6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
В научной литературе вопросы управления культурой разработаны недостаточно, а проблема ее социального регулирования еще только ставится. Понятие управления и регулирования рассматривается через функции культуры, которых множество, но основной является гуманистическая, человекотворческая. Она используется обществом для формирования определенного социального типа личности. Это означает, что управление культурой в конечном итоге представляет собой регулирование процесса формирования личности через производство, распределение и потребление культурных ценностей. Таким образом, с социологической точки зрения управление культурой можно определить как сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности.
Управление культурой отличается от управления другими сферами общественной жизни тем, что имеет своей целью формирование личности. В этом плане оно может преследовать цель манипулирования человеком, превращения его в послушное орудие господствующей "элиты". Манипулирование — значит навязывание личности тех или иных действий, которые остаются для нее внешней обязанностью, выполнением навязанной извне воли субъекта при отсутствии внутренних потребностей и интересов [5, с. 4]. Манипулированием является и передача людям социокультурной информации, угодной для господствующей верхушки, внедрение в сознание человека нужных ей знаний, идей, взглядов, ценностей, норм, образов, моделей и стереотипов поведения и деятельности. Такое манипулирование осуществляется через средства массовой коммуникации. Особенность современной ситуации состоит в том, что культура стала использоваться в политических целях и превратилась в средство манипулирования сознанием широких масс.
Существовали и существуют мнения, что государство не должно вмешиваться в процессы развития культуры, что не может быть никакого управления, ибо всякое управление — это есть ограничение личной свободы. Такие высказывания не случайны, они свидетельствуют о сложности и многогранности управления культурой. Есть культура и сфера культуры. Управление сферой культуры, деятельность которой в конечном результате приведет к изменениям общества и индивида, будет способствовать формированию личности.
По отношению к самой культуре можно говорить лишь о регулировании, которое, в отличие от управления, предполагает создание соответствующих условий для производства, хранения, распределения, обмена и потребления культурных ценностей. Такими условиями являются материальные, организационные, технологические и социально-психологические. На данном этапе перехода к рынку социально-психологические механизмы регулирования культурных процессов оказывают наиболее благоприятное влияние, создавая ситуацию свободы выбора для каждой отдельной личности. Однако такая свобода в условиях неразвитости потребностей, вкусов отнюдь не способствует развитию личности.
С другой стороны, даже при наличии идеальных соци- ально-психологических условий отсутствие социально-экономической базы в обществе становится фактором, тормозящим развитие культуры. Для активной творческой деятельности необходимым условием является внутренняя свобода личности, успешного освоения культурных ценностей — возможность контакта с ними в рамках различных социокультурных институтов. Для хранения культурных ценностей требуются соответствующие условия, для их распространения нужны специалисты. Таким образом, в регулировании культурных процессов участвует одновременно множество механизмов.
Для успешного регулирования процессов, происходящих в культуре, т. е. функционирования знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности общества, необходимо учитывать управленческий цикл.
Первый этап этого цикла — сбор и обработка социокультурной информации. Он связан с изучением состояния объекта, т. е. самой культуры, в данный момент, а также с выяснением содержания и характера знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности индивидов, социальных групп и общностей в современной конкретно-исторической ситуации. Это имеет выход на научно-исследовательскую деятельность коллективов, групп, отдельных ученых, которые с различных сторон изучают культуру и происходящие в ней процессы. Здесь накоплен огромный опыт, однако он касается главным образом функционирования и развития культуры до перехода к рыночной экономике. Новые социально-экономические условия изменили бытование культуры в обществе, социокультурные ориентации человека. Обновленные знания, ценности, нормы, образцы находят проявление в повседневной жизни людей и во всех сферах профессионально-трудовой деятельности.
На втором этапе осуществляется анализ обработанной социокультурной информации, ее систематизация и на этой основе — постановка целей и задач. Это значит, что в развитии культуры общество вырабатывает определенные цели и задачи, связанные с передачей знаний, ценностей, норм и образцов, которые реализуются социокультурными институтами. Особенность современной ситуации состоит в отсутствии таких целей и задач, что, наряду с другими факторами, свидетельствует об определенном кризисе культуры. Цель возврата к капитализму и идея возрождения традиционной народной культуры свидетельствуют о кризисе современного общества и отсутствии перспективных целей и задач развития культуры. Некоторые же считают, что их и вовсе не должно быть.
Третий этап регулирования культурных процессов предполагает учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития культуры в обществе, т. е. модели тех знаний, ценностей, норм и образцов, с помощью которых происходит регулирование поведения и деятельности индивидов, социальных групп и общностей. Еще и недалеком прошлом наша страна формально ориентирова- пась на модель коммунистического общества и формирования духовной культуры личности. В своей деятельности к ее реализации стремились все социокультурные институты. Утрата значимости этой модели привела к образованию вакуума, который пытаются заполнить в политике — идеей развития демократии, в экономике — ценностями рыночных отношений, в сфере культуры — возрождением народных традиций. Отсутствие общих моделей обусловливает формирование множества субкультур, как положительно, так и негативно направленных. Можно ли считать, что наличие субкультур основано на идее многовариантности? Думается, и да, и нет. Надо признать, что это, прежде всего, результат стихийных процессов в связи с отсутствием не только управления, но и регулирования. Модели развития культуры важны как идеалы, к которым стремились бы люди и без которых они испытывают дискомфорт.
Четвертый этап — разработка путей передачи социокультурной информации соответственно модели. Он представляет собой собственно программу передачи знаний, ценностей, норм и образцов с конкретными мероприятиями и включает в себя пути развития культуры общества, социальных групп, общностей и отдельных индивидов от сегодняшнего состояния до оптимальной модели. Программы развития культуры сегодня разрабатываются на региональном уровне по отдельным направлениям. Основная цель их создания состоит в получении финансовой поддержки. Недостаток в том, что порой, они создаются на голом месте, чисто теоретически, без изучения состояния на данный момент и, таким образом, не могут учитывать существующих потребностей и интересов, системы социокультурных ценностей, которые являются основой жизнедеятельности людей. Кроме того, отсутствуют на сегодня и модели развития.
Пятый этап представляет собой непосредственную реализацию программы развития культуры, т. е. передачи знаний, ценностей, норм и образцов индивидам, социальным группам и общностям. Эту деятельность осуществляет вся сфера культуры и ее работники. Ряд учреждений культуры включен в реализацию региональных программ. Но у большинства из них преобладают финансовые интересы, что и определяет их деятельность, рассчитанную на развлечение и отдых, а не на развитие творчества и формирование духовного мира личности. Что касается творческой интеллигенции, то ее роль в развитии культуры определяется стихийными, спонтанными представлениями отдельной личности и стремлением внести определенный вклад в изменение социокультурных ориентаций населения в русле социально- экономических процессов. Главную задачу она видит в утверждении демократических начал в развитии общества.
Шестой этап в регулировании культурных процессов — это контроль по каналу обратной связи. Он осуществляется за развитием духовного мира отдельной личности, социальных групп
и общностей под воздействием культурных ценностей, реализуемых в рамках программы. Он возможен при проведении социологических исследований в конкретных регионах. Однако здесь неизбежны трудности, связанные с невозможностью вычленить роль культуры в системе других факторов, также влияющих на человека. Но это не значит, что следует отказаться от контроля за развитием культуры. Вопрос лишь в том, что изучению подлежат не только социокультурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокупности с социально-экономическими особенностями данного конкретного региона.
Последний, седьмой этап предполагает осуществление корректирующих воздействий на индивида, социальные группы и общности через изменение содержания знаний, ценностей, норм, образцов и методов их трансляции. Коррективы вносятся на основе контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий. В настоящее время широкое распространение не самых лучших образцов американской и западноевропейской культуры пробуждает в людях самые низменные животные инстинкты и способствует развитию скрытой агрессивности, которая при провоцирующих обстоятельствах может проявиться в любую минуту. Это говорит о важности корректировки процессов распространения и организации потребления культурных ценностей, особенно среди молодежи. На данном этапе предполагается сбор и обработка информации о результатах деятельности. Затем цикл регулирования социокультурных процессов повторяется снова.
Таким образом, регулирование культурных процессов представляет собой сложный цикл, включающий в себя изучение состояния развития культуры, постановку целей и задач, построение модели, разработку программы, ее реализацию, осуществление контроля, корректирующих воздействий и сбор информации о результатах деятельности, ее обработку для нового цикла.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов