15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
Приобщение личности к предметам художественной культуры и качество их восприятия в значительной степени зависят от самой личности, ее духовного потенциала. Духовный потенциал предполагает наличие определенных свойств, от которых зависит успешность той или иной деятельности. М. С. Каган рассматривает эту проблему через призму четырех видов человеческой деятельности — преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной. Для успешного осуществления преобразовательной деятельности (созидательной, творческой) требуется способность к созиданию, познавательной — к познанию, ценностно-ориентационной — к оценке, коммуникативной — способность к общению, взаимодействию. Эти свойства у каждого человека выражены в разной степени и составляют духовный, или личностный, потенциал, социально-психологический слой. Все они тесно взаимодействуют, но не растворяются друг в друге.
Их органическое слияние составляет пятый вид — художественную деятельность, в основе которой лежит способность полноценно воспринимать отображенную в искусстве жизнь или создавать произведения искусства. Таким образом, оказывается, что способность к художественной деятельности соединяет в себе способности к созиданию, познанию, оценке и общению. Именно эта интегративная способность является основой художественной культуры и показывает уровень развития отдельной личности. Она проявляется в специфической способности овладеть "языком" искусства.
Для проверки предположений о зависимости художественной культуры личности, ее способности к художественной деятельности от общего духовного потенциала, т. е. от способности к созиданию, познанию, оценке и общению, были проведены исследования. При этом выделенные свойства рассматривались как проявляющиеся и формирующиеся в уже названных видах деятельности. Но эти виды деятельности — преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентаци- онный и коммуникативный, были сведены к двум: производственно-общественному и семейно-досуговому, в которых они проявляются. Таким образом, в исследовании фиксировались способности созидательные, познавательные, ценностно-ори- ентационные, коммуникативные, а также успешность выполнения производственно-общественных и семейно-досуговых ролей по степени активности и содержательности. В зависимости от их сформированности исследовательским коллективом НИИ искусствознания были выделены типы [9, с. 285]:
Несформировавшиеся — это люди, у которых недостаточно сформированы все четыре духовных потенциала (способности к созиданию, познанию, оценке и общению), одновременно они плохо выполняют свои социальные роли — производственно-общественные и семейно-досуговые. Таких среди опрошенных горожан — 11%.
Эклектично развитые. В эту группу входят те, у кого сформированы лишь отдельные духовные потенциалы и кто успешно выполняет только одну из социальных ролей — производственно-общественную или семейно-досуговую. Их среди исследованных 52%.
Односторонне развитые. В эту группу вошли две категории респондентов: а) с развитыми тремя или четырьмя духовными потенциалами, но плохо выполняющие одну из социальных ролей — это две трети данной группы; б) успешно выполняющие обе социальные роли, но сформированы лишь отдельные духовные потенциалы. В целом эта группа составляет 21% среди других типов.
Разносторонне развитые. У них сформированы три или четыре духовных потенциала и успешно выполняются. обе социальные роли. Составляют 16%.
Эти типы выделены без учета способности к художественной деятельности, и важно выявить их связь с художественной культурой личности. Эта связь очевидна. Развитие духовного потенциала человека, его способностей к созиданию, познанию, оценке и общению сопровождается ростом художественного вкуса: в первом типе людей с высоким художественным вкусом 5%; во втором — 9%; в третьем — 25% и в четвертом — 57%. Эта тенденция видна также по данным о посещении учреждений культуры и искусства: театров, концертных залов, кинотеатров, художественных музеев, а также по данным о чтении книг — от 16,2 до 47,2% и в уровне образования. С высшим образованием в первом типе 1%; во втором — 10%; в третьем — 22%; в четвертом — 39%. Обратные тенденции наблюдаются у представителей с начальным, неполным средним и средним образованием — от 99 к 61%. Зависимость принадлежности к тому или иному типу от воспитательного воздействия подтверждается образовательным уровнем семьи. От первого к четвертому типу увеличивается число семей с высшим и средним образованием, уменьшается — с начальным и неполным средним. Тесно связано с развитием личности внимание к художественному воспитанию детей. Посещение учреждений культуры и искусства совершенствует духовный мир и социальную практику. В детстве посещали театры: в первом типе — 27%; во втором — 49%; в третьем — 63%; в четвертом — 74%; на концертах бывали соответственно — 16, 34, 46, 58%; в музеях и на выставках — 16, 30, 42, 57%.
Каждому периоду развития сознания ребенка соответствует ведущий на данном этапе тип художественной деятельности, который находится в связи с особенностями структуры личности ребенка данного возраста (Б. П. Юсов). Этот тип художественной деятельности — именно ведущий, а не единственный и не единственно возможный, конечно, в данном возрасте. В каждом периоде разные виды художественной деятельности сосуществуют, но один вид наиболее полно отражает тенденцию возраста. Чередование периодов определяет и субординацию искусства внутри периода, и иерархию искусств от одного периода детства к другому. Тот вид художественной деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды художественной деятельности можно сказать, что они еще не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагнули за его черту [см.: 13, с. 33-34].
Художественное воспитание связано не только с периодами развития сознания. Наиболее полное и всестороннее формирование художественной культуры происходит под воздействием не одного, а всех пяти видов искусства. Отсутствие даже одного из них в структуре интересов личности оказывает существенное влияние на художественную культуру, в частности на художественный вкус. Чем меньше число потребляемых видов искусства, тем хуже развит художественный вкус. По результатам исследования НИИ искусствознания, наиболее высокий уровень художественного вкуса у тех, кто приобщен ко всем видам искусства и относится к четвертому типу. Самый низкий уровень у представителей первого типа, интересующихся менее чем тремя видами искусства. Данные о художественном вкусе по пяти видам искусства: в первом типе 40% с хорошим художественным вкусом; во втором — 29%; в третьем — 36%; в четвертом — 72%; по четырем видам искусства соответственно — 23, 16, 34, 63%; по трем — 2, 6, 19, 44%. Таким образом, даже хорошо организованное приобщение к одному из видов искусства, например, к музыке, не дает настоящего эффекта в развитии художественной культуры. Важно комплексное воздействие на личность всех видов искусства.
Выяснилось и то, что есть виды искусства, деятельный интерес к которым связан с особо высоким уровнем художественного вкуса. Деятельный интерес всегда дает больший эффект, но различный по видам искусства. Лидируют изобразительное искусство и театр, затем идет литература. Меньше всего художественному развитию способствует кино, в котором определяющую роль играет сюжет. Не одинакова роль эстрады и серьезной музыки для выявленных типов личности. Серьезная музыка становится значительным фактором художественного развития третьего и четвертого типов. Для первого и второго типов плодотворнее оказывается эстрада из-за неподготовленности и трудности восприятия серьезной музыки. Для третьего и четвертого типов эстрада является лишь формой отдыха, но не фактором духовного развития.
Сравнительные данные потребления искусства по телевидению и прямому каналу показывают, что лучшие результаты в развитии художественной культуры личности дает сочетание телевидения с прямым каналом — посещением учреждений культуры и искусства. На втором месте по уровню сформированности вкуса те, кто приобщается к художественной культуре только по прямому каналу, а на третьем — кто пользуется только телевидением.
Таким образом, уровень художественной культуры личности находится в прямой зависимости от социально-пси- хологического типа личности, ее духовного потенциала. Это прослеживается на потреблении произведений искусства различными типами. Важно развитие активно-деятельного отношения к искусству с детских лет через создание условий для приобщения к различным его видам и жанрам, воздействующим на художественную культуру.
Выводы
Художественная культура является частью духовной культуры общества. Ее понятие можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком — художественная культура представляет собой совокупность ценностей, воплощенных в произведениях искусства и воздействующих на сознание человека, а также качественный уровень восприятия и усвоения личностью этих ценностей. В узком смысле слова ее понимание можно отнести только к личности, подразумевая художественный вкус, знания, опыт, навыки, способности, потребности, интересы.
Структура художественной культуры связана с процессами производства, хранения, распространения и потребления произведений искусства. В этих процессах участвуют социальный субъект, осуществляющий конкретную деятельность, сами произведения искусства и социокультурные институты. Художник как субъект осуществляет творческую деятельность и создает то или иное произведение искусства, будучи связанным с творческим союзом. Публика как социальный субъект включена в деятельность по потреблению художественных ценностей в рамках какого-либо социокультурного института. Связующую деятельность между производством и потреблением осуществляют работники социокультурных институтов, распространяя, распределяя, тиражируя созданные художественные ценности.
Говоря о художественной культуре, важно иметь в виду качество созданных произведений, их восприятие публикой и качество обслуживания. Качество произведений искусства зависит от свойств созидающего субъекта, от его сущностных сил, индивидуальности личности. В оценке качества не может быть одинаковых суждений специалистов и публики, у которых разные уровень подготовленности и критерии. Восприятие публики во многом определяется обыденным сознанием, часто предпочтение отдается содержательно-смысловым, а не художественным ценностям. Закономерности художественного восприятия связаны с возрастными, образовательными особенностями, а также с общим духовным потенциалом личности.
Духовный потенциал — это способности к созиданию, познанию, оценке, общению и возможности успешно осуществлять производственно-общественную, семейно-досуговую или какую-либо другую деятельность. Эти потенциальные способности, возможности определяют и успешность художественной деятельности. Чем выше уровень духовного потенциала личности, тем выше уровень ее художественного вкуса, и наоборот. Искусство же, в свою очередь, развивая художественный вкус, оказывает влияние и на духовный потенциал личности, формирует духовный мир и воздействует таким образом на совершенствование социальной практики человека и его социокультурные ориентации.
Вопросы для самоконтроля
1. Существуют различные подходы к понятию и структуре художественной культуры. 340
Что такое художественная культура?
Какова связь художественной культуры и искусства?
Что представляет собой художественная культура как часть духовной культуры общества?
Что представляет собой художественная культура личности?
Какие элементы составляют структуру художественной культуры и как они связаны с процессами производства, хранения, распространения и потребления?
Качество художественной культуры общества и личности включает в себя качество произведений искусства и их восприятия, а также качество культурного обслуживания.
Что значит качество произведений искусства, каким образом оно влияет на художественную культуру общества и личности?
Как можно определить качество продуктов творчества?
Что имеют в виду, когда говорят о качестве восприятия? От каких субъективных факторов это зависит?
От каких объективных условий зависит качество восприятия искусства?
Что включает в себя качество обслуживания?
Известно, что художественная культура, уровень художественного вкуса зависят от духовного потенциала личности.
Что такое духовный потенциал? С какими основными видами человеческой деятельности он связан?
Какие типы личности в зависимости от духовного потенциала выявлены в результате исследований? Какова взаимосвязь этих типов и художественной культуры личности?
Литература
Афанасьев Ю. JI. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. — Львов: Свит, 1990. — Гл. III.
Вопросы социального функционирования художественной культуры: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. Г. Дадамян. - М: Наука, 1984. - С. 86-134.
Дмитриевский В. Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. - 347 с.
Журавлев В. В. Мир художественной культуры. - М.: Мысль, 1987. - Гл. 1.
Мартынов Ф. Т. Человеческое бытие и бытие произведений искусства. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. - Гл. III.
Рощин А. А. Художественная культура как фактор формирования индивидуальности: Автореферат ... канд. наук. - СПб., 2000. - 23 с.
Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры. М: Наука, 1990. Гл. II, IV.
Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления. - М.: Наука, 1986. - Гл. I—III.
Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. - СПб.: Алетейя, 2001. - Гл. 6.
Хренов Н. А. Социальная психология искусства. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 1998. - 276 с.
Художественная культура и искусство: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Е. Гусев. - Л.: ЛГИТМИК, 1987. - Разд. 1.
Художественная культура и развитие личности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1987. - Разд. 1.
Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесс и управление: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1982. - Гл. I, II.
Яковлев А. М. Кич и художественная культура. - М.: Знание, 1990. - 62 с.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов