logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

9.2. Молодежная культура как явление субкультуры

Все эти и другие характеристики позволяют рассматри­вать молодежную культуру как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждения­ми и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявля­ются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, кото­рая формирует внутренний мир личности. Однако молодеж­ная субкультура не однородна, она состоит из множества субкультур, которые создают полифоничность и расширяют пространство для индивидуального и социального самоопре­деления и самореализации молодых людей.

Какие же особенности характеризуют молодежную суб­культуру в целом? Одну из таких особенностей ученые ха­рактеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов, образцов [10, с. 5]. Возник­ло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее молодежная субкультура пре­вращается в контркулътуру со своими идеалами, модой, языком и искусством. В массовом сознании восприятие мо­лодежной субкультуры часто имеет негативный характер, хотя большинство молодежи — это вовсе не металлисты, экстремисты, рэкетиры и др.

Определяющей характеристикой молодежной субкультуры в России является феномен субъективной размытости, нео­пределенности, отчуждения большинства от основных норма­тивных ценностей. У немалого числа молодых людей отсут­ствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие депер­сонализацию установок. Позиция отчуждения зачастую про­сматривается как в отношении к социуму, так и в общении, в контркультурной направленности досуга, проявляется в апа­тии, безразличии к политической жизни общества [14, с. 65].

Особенности молодежной культуры можно увидеть из материалов и различных исследований культурно-досуговой самореализации. Они показывают, что стремление молоде­жи полнее реализовать себя значительно превышает ее ре­альное участие в этой деятельности по ряду причин. Досуг все больше становится основной сферой жизнедеятельнос­ти молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за поро­гом школы, техникума, вуза, завода. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просвещение, само­образование, творчество, созерцание, размышление, празд­ник. Для молодежного возраста ведущими из них стали об­щение, развлечение и самообразование. Наиболее полно ре­ализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и до­суга.

В последние годы исследователи отмечают новые тенден­ции в использовании свободного времени молодежью, среди них:

Преобладание потребления над творчеством является важной особенностью современной молодежной субкульту­ры. Роль потребления в развитии культуры личности значи­тельна, однако по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной деятельности. Результаты же исследования показывают, что потребление молодежью культурных ценностей находится на втором месте среди занятий досуга, а творческая деятель­ность — лишь на десятом даже для студентов. Если же ис­следовать другие социальные группы, то можно предполо­жить еще меньшую значимость творчества. Хотя следует учесть, что творчество может быть не только профессио­нальным, им можно заниматься и для себя в организованных коллективах или в домашних условиях.

Каковы же причины преобладания потребления над твор­чеством? Причины в самой личности и в обществе. Потреби­тельские ориентации проявляются не только в равнодушии к сфере художественного, научного и технического творче­ства, но и в целом в жизненной позиции. Исследования дали возможность выявить три позиции студентов: "я сам", "да­вайте больше", "кто-то другой, но не я" [10, с. 82]. Из них преобладает последняя.

Такое отношение к жизнедеятельности свидетельствует об инфантилизме, но не от собственной лености души моло­дежи, а от порочной системы семейного и общественного воспитания. С детских лет не дают ребенку ничего сделать самостоятельно, слово "нельзя" срывается с уст родителей и воспитателей по всякому поводу. Семнадцатилетних акселе­ратов опекают дома; послушание и покладистость, исполни­тельность в школе ценятся больше, чем самостоятельность и инициативность — меньше хлопот. Если в начале своего жизненного пути ребенок стремится к проявлению самостоя­тельности ("я сам"), то постепенно привыкает к опеке, а за­тем начинает понимать, что это удобно, и уже сам требует опеки ("давайте мне").

В последние годы медленно, но уже начинает перестраи­ваться идеал воспитуемого, формируется новая семейная педагогика любви и свободы (Ю. П. Азаров), в которой отвер­гается система подавления ребенка как неприемлемая для формирования его как личности. Автор пишет об истинной любви к детям и воспитании трудолюбивого, физически и духовно здорового человека в условиях рынка и войн, чело­века, способного к активной, самостоятельной деятельности. Сейчас молодежь все больше активизируется. Однако эта активность у многих направлена в русло потребительства.

Достаточно своеобразной является субкультура студен­ческой молодежи. С переходом к рыночным отношениям в системе ее ценностей произошли значительные изменения. В новых условиях студенчество, как чувствительный баро­метр эпохи [3, с. 61], оказалось способным измерять состоя­ние общества и отражать его в своем сознании. В свое время В. И. Ленин отмечал, что студенчество — наиболее отзывчи­вая часть интеллигенции, адекватно отражающая мысли, взгляды, действия тех социальных слоев, к которым оно принадлежит по своему происхождению и воспитанию. Об­лик современного студенчества, как и всей молодежи, в ре­шающей степени зависит от общественного развития, влия­ния старших поколений, их опыта и взглядов на жизнь, от уровня воспитания.

Исследования ценностных ориентации студентов [3, с. 81- 85] в политической и нравственной сферах, показывают, с одной стороны, личностные интересы и потребности молоде­жи, с другой — ее отношение к обществу и его проблемам. Большинство опрошенных признают самоценность человека и человеческой жизни, гуманные отношения между людьми, социальную справедливость и социальную защиту прав граж­дан. Смысл жизни они видят в создании хорошей семьи и воспитании детей, далее следуют по значимости высокий уровень жизни и самовыражение. Подавляющее большинство отвергает приоритет общественного интереса над личным, а получение максимума жизненных удовольствий преобладает над общественно полезным трудом.

Большая часть студенческой молодежи испытывает состо­яние политической апатии, равнодушия ко всему окружаю­щему. Изменилось и отношение к общественной деятельнос­ти, потребность в ней не ощущает 81% опрошенных, что во многом связано с ухудшением их материального положения и необходимостью заниматься мелким бизнесом.

Выявлено значительное повышение удельного веса ве­рующих, положительное отношение к религии почти у поло­вины респондентов. Однако глубоких корней религиозность все же не имеет. Это не столько вера в Бога и в другие сверхъестественные силы, сколько своеобразная мода на религию в условиях религиозного бума в стране, активиза­ции духовенства и мощной государственной поддержки цер­кви. Возрастание авторитета астрологии отражает отноше­ние к ней средств массовой информации.

По результатам исследований, нравственный облик сту­дентов характеризуется снижением моральных критериев поведения, что в определенной мере отражает процессы, происходящие в обществе, и прежде всего — усиление амо­рализма и преступности, охватывающих главным образом молодежь. Об ухудшении ее нравственного облика можно судить по меняющемуся отношению к аморальным и проти­воправным поступкам от осуждения к спокойному и равно­душному. Например, изменяются взгляды на проституцию: в прошлом единодушно негативные, теперь одобрительные, прежде всего среди студентов мужского пола. Чаще стали встречаться в студенческой среде такие явления, как пьян­ство, увлечение порнографией, грубость по отношению к педагогам, проституция и половая распущенность, хулиган­ство, воровство, наркомания и др. Хотя большинство высту­пает за гуманизм по отношению к другим, но из практики вузов почти повсеместно исчезли формы гуманного отноше­ния к людям, нуждающимся в помощи. Все это отражает не только социальные процессы в обществе, но и уровень вос­питательной работы в вузе, которая всегда была основана на общечеловеческих ценностях, хотя они и облекались в идео­логическую оболочку марксизма-ленинизма.

На основе анализа исследований последних лет можно сделать вывод о том, что существенных изменений в ценно­стных ориентациях студенческой молодежи не произошло. Были исследованы материальные и духовные ориентации [11, с. 117-121].

В материальных ориентациях преобладает мифологизи­рованный образ жизни высшего класса, и студенты рисуют на будущее радужные перспективы. В продолжении рода и планировании семьи молодежь не спешит связывать себя узами, хотя семья и остается единственным островком бес­корыстной любви и домашнего тепла. Ориентации на поддер­жание и укрепление личного здоровья не осознаются как приоритетные в силу особенностей возраста и отсутствия проблем со здоровьем.

Духовные ориентации. В процессах социализации студен­ческая молодежь видит приоритеты профессионализации и отдает предпочтение гуманитарным знаниям. Приобщение к религии не воспринимается как обязательное условие соци­ализации. Сохраняются политическая пассивность, аполитич­ность, недоверие к политике и политиканству, разочарова­ние в демократических идеалах. Самореализация связана с профессиональной занятостью и готовностью к предпринима­тельскому риску. Познавательные ориентации стимулируют­ся рыночной конкуренцией, однако учебное прилежание утрачивает приоритетность, если у студента возникает воз­можность для оплачиваемой трудовой деятельности. Органи­чески входят в образ жизни студенчества межличностные контакты, но не пользуются большой популярностью СМИ. В эстетических ориентациях музыка оказалась самым излюб­ленным видом искусства. Многие мечтают регулярно читать, посещать театры и концерты, но в настоящее время нет та­кой возможности.

По исследованиям студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана, обнаружены тенденции в понимании культуры, культурно­го человека и его места в будущей социокультурной среде [1, с. 126-128]. Овладение профессиональными навыками и знаниями уже не выступает в качестве основного признака культуры. Наибольшее значение студенты придают способ­ности к нравственному выбору в сложных жизненных ситуа­циях. Весьма ценной им представляется способность чувство­вать свою связь с национальной культурой, а также умение понимать культуру других народов. Студенты начинают осоз­навать, что наличие узкопрофессиональных знаний недоста­точно, чтобы чувствовать себя интеллигентным человеком. Важными для них становятся повышение общей культуры, овладение навыками творческого, нестандартного мышления. По-настоящему культурный человек — это, прежде всего, нравственный, ощущающий себя частью общества и мировой культуры, способный тонко чувствовать свою неразрывную связь с окружающей природой.

С проблемой культуры связана проблема интеллигенции, ее места в обществе. Все больше студентов (причем количе­ство увеличивается к старшим курсам) общественное при­звание интеллигенции связывают с развитием национальной культуры. Но на вопрос о потребности общества в интелли­генции дают осторожные и более сдержанные ответы, чем в исследованиях предыдущего года. Молодые люди прогнози­руют, что общество не будет проявлять должной заинтере­сованности в их профессиональном росте, не создаст усло­вий для должного материального вознаграждения их про­фессионального труда, а также не видят перспектив выбранной ими профессии.