6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
К культурным процессам относятся производство, хранение, распределение и освоение культуры, т. е. с социологической точки зрения — социокультурной информации: знаний, ценностей, норм, образцов и др. Эти процессы, так или иначе, регулируются, вместе с тем велика в них и роль саморегулирования. Рассмотрим, в каком соотношении находятся управление, регулирование и саморегулирование в этих процессах.
Первое — производство культурных ценностей. В процессе производства создаются новые ценности, знания, нормы, представления, образцы, идеалы, модели поведения и деятельности. Кроме того, они появляются и в опредмечен- ном виде как новые научные и технические достижения, произведения искусства, а также как новые способы деятельности, методы организации труда, новый опыт, умения и навыки. Таким образом, производство культурных ценностей — это творчество, причем творчество не только специалистов, но и всего общества.
Можно ли управлять творчеством? В определенном смысле можно, если речь идет о сроках и результатах, причем только в профессиональных организациях и учреждениях, например, в конструкторском бюро. При этом исключается навязывание идеологических установок и вмешательство в содержательный процесс. Социокультурное же творчество индивидов, социальных групп и общностей вообще не поддается никакому управлению. Любую творческую деятельность можно регулировать, причем очень тонко, деликатно, без грубого вмешательства.
Регулирование предполагает создание условий для творчества — материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет выход на защиту творческой личности, свободы ее самовыражения, так как творческий процесс индивидуален и неповторим. Именно этим обусловлен саморегулируемый характер творчества, в котором определяющими являются субъективные социально-психологические факторы: способности, мировоззрение, мировосприятие, мироощущение и др. В сущности своей творческая деятельность представляет самовыражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества.
Важным процессом является хранение культурных ценностей от порчи, разрушений и полного их исчезновения. В этом вопросе благоприятной является четкая культурная политика со стороны государства. Возможно не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произведений искусства, книг, различных материалов, техники и других предметов. История знает факты вандализма, когда разрушались храмы и другие памятники культуры, когда не знали, как сохранить шедевры мировой культуры, попустительски относились к сокровищнице народного искусства. К сожалению, и сейчас хранение культурных ценностей не стало постоянной, планомерной заботой государства, как никогда, все пущено на самотек. "Остаточный" принцип финансирования учреждений культуры не позволяет им обеспечить соответствующих условий для хранения ценностей. При всех имеющихся проблемах уделяется какое-то внимание хранению предметов культуры, но абсолютно забывается духовная культура как достояние человека, как индивиду- ально-личностный мир ценностей, знаний, норм, представлений, идеалов, образцов жизнедеятельности.
Можно ли говорить о хранении социокультурной информации поколений? Можно ли говорить о регулировании этих процессов? Думается, можно, предполагая бережное, тактичное, деликатное отношение к ним. Культуру как знания, ценности, нормы, образцы, усвоенные человеком, нельзя перестроить за несколько лет, как экономику. Примером тому являются традиционные народные способы жизнедеятельности, зародившиеся в глубокой древности и сохранившиеся на уровне обыденного сознания до сегодняшних дней, несмотря на высокомерное и негативное отношение со стороны общественности. Но это привело к диспропорциям функционирования народной культуры.
Дискомфорт ощущают и люди, чьи ценностные ориентации в силу своей глубокой устойчивости оказались неадекватными новым условиям перехода к рыночной экономике. Все это свидетельствует о необходимости внимательного отношения к духовному миру личности, о важности использования таких механизмов регулирования социокультурных процессов, которые учитывали бы закрепившиеся в сознании ценности. В противном случае неизбежны стрессы и шок, что и произошло в нашей стране. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубоко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен влиянию социальных групп и общностей. Преобладающую роль в нем играет саморегулирование. Распространение, распределение ценностей — еще один из культурных процессов, предполагающих трансляцию знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности. В этот процесс включены социокультурные институты, деятельность которых еще в недавнем прошлом подвергалась жесткому управлению вплоть до идеологических установок и предписаний. В настоящее время в их деятельности преобладает саморегулирование с помощью финансовых рычагов, хотя со стороны государства сохраняется определенная доля регулирования. Она проявляется, прежде всего, в создании благоприятных условий свободы деятельности средств массовой коммуникации, в выборе ими программ, их содержания, методов подачи информации. Эта свобода имеет и негативные проявления, нередко превращается в беспредел, так как часто транслируются низкопробные элементы культуры типа эротики и т. п.
Знания, ценности, нормы и образцы распространяются не только в организованных структурах, но и стихийно от индивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование, характер и содержание которого могут измениться в соответствии с социальной и культурной средой. Распространение связано и с репродуцированием, размножением, тиражированием определенных знаний, ценностей, т. е. созданием предметов культуры и их распределением в обществе. В этой системе также было довольно жесткое управление с определением сроков, тиражей, с относительно равномерным распределением по регионам. В данное время государство почти отстранилось от управления этим процессом, и в результате появилась неравномерность в распределении. Многое из созданных ценностей не доходит до государственных учреждений и организаций в регионах, например, не поступают книги даже в областные библиотеки. Они оказываются у посредников, которые уста- иавливают двойные, тройные цены. Возникают проблемы с приобретением и других ценностей культуры.
Думается, что государство все же должно регулировать ;>ти процессы через создание материальных условий. Во-пер- иых, в финансовой поддержке нуждаются авторы-творцы для тиражирования своих работ; во-вторых, улучшение материального положения региональных учреждений и организаций позволит им приобретать продукцию культуры по рыночным ценам. То же самое относится и к средствам массовой коммуникации, которые при материальной поддержке государства освободились бы от необходимости предоставлять эфирное время для рекламы и низкопробной продукции культуры. Преобладающий процесс саморегулирования в распространении ценностей культуры оказывает сегодня не самое благоприятное влияние на все общество.
Освоение культурных ценностей — процесс, также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизованным. Социокультурные институты могут организовать какое-либо мероприятие по передаче населению знаний, ценностей, норм и образцов. Но они не могут продиктовать, куда человеку пойти, что посмотреть или послушать. Они могут лишь регулировать социокультурную деятельность и потребности населения через создание ситуации выбора, которая предполагает наличие в обществе самой различной социокультурной информации.
В современных условиях возможности освоения культурных ценностей ограничены из-за значительного снижения жизненного уровня людей. Эта ситуация определяет важность широкого подбора различных форм потребления культуры, способных дифференцированно удовлетворять интересы и запросы любой социальной группы в соответствии с ее материальными возможностями. К тому же процесс потребления в последние годы все больше одомашнивается. Это перемещает акценты с его регулирования на саморегулирование, предполагающее самостоятельный выбор человеком знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности, а также предметов культуры.
Основой потребления является регулирование процессов развития потребностей и интересов личности в условиях социокультурных институтов. Это предполагает ненавязчивое их вытеснение и "замещение" другими. Однако потребности, представляющие собой сферу сознания, обладают высокой устойчивостью. Лишь постепенное воздействие может привести к перестройке личности, ее структуры; к изменению мотивов, установок, ценностных ориентаций. С другой стороны, изменение окружающей среды также развивает потребности личности в определенных знаниях, ценностях, нормах, образцах жизнедеятельности и в соприкосновении с теми или иными предметами культуры. Но и то, и другое может не иметь успеха, так как человек представляет собой в совокупности социальное и психологическое образование. Именно индивидуально-психологическое во многом определяет социальную деятельность личности, в том числе и ее участие в культурном потреблении и освоении созданных и создаваемых человечеством ценностей. В определенных благоприятных социальных условиях возможно воздействие на потребности и их формирование, но легче это осуществлять в детском возрасте.
Таким образом, невозможно и нежелательно жесткое управление культурными процессами. Культура — явление саморегулирующееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Регулирование ее развития осуществляется через создание материальных, организационных, технологических условий и благоприятного социально-психологического климата.
Производством, хранением, распространением и организацией усвоения социокультурной информации занимается сфера культуры, различные учреждения, предприятия и организации. Возможно управление их деятельностью в смысле создания и развития материально-технической базы, подготовки и распределения кадров. Но оно предполагает решение стратегических вопросов и исключает вмешательство во внутреннее содержание.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов