logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники

Стремительное развитие техники привело к технизации современного общества. Жизненный мир человека стал про­тивостоящим ценностям традиционной культуры, природе и привычным способам жизнедеятельности. Негативные послед­ствия технологических процессов проявляются в экологии, сфере производства и потребления, в культуре. Они выдвига­ют проблему соответствия развития техники целесообразнос­ти жизни на планете, во всей Вселенной и в связи с этим — роли культуры и человека в современном мире. Следствием технократического развития является преобладание форм массовой культуры, выражающей кризис духовности обще­ства, мировоззренческих установок личности по отношению к миру и человеку. Для его преодоления необходимо переос­мысление старых подходов к пониманию человека, его роли и места во Вселенной.

Новая парадигма человека требует и переосмысления по­нятия "научно-технический прогресс". Узким и однобоким представляется его определение по одному из сущностных признаков, необходим целостный подход, предполагающий совокупность всех сторон и проявлений. Его трактовка де­монстрирует в основном ограниченность рамками развития техники в виде различных конструкций и аппаратуры. В со­временной цивилизации техника представляет собой некую суперсистему, отражающую сращение техники, научных технологий, промышленности и политики, которые по мере своего развития становятся самодовлеющей силой, разру­шающей целостность жизненного мира личности и культуры [7, с. 21]. С этой точки зрения технизация это глобаль­ный, всемирный процесс, влияющий на все стороны жизни об­щества, в том числе на культуру, быт и психологию людей. В его развитии выделяют три этапа (JI. Мэмфорд, JI. В. Сур­кова и др.).

Первый этап — доиндустриальный, использовавший в качестве основных материалов дерево и глину, а также энер­гию воды и ветра. Создание технических конструкций испы­тывало влияние традиционной культуры (ритуала, обычая), космоцентрического мировоззрения и соответствующего ха­рактера деятельности. Они выполняли внешнюю по отноше­нию к человеку организующую функцию и формировали в большей степени межсубъектные связи. Однако в этот пери­од уже вносится в жизнь искусственность, механизирован- ность, синхронизация совместной деятельности, кооперация, хотя труд не является полностью механизированным и име­ет творческий характер.

Второй, индустриальный этап развития техники исполь­зует в качестве основного материала железо и энергию пара. Механический принцип деятельности активно входит в со­циальные связи и отношения. Технизация носит преимуще­ственно внешний характер для человека, она нацелена глав­ным образом на организацию производственных процессов. Но уже вносит изменения в культуру, в которой наблюда­ются негативные черты. Образ мира все больше становится механистическим, появляются отрицательные последствия для окружающей среды, изменяется отношение к работе, которая превращается в тяжелое бремя. Антигуманное воз­действие техники противоречит природе человека, ограни­чивая его стремление к самовыражению, саморазвитию и диктуя выполнение ограниченных производственных опера­ций.

Современный постиндустриальный, или информацион­но-технологический этап характеризуется использованием различных металлов и электричества. Технологизация осу­ществляется неограниченно, в предметную деятельность че­ловека входит компьютер, развивается технологическое мыш­ление, организующее не только внешние связи, но и внут­ренний мир человека, его психические проявления. Усиливаются негативные последствия для окружающей сре­ды. Автоматизация производства приводит к облегчению тру­да, но появляется угроза превращения человека в придаток машины. Наблюдаются тенденции освобождения его от моно­тонных операций и создания условий для проявления твор­ческих устремлений. Противоречиво влияние на культуру.

Современная технизация приводит к постоянному поиску наиболее оптимальных путей развития культуры и способов взаимодействия человека и природы. Культурологи выделя­ют три возможных типа такого взаимодействия. К ним отно­сятся: 1) культуры, подчиняющие человека природе; 2) куль­туры, идущие по пути подчинения природы человеку; 3) культуры, стремящиеся к гармонизации отношений между природой и человеком [6, с. 72]. Технизация общества обрета­ет свое значение способа развития цивилизации именно в культурах второго типа, что и приводит к отрицательным последствиям воздействия на природу, человека и с неиз­бежностью ставит вопрос об адекватности избранной им мо­дели взаимодействия. В некоторых кругах существует мне­ние, что современный путь цивилизации, избранный на ос­нове европейской модели, является тупиковым. Он далек не только от природных процессов, но и от самого человека, так как подчиняет его технике, которую ставит на первое место. Необходим другой путь развития общества, предпола­гающий развитие самого человека, его духа, души, т. е. сил проявления различных качеств и свойств, дающих возмож­ность взаимодействия с природой и космосом.

Проблемы развития культуры и техники современные уче­ные рассматривают в двух аспектах. С одной стороны, как куль­тура включена в процесс ускорения технизации, с другой — как техника влияет на развитие культуры [3, с. 22; 6, с. 75-79].

В первом случае речь идет о том, что культура формиру­ет специалиста как активную, всесторонне развитую лич­ность, способную к нестандартным, смелым решениям твор­ческих задач, к созданию новых конструкций и технологий. Кроме того, ценности культуры определяют развитие тех­ники и ее возможности, с помощью которых человек взаимо­действует с природной средой. В основе его выбора из мно­жества потенциально возможных решений лежат господству­ющие в обществе ценностные представления. Деятельность конструктора сознательна и целенаправленна, но большин­ство технических задач могут быть решены множеством спо­собов. Его выбор определяется ценностными установками общества, соображениями рациональности, эффективности, утилитарности, представляющих собой проекцию ценностей общества на мир техники. При этом учитываются интересы различных групп людей и ценностные ориентации общества, изменения которых неизбежно приводят к изменениям и тех­нических приоритетов.

Второй аспект взаимодействия культуры и техники от­ражает включенность конструкций, изобретений и техноло­гий в социокультурный процесс. Технизация общества, рас­ширяя возможности человека, неизбежно влечет за собой изменения в системе знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности. Вырабатываются новые модели поведе­ния. Но эти изменения происходят с некоторым опозданием во времени, связанным с культурным освоением достиже­ний техники и с адаптацией человека к новым видам дея­тельности.

Наиболее существенно и явно влияние техники на про­цессы производства, хранения, распространения и потреб­ления культурных ценностей. По данным экспертного опро­са, проведенного нами, оказалось, что факторы, связанные с технизацией, являются для развития народного, художе­ственного творчества больше сдерживающими, чем способ­ствующими. В 4,3 балла получила оценку зависимость твор­чества от технических средств. При этом в 3,5 балла оценено мнение о том, что развитие техники способствует больше распространению культуры и ее потреблению, чем творче­ству; вытесняет собой народные ремесла, развивая промыш­ленное производство изделий быта; делает человека сухим, расчетливым, обедняя его эмоции и чувства, нужные для творчества. Эксперты считают, что люди пользуются теле­визором и другой аппаратурой, им не до творчества — 4,0 балла, но в то же время отмечают появление компьютерно­го творчества в жизни человека — 3,1 балла. Важным явля­ется осознание невозможности развития народного художе­ственного творчества без технических средств — оценка 4,4 балла, отмечается низкий уровень материально-технической базы социокультурных институтов, что затрудняет занятия творчеством. В последние годы ситуация ухудшилась, что отмечают 81,6% опрошенных. В настоящее время низкая тех­ническая оснащенность процессов творчества и потребления культурных ценностей ведет к снижению посещаемости не­коммерческого сектора культуры. В связи с этим недостаточ­но полно удовлетворяются запросы населения, организован­ная культурная жизнь во многом не соответствует потребно­стям людей.

Наиболее очевидна связь техники и культуры в развитии средств массовой коммуникации, которые создают возмож­ность для приобщения человека к культуре и искусству. С проникновением средств массовой коммуникации изменилась сама культурная жизнь. Развивается потребление в ущерб творчеству. По результатам исследований, из 90 мин., ис­пользуемых в день на культуру, 60 мин. отводится телевиде­нию, 25 мин. — кино, 5 мин. — восприятию других форм художественной культуры — театра, музыки, балета, музе-

определение приоритетных направлений использования тех­ники, в число которых культура, отнюдь, не попадает. Кроме того, необходимы социокультурные ориентации, совокупность общественно значимых установок на знание техники членами общества, на приобретение практических умений и навыков. Для каждой личности необходим определенный уровень куль­туры, позволяющий осваивать новые технические средства и включать их в свою жизнь. Такое включение происходит че­рез трансляцию массовой культуры в расчете на "среднего" человека, у которого в процессе взаимодействия с новой тех­никой формируются специфические модели поведения.

В использовании техники огромное значение имеют зна­ния, ценности, нормы, образцы жизнедеятельности соци­альных групп, общностей и индивидов. Это находит свое объяс­нение в двух основных факторах [6, с. 84]. Первый, относи­тельно менее важный, заключается в том, что человек ограничен в своих физических и интеллектуальных качествах, поэтому процесс технизации должен быть соразмерен возмож­ностям человека. В последние годы в нашей стране идет уско­ренное внедрение новых инструментов, конструкций и аппа­ратов. Человек не успевает переключиться и осознает себя как "винтик" сложного механизма, чуждого и непонятного ему. С этим связан второй фактор — проблема социокультурного отчуждения от техники, определяющая низкий уровень эф­фективности ее использования в культурной жизни общества. Особенно остро она касается тех, кто придерживается тра­диционной культуры, связанной с устным способом передачи ценностей. Система социокультурных ориентаций этих групп людей исключает установку на освоение современной техники и включение ее в собственную культурную жизнь.