logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

14.1. Понятие культуры свободного времени

Социальное, профессиональное творчество и любая куль­турная деятельность связаны со свободным временем. Отече­ственная социология свободного времени наиболее интенсив­но стала развиваться начиная с 60-70-х гг. В настоящее вре­мя она рассматривает свободное время не просто как сво­бодное от обязанностей, социальной и физиологической не­обходимости, а как пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью. Свободное время — это время, предназначенное для развития умственных и физи­ческих способностей и для удовлетворения социальных по­требностей [8, с. 42].

К этому можно добавить, что свободное время — это вре­мя:

В этом смысле свободное время становится богатством личности, его можно использовать по собственному усмот­рению, для своего развития. В этом его истинная ценность и значимость. Таким образом, сущность свободного времени в том, что оно:

По своей структуре свободное время состоит из двух ча­стей: времени досуга и более возвышенной деятельности.

Досуг — это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением куль­турных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного или публично-зрелищного характера, а также занятия, свя­занные с отдыхом и развлечением, в том числе — это физи­чески активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (пьянство, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей.

Вторая часть свободного времени — время более возвы­шенной деятельности — это совокупность занятий, в про­цессе которых происходит совершенствование и развитие личности. К ним относятся творчество, учеба и самообразо­вание, не связанные с профессией; занятия физкультурой и спортом в секциях, туризм, направленные на физическое развитие. Это и любительский труд по различным ремеслам, а также воспитание детей, выходящее за рамки обязатель­ного ухода. Все эти занятия объединяет одно свойство — создание духовных ценностей, которые могут иметь овеще­ствленную форму, быть в виде акта деятельности, а также функционировать в качестве процесса обучения, самообра­зования, воспитания.

С этой точки зрения, определенный интерес представля­ют исследования зарубежных авторов, в которых досуг раз­деляется на "серьезный" и "случайный" (Стеббинс Р. А.). На примере Канады раскрывается, что серьезный досуг — это устойчивые занятия любителя или участника общественной деятельности. Они увлекают человека многочисленными воз­можностями. По его мнению, серьзный досуг отличается на­бором отличительных качеств: эпизодически встречающаяся потребность продолжать это занятие (несмотря на возмож­ные затруднения); возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживать важные моменты, достигать целей и участвовать в жизни; отличается множеством дли­тельных преимуществ — как духовных, так и материальных.

Серьезный досуг — это самореализация, духовный рост, самовыражение, возрождение или обновление личности, чувство достижения, повышение самооценки, участие в со­циальном взаимодействии и чувство принадлежности к общ­ности, а также просто изготовление изделий длительного пользования (например, живопись, научная статья, предмет обстановки). Далее самовознаграждение, идентификация себя с выбранными занятиями. Серьезный досуг отличается уни­кальным духом группового социального мира [13, с. 67].

Интересно также мнение об обычном досуге, который рассматривается как относительно недолгая приятная дея­тельность, требующая незначительного или не требующая специального обучения, чтобы получить удовольствие. В обыч­ный досуг входят игра (в том числе любительская), расслаб­ление (посиделки, дневной сон, прогулки), пассивное раз­влечение (азартные игры, розыгрыши на вечеринках), ожив­ленные беседы и сенсорное возбуждение (секс, выпивка, еда) (Siebbins R. А.) [см. 11, с. 54].

Представленные два подхода к понятию "досуг" отождеств­ляют две составляющие в структуре свободного времени — вре­мя более возвышенной деятельности в первом случае (Стеб- бинс Р. А.) и непосредственно досуг — во втором (Siebbins R. А.).

В структуре свободного времени можно выделить, кро­ме того, следующие элементы:

а) общественно регулируемую часть, куда относятся кол­лективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых;

б) лично регулируемую — индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание де­тей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях, а также — антикультурного характера.

Общественно регулируемое свободное время в современ­ных условиях связано с информационным пространством, которое создается посредством различных видов СМИ. Изо­билие информации приводит к дезориентации личности и бездумному потреблению, к потере адекватности восприя­тия, человек зачастую становится объектом манипулирова­ния. Появились новые формы проведения досуга и возмож­ности рекреации — это компьютерные игры. С одной сторо­ны, это новая культура отношений между человеком и ЭВМ, с другой — она превращает человека в своеобразного компь­ютерного зомби. Вместе с тем, компьютер позволяет челове­ку использовать свое свободное время для учебы и самооб­разования, повышения внутренней культуры.

Немаловажное значение имеет лично регулируемое сво­бодное время. Существует мнение, что человек, не сумев­ший самоорганизоваться, с низким уровнем субъективности, воспринимает свободное время, во-первых, как оборотную сторону одиночества, оторванности от технобытия, что по­рождает "воскресные неврозы", когда человек не знает, что делать со свободным временем; во-вторых, как способ раз­влечения массовой культурой, которая способна развеять скуку, но не способствует самосозиданию и самосовершен­ствованию [11, с. 49].

Как будут восприняты и потреблены предлагаемые об­ществом формы досуга или более возвышенной деятельнос­ти, во многом зависит от самой личности. Свободное время представляет ценность не само по себе, а интенсивностью его использования человеком для развития собственной лич­ности. Люди по-разному относятся к своему свободному вре­мени. Одни в силу слабого развития личностной культуры не имеют представления даже о критериях формирования сво­ей жизненной среды. Другие имеют свои вкусы, мнения, оцен­ки, систему предпочтений. Исследователи выделяют типы, личностей в зависимости от их отношения к свободному времени [4, с. 143-144].

Первый тип — рационально деятельный, организован­ный и разносторонний. Для него характерно стремление к максимально полезному использованию своего времени. Люди этого типа заранее планируют, когда и чем будут занимать­ся. Как правило, они избирательно относятся к своим воз­можностям и многое успевают. Главное их качество — орга­низованность, целеустремленность, разумное использование свободного времени для собственного развития.

Второй тип — также деятельный, активный. Но, в отли­чие от первого, его интересы сосредоточены на одном увле­чении, которому он отдает все свободное время. Эти люди стремятся к глубокому познанию того, что связано с их ув­лечением, от достижений которого испытывают удовлетво­рение. Ради любимого занятия они способны на самоограни­чение, от многого отказываются. Это натуры эмоциональные, увлеченные, заражающие других своей преданностью люби­мому занятию.

Третий тип — работник-энтузиаст, который практичес­ки лишен досуга или имеет его в незначительном количестве. Свободное время он посвящает своей основной профессии, страстно, с увлечением относится к работе, которой отдает выходные и даже отпуск. Такие люди встречаются среди творческих профессий. Окружающие их уважают, ценят за увлеченность делом, но отсутствие разрядки, неумение пе­реключиться на другие виды занятий приводит к нервно-пси- хическим перегрузкам, стрессам и потере здоровья. Этим людям нужна разумная организация досуга в соответствии с их интересами.

Четвертый тип отличается пассивностью, склонностью к домашним формам досуга. Люди этого типа редко посеща­ют театры, концертные залы, музеи и другие учреждения. Как правило, они смотрят телепередачи, формулой их досу­га стали три "Т" — телевизор, тахта, тапочки. Телеувлече­ния вытесняют все другие их занятия и духовно ограничи­вают личность, обрекая ее на пассивность. "Телеокно" созда­ет лишь иллюзию духовного развития.

Пятый тип представляют люди, которые проводят свой досуг в компании друзей и знакомых. Они больше всего це­нят общение, разговоры, совместные прогулки, выезды за город, с удовольствием посещают дискотеки, аттракционы, любят разные игры. Оставаясь в одиночестве, такие люди скучают, бездельничают, для проведения времени любое предложение предпочитают одиночеству.

Шестой тип — это "времяубиватель", нравственно урод­ливый, опасный для общества и окружающих. Он не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, часто бывает агрессивен, груб, жесток, склонен к пьянству, за которым следуют драки, дебоши, хулиганство и правонарушения раз­ной степени тяжести.

Такой типологический подход к использованию личностью своего свободного времени наиболее близко подводит к рас­смотрению культуры свободного времени. Здесь можно вы­делить два аспекта: влияние на культуру личности и самого свободного времени. В первом аспекте свободное время свя­зано с духовной культурой. Хотя ее ценности создаются в рабочее время творческими людьми — инженерами, учены­ми, художниками в широком смысле слова, но их деятель­ность не укладывается в рамки рабочего времени. Кроме того, в непрофессиональном созидательном процессе участвуют все, и именно в свободное время. Таким образом, оно воздей­ствует на личность творца. Кроме того, созданные продукты усваиваются людьми в свободное время и способствуют раз­витию личности, формированию ее культуры.

В связи со вторым аспектом культуры свободного вре­мени необходимо разобраться с самим понятием. Культура свободного времени — чрезвычайно емкое и сложное поня­тие. Это особенность развития и освоения культуры, а также эффективность данного процесса с точки зрения развития личности. Можно ли говорить о культуре применительно ко времени? Думается, можно. Она включает в себя совокуп­ность определенной деятельности людей во времени, отно­шение человека к нему, умение соблюдать пропорций и ра­ционально организовать его. Термин "культура свободного времени" указывает на определенный уровень использова­ния времени, включая сюда не только величину и структу­ру, но содержание и сущность — знания, ценности, нормы, образцы жизнедеятельности.

Как было сказано, человек использует свободное время по своему усмотрению, развивая себя или деградируя, по­этому важно определить его критерии. Если в качестве од­ного из критериев взять активность индивида, а сущности — творчество, то культуру свободного времени можно опреде­лить как проявление творческой активности, которая невоз­можна без развития человеческой свободы. Такой подход свя­зан с проблемой формирования личности. Если критерий сво­бодного времени — активность, сущность — творчество, то его содержание — всестороннее развитие индивида. Их фор­мами являются организационные структуры, обеспечиваю­щие творческую сущность и содержание деятельности в со­ответствии с потребностями и интересами личности. Такими структурами могут быть студия, кружок, любительское объе­динение, самодеятельный коллектив и другие, в которых человек проявляет активность по саморазвитию.

Таким образом, при определении культуры свободного времени важно учитывать свободную деятельность как про­явление собственной активности, творчество и развитие лич­ности в организованных или неорганизованных структурах, а также экономию времени, выражающую социальную эф­фективность его использования.