5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
Стремительное развитие техники привело к технизации современного общества. Жизненный мир человека стал противостоящим ценностям традиционной культуры, природе и привычным способам жизнедеятельности. Негативные последствия технологических процессов проявляются в экологии, сфере производства и потребления, в культуре. Они выдвигают проблему соответствия развития техники целесообразности жизни на планете, во всей Вселенной и в связи с этим — роли культуры и человека в современном мире. Следствием технократического развития является преобладание форм массовой культуры, выражающей кризис духовности общества, мировоззренческих установок личности по отношению к миру и человеку. Для его преодоления необходимо переосмысление старых подходов к пониманию человека, его роли и места во Вселенной.
Новая парадигма человека требует и переосмысления понятия "научно-технический прогресс". Узким и однобоким представляется его определение по одному из сущностных признаков, необходим целостный подход, предполагающий совокупность всех сторон и проявлений. Его трактовка демонстрирует в основном ограниченность рамками развития техники в виде различных конструкций и аппаратуры. В современной цивилизации техника представляет собой некую суперсистему, отражающую сращение техники, научных технологий, промышленности и политики, которые по мере своего развития становятся самодовлеющей силой, разрушающей целостность жизненного мира личности и культуры [7, с. 21]. С этой точки зрения технизация — это глобальный, всемирный процесс, влияющий на все стороны жизни общества, в том числе на культуру, быт и психологию людей. В его развитии выделяют три этапа (JI. Мэмфорд, JI. В. Суркова и др.).
Первый этап — доиндустриальный, использовавший в качестве основных материалов дерево и глину, а также энергию воды и ветра. Создание технических конструкций испытывало влияние традиционной культуры (ритуала, обычая), космоцентрического мировоззрения и соответствующего характера деятельности. Они выполняли внешнюю по отношению к человеку организующую функцию и формировали в большей степени межсубъектные связи. Однако в этот период уже вносится в жизнь искусственность, механизирован- ность, синхронизация совместной деятельности, кооперация, хотя труд не является полностью механизированным и имеет творческий характер.
Второй, индустриальный этап развития техники использует в качестве основного материала железо и энергию пара. Механический принцип деятельности активно входит в социальные связи и отношения. Технизация носит преимущественно внешний характер для человека, она нацелена главным образом на организацию производственных процессов. Но уже вносит изменения в культуру, в которой наблюдаются негативные черты. Образ мира все больше становится механистическим, появляются отрицательные последствия для окружающей среды, изменяется отношение к работе, которая превращается в тяжелое бремя. Антигуманное воздействие техники противоречит природе человека, ограничивая его стремление к самовыражению, саморазвитию и диктуя выполнение ограниченных производственных операций.
Современный постиндустриальный, или информационно-технологический этап характеризуется использованием различных металлов и электричества. Технологизация осуществляется неограниченно, в предметную деятельность человека входит компьютер, развивается технологическое мышление, организующее не только внешние связи, но и внутренний мир человека, его психические проявления. Усиливаются негативные последствия для окружающей среды. Автоматизация производства приводит к облегчению труда, но появляется угроза превращения человека в придаток машины. Наблюдаются тенденции освобождения его от монотонных операций и создания условий для проявления творческих устремлений. Противоречиво влияние на культуру.
Современная технизация приводит к постоянному поиску наиболее оптимальных путей развития культуры и способов взаимодействия человека и природы. Культурологи выделяют три возможных типа такого взаимодействия. К ним относятся: 1) культуры, подчиняющие человека природе; 2) культуры, идущие по пути подчинения природы человеку; 3) культуры, стремящиеся к гармонизации отношений между природой и человеком [6, с. 72]. Технизация общества обретает свое значение способа развития цивилизации именно в культурах второго типа, что и приводит к отрицательным последствиям воздействия на природу, человека и с неизбежностью ставит вопрос об адекватности избранной им модели взаимодействия. В некоторых кругах существует мнение, что современный путь цивилизации, избранный на основе европейской модели, является тупиковым. Он далек не только от природных процессов, но и от самого человека, так как подчиняет его технике, которую ставит на первое место. Необходим другой путь развития общества, предполагающий развитие самого человека, его духа, души, т. е. сил проявления различных качеств и свойств, дающих возможность взаимодействия с природой и космосом.
Проблемы развития культуры и техники современные ученые рассматривают в двух аспектах. С одной стороны, как культура включена в процесс ускорения технизации, с другой — как техника влияет на развитие культуры [3, с. 22; 6, с. 75-79].
В первом случае речь идет о том, что культура формирует специалиста как активную, всесторонне развитую личность, способную к нестандартным, смелым решениям творческих задач, к созданию новых конструкций и технологий. Кроме того, ценности культуры определяют развитие техники и ее возможности, с помощью которых человек взаимодействует с природной средой. В основе его выбора из множества потенциально возможных решений лежат господствующие в обществе ценностные представления. Деятельность конструктора сознательна и целенаправленна, но большинство технических задач могут быть решены множеством способов. Его выбор определяется ценностными установками общества, соображениями рациональности, эффективности, утилитарности, представляющих собой проекцию ценностей общества на мир техники. При этом учитываются интересы различных групп людей и ценностные ориентации общества, изменения которых неизбежно приводят к изменениям и технических приоритетов.
Второй аспект взаимодействия культуры и техники отражает включенность конструкций, изобретений и технологий в социокультурный процесс. Технизация общества, расширяя возможности человека, неизбежно влечет за собой изменения в системе знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности. Вырабатываются новые модели поведения. Но эти изменения происходят с некоторым опозданием во времени, связанным с культурным освоением достижений техники и с адаптацией человека к новым видам деятельности.
Наиболее существенно и явно влияние техники на процессы производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. По данным экспертного опроса, проведенного нами, оказалось, что факторы, связанные с технизацией, являются для развития народного, художественного творчества больше сдерживающими, чем способствующими. В 4,3 балла получила оценку зависимость творчества от технических средств. При этом в 3,5 балла оценено мнение о том, что развитие техники способствует больше распространению культуры и ее потреблению, чем творчеству; вытесняет собой народные ремесла, развивая промышленное производство изделий быта; делает человека сухим, расчетливым, обедняя его эмоции и чувства, нужные для творчества. Эксперты считают, что люди пользуются телевизором и другой аппаратурой, им не до творчества — 4,0 балла, но в то же время отмечают появление компьютерного творчества в жизни человека — 3,1 балла. Важным является осознание невозможности развития народного художественного творчества без технических средств — оценка 4,4 балла, отмечается низкий уровень материально-технической базы социокультурных институтов, что затрудняет занятия творчеством. В последние годы ситуация ухудшилась, что отмечают 81,6% опрошенных. В настоящее время низкая техническая оснащенность процессов творчества и потребления культурных ценностей ведет к снижению посещаемости некоммерческого сектора культуры. В связи с этим недостаточно полно удовлетворяются запросы населения, организованная культурная жизнь во многом не соответствует потребностям людей.
Наиболее очевидна связь техники и культуры в развитии средств массовой коммуникации, которые создают возможность для приобщения человека к культуре и искусству. С проникновением средств массовой коммуникации изменилась сама культурная жизнь. Развивается потребление в ущерб творчеству. По результатам исследований, из 90 мин., используемых в день на культуру, 60 мин. отводится телевидению, 25 мин. — кино, 5 мин. — восприятию других форм художественной культуры — театра, музыки, балета, музе-
определение приоритетных направлений использования техники, в число которых культура, отнюдь, не попадает. Кроме того, необходимы социокультурные ориентации, совокупность общественно значимых установок на знание техники членами общества, на приобретение практических умений и навыков. Для каждой личности необходим определенный уровень культуры, позволяющий осваивать новые технические средства и включать их в свою жизнь. Такое включение происходит через трансляцию массовой культуры в расчете на "среднего" человека, у которого в процессе взаимодействия с новой техникой формируются специфические модели поведения.
В использовании техники огромное значение имеют знания, ценности, нормы, образцы жизнедеятельности социальных групп, общностей и индивидов. Это находит свое объяснение в двух основных факторах [6, с. 84]. Первый, относительно менее важный, заключается в том, что человек ограничен в своих физических и интеллектуальных качествах, поэтому процесс технизации должен быть соразмерен возможностям человека. В последние годы в нашей стране идет ускоренное внедрение новых инструментов, конструкций и аппаратов. Человек не успевает переключиться и осознает себя как "винтик" сложного механизма, чуждого и непонятного ему. С этим связан второй фактор — проблема социокультурного отчуждения от техники, определяющая низкий уровень эффективности ее использования в культурной жизни общества. Особенно остро она касается тех, кто придерживается традиционной культуры, связанной с устным способом передачи ценностей. Система социокультурных ориентаций этих групп людей исключает установку на освоение современной техники и включение ее в собственную культурную жизнь.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов