14.1. Понятие культуры свободного времени
Социальное, профессиональное творчество и любая культурная деятельность связаны со свободным временем. Отечественная социология свободного времени наиболее интенсивно стала развиваться начиная с 60-70-х гг. В настоящее время она рассматривает свободное время не просто как свободное от обязанностей, социальной и физиологической необходимости, а как пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью. Свободное время — это время, предназначенное для развития умственных и физических способностей и для удовлетворения социальных потребностей [8, с. 42].
К этому можно добавить, что свободное время — это время:
не занятое в производственно-бытовой деятельности:
которое личность структурирует и использует в соответствии с собственными мировоззрением, идеалами, ценностными ориентациями и интересами;
когда деятельность и поведение личности потенциально не ограничены и носят индивидуальный характер;
которое создает потенциальные возможности реализации интересов личности и удовлетворения ее запросов.
В этом смысле свободное время становится богатством личности, его можно использовать по собственному усмотрению, для своего развития. В этом его истинная ценность и значимость. Таким образом, сущность свободного времени в том, что оно:
удовлетворяет социальные потребности, развивает физические и умственные способности человека;
открывает возможности для всестороннего и гармонического развития личности;
повышает образовательный и культурный уровень, в результате чего человек в новом качестве вступает в процесс создания материальных и духовных потребностей;
находится в диалектическом единстве с рабочим временем и активно влияет на него.
По своей структуре свободное время состоит из двух частей: времени досуга и более возвышенной деятельности.
Досуг — это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного или публично-зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, в том числе — это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (пьянство, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей.
Вторая часть свободного времени — время более возвышенной деятельности — это совокупность занятий, в процессе которых происходит совершенствование и развитие личности. К ним относятся творчество, учеба и самообразование, не связанные с профессией; занятия физкультурой и спортом в секциях, туризм, направленные на физическое развитие. Это и любительский труд по различным ремеслам, а также воспитание детей, выходящее за рамки обязательного ухода. Все эти занятия объединяет одно свойство — создание духовных ценностей, которые могут иметь овеществленную форму, быть в виде акта деятельности, а также функционировать в качестве процесса обучения, самообразования, воспитания.
С этой точки зрения, определенный интерес представляют исследования зарубежных авторов, в которых досуг разделяется на "серьезный" и "случайный" (Стеббинс Р. А.). На примере Канады раскрывается, что серьезный досуг — это устойчивые занятия любителя или участника общественной деятельности. Они увлекают человека многочисленными возможностями. По его мнению, серьзный досуг отличается набором отличительных качеств: эпизодически встречающаяся потребность продолжать это занятие (несмотря на возможные затруднения); возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживать важные моменты, достигать целей и участвовать в жизни; отличается множеством длительных преимуществ — как духовных, так и материальных.
Серьезный досуг — это самореализация, духовный рост, самовыражение, возрождение или обновление личности, чувство достижения, повышение самооценки, участие в социальном взаимодействии и чувство принадлежности к общности, а также просто изготовление изделий длительного пользования (например, живопись, научная статья, предмет обстановки). Далее самовознаграждение, идентификация себя с выбранными занятиями. Серьезный досуг отличается уникальным духом группового социального мира [13, с. 67].
Интересно также мнение об обычном досуге, который рассматривается как относительно недолгая приятная деятельность, требующая незначительного или не требующая специального обучения, чтобы получить удовольствие. В обычный досуг входят игра (в том числе любительская), расслабление (посиделки, дневной сон, прогулки), пассивное развлечение (азартные игры, розыгрыши на вечеринках), оживленные беседы и сенсорное возбуждение (секс, выпивка, еда) (Siebbins R. А.) [см. 11, с. 54].
Представленные два подхода к понятию "досуг" отождествляют две составляющие в структуре свободного времени — время более возвышенной деятельности в первом случае (Стеб- бинс Р. А.) и непосредственно досуг — во втором (Siebbins R. А.).
В структуре свободного времени можно выделить, кроме того, следующие элементы:
а) общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых;
б) лично регулируемую — индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях, а также — антикультурного характера.
Общественно регулируемое свободное время в современных условиях связано с информационным пространством, которое создается посредством различных видов СМИ. Изобилие информации приводит к дезориентации личности и бездумному потреблению, к потере адекватности восприятия, человек зачастую становится объектом манипулирования. Появились новые формы проведения досуга и возможности рекреации — это компьютерные игры. С одной стороны, это новая культура отношений между человеком и ЭВМ, с другой — она превращает человека в своеобразного компьютерного зомби. Вместе с тем, компьютер позволяет человеку использовать свое свободное время для учебы и самообразования, повышения внутренней культуры.
Немаловажное значение имеет лично регулируемое свободное время. Существует мнение, что человек, не сумевший самоорганизоваться, с низким уровнем субъективности, воспринимает свободное время, во-первых, как оборотную сторону одиночества, оторванности от технобытия, что порождает "воскресные неврозы", когда человек не знает, что делать со свободным временем; во-вторых, как способ развлечения массовой культурой, которая способна развеять скуку, но не способствует самосозиданию и самосовершенствованию [11, с. 49].
Как будут восприняты и потреблены предлагаемые обществом формы досуга или более возвышенной деятельности, во многом зависит от самой личности. Свободное время представляет ценность не само по себе, а интенсивностью его использования человеком для развития собственной личности. Люди по-разному относятся к своему свободному времени. Одни в силу слабого развития личностной культуры не имеют представления даже о критериях формирования своей жизненной среды. Другие имеют свои вкусы, мнения, оценки, систему предпочтений. Исследователи выделяют типы, личностей в зависимости от их отношения к свободному времени [4, с. 143-144].
Первый тип — рационально деятельный, организованный и разносторонний. Для него характерно стремление к максимально полезному использованию своего времени. Люди этого типа заранее планируют, когда и чем будут заниматься. Как правило, они избирательно относятся к своим возможностям и многое успевают. Главное их качество — организованность, целеустремленность, разумное использование свободного времени для собственного развития.
Второй тип — также деятельный, активный. Но, в отличие от первого, его интересы сосредоточены на одном увлечении, которому он отдает все свободное время. Эти люди стремятся к глубокому познанию того, что связано с их увлечением, от достижений которого испытывают удовлетворение. Ради любимого занятия они способны на самоограничение, от многого отказываются. Это натуры эмоциональные, увлеченные, заражающие других своей преданностью любимому занятию.
Третий тип — работник-энтузиаст, который практически лишен досуга или имеет его в незначительном количестве. Свободное время он посвящает своей основной профессии, страстно, с увлечением относится к работе, которой отдает выходные и даже отпуск. Такие люди встречаются среди творческих профессий. Окружающие их уважают, ценят за увлеченность делом, но отсутствие разрядки, неумение переключиться на другие виды занятий приводит к нервно-пси- хическим перегрузкам, стрессам и потере здоровья. Этим людям нужна разумная организация досуга в соответствии с их интересами.
Четвертый тип отличается пассивностью, склонностью к домашним формам досуга. Люди этого типа редко посещают театры, концертные залы, музеи и другие учреждения. Как правило, они смотрят телепередачи, формулой их досуга стали три "Т" — телевизор, тахта, тапочки. Телеувлечения вытесняют все другие их занятия и духовно ограничивают личность, обрекая ее на пассивность. "Телеокно" создает лишь иллюзию духовного развития.
Пятый тип представляют люди, которые проводят свой досуг в компании друзей и знакомых. Они больше всего ценят общение, разговоры, совместные прогулки, выезды за город, с удовольствием посещают дискотеки, аттракционы, любят разные игры. Оставаясь в одиночестве, такие люди скучают, бездельничают, для проведения времени любое предложение предпочитают одиночеству.
Шестой тип — это "времяубиватель", нравственно уродливый, опасный для общества и окружающих. Он не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, часто бывает агрессивен, груб, жесток, склонен к пьянству, за которым следуют драки, дебоши, хулиганство и правонарушения разной степени тяжести.
Такой типологический подход к использованию личностью своего свободного времени наиболее близко подводит к рассмотрению культуры свободного времени. Здесь можно выделить два аспекта: влияние на культуру личности и самого свободного времени. В первом аспекте свободное время связано с духовной культурой. Хотя ее ценности создаются в рабочее время творческими людьми — инженерами, учеными, художниками в широком смысле слова, но их деятельность не укладывается в рамки рабочего времени. Кроме того, в непрофессиональном созидательном процессе участвуют все, и именно в свободное время. Таким образом, оно воздействует на личность творца. Кроме того, созданные продукты усваиваются людьми в свободное время и способствуют развитию личности, формированию ее культуры.
В связи со вторым аспектом культуры свободного времени необходимо разобраться с самим понятием. Культура свободного времени — чрезвычайно емкое и сложное понятие. Это особенность развития и освоения культуры, а также эффективность данного процесса с точки зрения развития личности. Можно ли говорить о культуре применительно ко времени? Думается, можно. Она включает в себя совокупность определенной деятельности людей во времени, отношение человека к нему, умение соблюдать пропорций и рационально организовать его. Термин "культура свободного времени" указывает на определенный уровень использования времени, включая сюда не только величину и структуру, но содержание и сущность — знания, ценности, нормы, образцы жизнедеятельности.
Как было сказано, человек использует свободное время по своему усмотрению, развивая себя или деградируя, поэтому важно определить его критерии. Если в качестве одного из критериев взять активность индивида, а сущности — творчество, то культуру свободного времени можно определить как проявление творческой активности, которая невозможна без развития человеческой свободы. Такой подход связан с проблемой формирования личности. Если критерий свободного времени — активность, сущность — творчество, то его содержание — всестороннее развитие индивида. Их формами являются организационные структуры, обеспечивающие творческую сущность и содержание деятельности в соответствии с потребностями и интересами личности. Такими структурами могут быть студия, кружок, любительское объединение, самодеятельный коллектив и другие, в которых человек проявляет активность по саморазвитию.
Таким образом, при определении культуры свободного времени важно учитывать свободную деятельность как проявление собственной активности, творчество и развитие личности в организованных или неорганизованных структурах, а также экономию времени, выражающую социальную эффективность его использования.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов