9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
Все эти и другие характеристики позволяют рассматривать молодежную культуру как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности. Однако молодежная субкультура не однородна, она состоит из множества субкультур, которые создают полифоничность и расширяют пространство для индивидуального и социального самоопределения и самореализации молодых людей.
Какие же особенности характеризуют молодежную субкультуру в целом? Одну из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов, образцов [10, с. 5]. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее молодежная субкультура превращается в контркулътуру со своими идеалами, модой, языком и искусством. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер, хотя большинство молодежи — это вовсе не металлисты, экстремисты, рэкетиры и др.
Определяющей характеристикой молодежной субкультуры в России является феномен субъективной размытости, неопределенности, отчуждения большинства от основных нормативных ценностей. У немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения зачастую просматривается как в отношении к социуму, так и в общении, в контркультурной направленности досуга, проявляется в апатии, безразличии к политической жизни общества [14, с. 65].
Особенности молодежной культуры можно увидеть из материалов и различных исследований культурно-досуговой самореализации. Они показывают, что стремление молодежи полнее реализовать себя значительно превышает ее реальное участие в этой деятельности по ряду причин. Досуг все больше становится основной сферой жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом школы, техникума, вуза, завода. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просвещение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздник. Для молодежного возраста ведущими из них стали общение, развлечение и самообразование. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.
В последние годы исследователи отмечают новые тенденции в использовании свободного времени молодежью, среди них:
уменьшение объема свободного времени и его использование с целью получения дополнительного заработка;
индивидуализация досуга, автономизация свободного времени становится самоценностью и заполняется просмотром телепередач, видеофильмов, чтением иллюстративных журналов, неформальным общением;
снижение интереса к чтению художественной литературы; большинство предпочитают детективно-приключенчес- кую литературу, фантастику; интересы не выходят за рамки школьных программ; отрицательную роль сыграла экранизация художественных произведений;
повышение интереса к церковным праздникам, к традиционным празднично-игровым формам, веками складывавшимся в России;
рост пассивно-созерцательных видов досуговой деятельности, уменьшение доли творческо-созидательной.
Преобладание потребления над творчеством является важной особенностью современной молодежной субкультуры. Роль потребления в развитии культуры личности значительна, однако по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной деятельности. Результаты же исследования показывают, что потребление молодежью культурных ценностей находится на втором месте среди занятий досуга, а творческая деятельность — лишь на десятом даже для студентов. Если же исследовать другие социальные группы, то можно предположить еще меньшую значимость творчества. Хотя следует учесть, что творчество может быть не только профессиональным, им можно заниматься и для себя в организованных коллективах или в домашних условиях.
Каковы же причины преобладания потребления над творчеством? Причины в самой личности и в обществе. Потребительские ориентации проявляются не только в равнодушии к сфере художественного, научного и технического творчества, но и в целом в жизненной позиции. Исследования дали возможность выявить три позиции студентов: "я сам", "давайте больше", "кто-то другой, но не я" [10, с. 82]. Из них преобладает последняя.
Такое отношение к жизнедеятельности свидетельствует об инфантилизме, но не от собственной лености души молодежи, а от порочной системы семейного и общественного воспитания. С детских лет не дают ребенку ничего сделать самостоятельно, слово "нельзя" срывается с уст родителей и воспитателей по всякому поводу. Семнадцатилетних акселератов опекают дома; послушание и покладистость, исполнительность в школе ценятся больше, чем самостоятельность и инициативность — меньше хлопот. Если в начале своего жизненного пути ребенок стремится к проявлению самостоятельности ("я сам"), то постепенно привыкает к опеке, а затем начинает понимать, что это удобно, и уже сам требует опеки ("давайте мне").
В последние годы медленно, но уже начинает перестраиваться идеал воспитуемого, формируется новая семейная педагогика любви и свободы (Ю. П. Азаров), в которой отвергается система подавления ребенка как неприемлемая для формирования его как личности. Автор пишет об истинной любви к детям и воспитании трудолюбивого, физически и духовно здорового человека в условиях рынка и войн, человека, способного к активной, самостоятельной деятельности. Сейчас молодежь все больше активизируется. Однако эта активность у многих направлена в русло потребительства.
Достаточно своеобразной является субкультура студенческой молодежи. С переходом к рыночным отношениям в системе ее ценностей произошли значительные изменения. В новых условиях студенчество, как чувствительный барометр эпохи [3, с. 61], оказалось способным измерять состояние общества и отражать его в своем сознании. В свое время В. И. Ленин отмечал, что студенчество — наиболее отзывчивая часть интеллигенции, адекватно отражающая мысли, взгляды, действия тех социальных слоев, к которым оно принадлежит по своему происхождению и воспитанию. Облик современного студенчества, как и всей молодежи, в решающей степени зависит от общественного развития, влияния старших поколений, их опыта и взглядов на жизнь, от уровня воспитания.
Исследования ценностных ориентации студентов [3, с. 81- 85] в политической и нравственной сферах, показывают, с одной стороны, личностные интересы и потребности молодежи, с другой — ее отношение к обществу и его проблемам. Большинство опрошенных признают самоценность человека и человеческой жизни, гуманные отношения между людьми, социальную справедливость и социальную защиту прав граждан. Смысл жизни они видят в создании хорошей семьи и воспитании детей, далее следуют по значимости высокий уровень жизни и самовыражение. Подавляющее большинство отвергает приоритет общественного интереса над личным, а получение максимума жизненных удовольствий преобладает над общественно полезным трудом.
Большая часть студенческой молодежи испытывает состояние политической апатии, равнодушия ко всему окружающему. Изменилось и отношение к общественной деятельности, потребность в ней не ощущает 81% опрошенных, что во многом связано с ухудшением их материального положения и необходимостью заниматься мелким бизнесом.
Выявлено значительное повышение удельного веса верующих, положительное отношение к религии почти у половины респондентов. Однако глубоких корней религиозность все же не имеет. Это не столько вера в Бога и в другие сверхъестественные силы, сколько своеобразная мода на религию в условиях религиозного бума в стране, активизации духовенства и мощной государственной поддержки церкви. Возрастание авторитета астрологии отражает отношение к ней средств массовой информации.
По результатам исследований, нравственный облик студентов характеризуется снижением моральных критериев поведения, что в определенной мере отражает процессы, происходящие в обществе, и прежде всего — усиление аморализма и преступности, охватывающих главным образом молодежь. Об ухудшении ее нравственного облика можно судить по меняющемуся отношению к аморальным и противоправным поступкам от осуждения к спокойному и равнодушному. Например, изменяются взгляды на проституцию: в прошлом единодушно негативные, теперь одобрительные, прежде всего среди студентов мужского пола. Чаще стали встречаться в студенческой среде такие явления, как пьянство, увлечение порнографией, грубость по отношению к педагогам, проституция и половая распущенность, хулиганство, воровство, наркомания и др. Хотя большинство выступает за гуманизм по отношению к другим, но из практики вузов почти повсеместно исчезли формы гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи. Все это отражает не только социальные процессы в обществе, но и уровень воспитательной работы в вузе, которая всегда была основана на общечеловеческих ценностях, хотя они и облекались в идеологическую оболочку марксизма-ленинизма.
На основе анализа исследований последних лет можно сделать вывод о том, что существенных изменений в ценностных ориентациях студенческой молодежи не произошло. Были исследованы материальные и духовные ориентации [11, с. 117-121].
В материальных ориентациях преобладает мифологизированный образ жизни высшего класса, и студенты рисуют на будущее радужные перспективы. В продолжении рода и планировании семьи молодежь не спешит связывать себя узами, хотя семья и остается единственным островком бескорыстной любви и домашнего тепла. Ориентации на поддержание и укрепление личного здоровья не осознаются как приоритетные в силу особенностей возраста и отсутствия проблем со здоровьем.
Духовные ориентации. В процессах социализации студенческая молодежь видит приоритеты профессионализации и отдает предпочтение гуманитарным знаниям. Приобщение к религии не воспринимается как обязательное условие социализации. Сохраняются политическая пассивность, аполитичность, недоверие к политике и политиканству, разочарование в демократических идеалах. Самореализация связана с профессиональной занятостью и готовностью к предпринимательскому риску. Познавательные ориентации стимулируются рыночной конкуренцией, однако учебное прилежание утрачивает приоритетность, если у студента возникает возможность для оплачиваемой трудовой деятельности. Органически входят в образ жизни студенчества межличностные контакты, но не пользуются большой популярностью СМИ. В эстетических ориентациях музыка оказалась самым излюбленным видом искусства. Многие мечтают регулярно читать, посещать театры и концерты, но в настоящее время нет такой возможности.
По исследованиям студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана, обнаружены тенденции в понимании культуры, культурного человека и его места в будущей социокультурной среде [1, с. 126-128]. Овладение профессиональными навыками и знаниями уже не выступает в качестве основного признака культуры. Наибольшее значение студенты придают способности к нравственному выбору в сложных жизненных ситуациях. Весьма ценной им представляется способность чувствовать свою связь с национальной культурой, а также умение понимать культуру других народов. Студенты начинают осознавать, что наличие узкопрофессиональных знаний недостаточно, чтобы чувствовать себя интеллигентным человеком. Важными для них становятся повышение общей культуры, овладение навыками творческого, нестандартного мышления. По-настоящему культурный человек — это, прежде всего, нравственный, ощущающий себя частью общества и мировой культуры, способный тонко чувствовать свою неразрывную связь с окружающей природой.
С проблемой культуры связана проблема интеллигенции, ее места в обществе. Все больше студентов (причем количество увеличивается к старшим курсам) общественное призвание интеллигенции связывают с развитием национальной культуры. Но на вопрос о потребности общества в интеллигенции дают осторожные и более сдержанные ответы, чем в исследованиях предыдущего года. Молодые люди прогнозируют, что общество не будет проявлять должной заинтересованности в их профессиональном росте, не создаст условий для должного материального вознаграждения их профессионального труда, а также не видят перспектив выбранной ими профессии.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов