logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

13.2. Профессиональное творчество

В отличие от социокультурного творчества, имеющего повседневный, спонтанный характер, само название "про­фессиональное" подчеркивает связь данного направления творчества с профессией, т. е. со специальными знаниями, умениями, навыками, приобретенными в процессе обучения.

Общепризнанны три вида творчества — научное, техничес­кое и художественное. Если новые социокультурные ценно­сти и нормы появляются в результате творчества социальных групп, общностей, иногда отдельных индивидов и являются анонимными, так как их авторы остаются неизвестными, то профессиональное творчество имеет индивидуально-личнос­тный характер, его продукт всегда авторский, имена извес­тны также в коллективно-исполнительских формах.

Для профессионального творчества чрезвычайно важны­ми являются потребности и способности, которые составля­ют сущностные силы человека. Потребности побуждают ин­дивид к активной деятельности, способности обеспечивают ее успешность, их единство реализуется в деятельности, актуализируется, объективируется в ее продуктах. Потреб­ности и способности личности образуют в совокупности ее творческий потенциал, который формируется и развивается в процессе социализации на протяжении всей жизни и обес­печивает результат творчества. Если деятельность рассмат­ривать как производство и потребление, то соответственно дифференцируются потребности и способности. Например, художественная деятельность может быть как художествен­ное творчество и потребление, а, значит, потенциал лич­ности может быть в одном случае как потребность и способ­ности к художественному творчеству, в другом — к художе­ственному потреблению.

Творческий потенциал, а также индивидуалъно-лично- стные качества и свойства обеспечивают в профессиональ­ном творчестве его яркий субъективный характер. В его продуктах находят выражение не только потребности и способности, но и особенности внутреннего мира творца. Особенно это заметно в произведениях художественного творчества, в которых запечатлены не только способнос­ти, мастерство художника, но и его мироощущение, ми­ровосприятие. Всякая внешняя информация подвергается влиянию всего субъективного мира художника, как бы ос­вещается, высвечивается его чувствами, мыслями, волей, воображением, памятью, переживаниями, ассоциациями и является, в сущности, функциональной основой процесса художественного творчества как специфической, духовной деятельности человека. Внутренний мир художника отра­жается также в продуктах научного и технического твор­чества. В научных трудах можно увидеть индивидуально неповторимый образ мыслей ученого, логику его рассуж­дений, тип мышления. Индивидуальная неповторимость про­фессионального творчества обусловлена психологическими особенностями личности. Однако не следует забывать, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой мере люди творят обстоятельства (К. Маркс, Ф. Энгельс). Человек-творец формируется в конкретных социально-ис- торических условиях и впитывает в себя все из окружаю­щей действительности, а затем перерабатывает, пропус­кает через свое сознание, "человек-творец является про­дуктом своей среды, своего времени" [10, с. 60].

Таким образом, при рассмотрении профессионального творчества важно иметь в виду его социальный контекст, обусловленность социальными условиями и факторами. Лич­ность творца формируется социокультурной средой, знания­ми, ценностями, нормами, традициями, верованиями, идеа­лами, представлениями, убеждениями, образцами, непосред­ственно окружающими его. Он является носителем этих ценностей и в процессе воплощения ориентируется на запро­сы общества, восприятие им созданных продуктов, на их во­стребованность, что наиболее существенно в научно-техни- ческих новшествах и мало значимо для истинного художни­ка, для которого главное — самовыражение и лишь потом — эстетическое восприятие публики.

Еще один важный фактор творчества отмечает Ф. И. Ми- нюшев. Это "свернутый" опыт, реализующийся в вид интуи­ции [10, с. 60]. Это жизненный опыт личности, всего челове­чества, ушедший в подсознание, прежде всего мыслитель­ный опыт, кроме того, архетип культуры, отложенный в генотипе нации, т. е. бессознательные врожденные структу­ры — прообразы, идеи культуры, отложенные в подсозна­нии, проявляющиеся в виде интуиции, спонтанно воплоща­ющиеся в творчестве. "Свернутый" опыт и архетипы культу­ры — это его социально-исторический фактор. Но науке се­годня не известен механизм их сохранения и действия, на уровне предположений высказываются мысли о едином энер­гоинформационном пространстве космоса и др.

Таким образом, профессиональное творчество не только индивидуально, но и обусловлено социальной и социокультур­ной средой. Социокультурные ценности формируют личность творца, они реализуются в его продуктах, которые, в свою очередь, воздействуют на широкие слои населения, разви­вают культуру личности, социальных групп, общностей, всего общества и тем самым определяют ценностно-нормативные ориентиры, стимулируют социокультурные процессы.

Именно социальная и социокультурная среда определяют творческий климат общества, который может быть благо­приятным или неблагоприятным. От него зависит степень развития созидательных потенций личности и степень их реализации. Он предполагает создание материальных, орга­низационных, технологических, психологических условий, обеспечивающих свободу творчества. В современном обществе наблюдается ничем не ограниченная свобода творческого са­мовыражения, что, бесспорно, положительно. Но эта неогра­ниченная свобода поставила человечество перед множеством проблем, одной из которых становится преодоление низмен­ных страстей в сфере искусства и, как следствие, — возвы­шение духа. В то же время в ситуации перехода к новым экономическим отношениям человек-творец оказался в столь сложных материальных условиях, что не в состоянии довес­ти до людей полученный результат, он не может решить про­блему издания научной продукции, внедрения в производство своего изобретения. Таким образом, свобода оказывается го­лословной, ничем не подкрепленной. Не только личность не может в полной мере реализовать свои способности и потен­циальные возможности функций своего мозга, но и общество не может использовать человеческий потенциал и созданные им продукты. Все это подтверждает тесную взаимосвязь про­фессионального творчества с социальными и социокультур­ными факторами.