logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов

К культурным процессам относятся производство, хра­нение, распределение и освоение культуры, т. е. с социо­логической точки зрения — социокультурной информации: знаний, ценностей, норм, образцов и др. Эти процессы, так или иначе, регулируются, вместе с тем велика в них и роль саморегулирования. Рассмотрим, в каком соотношении нахо­дятся управление, регулирование и саморегулирование в этих процессах.

Первое — производство культурных ценностей. В про­цессе производства создаются новые ценности, знания, нор­мы, представления, образцы, идеалы, модели поведения и деятельности. Кроме того, они появляются и в опредмечен- ном виде как новые научные и технические достижения, произведения искусства, а также как новые способы дея­тельности, методы организации труда, новый опыт, умения и навыки. Таким образом, производство культурных ценнос­тей — это творчество, причем творчество не только специ­алистов, но и всего общества.

Можно ли управлять творчеством? В определенном смыс­ле можно, если речь идет о сроках и результатах, причем только в профессиональных организациях и учреждениях, например, в конструкторском бюро. При этом исключается навязывание идеологических установок и вмешательство в содержательный процесс. Социокультурное же творчество индивидов, социальных групп и общностей вообще не под­дается никакому управлению. Любую творческую деятельность можно регулировать, причем очень тонко, деликатно, без грубого вмешательства.

Регулирование предполагает создание условий для твор­чества — материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет вы­ход на защиту творческой личности, свободы ее самовыра­жения, так как творческий процесс индивидуален и неповто­рим. Именно этим обусловлен саморегулируемый характер творчества, в котором определяющими являются субъектив­ные социально-психологические факторы: способности, ми­ровоззрение, мировосприятие, мироощущение и др. В сущ­ности своей творческая деятельность представляет самовы­ражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества.

Важным процессом является хранение культурных ценно­стей от порчи, разрушений и полного их исчезновения. В этом вопросе благоприятной является четкая культурная политика со стороны государства. Возможно не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произве­дений искусства, книг, различных материалов, техники и дру­гих предметов. История знает факты вандализма, когда разру­шались храмы и другие памятники культуры, когда не знали, как сохранить шедевры мировой культуры, попустительски относились к сокровищнице народного искусства. К сожалению, и сейчас хранение культурных ценностей не стало постоянной, планомерной заботой государства, как никогда, все пущено на самотек. "Остаточный" принцип фи­нансирования учреждений культуры не позволяет им обес­печить соответствующих условий для хранения ценностей. При всех имеющихся проблемах уделяется какое-то внимание хранению предметов культуры, но абсолютно забывается духовная культура как достояние человека, как индивиду- ально-личностный мир ценностей, знаний, норм, представ­лений, идеалов, образцов жизнедеятельности.

Можно ли говорить о хранении социокультурной инфор­мации поколений? Можно ли говорить о регулировании этих процессов? Думается, можно, предполагая бережное, так­тичное, деликатное отношение к ним. Культуру как знания, ценности, нормы, образцы, усвоенные человеком, нельзя перестроить за несколько лет, как экономику. Примером тому являются традиционные народные способы жизнедеятель­ности, зародившиеся в глубокой древности и сохранившиеся на уровне обыденного сознания до сегодняшних дней, не­смотря на высокомерное и негативное отношение со сторо­ны общественности. Но это привело к диспропорциям функ­ционирования народной культуры.

Дискомфорт ощущают и люди, чьи ценностные ориента­ции в силу своей глубокой устойчивости оказались неадек­ватными новым условиям перехода к рыночной экономике. Все это свидетельствует о необходимости внимательного отношения к духовному миру личности, о важности исполь­зования таких механизмов регулирования социокультурных процессов, которые учитывали бы закрепившиеся в созна­нии ценности. В противном случае неизбежны стрессы и шок, что и произошло в нашей стране. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубо­ко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен вли­янию социальных групп и общностей. Преобладающую роль в нем играет саморегулирование. Распространение, распределение ценностей — еще один из культурных процессов, предполагающих трансляцию зна­ний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности. В этот процесс включены социокультурные институты, деятельность которых еще в недавнем прошлом подвергалась жесткому управлению вплоть до идеологических установок и предпи­саний. В настоящее время в их деятельности преобладает саморегулирование с помощью финансовых рычагов, хотя со стороны государства сохраняется определенная доля регули­рования. Она проявляется, прежде всего, в создании благо­приятных условий свободы деятельности средств массовой коммуникации, в выборе ими программ, их содержания, методов подачи информации. Эта свобода имеет и негатив­ные проявления, нередко превращается в беспредел, так как часто транслируются низкопробные элементы культуры типа эротики и т. п.

Знания, ценности, нормы и образцы распространяются не только в организованных структурах, но и стихийно от ин­дивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование, характер и содержание ко­торого могут измениться в соответствии с социальной и куль­турной средой. Распространение связано и с репродуцированием, раз­множением, тиражированием определенных знаний, ценно­стей, т. е. созданием предметов культуры и их распределени­ем в обществе. В этой системе также было довольно жест­кое управление с определением сроков, тиражей, с относительно равномерным распределением по регионам. В данное время государство почти отстранилось от управле­ния этим процессом, и в результате появилась неравномер­ность в распределении. Многое из созданных ценностей не доходит до государственных учреждений и организаций в регионах, например, не поступают книги даже в областные библиотеки. Они оказываются у посредников, которые уста- иавливают двойные, тройные цены. Возникают проблемы с приобретением и других ценностей культуры.

Думается, что государство все же должно регулировать ;>ти процессы через создание материальных условий. Во-пер- иых, в финансовой поддержке нуждаются авторы-творцы для тиражирования своих работ; во-вторых, улучшение матери­ального положения региональных учреждений и организа­ций позволит им приобретать продукцию культуры по ры­ночным ценам. То же самое относится и к средствам массо­вой коммуникации, которые при материальной поддержке государства освободились бы от необходимости предоставлять эфирное время для рекламы и низкопробной продукции куль­туры. Преобладающий процесс саморегулирования в распро­странении ценностей культуры оказывает сегодня не самое благоприятное влияние на все общество.

Освоение культурных ценностей — процесс, также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индиви­дуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизованным. Социокультурные институты могут орга­низовать какое-либо мероприятие по передаче населению знаний, ценностей, норм и образцов. Но они не могут про­диктовать, куда человеку пойти, что посмотреть или послу­шать. Они могут лишь регулировать социокультурную дея­тельность и потребности населения через создание ситуации выбора, которая предполагает наличие в обществе самой различной социокультурной информации.

В современных условиях возможности освоения культур­ных ценностей ограничены из-за значительного снижения жизненного уровня людей. Эта ситуация определяет важность широкого подбора различных форм потребления культуры, способных дифференцированно удовлетворять интересы и запросы любой социальной группы в соответствии с ее мате­риальными возможностями. К тому же процесс потребления в последние годы все больше одомашнивается. Это переме­щает акценты с его регулирования на саморегулирование, предполагающее самостоятельный выбор человеком знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности, а так­же предметов культуры.

Основой потребления является регулирование процессов развития потребностей и интересов личности в условиях со­циокультурных институтов. Это предполагает ненавязчивое их вытеснение и "замещение" другими. Однако потребности, представляющие собой сферу сознания, обладают высокой устойчивостью. Лишь постепенное воздействие может при­вести к перестройке личности, ее структуры; к изменению мотивов, установок, ценностных ориентаций. С другой сто­роны, изменение окружающей среды также развивает по­требности личности в определенных знаниях, ценностях, нормах, образцах жизнедеятельности и в соприкосновении с теми или иными предметами культуры. Но и то, и другое может не иметь успеха, так как человек представляет собой в совокупности социальное и психологическое образование. Именно индивидуально-психологическое во многом опреде­ляет социальную деятельность личности, в том числе и ее участие в культурном потреблении и освоении созданных и создаваемых человечеством ценностей. В определенных бла­гоприятных социальных условиях возможно воздействие на потребности и их формирование, но легче это осуществлять в детском возрасте.

Таким образом, невозможно и нежелательно жесткое управление культурными процессами. Культура — явление саморегулирующееся, обусловленное внутренними психоло­гическими особенностями личности. Регулирование ее раз­вития осуществляется через создание материальных, орга­низационных, технологических условий и благоприятного социально-психологического климата.

Производством, хранением, распространением и органи­зацией усвоения социокультурной информации занимается сфера культуры, различные учреждения, предприятия и организации. Возможно управление их деятельностью в смыс­ле создания и развития материально-технической базы, под­готовки и распределения кадров. Но оно предполагает реше­ние стратегических вопросов и исключает вмешательство во внутреннее содержание.