12.2. Потребности как источник культурной активности личности
Потребности являются основными побудителями деятельности личности, источниками ее активности. Их побудительная роль определяется противоречивым состоянием человека, контрастом между тем, что ему присуще в данный момент, и тем, чего недостает ему для нормальной жизнедеятельности сейчас и в будущем. Потребности раскрывают внутреннее состояние индивида, его желание овладеть определенными структурами внешней среды или же стремление придать им какие-то конкретные формы и качества. Проявляются они в виде поисковых реакций, притязаний, спроса и характеризуют способности индивида к усвоению и созиданию. Они нацеливают внимание субъекта на объект, вызывают своеобразный эмоциональный настрой индивида. Пока потребности не удовлетворены, человек находится в состоянии недовольства. Он может быть недоволен не только собой, но и окружающей его обстановкой, средой, людьми, отношениями. Состояние заниженного тонуса способно приводить к пессимистическим выводам и умозаключениям. У человека, лишенного возможности своевременно и полноценно удовлетворить жизненно важные запросы, может наступить разлад с действительностью, появиться чувство опустошенности и депрессии, сомнение в целесообразности своего положения.
Базовыми являются естественные, материальные потребности, духовные же, в том числе культурные, представляют собой высшее проявление социальных. Стимулирующая функция тех и других зависит от значимости их для человека, степени сформированности и удовлетворения. Она убывает в процессе реализации потребностей, но возрождается вновь. Удовлетворение их вызывает новые запросы более высокого уровня. В зависимости от доминантности, эластичности и высоты порога терпимости личность способна избирательно относиться к ним, отдавать предпочтение одним и тормозить реализацию других, на ее взгляд, менее ценных. Таким образом, может выстраиваться иерархия потребностей, включающая в себя некоторую последовательность их удовлетворения от естественных до социальных.
Психологи считают, что потребности поддерживают индивида как активную целостность. Они могут быть расположены на шкале от биологической до социальной. Предлагаемая А. Маслоу шкала имеет пять последовательных ступеней:
физиологические потребности, обусловленные метаболическими процессами: пища, воздух, выделения организма, температурный баланс, размножение;
потребность в безопасности, связанная с защитой индивидом своей жизненной среды в физическом и социокультурном смысле;
потребность в социальных связях, т. е. в отношениях с другими людьми, межличностной привязанности и любви. Она выражается в стремлении принадлежать к какой-либо общности, которую индивид воспринимает как свою;
потребность в признании, уважении, которая имеет два аспекта: самоуважение и признание со стороны других;
потребность в самореализации, связанная с проявлением индивидуальных способностей, склонностей, свойств [11, с. 45].
По мнению А. Маслоу, они иерархичны, каждая последующая ступень возникает после удовлетворения предыдущей. Однако жесткая последовательность прослеживается лишь в первичности удовлетворения тех, которые обеспечивают жизнедеятельность организма. Все остальные потребности могут быть у разных людей в различной иерархической последовательности. Последняя из них имеет непосредственную связь с культурной деятельностью человека. Но не только стремление к самореализации является источником культурной активности личности. Это и потребность в самоутверждении, самосовершенствовании, в познании, эмоциональной жизни, эстетическая, гедонистическая, потребности в общении, в смене деятельности и др.
Потребность в самореализации, самовыражении — одна из высших, связанная с творческой деятельностью по созданию культурных ценностей. Она проявляется как осознаваемая личностью внутренняя необходимость, тяга к формам культурной деятельности, требующим реализации имеющихся способностей, возможностей, своей индивидуальности, выражения своего восприятия действительности, мироощущения, своих мыслей и чувств в продуктах творчества. Эта духовная потребность формируется на основе активной деятельности по освоению культурных ценностей в результате длительной работы по самосовершенствованию и развитию способностей. Степень ее развития у людей различна, у многих она слабо выражена, а иногда и вовсе отсутствует, что зависит от уровня развития и формирования личности, ее природных задатков и способностей.
Удовлетворение потребности в самореализации, самовыражении осуществляется прежде всего в процессе профессиональной трудовой деятельности. Однако не у каждого человека характер труда требует проявления творческих способностей. Сфера свободного времени может компенсировать этот недостаток, создавая условия для включения в культурологический процесс. В художественно-творческих, науч- но-технических и других любительских коллективах, в процессе занятий творчеством в неформальных объединениях и в домашних условиях человек стремится к выражению своего внутреннего, индивидуально неповторимого "Я". И в этом сущность активно преобразующего отношения к миру. Именно стремление проявить себя, свой духовный мир в объективной реальности является источником культурной активности. Однако творческое "Я" — это не только субъективное проявление духа, но и отражение действительности, общественного сознания, интеграции мыслей и чувств многих людей.
Потребность в самореализации побуждает человека к различным видам культурной активности в коллективных и индивидуальных формах. Причем многие удовлетворяют ее в коллективных формах деятельности, в которых участие отдельного индивида как бы сливается в единый процесс и результат, например, в художественно-исполнительском коллективе (хоровом и др.). Это характерно для людей, чья потребность в самовыражении недостаточно ярко выражена, уровень способностей и возможностей не вызывает стремления выделиться среди других. Высокоразвитая личность стремится к более яркому индивидуальному самовыражению в культурной деятельности и включается либо в камерные, либо авторские виды творчества.
Источником активности, побуждающим к культурной деятельности, является также потребность в самосовершенствовании, саморазвитии. В ее основе лежит противоречивый характер взаимодействия личности с действительностью и ближайшей социальной средой, возникновение ситуации необходимости изменения человеком самого себя, своих эмоций, чувств, взглядов, ценностей [9, с. 49]. Это проявление его творческой активности по отношению к собственному внутреннему миру, механизмы которого недостаточно исследованы, а также процесс формирования и совершенствования собственной личности в соответствии со своими представлениями о сущности и назначении человека. Потребность в самосовершенствовании может возникнуть у любого человека, но это не значит, что она есть у каждого. Если между личностью и ближайшей социальной средой возникает противоречие, разрешить которое можно, лишь изменив себя, то личность начинает менять свои отношения с миром. Это может быть смена круга общения, повышение образовательного и культурного уровня, смена жизненных ориентаций. Если человека окружают люди высокого культурного уровня, это стимулирует его культурную активность, побуждает к самосовершенствованию через потребление культурных ценностей. Но когда личность в силу каких-то обстоятельств не видит возможностей собственного развития, осознавая необходимость в этом, противоречие может иметь трагические последствия.
Развитие и удовлетворение потребности в перестройке своего внутреннего мира идет с вовлечением всех элементов структуры личности на ярко выраженном эмоциональном фоне и всегда завершается изменением жизненной позиции [9, с. 49]. Эти изменения могут быть не только позитивными, но и негативными. Потребность человека в перестройке своего внутреннего мира может иметь и антисоциальную направленность. Люди не рождаются преступниками, они изменяют свой внутренний мир в силу многих объективных обстоятельств, особенно когда в стране процветает коррупция. Однако выбор жизненных ориентаций зависит не только от объективных условий, нельзя оставлять без внимания активность самой личности, ее собственную волю. Самосовершенствование, саморазвитие, самовоспитание могут осуществляться в культурной деятельности, духовно возвышающей человека, изменяющей мир его мыслей и чувств.
Одна из высших, побуждающих личность к культурной активности, —- это потребность в самоутверждении, или, по А. Маслоу, "потребность в признании, уважении", связанная, с одной стороны, с самоуважением, с другой — признанием со стороны других. Самоутверждение — это действенное стремление занять и удержать в системе отношений определенную позицию, обеспечивавшую данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствующую общению с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. Потребность в самоутверждении есть у каждого человека, она проявляется во взаимоотношениях с ближайшей социальной общностью, как положительной, так и отрицательной направленности. В зависимости от этого процесс самоутверждения осуществляется через позитивные или негативные действия и поступки. Ее неудовлетворенность ведет к психологической травме, формирует нежелательные черты характера, приводит к антисоциальным действиям и поступкам, к лжегероизму среди подростков. Важно осуществление самоутверждения на основе положительной деятельности. Таковой является участие в творческих коллективах, приобщение к сокровищнице мировой и отечественной культуры, способствующей развитию самоуважения, предполагающей соответствие поведения личности ее принципам, уверенность в себе, в своей компетентности и личную независимость. Самоуважение зависит также от уровня притязаний личности и адекватных ему результатов деятельности.
Потребность в самоутверждении является мощной побудительной силой культуротворческой активности личности в сфере свободного времени. Человек имеет возможность компенсировать ее недостаток, получить признание и уважение через продукты своего творчества. В то же время творческие коллективы способствуют развитию самоуважения через познание других, оценку их достоинств и недостатков, осознание и оценку своих качеств, сравнение и сопоставление их с качествами других людей, с нормами, принятыми в данной социальной группе, проявление своих способностей, возможностей, чтобы занять определенное положение в группе. Однако такого же рода самоутверждение происходит и в различного рода неформальных группах, в которых зачастую молодые люди получают одобрение и поддержку своих негативных действий и поступков. Причиной удовлетворения потребности в самоутверждении таким способом является во многом отчуждение их от взрослых, педагогов, родителей, от общества, официальной культуры, социокультурных институтов и формально организованных социальных групп.
Потребность в общении, в межличностных связях и отношениях с другими людьми — одна из самых ранних, возникших еще на заре человечества социальных потребностей' Она выражается в стремлении принадлежать к какой- либо общности, которую индивид принимает как свою и чувствует себя защищенным. Он выбирает для себя социальную группу через идентификацию, т. е. отождествление. Идентификация может осуществляться по возрастным, профессиональным, национальным и другим признакам, а также на основе общих интересов и запросов. Таким образом, молодые приходят в молодежные формальные и неформальные объединения, пожилые создают свои любительские группы.
В последние годы появились различные объединения малых народов по национальным признакам. Всегда существовали и существуют коллективы по интересам, объединяю-, щие людей различного возраста, профессий и национальностей. Сюда они приходят не только для приобщения к культурным ценностям, участия в творчестве, но и просто для общения по интересам. При этом потребность в общении оказывается источником культурной активности личности. В процессе общения людей друг с другом происходит взаимный обмен мыслями и эмоциями, информацией, складываются личные взаимоотношения на основе общих интересов и склонностей. В последние десятилетия наблюдается дефицит общения, вызванный возникшими противоречиями между потребностью в межличностных контактах и их дефицитом, во многом обусловленным научно-техническим прогрессом, рационализацией и интенсификацией жизнедеятельности человека. Дефицит обостряет потребность в общении, вызывает дискомфорт, чувство неудовлетворенности, состояние пессимизма, а иногда и депрессии. Но он же и активизирует личность на поиск форм деятельности, удовлетворяющих потребности в информации, взаимопонимании, взаимовлиянии. Для многих людей такими становятся различные объединения культуротворческой направленности.
Важнейшая духовная потребность человека — в познании. Без нее он не знал бы природы, общества, людей и самого себя, не было бы социально-исторического опыта, передачи знаний и культуры из поколения в поколение. Потребность познания истины Гегель считал всеобщей. Она проявляется по-разному: от самых примитивных форм знания чувственно воспринимаемых явлений до теоретических обобщений в фундаментальных науках, что зависит от уровня развития личности и ее способностей. На основе познания осуществляются и обыденные поступки, и великие свершения. Любой продукт человеческой деятельности — это продукт познания. Без познания, созданного человечеством, не может быть нового. Потребность в нем обусловлена как теоретической, так и практической деятельностью человека. Наивысшей духовной силой она обладает по отношению к культурно-историческому опыту человечества, его прошлому и настоящему. Она обладает побудительной силой, является источником культурной активности и деятельности личности. Благодаря ей человек приобщается к литературе, искусству, к научно-техническим и другим знаниям. Однако у значительной части общества потребность в познании ограничивается уровнем духовно-практической и не поднимается до духовно-теоретической деятельности. Она имеет не только позитивную, но и негативную направленность, например стремление к познанию способов преступной деятельности. Ее формирование и удовлетворение во многом зависит от обстоятельств жизни. Истинную значимость она приобретает в сочетании с другими потребностями.
Важнейшей является эстетическая потребность. Она основана на способности людей осваивать и преобразовывать мир по законам красоты. Эта способность начинается с эстетического чувства, в котором неразрывно слиты ощущение и восприятие, познание и оценка, удивление и восторг. В эстетическом чувстве проявляется весь человек: живой, чувствующий, мыслящий, страдающий и переживающий. Радость жизни в нем сочетается с ощущением жизни, чувство свободы — с радостью свободы, а природная целостность — с социальной целостностью. Кажется, что сама разумная жизнь играет всеми красками, любуясь своим совершенством и гармонией (В. Ф. Рябов). Эстетическая потребность имеет универсальное значение в жизни общества, пронизывает все его сферы и виды человеческой деятельности. Чувство цвета, ритма, звучания одинаково важно в искусстве и в реальной практике, хотя наиболее ярко оно выражено в искусстве. Эта потребность является всеобщей, поэтому тяга человека к искусству не ослабевает. Она реализуется не только через искусство — живопись, музыку, поэзию, но и в общении с природой, через элементы прекрасного в труде, действиях, поступках и отношениях людей друг с другом. Однако для личности с высоким уровнем духовного развития оказывается недостаточным ее удовлетворение в практической жизни и предполагает специализированную эстетическую деятельность через приобщение к предметам искусства.
Немаловажную роль в культурной деятельности личности играют гедонистические потребности, связанные со стремлением к наслаждению, удовольствию. Они побуждают человека не только к отдыху и развлечению, как иногда неправильно понимают, но и являются источником активности во всех видах жизнедеятельности, имеющих соприкосновение с прекрасным, с созданием хорошего настроения, радостного мироощущения и наслаждения. Они настолько значимы для человека, что он отвергает формы и содержание деятельности, вызывающие у него переживания. Стремление личности к наслаждению наиболее полно удовлетворяется в соприкосновении с искусством, его художественно-эстетическим содержанием. Именно эстетическое чаще всего приносит удовольствие. Мир красок, гармония звуков, воздействуя на тончайшие струны души человека, вызывают в нем чувство возвышенного. Удовлетворению гедонистической потребности способствуют возможности самовыражения, саморазвития, самоутверждения, общения. Любой положительный результат деятельности, продукт творчества приносит в конечном итоге радость и удовольствие.
Рассмотренные потребности, являющиеся источником культурной активности личности, — это высшие духовные потребности, так или иначе связанные с эмоциональной жизнью человека. Эмоциональные проявления имеют не только природную основу, но и выражают состояние удовлетворенности или неудовлетворенности человека, отражают его связи и отношения с окружающим миром. Он любит, ненавидит, лжет, зазнается или молится для того, чтобы изменить отношения с окружающим миром соответственно своим потребностям [9, с. 47]. Любое сильное эмоциональное переживание может изменить их структуру и отношение человека к миру, вывести его на качественно новый уровень. Потребности личности всегда окрашены своеобразным эмоционально- чувственным настроением, ожиданием комфортного состояния их удовлетворения. Пока они не реализованы, человек находится в состоянии недовольства. А чувство довольства или недовольства — это проявления эмоциональной сферы, поэтому и отношение человека к своим запросам всегда пристрастное и может быть необъективным. Отношение человека к своим потребностям зависит от системы его ценностей, которая формируется единством взаимодействия социальной и эмоциональной сфер [9, с. 53].
Таким образом, предпосылками культурной активности и деятельности личности становятся не только объективные условия жизнедеятельности, но и субъективные факторы. Важнейшими из них являются потребности в самореализации и самовыражении, в самосовершенствовании и саморазвитии, самоутверждении и межличностных контактах, в познании, эстетические, гедонистические и другие, связанные с эмоциональной жизнью. Исследования, проведенные автором данного пособия в Пермской области с участниками коллективов художественного творчества, позволили выделить восемь групп потребностей: в самовыражении и самореализации, в познании и самосовершенствовании, в смене деятельности и самоутверждении, в общении и общественно значимой коллективной деятельности, в отдыхе и наслаждении.
По полученным данным, доминирующей среди других оказалась потребность в отдыхе, что составляет в среднем 68%. Она выражена в стремлении отвлечься от личных проблем и забот, а также разнообразить жизнь, отдохнуть от работы. На втором месте по значимости находятся познание и самосовершенствование — 67%. Наиболее ярко проявляется желание развивать свои способности и приобрести знания, умения, навыки. Достаточно выражена также тяга к расширению кругозора и повышению своего культурного уровня. На третьем месте находится группа гедонистических потребностей — 62%. Это стремление приобщиться к прекрасному, получить удовольствие, наслаждение от занятий любимым делом. Достаточно высока значимость совместной коллективной деятельности — 61,8%, связанной в то же время с желанием приносить пользу другим. Далее идет общение — 60%. Особенно сильно проявляются возможности общения со сверстниками, расширения круга друзей, единомышленников, встреч с интересными людьми. Шестое место занимают потребности, связанные с самоутверждением, что составляет 55%. Они выражены в желании найти свое место среди других людей, получить одобрение и поддержку, признание своих способностей, успехов, выступать со сцены, чувствовать себя артистом. Лишь на седьмом месте находятся самовыражение и самореализация — 51%. Они проявляются в стремлении реализовать творческие способности, выразить свои мысли и чувства через исполнение художественного произведения. Последними в иерархии являются потребности, связанные со сменой деятельности, — 49%. К ним относится стремление участвовать в деле, не похожем на основную работу, испытать себя в новой социальной роли.
Кроме того, нами были исследованы источники активности занимающихся народным художественным творчеством. Доминирующими оказались возможности получить радость, удовольствие для души — 82%; приносить радость людям — 57%; отдохнуть, получить новые впечатления — 41% и лишь потом — развивать свои способности, мастерство — 38%; воплотить свои мысли и чувства — 20%. Помимо этих, присутствуют потребности в получении дополнительного заработка — 17%; продолжении семейной традиции — 16,5%; а также в получении одобрения, признания — 10%. Эти данные подтверждают результаты предыдущих исследований. Все они свидетельствуют, что источники активности личности в художественно-творческой деятельности в свободное время значительно отличаются от тех, которые побуждают профессиональное творчество. В последнем доминирующим является стремление к предметной деятельности, в то время как в художественном творчестве любителей результат не является самоцелью, содержание и процесс способствуют удовлетворению .других, высших духовных потребностей. Однако в последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям в некоторых случаях продукты творчества становятся источником дополнительного заработка.
Выводы
Культурная деятельность личности обусловлена внутренними и внешними побудителями активности. Внутренними источниками активности являются потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, образующие в совокупности мотивационный механизм. Потребности порождаются объективными условиями жизнедеятельности, находят конкретное выражение в интересах, преломляются через ценностные ориентации и формируют мотивы. Внешними побудителями активности личности являются стимулы, в качестве которых выступают различные факторы общественной жизни. Взаимодействие внутренних и внешних побудителей формирует диспозиции, выражающие предрасположенность личности к определенному поведению и деятельности в конкретных условиях.
Основным источником активности личности являются потребности. Они выражают противоречие между имеющимся в данный момент и недостающим для ее нормальной жизнедеятельности, раскрывают состояние неудовлетворенности. В процессе их удовлетворения выстраивается иерархия в зависимости от доминантности и степени терпимости. Источником активности культурной деятельности являются высшие духовные потребности: в самореализации и самовыражении, в самосовершенствовании, саморазвитии, самоутверждении, в общении, познании, эстетическая, гедонистическая и др. Все они связаны с эмоциональной сферой человека и вызывают пристрастное отношение, которое может быть необъективным.
Вопросы для самоконтроля
Культурная активность личности обусловлена внутренними социально-психологическими факторами, образующими мотивационный механизм, который определяет действия и поступки людей.
Что такое мотивационный механизм? Что он включает в себя?
Что такое потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы? Каков их механизм взаимодействия? Каким образом они определяют культурную деятельность личности?
Имеются также внешние стимулы культурной активности, формирующиеся в совокупности с внутренними диспозициями личности.
Как Вы понимаете стимулы? Что к ним относится?
Каким образом стимулы определяют культурную деятельность?
Что такое диспозиции личности? Каким образом диспозиции определяют культурную деятельность?
Основным источником активности в культурной деятельности личности являются потребности.
Какие бывают потребности? Какова связь между ними?
Какие высшие духовные потребности определяют культурную активность личности?
Чем характеризуются эти высшие духовные потребности? Раскройте их с точки зрения активизации личности.
Литература
Васильев В. А. Социальные интересы: Единство и многообразие // Социально-политический журнал. - 1995. - № 5.- С. 83-90.
Гэбски Богдан. Культурная активность. - М.: Социум, 2000. - 156 с.
Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социология. - М.: Интер- пракс, 1995. - Гл. X, § 2.
Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 221 с.
Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.
Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 3-8.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - Гл. V.
Лютова С. Н. Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций. - М.: МГИМО, 2002. - 174 с.
Марченко Т. А. Потребность как социальное явление. - М.: Высш. шк, 1990. - Гл. II.
Немировский В. Г. Социология личности: Теория и опыт исследования. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. - 193 с.
Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: МГИК, 1994. - Ч. II. - Гл. 3, § 1.
Парыгин Б. Д. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003. - Разд. Ill, IV.
Социология / Г. В. Осипов и др. - М.: Мысль, 1990. - Гл. III, § 2.
Социология личности: Учебное пособие / Подг. А. И. Артемьевым. - Алматы: Бастау, 2001. - 253 с.
Стратегия личности в современной культуре: Сб. науч. трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. - 71 с.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов