8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
Жизненную среду определяют как вторую природу, созданную людьми [3, с. 13]. Бурная дискуссия о сохранении деревни как особой жизненной среды человека наравне с городом прошла в 70-е гг. на страницах периодической печати. Картина вопиющего разрушения сельских населенных пунктов и нанесенный этим социально-экономический ущерб поколебали сторонников повсеместного распространения городского образа жизни и заставили их признать необходимость деревни обществу и негативность последствий ее искусственного разрушения.
Вместе с тем идеи абсолютной урбанизации сохраняются, и они имеют основания. Во-первых, статистическая информация свидетельствует, что наступление города на деревню по различным причинам продолжается во всех странах. Во-вторых, жизненная среда людей, ранее подвластная контролю, достигла таких масштабов развития, что превращается в нечто самостоятельное и ускользающее от контроля человека, ограничивает и подавляет его силу, волю и свободу. Нет иллюзий и относительно возможности регулирования жизненной среды села, преодоления тенденций разрушения сельских поселений. Не поддаются регулированию и экологические проблемы, и процессы дифференциации жизненной среды. В последнее время распространяется концепция саморазвития жизненной среды, все более отдаляющейся от человеческой деятельности и противостоящей ей. Высказываются мнения, что характер отношения человека к жизненной среде изменяется от активного воздействия на нее к пассивному подчинению объективным процессам.
Сельская жизненная среда включает в себя все, что создано человеком: пространство деревень, усадьбы и другие застройки, архитектуру, дороги, поля, леса, возделанные и обработанные человеком. В свое время идея укрупнения хозяйств привела к объединению колхозов, совхозов, районов, объектов социально-культурного назначения, в результате чего расширялись центральные усадьбы и разрушались многие деревни, лишившись школ, больниц, магазинов, клубов, а иногда и радио, и электричества. Отсутствие строительства дорог привело к ограничению связей между деревнями, появилась скрытая безработица, обусловленная концентрацией производства в крупных поселениях и его ликвидацией в так называемых неперспективных мелких деревнях. Сейчас сократилась миграция жителей деревни в город, случаются переселения из города в деревню. Но это не может разрешить проблему деревни.
Идея распространения городского образа жизни породила новую архитектуру и застройки городского типа — многоэтажные дома с удобствами. Но оказалось, что сельский житель не хочет жить в таких домах. Причина в том, что главная ценность жизни в условиях села — это земля, которая должна быть при усадьбе, чего лишен человек, живущий в многоэтажном доме. С учетом этих особенностей в последнее время стали строить отдельные коттеджи. Но остается недостаточно продуманной архитектура, которая должна составлять гармонию с природой, вписываться в общий ландшафт. Серьезной проблемой жизненной среды сельского жителя остается дорожно-транспортное сообщение, которое иичуть не улучшилось и в последние годы.
Происходящие в стране реформы внесли много нового в жизненную среду, в производственные процессы, социальную и культурную сферу. Жизненная среда села стала объектом купли-продажи — это жилой фонд государственной и колхозно-совхозной собственности, объекты сферы услуг, учреждения культуры и др. Произошло падение объемов производства, ухудшение экономического положения коллективных хозяйств, снижение инвестиций. Неустойчиво функционируют новые хозяйственные субъекты, в том числе фермерские хозяйства, снизился уровень жизни сельского населения.
Активно идет процесс создания фермерских хозяйств, а параллельно — распад ранее созданных. Одним из них возвращают статус колхозов и совхозов, другие перепрофилируются и изменяют свой статус. В России в 1993 г., по статистическим данным, прошли перерегистрацию 77% колхозов и совхозов [9, с. 41]. Фермеры не внесли заметного вклада в решение продовольственной проблемы, а проводимые на селе реформы не принесли желаемых результатов. Можно предположить, что повышение уровня производства в личном подсобном хозяйстве и социальная активность самого человека могут стать основой для дальнейшего преобразования производства сельскохозяйственных продуктов.
Причины неудач в решении проблем села заключаются во многих факторах, среди которых:
преждевременное и опережающее разрушение коллективных форм хозяйствования;
использование устаревших методов работы типа директивное™, тотальности, форсированности;
отсутствие психологической готовности работника к переходу от коллективных форм ведения хозяйства к индивидуальному труду;
юридическая неграмотность населения и невосприимчивость к рыночным нормам и ценностям, к переходу на частную собственность;
несоответствие темпов и масштабов реформирования наличию экономической базы, что приводит к низкой обеспеченности фермерских хозяйств средствами производства и к увеличению напряженности труда;
несбалансированность реальных социальных гарантий, обещаний и экономических последствий реформ, в результате чего происходит снижение доверия населения к преобразованиям, в которых в выигрыше оказываются только руководители [9, с. 42-44].
При этом наблюдаются и некоторые положительные изменения. К ним относятся:
разрушение монополии коллективных форм хозяйствования и формирование многоукладной экономики;
расширение экономической самостоятельности и свобода выбора форм хозяйствования в соответствии с потребностями, интересами и возможностями индивида, имеющего право выхода из колхоза или совхоза с имуществом и земельным паем без согласия администрации;
зарождение рынка земли приусадебных, дачных и других участков, осознание значимости земли как капитала;
зарождение рыночного сознания, повышение социальной активности в реализации излишков от личных подсобных хозяйств, предпринимательской и коммерческой деятельности;
• положительные изменения в отношении к труду, к своему рабочему месту, в улучшении социально-психологического климата в тех хозяйствах, где идет процесс реорганизация [9, с. 44].
Что касается социальной сферы, то она рассматривается как непосредственно не связанная с материальным производством, что отражает отношение к человеку как к фактору производства. Этот подход связан с удовлетворением тех социальных потребностей, которые нужны для развития производства. Такое отношение к сельскому населению вызывает у него растущее чувство социальной обделенности, приводит к снижению уровня духовного и физического здоровья.
Перестроечные процессы- показали неразвитость, отсталость материально-технической базы социальной сферы, недоучет специфики села. Тревогу вызывают здравоохранение, образование, товарооборот, общественное питание, обеспеченность предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения и т. д. Социальная сфера оказалась не подготовленной к реформам, которые высветили множество проблем. Развитие фермерских хозяйств привело к повышению роли семьи, которая стала замкнутой, обособленной. Совместный труд укрепляет внутрисемейные отношения, но в тоже время ограничивает возможности отдыха. Не поддается контролю и регламентации Использование детского труда. А большая доля физического труда сокращает не только возможности, но и потребности повышения культурно-образо- вательного уровня подрастающего поколения. Важной становится проблема увеличения свободного времени через облегчение труда и создание соответствующих условий для его использования. Необходимо расширение сети культурно-оздоровительных объектов, создание нормальных условий труда и отдыха, улучшение всей социальной среды, которая включает в себя материальные и духовные факторы жизнедеятельности людей.
По мнению ряда ученых, в условиях глубинных структурных изменений, массовой безработицы, духовной нестабильности и неопределенности в России у населения теряется определенность нравственных ориентаций, девальвируются духовные ценности, возникает чувство неуверенности, а нередко даже безысходности. Ломка вековых традиций, насилие над культурой ведут к духовному обнищанию народа. Нескольким поколениям наших сограждан в течение жизни не раз приходилось менять свои взгляды на социально-экономические и духовно-нравственные реалии. У людей старшего поколения рухнули или в значительной мере расшатаны привычные системы ценностных ориентаций; те, кто пытается их сохранить, вынуждены вступать в жесткий конфликт с новыми нормами [1, с. 103].
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов