7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
Усложнение социокультурных процессов в условиях современного города ставит человека в ситуацию изобилия культуры, в которой он должен самоопределиться, сделать выбор. Самоопределение происходит в зависимости от имеющихся знаний, ценностей, норм и образцов, на которые личность ориентируется в своей жизни, и от их соответствия новым условиям жизнедеятельности. Переход общества к рыночным отношениям в экономике привел к изменениям в ценностных ориентациях. Примет их человек или нет, зависит от устойчивости его стереотипов, определяющих поведение и деятельность, отношение к людям и ко всему происходящему в обществе.
В социокультурных процессах постоянно взаимодействуют две тенденции. С одной стороны, происходит стереоти- пизация образа жизни людей, стилей, знаний, норм, оценок, поведения, действия и поступков; с другой — осуществляется преодоление стереотипов, стремление к новому, варьирование ситуаций. Эти две тенденции постоянно проявляются в противоречиях как культурных процессов общества, так и социальных групп, общностей и отдельной личности. Постоянство жизнедеятельности формирует социокультурные стереотипы, новое в общественных процессах требует их ломки. Эта подвижность жизни воспринимается людьми как источник личных переживаний и страданий. В критических, проблемных ситуациях люди ведут себя по-разному. Выделяют типы личности в зависимости от реагирования на встречающиеся трудности в условиях города, а также различные комбинации поведения в новых социокультурных ситуациях в зависимости от преобладающих ориентаций на стереотипы или новизну [8, с. 94-96].
В обыденной жизни действия человека носят заученный, автоматический характер, проблемные ситуации на освоение инноваций требуют дополнительных затрат. Многие в трудных социокультурных условиях опираются на свои устоявшиеся ценности, ищут, воспринимают и высоко оценивают ту информацию, которая поддерживает их. Другая информация при этом отвергается и оценивается низко, срабатывает защитная реакция, которая приводит к частым ошибкам, повышению психического напряжения, к напрасной трате сил и энергии. Примером может служить неприятие обществом любого нового явления в искусстве, и не только в нем. Сегодня в условиях расслоения городского населения выделилась значительная часть людей, придерживающихся знаний, ценностей, норм, образцов, выработанных в обществе за 70 лет советской власти. Эти ориентации определяют их нравственные.действия и поступки, отношения к другим людям, к трудовой деятельности, обусловливают исполнительность, чувство долга и ответственности, сердечность и доброжелательность. В условиях перехода к рыночным отношениям они не принимают ценностных ориентаций на капитализацию общества, продолжают верить и отстаивать идеалы социализма. Такое отношение во многом связано с отсутствием реальной потребности, а также готовности и способности людей к восприятию нового. В подобных случаях возможны поведение и действия, не соответствующие сложившейся ситуации.
Тенденция опираться на стереотипы в социокультурных ориентациях имеет и положительные стороны. Они связаны со стабилизацией культуры, когда жизненный опыт, действия, суждения, знания, ценности, нормы, представления, образцы становятся своего рода принципами организации отношений с окружающим миром. Они помогают упорядочить социокультурные процессы, не торопясь сменить устоявшиеся стереотипы культурных ценностей и норм на новые. Это играет адаптивную роль, так как сознание не может быстро переключиться с одних ценностей на другие, что особенно важно для людей зрелого и пожилого возраста, у которых сформированы достаточно устойчивые стереотипы. К сожалению, эти особенности адаптации к новым ценностям не учитываются в современном обществе. Средства массовой коммуникации злобно и с издевкой передают информацию о пенсионерах, вышедших с красными флагами на демонстрацию своей верности идеалам революции. Во всем этом просматривается не только стремление утвердить новые ценности, но и стереть из памяти народа историю культуры, более того, неуважение к старшему поколению, доведенному до отчаяния нищетой, обманом и пустыми обещаниями.
Есть и другая категория людей, довольно чувствительных к новизне ситуации и социокультурной информации. В ответ на появившиеся условия они выстраивают соответствующие принципы, определяющие их отношение к жизни. В полной мере это относится к современным предпринимателям, включившимся в активную деятельность и использующим сложившуюся ситуацию беспредела в стране в своих целях, для личного обогащения. Среди этой категории горожан утвердились ценности, основанные на прагматизме и эгоистических интересах. Преобладающие из них связаны с куплей-продажей, установкой на прибыль. Богатство для этой категории людей становится самоцелью, духовное вытесняется материальным.
Многообразие культуры города создает возможности для смены жизненных ситуаций и социокультурной среды. При этом очень важна ориентированность на поиск и новизну в проблемной социокультурной ситуации, так как представляет собой особый вид исследовательской деятельности с экспериментированием. Именно эта деятельность ведет к новым открытиям в науке, технике, искусстве, к творческой деятельности высшего уровня, имеющей общественно значимые результаты. Способность по-новому увидеть проблему, создать стиль жизни и деятельности, образцы и модели поведения позволяет полностью освободиться от груза прошлого и действовать в соответствии с требованиями времени.
Однако новизна имеет для людей не только положительные последствия и смысл. При проверке практикой нередко возникает масса проблем или оказывается, что ее можно вводить лишь в отдельных регионах, локально, или внедрение слишком сложно, ведет к конфликтам с теми, кто следует традициям. Именно таким сложным, проблематичным оказался в нашей стране переход к рыночным экономическим отношениям. Он потребовал коренной ломки социокультурных ориентаций людей, психологически не готовых к этому, отказа от устоявшихся знаний, представлений, ценностей, норм, образцов. Для многих это оказалось невозможным в силу преобладающей ориентации на стереотипы, привело к конфликтам, дискомфорту большинства населения. К тому же само новое принесло с собой множество негативных тенденций в социокультурные процессы, так как внедрялось "сверху" без учета интересов и запросов населения.
Между этими двумя крайними ориентациями существует как бы промежуточная позиция, выражающая отношение к жизни, к социокультурной ситуации. Между стремлением поддерживать стереотипные способы поведения, мышления и ориентацией на инновации осуществляется экспериментирование, ведущее в проблемных ситуациях к внесению элементов новизны, к частичным изменениям с сохранением традиций. Это свойственно людям, которые принимают свое социокультурное окружение как данность и стремятся приспособиться к нему сами. Они строят представления, ценности, нормы и образцы поведения, приемлемые для себя и соответствующие окружающей жизни.
Человек размышляет о проблемной ситуации, сопоставляет, оценивает происходящие процессы, реорганизует свою жизнь и ценностные ориентации. Примером такой деятельности в сфере культуры может быть изменение содержания и форм работы с учетом ситуации. Смысл состоит в том, что имеющиеся культурные ценности как бы помещаются в новые условия бытования. Люди не пытаются подчинить себе обстоятельства, подогнать их под свои стереотипные оценки и суждения, а сами приспосабливаются к ним. Такие ориентации во многом похожи на инновации, но они содержат в себе и традиции, так как используют привычные людям культурные формы и представления, доступные для восприятия. Преимущества такого отношения — в стремлении понять свое окружение и не торопиться с радикальными изменениями, которые могут привести к стрессам и шоку.
Таким образом, современная городская среда во многом определяет социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, выражающимся в многообразии, интенсивности и динамизме происходящих в культуре процессов. Человек оказывается перед множеством трудностей, реакция на которые определяется его ориентацией на стереотипы или инновации. Современная культура стимулирует личную свободу и ответственность, она помогает людям найти свое место в жизни. Но культура не дает готовых решений, а значительная часть людей идет привычным путем, следует традициям, хотя это не всегда целесообразно и зачастую становится причиной нетерпимого отношения людей друг к другу.
Выводы
Город относится к социально-территориальной общности, которая характеризуется множеством особенностей, влияющих на социокультурную ситуацию. Динамика производственных процессов, окружающий человека предметный мир, экологическая среда, информационное воздействие, особенности социальной структуры — все это неоднозначно воздействует на культуру и человека. Одни факторы стимулируют повышение образования и культуры личности, другие ставят перед ней неразрешимые проблемы самоопределения, третьи вызывают психические напряжения и дискомфорт, стрессы и нервные срывы.
Городская среда влияет на социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, проявляющимся в интенсивности, многообразии и динамизме происходящих изменений в культуре. Положительное значение этих процессов связано с возможностью самореализации личности. Однако у человека ограничены способности восприятия, осмысления и систематизации информации. Люди по-разному относятся к сложным процессам в городской культуре и опираются в своей жизнедеятельности на разные социокультурные образцы.
Для личности актуальной становится возможность самоопределения. При этом одни ориентируются на привычные культурные ценности и нормы, другие опираются на новизну. В ответ на возникшую ситуацию они выстраивают актуальные ценности и нормы, освобождаются от устаревших. Но не всякое новое в практике оказывается положительным. Наиболее целесообразна ориентация на сохранение традиций и реорганизацию своей жизнедеятельности с учетом данной социокультурной ситуации.
Вопросы для самоконтроля
Известно, что городская среда влияет на социокультурную ситуацию, включающую в себя знания, ценности, нормы, идеалы, представления, образцы жизнедеятельности, верования, традиции и др.
Каким образом производственные процессы влияют на культуру человека?
Что относится к физической характеристике городской среды и как она влияет на человека и его культурную деятельность?
Что представляет собой экологическая характеристика современного города и как она связана с культурой?
Каковы особенности информационного воздействия на человека в современном городе?
Какие особенности вносит в социокультурную ситуацию города сложность ее социальной структуры? Что такое социальная структура?
Социокультурная ситуация современного города характеризуется усложнением, которое оказывает положительное или отрицательное влияние на человека и культуру.
Что означает понятие "социокультурная ситуация"?
Как Вы понимаете многообразие социокультурных процессов и их влияние на человека?
Что означает интенсивность социокультурных процессов и их влияние на человека?
Как Вы представляете себе динамизм социокультурных процессов и их влияние на человека?
3. В сложной социокультурной ситуации человек неизбежно сталкивается с проблемой самоопределения.
Какие сложности возникают при самоопределении личности? Как их можно преодолеть?
Как взаимосвязаны при самоопределении личности ее ориентации на стереотипы и инновации? Что они содержат положительного и отрицательного?
Что является наиболее целесообразным: ориентация на традиционные ценности или новизну?
Литература
Глазычев В. А. Развитие культурного потенциала города: Программа "Импульс" // Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности. - М.: НИИК, 1990. - С. 186-213.
Дридзе Т. Человек и городская среда в прогнозном социокультурном проектировании // Общественные науки и современность. - 1994. - № 1. - С. 131-138.
Климова С. Г. Динамика социальной структуры города: Ценностные основания // Социологические исследования. -
- № 11. - С. 77-86.
Коган JI. Б. Культурный потенциал большого города // Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы. - М.: Наука, 1986. - С. 46-56.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов