обычаев, традиций, образцов поведения, которые жестко, но негласно регулировали действия и поступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уровне обыденного сознания. Они сохранились до наших дней в разной степени в различных регионах страны и продолжают функционировать в сельской культурной среде, воздействуя на ее личностные элементы через подсознательные структуры.
Наряду с традиционными, действуют нормы и правила рационального характера. Это те, которые созданы человеком, зафиксированы на бумаге, закреплены законодательно. Они определяются преобладающими в обществе идеологическими установками. К ним относятся прежде всего Конституция РФ, различные законы, касающиеся села; уставы и положения, приказы и инструкции, регулирующие отношения людей в различных сферах деятельности. Эти нормы и правила действуют на уровне рационального сознания и не всегда соответствуют традиционно сложившимся. Сельский труженик в производственных отношениях соблюдает современные рациональные нормы и правила, а в своей обыденной жизни руководствуется традициями и обычаями. Нередко они приходят в противоречие, так как идеологические установки внедряются насильственно. Так было при установлении норм и правил колхозной жизни без учета настроений и чаяний крестьянства, так происходит и в настоящее время, когда разрушаются колхозы и вместе с ними уже ставшие привычными условия коллективного труда.
В последние годы создано множество документов, содержащих нормы и правила жизнедеятельности крестьянства в условиях рыночной экономики. Они касаются личного подсобного хозяйства, условий выхода из колхоза, совхоза, создания новых кооперативных форм, индивидуального фермерства, аренды, землепользования и других вопросов. По результатам исследования, характерными для сельского населения являются юридическая неграмотность, недоверие, а также боязнь спекуляции землей, появления крупных землевладельцев, возрождения кулаков и батраков, возникновения социальных конфликтов [9, с. 43]. В целом это означает неприятие навязываемых рациональных норм и ценностей рыночной экономики, что прямо и непосредственно влияет на духовный мир личности.
К личностным элементам культурной среды относятся отдельные люди, различные группы и общности. Их духовный мир зависит от социально-профессиональных, возрастных и других особенностей. Сегодня довольно сложная социальная структура сельского населения. Кроме крестьянства, в селах проживают сельскохозяйственные рабочие, интеллигенция, служащие сферы бытового обслуживания, инженерно-технические работники, фермеры, арендаторы, кооператоры, коммерсанты и др. Все они в совокупности образуют социокультурную общность, объединенную в пределах небольшой территории. Именно социально-территориальная общность является для жителя села ближайшей культурной средой. Она определяет особенности жизнедеятельности, мотивы действий и поступков, влияет на мировоззрение и поведение, формирует потребности и интересы, ценностные ориентации, весь духовный мир личности. Чем более сплочена эта общность, тем сильнее совпадают мнения и оценки, крепче нравственные позиции людей, что, в свою очередь, способствует соответственному отношению к труду, побуждает к повышению образования и культуры.
Раньше основной общностью был коллектив колхоза, в настоящее время многообразие форм собственности порождает и другие общности, что ведет к развитию субкультур. Индивид находится под двойным воздействием: с одной стороны, влияет вся территориальная общность деревни со своими социокультурными особенностями, с другой — общность, представляющая ближайшую среду по производственным, социально-профессиональным, возрастным, национальным и другим признакам. Их воздействие может быть положительным и отрицательным, так как в эти общности входят люди с разными потребностями, интересами, установками на культуру и развитие духовного мира. Сама окружающая атмосфера, психологический настрой могут подтолкнуть человека к самосовершенствованию или затормозить этот процесс и даже привести к антисоциальным действиям и поступкам, к деградации личности. В настоящее время социально несправедливый раздел собственности в сельской местности привел к обострению чувства обделенности и усилению пьянства среди населения.
В процессе проведения реформ сохраняется традиция игнорирования интересов, ценностных ориентаций и стереотипов поведения различных социальных групп населения. Формы хозяйствования оцениваются по их "абсолютной самоценности", а не реальной значимости для сложившихся социальных общностей. По мнению ученых, десубъектива- ция принимаемых мер может привести к углублению кризиса в мотивационной сфере и усилить процесс отчуждения значительной части сельских жителей от реформ. Необходима переориентация экономических преобразований на реально существующий субъект и приведение производственных отношений в соответствие с его интересами, ценностными ориентациями, социальными установками [11, с. 21]. Все эти и другие психологические факторы преобразований на селе воздействуют на личностные элементы культурной среды, усиливая их активность или пассивность.
Функции активизации деятельности личности могут выполнять и учреждения культуры, для которых формирование духовной культуры являлось раньше плановым заданием. Программы ее развития включали в себя подготовку целевым назначением специалистов для села, разработку системы материального и морального стимулирования, создание условий для гармоничного развития человека. Планировалось многое, но выполнялось лишь частично. При этом не учитывались индивидуально-личностные потребности и интересы, преобладало стремление к коллективизму. Сейчас происходит обратный процесс, другая крайность, которая уже привела к разрушению коллективной деятельности в области потребления и творчества, но при этом слабо развиваются и домашние, индивидуальные формы.
В воздействии культурной среды на личность особое место в селе принадлежит молодежи, интеллигенции, квалифицированным специалистам. Это наиболее динамичные группы сельского населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Они более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности.
В связи с высокой ролью сельской интеллигенции во всех социокультурных процессах чрезвычайно важно изучение образа жизни и адаптационных ресурсов сельского учительства. По результатам исследований 2001 г. (опрошено 3 ООО человек из 18 регионов) была выяснена степень адаптации к новым условиям жизни на селе по экономической, социальной и духовной сферам жизнедеятельности.
По показателю экономической (материальной) адаптации самой многочисленной дезадаптивной группой оказались сельские учителя (46,4%). Они не приспособились к недостатку средств на приобретение газет, книг, журналов, которые читали раньше. Ведь еще недавно Россия была самой читающей страной в мире. Вынужденное самоограничение в получении информации напрямую связано с главным показателем — невыплатой заработной платы (41,5%).
Серьезные трудности испытывает сельское учительство и в социально-правовой адаптации. Наиболее трудно оно приспосабливается к новым формам и средствам защиты своих социальных прав (35,4%), поскольку она построена на принципах, чуждых не только сельским жителям, но и большинству трудового населения страны. Полный отказ от патерналистской функции государства, подмена социальных гарантий мнимой социальной защитой, перекладывание социальных расходов на плечи самих работников становится тяжелым бременем для сельских учителей. На этом фоне даже дезадаптация к социальному расслоению деревни на богатых и бедных слабее, чем к социальной политике правительства (27,7%).
В сфере духовной жизни самый высокий уровень дезадаптации сельского учительства к внедрению непривычных для России идеалов (36,3%) крайне правых неолиберальных взглядов на экономику, политику, культуру и межличностные отношения, массированно пропагандируемых средствами массовой коммуникации [10, с. 58-59]. На фоне этих данных возникает вопрос: "Может ли сельская интеллигенция в лице многочисленной армии учительства эффективно выполнять свою миссию образования, воспитания подрастающего поколения и развития духовной культуры личности?" К сожалению, трудно ответить на этот вопрос положительно, поскольку ограниченные возможности сельского учительства в саморазвитии и самосовершенствовании незамедлительно сказываются на результатах его трудовой деятельности, т. е. на детях, подростках, молодежи, представляющих будущее страны.
В последние годы в сельской местности все ярче проявляется тенденция обособления социальных групп по возрасту, уровню образования, характеру деятельности. Выделяется молодежь, ориентирующаяся на городскую культуру, и старшее поколение, являющееся носителем культурных традиций. Между ними все больше теряется преемственность. Молодежь обособляется в кругу своих сверстников, недооценивает советы старших, их знания, ценности, нормы и образцы жизни. А старшее поколение уже и не решается учить молодых от растущего осознания собственного несовершенства, что приводит к постепенной утрате традиций народной культуры.
Расслоение и обособление различных сельских общностей происходит и на основе их ценностного отношения к процессу формирования фермерского уклада, который требует изменения ориентаций и норм общения, поведения, деятельности. Исследования показывают, что сторонников и реальных его участников — 8,3%; готовых включиться в рыночные структуры — 22,0%; инертных, пассивно выжидающих — 23,2%; категорически отрицающих фермерское хозяйство, ориентирующихся на крупные коллективные формы — 37,9% [11, с. 23]. Эти данные свидетельствуют о приверженности большинства селян к сложившейся в советский период культуре землепользования. По исследованиям 2001 г. [10, с. 58], к новым условиям жизни на селе в полной мере адаптировались всего 4,3% опрошенных, не приспособились совсем — 7,8%, в то же время 78,1% адаптировались с разной степенью.
Ориентация на те или иные ценности во многом зависит от типа поселения (деревня, село, поселок, починок). В крупном селе выше образовательный уровень и в целом культурный потенциал, больше интеллигенции и молодежи — носителей новых культурных ценностей, связанных с процессами преобразования. Кроме того, учреждения культуры создают возможности для проникновения сюда городской культуры. Но в то же время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура и ее место занимает массовая. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где особенно много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом.
Ограниченность пространства "малых деревень", близость проживания обусловливает и особенности общения людей на работе, в быту, в свободное время. Один и тот же круг общения, отсутствие новизны, ограниченное поступление информации, открытость личной жизни, постоянный взаимный контроль за поведением друг друга, большая сила общественного мнения, действие традиционных норм и правил — все это определяет личностные элементы культурной среды.
Между вещественными, социальными и личностными элементами культурной среды существует диалектичес- пая взаимосвязь. Она проявляется в опережающем развитии одних элементов, например личностных, и в отставании других, допустим, вещественных. В настоящее время в культурной среде села можно увидеть то или иное несоответствие: вещественных элементов — возросшим требованиям населения к производственным процессам, условиям труда, быта и проведения свободного времени; рационально внедряемых норм и правил — существующим в селе культурным традициям; социокультурной информации, передаваемой средствами массовой коммуникации, — уровню развития личностного фактора. Формирование культурной среды предполагает взаимодействие всех ее элементов, пропорциональность их развития. Важно соответствие вещественных, социальных и личностных элементов, а также всей культурной среды духовным потребностям, интересам субъектов культуры. Преодоление противоречий между культурной средой и субъектом является источником дальнейшего развития культуры села.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов