8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
Вопросы регулирования культурных процессов в науке еще только ставятся. На протяжении нескольких десятилетий речь шла об управлении культурой, что привело в тупик самих управленцев и некоторые аспекты ее развития, например, непрофессиональное творчество. Важно создание условий для проведения свободного времени, приобщения к культурным ценностям как через индивидуально-личностные, так и общественные формы. Эти процессы регулируемы. Уже шла речь о регулировании культурной активности человека на уровне общества. По отношению к отдельной личности требуются осторожность и деликатность, знания ее духовного мира и культурных ориентаций. Их использование для манипулирования сознанием, навязывания норм, правил, ценностей, образцов жизнедеятельности приводит к ограничению свободы личности, ее прав на саморазвитие.
Все сферы общественной жизни так или иначе регулируются. Возможно это и в культуре, но с использованием косвенных рычагов, что исключает прямое воздействие на личность и предполагает изменение культурной среды, условий жизнедеятельности. Развитие вещественных элементов культуры села влечет за собой естественные изменения социальных и личностных элементов. Это возможно при решении ряда проблем:
изучения культурных потребностей;
совершенствования связей отношений в процессах производства, распределения и потребления;
улучшения культурных связей регионального характера.
Автором были проведены исследования потребностей и интересов жителей сел Пермской области, а также их отношений к народному художественному творчеству, к классическому и современному искусству. Как выяснилось, в селах сохранились и продолжают бытовать различные празднично-обрядовые формы народной художественной культуры. Это Масленица, что отмечают 84% респондентов; свадебные — 85%; похоронные и поминальные обряды — 77%; Пасха — 71%; Троица — 70%; рождение и крестины — 66%; рождественские праздники — 61% и др. Известно, что праздники и обряды являются формой бытования народных песен, танцев, игры на музыкальных инструментах, фольклорного театра и многих видов декоративно-прикладного искусства. Именно сохранившиеся праздники и обряды во многом определяют бытование народных песен, частушек — 81%; танцев и плясок — 64%; инструментальной игры — 63%. Из декоративно-прикладного творчества развиваются кройка и шитье — 76%; вышивка — 69%; узорное вязание на спицах — 68%; крючком — 54%, а также строительство домов — 67%; резьба по дереву — 64%; изготовление мебели и предметов быта — 48%. Народная художественная культура сохранилась в жизни и быту, что отмечают 53%. Однако большинство жителей видит изделия или слышит произведения по телевидению — 83%; по радио — 64%; на сценах учреждений культуры — 54%; на улицах и площадях — 46%. Эти данные свидетельствуют о приобщении респондентов в основном к вторичным формам народного творчества через их исполнение на сценических площадках, что трудно отнести к собственно фольклору, связанному с трудом и бытом.
Интересные данные получены о музыкальных предпочтениях жителей села. Среди слушателей музыки 69% предпочитают современную эстрадную, т. е. массовую, песню и лишь потом народную — 56%. А вот поют прежде всего народные — 65%; популярные лирические песни прошлых лет — 49%; частушки — 45% и лишь 41% — современные эстрадные песни. Это обусловлено недостаточной доступностью прослушиваемых песен для исйолнения, отсутствием певучести, что более характерно для народных и лирических песен. Другая картина наблюдается в отношении к танцам. Население смотрит самые различные танцевальные программы: народные, современные, бальные, танцы на льду. Процент ответивших колеблется от 42 до 44. Молодежь больше исполняет современные эстрадные, люди зрелого возраста — народные танцы и пляски. Данные исследования свидетельствуют о распространении в условиях села наряду с народной культурой современных видов и жанров искусства, однако их возможности ограничены.
Исследования последних лет [2, 13] выявили ряд тенденций, связанных с проведением свободного времени в условиях села. Одна их них — снижение степени удовлетворенности проведением свободного времени. Доля довольных сократилась с 46% в 1986 г. до 35% в 1999 г., число недовольных выросло с 24% до 38%. Основной причиной неудовлетворенности большинства является недостаток денег. По этой же причине сократилась доля выезжающих на время отпуска к своим родственникам. По разным причинам у значительной части работников за предшествующий опросу год вообще не было отпуска.
Другой важной тенденцией является снижение качества свободного времени, ослабление его развивающей функции и усиление телевизионного характера использования. Доля просмотра телепередач увеличилась у женщин с 38% до 49%, у мужчин — с 43% до 59%. Вместе с тем сократилось время на воспитание детей, чтение, общение с родственниками и друзьями, отдых и восстановление сил. Судя по ответам родителей, заметно снизилась и досуговая активность детей, особенно в чтении и в занятиях, связанных с искусством. Соответственно, стало меньше родителей, довольных тем, как дети проводят свободное время.
Культурные процессы в условиях села имеют свои особенности. В сельской местности осуществляется главным образом непрофессиональное производство культурных ценностей в рамках кружков, студий или в домашних условиях. Развитие творчества требует комплекса мер материального, организационного, идеологического и методического характера [5, с. 145-147].
Материальные условия непрофессионального производства культурных ценностей предполагают создание учреждений культуры разного типа, обеспечение их кадрами, соответствующим оборудованием и культинвентарем. Все это находится на крайне низком уровне. В современной ситуации люди все больше проявляют склонность к занятиям в домашних условиях в русле традиционного народного творчества. В связи с этим приобретает особую значимость материальное благосостояние семьи, поскольку для творческого процесса требуются не только мастерство и вдохновение, но и различного рода материалы и инструменты.
Организационное обеспечение производства ценностей жителями села предполагает деятельность в рамках учреждений культуры, проведение мероприятий, стимулирующих творчество. Это и создание условий для творчества за счет совершенствования производства, улучшения жилищно-бы- товых условий, что ведет к увеличению свободного времени. Сейчас все внимание руководящих органов сосредоточено на экономических процессах и забыта художественно-твор- ческая деятельность сельского населения. Но потребности не появятся сами по себе без целенаправленного их формирования и развития.
Идеологическое обеспечение непрофессионального производства культурных ценностей связано с повышением престижа этой деятельности, с созданием определенного уважительного отношения к людям, занимающимся творчеством, с распространением их опыта, стимулированием деятельности, с осознанием важности, значимости продуктов творчества. Сейчас в обществе есть определенная идеологическая установка на возрождение, сохранение и развитие народного художественного творчества, что определенным образом стимулирует культурную активность сельских жителей, однако финансовая проблема является значительным ее тормозом.
Методическое обеспечение творческой деятельности жителей села связано с одомашниванием непрофессионального производства культурных ценностей. Оно предполагает организацию сервиса: консультаций, распространения необходимой литературы, репертуарных сборников, дающих оперативную информацию. Каждому виду творчества присуща своя специфика, требующая пояснения. Однако само издание методической литературы нуждается в материальных ресурсах, а также в специалистах, способных обобщить работу отдельных народных мастеров и довести ее до уровня методических разработок.
Другое направление развития культурной среды на селе связано с организацией потребления и освоения культурных ценностей. Эта деятельность занимает значительно больше времени и преобладает над производством. В то же время она является условием и предпосылкой совершенствования производства, развития потребностей личности. Особенности потребления культуры на селе связаны с продуктами народного творчества. Жители села осваивают их устным способом, в повседневном общении, жизни и быту. Эти процессы трудно регулировать. Кроме того, через радио и телевидение в селе распространяются ценности, созданные в рамках профессионального творчества. Однако средства массовой коммуникации не учитывают особенностей культурных интересов, запросов сельских жителей, особенностей отдельных сельских регионов, и их воздействие носит унифицированный характер. Поскольку уровень культуры у населения не одинаков, то и воспринимаются эти культурные ценности по-разному.
Духовное потребление зависит и от возможностей доставки в село предметов культуры. Еще совсем недавно было развито культурное шефство города над селом: организовывались концерты, спектакли, доставлялись книги, происходили встречи с творческими людьми и т. п. Или, наоборот, жителей села привозили в город на культурные мероприятия. Сейчас становится все сложнее осуществлять такую деятельность из-за отсутствия мобильных коллективов, транспорта, горючего и по многим другим причинам.
Современной проблемой является распределение, распространение культурных ценностей среди сельских регионов. Неравномерность в обеспечении сложилась или исторически, в результате развития производственных процессов, или она связана с организацией деятельности сферы культуры, которой занимаются различные ведомства. Государственная сеть распределения культурных ценностей оказалась в значительно худших условиях, чем ведомственная. С другой стороны, несогласованность в решении проблем культуры села обусловила непродуманность архитектурно-пространственной планировки строительства, отражающейся на удобстве и привлекательности жизни села, настроении человека. Все это и многое другое снижает ценность сельского образа жизни.
Своеобразными являются и процессы хранения культурных ценностей в условиях села, где нет людей, специально занимающихся этим видом деятельности. Вещественные элементы культуры хранятся в семьях (иконы, монеты, картины и др.) и передаются из поколения в поколение. В последние десятилетия во многих селах появились музеи, где собраны домашняя утварь и предметы, принадлежавшие кому-либо из прославленных земляков. Сейчас значительное внимание уделяется реставрации и сохранению храмов, а также других памятников истории и культуры. Наиболее важным является хранение культурных ценностей в памяти народа: традиций, обрядов, норм и нравов, верований и др. — всего, что определяет поведение и деятельность человека.
Выводы
Культурная среда включает в себя вещественные, социальные и духовные (личностные) элементы, тесно взаимосвязанные друг с другом. Вещественные элементы общественного и личного пользования создают условия для культурной деятельности сельского жителя; социальные включают в себя традиционные и рациональные нормы и правила, регулирующие жизнедеятельность людей; духовные, или личностные, связаны с социальной структурой села. Особенность проявления всех элементов культурной среды в существовании самых разных социальных групп и общностей, находящихся в тесных и непосредственных контактах друг с другом. В рамках одной территории функционируют профессиональные, образовательные, возрастные, а порой и национальные общности. Их взаимодействия создают определенные трудности, проявляющиеся в культуре поведения, деятельности и общения.
Регулирование культуры села в современных условиях предполагает приведение в соответствие всех ее элементов. Повышение культуры личности возможно при совершенствовании условий производства, жизни и быта, пространственной среды, материальной основы духовной культуры. Формирование духовного мира личности способствует повышению потребностей, запросов, стимулирующих развитие вещественной среды культуры. Важно привести в соответствие нормы и правила традиционного и рационального характера, снять противоречия, ведущие к дисгармонии внутреннего мира человека. Необходимо регулирование процессов производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей, создание материальных, организационных, идеологических и методических условий для их развития.
Вопросы для самоконтроля
Культурная среда является частью социальной, ее ценностной стороной и включает в себя вещественные, социальные и личностные элементы.
Что такое социальная среда и культурная среда?
Что представляют собой вещественные элементы культурной среды села?
Что включают в себя социальные элементы культурной среды села, в чем их особенности?
Что представляют собой личностные элементы, какова их связь с социальной структурой села?
Сельская культурная среда неоднородна по своим личностным элементам. Она включает в себя различные социальные группы и общности.
Каковы особенности культурной среды села как территориальной общности?
Что представляют собой профессионально-образователь- ные особенности сельской культурной среды?
Какие возрастные общности определяют культурную среду села и в чем их особенности?
Чем характеризуются особенности общения в условиях сельской культурной среды?
Проблемы регулирования культурной среды села предполагают использование косвенных рычагов, связанных с воздействием на вещественные, социальные элементы, ведущие к изменению личностных. Это требует комплекса мер.
Какие меры целесообразно использовать?
Каким образом применить эти меры в процессах производства, хранения, распределения и потребления культуры? 178
• Что представляют собой материальные, организационные, идеологические и методические меры?
Литература
Акчурин Б. Г. Духовное здоровье сельского населения Башкортостана // Социологические исследования. - 2001. - № 12.
Артемов В. А. Село 90-х годов: тенденции повседневной деятельности сельского населения // Социологические исследования. - 2002. - № 2. - С. 61-70.
Беленький В. Р. Жизненная среда в системе общественных интересов // Вестник сельскохозяйственной науки. - 1991. - № 2. - С. 13-21.
Брызгалова Н. С. Культурная среда современного села // Духовная культура современного села. - JL: ЛГПИ, 1982. - С. 3-11.
Великий П. П. Проблемы управления процессами духовной жизни современного села // Духовная культура современного села. - JL: ЛГПИ, 1982. - С. 142-151.
Глазычев В. JI. От сельской культуры к урбанизации // Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы. - М.: Наука, 1988. - С. 36-46.
Горбунов А. В., Поздняков В. П. Аренда на селе: Соци- ально-психологические стороны / / Вестник сельскохозяйственной науки. - 1991. - № 2. - С. 22-27.
Демидова Л. Социальные проблемы села в новых условиях хозяйствования // АПК: экономика, управление. - 1990. - № 8. - С. 62-66.
Калугина 3. И., Мартынов И. Н. Аграрная реформа в Сибири: Социальный аспект // Общество и экономика. - 1993. - № 4. - С. 41-46.
Силласте Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс // Социологические исследования. - 2002. - № 9.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов