logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

12.2. Потребности как источник культурной активности личности

Потребности являются основными побудителями деятель­ности личности, источниками ее активности. Их побудитель­ная роль определяется противоречивым состоянием человека, контрастом между тем, что ему присуще в данный момент, и тем, чего недостает ему для нормальной жизнедеятельности сейчас и в будущем. Потребности раскрывают внутреннее состояние индивида, его желание овладеть определенными структурами внешней среды или же стремление придать им какие-то конкретные формы и качества. Проявляются они в виде поисковых реакций, притязаний, спроса и харак­теризуют способности индивида к усвоению и созиданию. Они нацеливают внимание субъекта на объект, вызывают своеоб­разный эмоциональный настрой индивида. Пока потребности не удовлетворены, человек находится в состоянии недоволь­ства. Он может быть недоволен не только собой, но и окружа­ющей его обстановкой, средой, людьми, отношениями. Состо­яние заниженного тонуса способно приводить к пессимисти­ческим выводам и умозаключениям. У человека, лишенного возможности своевременно и полноценно удовлетворить жиз­ненно важные запросы, может наступить разлад с действи­тельностью, появиться чувство опустошенности и депрессии, сомнение в целесообразности своего положения.

Базовыми являются естественные, материальные потреб­ности, духовные же, в том числе культурные, представля­ют собой высшее проявление социальных. Стимулирующая функция тех и других зависит от значимости их для челове­ка, степени сформированности и удовлетворения. Она убыва­ет в процессе реализации потребностей, но возрождается вновь. Удовлетворение их вызывает новые запросы более высокого уровня. В зависимости от доминантности, эластич­ности и высоты порога терпимости личность способна изби­рательно относиться к ним, отдавать предпочтение одним и тормозить реализацию других, на ее взгляд, менее ценных. Таким образом, может выстраиваться иерархия потребнос­тей, включающая в себя некоторую последовательность их удовлетворения от естественных до социальных.

Психологи считают, что потребности поддерживают ин­дивида как активную целостность. Они могут быть располо­жены на шкале от биологической до социальной. Предлагае­мая А. Маслоу шкала имеет пять последовательных ступе­ней:

По мнению А. Маслоу, они иерархичны, каждая последу­ющая ступень возникает после удовлетворения предыдущей. Однако жесткая последовательность прослеживается лишь в первичности удовлетворения тех, которые обеспечивают жизнедеятельность организма. Все остальные потребности могут быть у разных людей в различной иерархической пос­ледовательности. Последняя из них имеет непосредственную связь с культурной деятельностью человека. Но не только стремление к самореализации является источником культур­ной активности личности. Это и потребность в самоутверж­дении, самосовершенствовании, в познании, эмоциональной жизни, эстетическая, гедонистическая, потребности в обще­нии, в смене деятельности и др.

Потребность в самореализации, самовыражении — одна из высших, связанная с творческой деятельностью по созда­нию культурных ценностей. Она проявляется как осознавае­мая личностью внутренняя необходимость, тяга к формам культурной деятельности, требующим реализации имеющихся способностей, возможностей, своей индивидуальности, вы­ражения своего восприятия действительности, мироощуще­ния, своих мыслей и чувств в продуктах творчества. Эта ду­ховная потребность формируется на основе активной дея­тельности по освоению культурных ценностей в результате длительной работы по самосовершенствованию и развитию способностей. Степень ее развития у людей различна, у мно­гих она слабо выражена, а иногда и вовсе отсутствует, что зависит от уровня развития и формирования личности, ее природных задатков и способностей.

Удовлетворение потребности в самореализации, самовы­ражении осуществляется прежде всего в процессе профес­сиональной трудовой деятельности. Однако не у каждого человека характер труда требует проявления творческих способностей. Сфера свободного времени может компенсиро­вать этот недостаток, создавая условия для включения в куль­турологический процесс. В художественно-творческих, науч- но-технических и других любительских коллективах, в про­цессе занятий творчеством в неформальных объединениях и в домашних условиях человек стремится к выражению свое­го внутреннего, индивидуально неповторимого "Я". И в этом сущность активно преобразующего отношения к миру. Именно стремление проявить себя, свой духовный мир в объектив­ной реальности является источником культурной активности. Однако творческое "Я" — это не только субъективное проявление духа, но и отражение действительности, обществен­ного сознания, интеграции мыслей и чувств многих людей.

Потребность в самореализации побуждает человека к раз­личным видам культурной активности в коллективных и ин­дивидуальных формах. Причем многие удовлетворяют ее в коллективных формах деятельности, в которых участие от­дельного индивида как бы сливается в единый процесс и ре­зультат, например, в художественно-исполнительском кол­лективе (хоровом и др.). Это характерно для людей, чья по­требность в самовыражении недостаточно ярко выражена, уровень способностей и возможностей не вызывает стремле­ния выделиться среди других. Высокоразвитая личность стре­мится к более яркому индивидуальному самовыражению в культурной деятельности и включается либо в камерные, либо авторские виды творчества.

Источником активности, побуждающим к культурной де­ятельности, является также потребность в самосовершен­ствовании, саморазвитии. В ее основе лежит противоречи­вый характер взаимодействия личности с действительнос­тью и ближайшей социальной средой, возникновение ситуации необходимости изменения человеком самого себя, своих эмо­ций, чувств, взглядов, ценностей [9, с. 49]. Это проявление его творческой активности по отношению к собственному внутреннему миру, механизмы которого недостаточно иссле­дованы, а также процесс формирования и совершенствова­ния собственной личности в соответствии со своими пред­ставлениями о сущности и назначении человека. Потребность в самосовершенствовании может возникнуть у любого чело­века, но это не значит, что она есть у каждого. Если между личностью и ближайшей социальной средой возникает про­тиворечие, разрешить которое можно, лишь изменив себя, то личность начинает менять свои отношения с миром. Это может быть смена круга общения, повышение образователь­ного и культурного уровня, смена жизненных ориентаций. Если человека окружают люди высокого культурного уров­ня, это стимулирует его культурную активность, побуждает к самосовершенствованию через потребление культурных ценностей. Но когда личность в силу каких-то обстоятельств не видит возможностей собственного развития, осознавая необходимость в этом, противоречие может иметь трагичес­кие последствия.

Развитие и удовлетворение потребности в перестройке своего внутреннего мира идет с вовлечением всех элементов структуры личности на ярко выраженном эмоциональном фоне и всегда завершается изменением жизненной позиции [9, с. 49]. Эти изменения могут быть не только позитивными, но и негативными. Потребность человека в перестройке сво­его внутреннего мира может иметь и антисоциальную на­правленность. Люди не рождаются преступниками, они из­меняют свой внутренний мир в силу многих объективных обстоятельств, особенно когда в стране процветает корруп­ция. Однако выбор жизненных ориентаций зависит не толь­ко от объективных условий, нельзя оставлять без внимания активность самой личности, ее собственную волю. Самосо­вершенствование, саморазвитие, самовоспитание могут осу­ществляться в культурной деятельности, духовно возвыша­ющей человека, изменяющей мир его мыслей и чувств.

Одна из высших, побуждающих личность к культурной активности, —- это потребность в самоутверждении, или, по А. Маслоу, "потребность в признании, уважении", свя­занная, с одной стороны, с самоуважением, с другой — при­знанием со стороны других. Самоутверждение — это дей­ственное стремление занять и удержать в системе отноше­ний определенную позицию, обеспечивавшую данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или под­держку, помощь или защиту и тем самым способствующую общению с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. Потреб­ность в самоутверждении есть у каждого человека, она про­является во взаимоотношениях с ближайшей социальной об­щностью, как положительной, так и отрицательной направ­ленности. В зависимости от этого процесс самоутверждения осуществляется через позитивные или негативные действия и поступки. Ее неудовлетворенность ведет к психологической травме, формирует нежелательные черты характера, при­водит к антисоциальным действиям и поступкам, к лжегеро­изму среди подростков. Важно осуществление самоутверж­дения на основе положительной деятельности. Таковой явля­ется участие в творческих коллективах, приобщение к сокровищнице мировой и отечественной культуры, способ­ствующей развитию самоуважения, предполагающей соот­ветствие поведения личности ее принципам, уверенность в себе, в своей компетентности и личную независимость. Само­уважение зависит также от уровня притязаний личности и адекватных ему результатов деятельности.

Потребность в самоутверждении является мощной побу­дительной силой культуротворческой активности личности в сфере свободного времени. Человек имеет возможность ком­пенсировать ее недостаток, получить признание и уважение через продукты своего творчества. В то же время творчес­кие коллективы способствуют развитию самоуважения через познание других, оценку их достоинств и недостатков, осоз­нание и оценку своих качеств, сравнение и сопоставление их с качествами других людей, с нормами, принятыми в дан­ной социальной группе, проявление своих способностей, воз­можностей, чтобы занять определенное положение в группе. Однако такого же рода самоутверждение происходит и в различного рода неформальных группах, в которых зачас­тую молодые люди получают одобрение и поддержку своих негативных действий и поступков. Причиной удовлетворения потребности в самоутверждении таким способом является во многом отчуждение их от взрослых, педагогов, родителей, от общества, официальной культуры, социокультурных ин­ститутов и формально организованных социальных групп.

Потребность в общении, в межличностных связях и отношениях с другими людьми — одна из самых ранних, возникших еще на заре человечества социальных потребно­стей' Она выражается в стремлении принадлежать к какой- либо общности, которую индивид принимает как свою и чув­ствует себя защищенным. Он выбирает для себя социальную группу через идентификацию, т. е. отождествление. Иденти­фикация может осуществляться по возрастным, профессио­нальным, национальным и другим признакам, а также на основе общих интересов и запросов. Таким образом, моло­дые приходят в молодежные формальные и неформальные объединения, пожилые создают свои любительские группы.

В последние годы появились различные объединения ма­лых народов по национальным признакам. Всегда существо­вали и существуют коллективы по интересам, объединяю-, щие людей различного возраста, профессий и национально­стей. Сюда они приходят не только для приобщения к культурным ценностям, участия в творчестве, но и просто для общения по интересам. При этом потребность в общении оказывается источником культурной активности личности. В процессе общения людей друг с другом происходит взаим­ный обмен мыслями и эмоциями, информацией, складыва­ются личные взаимоотношения на основе общих интересов и склонностей. В последние десятилетия наблюдается дефицит общения, вызванный возникшими противоречиями между по­требностью в межличностных контактах и их дефицитом, во многом обусловленным научно-техническим прогрессом, ра­ционализацией и интенсификацией жизнедеятельности че­ловека. Дефицит обостряет потребность в общении, вызыва­ет дискомфорт, чувство неудовлетворенности, состояние пессимизма, а иногда и депрессии. Но он же и активизирует личность на поиск форм деятельности, удовлетворяющих потребности в информации, взаимопонимании, взаимовлия­нии. Для многих людей такими становятся различные объе­динения культуротворческой направленности.

Важнейшая духовная потребность человека — в позна­нии. Без нее он не знал бы природы, общества, людей и самого себя, не было бы социально-исторического опыта, передачи знаний и культуры из поколения в поколение. По­требность познания истины Гегель считал всеобщей. Она про­является по-разному: от самых примитивных форм знания чувственно воспринимаемых явлений до теоретических обоб­щений в фундаментальных науках, что зависит от уровня развития личности и ее способностей. На основе познания осуществляются и обыденные поступки, и великие сверше­ния. Любой продукт человеческой деятельности — это про­дукт познания. Без познания, созданного человечеством, не может быть нового. Потребность в нем обусловлена как тео­ретической, так и практической деятельностью человека. Наивысшей духовной силой она обладает по отношению к культурно-историческому опыту человечества, его прошло­му и настоящему. Она обладает побудительной силой, явля­ется источником культурной активности и деятельности лич­ности. Благодаря ей человек приобщается к литературе, ис­кусству, к научно-техническим и другим знаниям. Однако у значительной части общества потребность в познании огра­ничивается уровнем духовно-практической и не поднимает­ся до духовно-теоретической деятельности. Она имеет не только позитивную, но и негативную направленность, на­пример стремление к познанию способов преступной деятель­ности. Ее формирование и удовлетворение во многом зави­сит от обстоятельств жизни. Истинную значимость она при­обретает в сочетании с другими потребностями.

Важнейшей является эстетическая потребность. Она основана на способности людей осваивать и преобразовывать мир по законам красоты. Эта способность начинается с эсте­тического чувства, в котором неразрывно слиты ощущение и восприятие, познание и оценка, удивление и восторг. В эстетическом чувстве проявляется весь человек: живой, чув­ствующий, мыслящий, страдающий и переживающий. Радость жизни в нем сочетается с ощущением жизни, чувство свобо­ды — с радостью свободы, а природная целостность — с со­циальной целостностью. Кажется, что сама разумная жизнь играет всеми красками, любуясь своим совершенством и гар­монией (В. Ф. Рябов). Эстетическая потребность имеет уни­версальное значение в жизни общества, пронизывает все его сферы и виды человеческой деятельности. Чувство цвета, ритма, звучания одинаково важно в искусстве и в реальной практике, хотя наиболее ярко оно выражено в искусстве. Эта потребность является всеобщей, поэтому тяга человека к ис­кусству не ослабевает. Она реализуется не только через ис­кусство — живопись, музыку, поэзию, но и в общении с при­родой, через элементы прекрасного в труде, действиях, по­ступках и отношениях людей друг с другом. Однако для личности с высоким уровнем духовного развития оказывается недостаточным ее удовлетворение в практической жизни и предполагает специализированную эстетическую деятельность через приобщение к предметам искусства.

Немаловажную роль в культурной деятельности личности играют гедонистические потребности, связанные со стрем­лением к наслаждению, удовольствию. Они побуждают чело­века не только к отдыху и развлечению, как иногда непра­вильно понимают, но и являются источником активности во всех видах жизнедеятельности, имеющих соприкосновение с прекрасным, с созданием хорошего настроения, радостного мироощущения и наслаждения. Они настолько значимы для человека, что он отвергает формы и содержание деятельно­сти, вызывающие у него переживания. Стремление личнос­ти к наслаждению наиболее полно удовлетворяется в сопри­косновении с искусством, его художественно-эстетическим содержанием. Именно эстетическое чаще всего приносит удовольствие. Мир красок, гармония звуков, воздействуя на тончайшие струны души человека, вызывают в нем чувство возвышенного. Удовлетворению гедонистической потребнос­ти способствуют возможности самовыражения, саморазвития, самоутверждения, общения. Любой положительный резуль­тат деятельности, продукт творчества приносит в конечном итоге радость и удовольствие.

Рассмотренные потребности, являющиеся источником культурной активности личности, — это высшие духовные потребности, так или иначе связанные с эмоциональной жизнью человека. Эмоциональные проявления имеют не толь­ко природную основу, но и выражают состояние удовлетво­ренности или неудовлетворенности человека, отражают его связи и отношения с окружающим миром. Он любит, ненави­дит, лжет, зазнается или молится для того, чтобы изменить отношения с окружающим миром соответственно своим по­требностям [9, с. 47]. Любое сильное эмоциональное пережи­вание может изменить их структуру и отношение человека к миру, вывести его на качественно новый уровень. Потребно­сти личности всегда окрашены своеобразным эмоционально- чувственным настроением, ожиданием комфортного состоя­ния их удовлетворения. Пока они не реализованы, человек находится в состоянии недовольства. А чувство довольства или недовольства — это проявления эмоциональной сферы, поэтому и отношение человека к своим запросам всегда пристрастное и может быть необъективным. Отношение че­ловека к своим потребностям зависит от системы его ценнос­тей, которая формируется единством взаимодействия соци­альной и эмоциональной сфер [9, с. 53].

Таким образом, предпосылками культурной активнос­ти и деятельности личности становятся не только объек­тивные условия жизнедеятельности, но и субъективные факторы. Важнейшими из них являются потребности в са­мореализации и самовыражении, в самосовершенствовании и саморазвитии, самоутверждении и межличностных контак­тах, в познании, эстетические, гедонистические и другие, связанные с эмоциональной жизнью. Исследования, прове­денные автором данного пособия в Пермской области с учас­тниками коллективов художественного творчества, позволи­ли выделить восемь групп потребностей: в самовыражении и самореализации, в познании и самосовершенствовании, в смене деятельности и самоутверждении, в общении и обще­ственно значимой коллективной деятельности, в отдыхе и наслаждении.

По полученным данным, доминирующей среди других оказалась потребность в отдыхе, что составляет в среднем 68%. Она выражена в стремлении отвлечься от личных про­блем и забот, а также разнообразить жизнь, отдохнуть от работы. На втором месте по значимости находятся познание и самосовершенствование — 67%. Наиболее ярко проявляет­ся желание развивать свои способности и приобрести зна­ния, умения, навыки. Достаточно выражена также тяга к расширению кругозора и повышению своего культурного уровня. На третьем месте находится группа гедонистических потребностей — 62%. Это стремление приобщиться к прекрас­ному, получить удовольствие, наслаждение от занятий люби­мым делом. Достаточно высока значимость совместной кол­лективной деятельности — 61,8%, связанной в то же время с желанием приносить пользу другим. Далее идет общение — 60%. Особенно сильно проявляются возможности общения со сверстниками, расширения круга друзей, единомышленни­ков, встреч с интересными людьми. Шестое место занимают потребности, связанные с самоутверждением, что составля­ет 55%. Они выражены в желании найти свое место среди других людей, получить одобрение и поддержку, признание своих способностей, успехов, выступать со сцены, чувство­вать себя артистом. Лишь на седьмом месте находятся само­выражение и самореализация — 51%. Они проявляются в стремлении реализовать творческие способности, выразить свои мысли и чувства через исполнение художественного произведения. Последними в иерархии являются потребнос­ти, связанные со сменой деятельности, — 49%. К ним отно­сится стремление участвовать в деле, не похожем на основ­ную работу, испытать себя в новой социальной роли.

Кроме того, нами были исследованы источники активнос­ти занимающихся народным художественным творчеством. Доминирующими оказались возможности получить радость, удовольствие для души — 82%; приносить радость людям — 57%; отдохнуть, получить новые впечатления — 41% и лишь потом — развивать свои способности, мастерство — 38%; воплотить свои мысли и чувства — 20%. Помимо этих, при­сутствуют потребности в получении дополнительного зара­ботка — 17%; продолжении семейной традиции — 16,5%; а также в получении одобрения, признания — 10%. Эти дан­ные подтверждают результаты предыдущих исследований. Все они свидетельствуют, что источники активности лично­сти в художественно-творческой деятельности в свободное время значительно отличаются от тех, которые побуждают профессиональное творчество. В последнем доминирующим является стремление к предметной деятельности, в то вре­мя как в художественном творчестве любителей результат не является самоцелью, содержание и процесс способствуют удовлетворению .других, высших духовных потребностей. Однако в последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям в некоторых случаях продукты творчества ста­новятся источником дополнительного заработка.

Выводы

Культурная деятельность личности обусловлена внутрен­ними и внешними побудителями активности. Внутренними источниками активности являются потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, образующие в совокупно­сти мотивационный механизм. Потребности порождаются объективными условиями жизнедеятельности, находят кон­кретное выражение в интересах, преломляются через цен­ностные ориентации и формируют мотивы. Внешними побу­дителями активности личности являются стимулы, в каче­стве которых выступают различные факторы общественной жизни. Взаимодействие внутренних и внешних побудителей формирует диспозиции, выражающие предрасположенность личности к определенному поведению и деятельности в конк­ретных условиях.

Основным источником активности личности являются по­требности. Они выражают противоречие между имеющимся в данный момент и недостающим для ее нормальной жизне­деятельности, раскрывают состояние неудовлетворенности. В процессе их удовлетворения выстраивается иерархия в зависимости от доминантности и степени терпимости. Источ­ником активности культурной деятельности являются выс­шие духовные потребности: в самореализации и самовыра­жении, в самосовершенствовании, саморазвитии, самоутвер­ждении, в общении, познании, эстетическая, гедонистическая и др. Все они связаны с эмоциональной сферой человека и вызывают пристрастное отношение, которое может быть необъективным.

Вопросы для самоконтроля

  1. Культурная активность личности обусловлена внутрен­ними социально-психологическими факторами, образующи­ми мотивационный механизм, который определяет действия и поступки людей.

  1. Основным источником активности в культурной деятель­ности личности являются потребности.

Литература

  1. Васильев В. А. Социальные интересы: Единство и много­образие // Социально-политический журнал. - 1995. - № 5.- С. 83-90.

  2. Гэбски Богдан. Культурная активность. - М.: Социум, 2000. - 156 с.

  3. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социология. - М.: Интер- пракс, 1995. - Гл. X, § 2.

  4. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 221 с.

  5. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.

  6. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультур­ной эволюции современной России // Социологические ис­следования. - 1994. - № 5. - С. 3-8.

  7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - Гл. V.

  8. Лютова С. Н. Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций. - М.: МГИМО, 2002. - 174 с.

  9. Марченко Т. А. Потребность как социальное явление. - М.: Высш. шк, 1990. - Гл. II.

  10. Немировский В. Г. Социология личности: Теория и опыт исследования. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. - 193 с.

  11. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: МГИК, 1994. - Ч. II. - Гл. 3, § 1.

  12. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Учебное посо­бие. - СПб.: СПбГУП, 2003. - Разд. Ill, IV.

  13. Социология / Г. В. Осипов и др. - М.: Мысль, 1990. - Гл. III, § 2.

  14. Социология личности: Учебное пособие / Подг. А. И. Ар­темьевым. - Алматы: Бастау, 2001. - 253 с.

  15. Стратегия личности в современной культуре: Сб. науч. трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. - 71 с.