logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи

В рамках молодежной субкультуры могут быть и явления контркультуры или "культуры протеста", представляющие собой своего рода вызов обществу. Это различные формы стихийного протеста против общественных процессов, выра­жение разногласия в жизни, поиск новых идеалов. Элементы контркультуры всегда присутствуют в культуре поколений. Контркультурой называют неформальный комплекс поведен­ческих установок [5, с. 116]. Характеризуя это явление, пи­шут, что в истории культуры складываются такие ситуа­ции, когда локальные комплексы ценностей начинают пре­тендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки

собственной культурной среды, возвещают новые ценност­ные и практические установки для широких социальных об­щностей. В этом случае можно говорить уже не о субкуль­турах. Это скорее контркультурные тенденции [2, с. 158].

В культурологии и социологии понятие контркультуры, рассматривают в двух значениях. Во-первых, оно исполь­

зуется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господству­ющим в конкретной культуре. Во-вторых, это понятие отож­дествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отража­ющей критическое отношение к современной культуре и от­вержение ее как "культуры отцов". В западной литературе этот термин отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников [2, с. 159].

Обобщая мнение ряда исследователей, можно сказать, что понятиями "контркультура" или "культура протеста" обо­значают явления, возникающие в самой культуре, но про­тиворечащие ее главным принципам, идущие вразрез с ее основными установками, ломающие ее ценностную структу­ру [13, с. 17]. Контркультура особенно ярко заявляет о себе в связи с социально-экономическими, политическими и куль­турными трансформациями, в период ломки устоявшихся

норм и ценностей, которая приводит к потере идентифика­ции. Она возникает на основе критики существующей куль­туры и созидания инновационных парадигм.

Контркультура по существу представляет собой бунт, про­тест, проявляет себя в нонконформизме, девиантном поведе­нии и стремится к разрешению культурных норм и ценностей через деструкцию, в основе которой лежит определенная сте­пень агрессивности. Наиболее типичной чертой кунтркультур- ного поведения может быть деструктивность, проявляемая как в активной форме отчуждения человека от культуры, социу­ма. В стремлении разрушить его и тем самым предупредить разрушение собственной индивидуальности, так и в пассив­ных, регрессивных формах поведения — состояний, блокиру­ющих продуктивную активность личности.

К явлению контркультуры в современной молодежной культуре можно отнести неформальное самодеятельное движение. Это альтернативные формы культуры, связан­ные с процессом создания и выработки нового отношения к миру. Внутри этого процесса роли строго разграничены и иерархичны, что свидетельствует о самостоятельном и не­контролируемом функционировании неформальных объеди­нений молодежи. Такой процесс неизбежен, объективен и в силу этого неподвластен контролю. Запретить, уничтожить, прекратить его невозможно. Попытки запретить или уничто­жить могут породить иные, более уродливые формы, на­пример, фашиствующие группировки. Этот процесс необхо­димо воспринимать как вполне здоровый и нормальный, по­скольку альтернативные формы культуры в конечном итоге ведут к обогащению и омоложению всех существующих куль­тур. Демократичная культура должна впитать, ассимилиро­вать и переплавлять эти ответвления. Поскольку культура представляет собой саморазвивающуюся систему, она вытал­кивает из себя отжившие, омертвевшие формы, которые сдерживают ее дальнейшее развитие.

Деятельность молодежи, направленная на создание своей собственной культуры, отличающейся от официальной, яв­ляется результатом особенностей современного обществен­ного развития. В обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно и порождается самим фактом раз­витых социальных взаимодействий. В связи с этим важно понимание неформального молодежного движения как соци­ально обусловленного, детерминированного целым рядом объективных обстоятельств. Источником их являются соци­ум, современная российская культура, особенности поколе­ния, условия социализации, СМИ и другие факторы. Нефор­мальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый процесс, противостоящий социальной ситу­ации. Оно выражает противоречие между провозглашенны­ми идеалами и реальной жизнью, дискредитирующей их. Это явление серьезное и не сводимое только к возрастной пси­хологии.

В социально-психологическом плане молодежная контр­культура демонстрирует извечный конфликт "отцов" и "детей". Его острота определяется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и жизни. В основе конфликта — переоценка ценностей молодежью. Она стре­мится определить свое отношение к миру через отрицание культуры старших поколений, объединяется в группы в стрем­лении показать свою непохожесть на взрослых, пытается вер­нуть ценностям их первоначальный смысл. По результатам исследований, высшими ценностями для нее являются лю­бовь и дружба, но не деньги.

Неформальные объединения молодежи рассматривают как универсальный продукт научно-технического прогресса. Эту мысль наглядно демонстрируют неформалы в области музы­ки, появление которых связано с электромузыкальными ин­струментами. Молодежь как наиболее чуткая, восприимчи­вая и мобильная группа первая воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негатив­ными явлениями. Максимализм ее интересов и запросов не может удовлетворить официально существующая система социокультурных институтов. Распространение городского образа жизни создает условия для неформалов. В условиях большого города происходит обезличивание молодежи, ко­торое сопровождается отсутствием социально-нравственно- го контроля. Этому процессу способствует и возможность интеграции по различным признакам.

Неформальное движение молодежи выполняет определен­ные функции [10, с. 93], основная из которых — самореализа­ция, т. е. субъектное воплощение. Она дополняется инстру­ментальной, когда группа становится инструментом для дос­тижения сознательных или неосознаваемых результатов; компенсаторная функция связана с отсутствием личной не­зависимости и свободы в официальных структурах, хотя не­зависимость в неформальных группах мнимая; эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравствен­ные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности. Современные ученые выделяют и другой пере­чень функций — это самоопределение личности в молодеж­ной группе, обретение социального статуса и ролевая иденти­фикация; культурная модификация; обеспечение социально- психологической принадлежности к референтной группе; социально-культурная преемственность и обеспечение диало­га поколений; компенсаторная [14, с. 73-75].

Существует множество классификаций самодеятельных групп. Делят их на любительские и неформальные, офици­альные и альтернативные, по возрастному принципу, соци­ально-правовому, по направленности интересов и т. д.

По социально-правовому признаку выделяют:

  1. просоциальные, или социально-активные, с позитив­ной направленностью деятельности — группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей природы;

  2. асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процес­сам, — металлисты, панки, хиппи, музыкальные и спортив­ные фанаты;

  3. антисоцильные — пацаны, нацисты и другие, деятель­ность которых носит социально негативный характер.

Заслуживает внимания классификация по направленнос­ти интересов [6, с. 21]:

Значительный интерес представляет характеристика не­формального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к группе может быть связана: во- первых, со способом времяпрепровождения — музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже юные нацисты; во-вторых, с социальной позицией — экологокуль­турные; в-третьих, с образом жизни — "системники" и их многочисленные ответвления (пипл, хайрасты, религиозные братства); в-четвертых, с альтернативным творчеством — официально непризнанные живописцы, скульпторы, музы­канты, актеры, писатели и др. [10, с. 98].

Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, ме­таллистов, люберов, юных нацистов и др. Всех их объединя­ет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие. Кто-то ищет себе по вечерам жертву для распра­вы, другие сопровождают своих идолов на концертах и со­ревнованиях, потому что не знают, чем заняться. В основе опасных игр нацистов лежит та же скука и душевная пусто­та. Они провоцируют окружающих фашистской символикой, ищут возможность утвердить культ силы, жестокости и хам­ства. И в этом похожи на расправно-самосудные и противо­правные. Но едва ли их можно рассматривать как группы с социальной позицией, так как они не имеют представления о философии и социологии нацизма. Это движение представ­ляет собой крайнее выражение неформальности, его харак­терная черта — стремление выделиться из сверстников, са­мовыражение любым способом, утверждение себя во что бы то ни стало. Оно никогда не станет массовым в силу абсо­лютного противостояния общепринятым жизненным ценнос­тям, хотя оно и свидетельствует о кризисе общества.

Неформальные объединения по социальной позиции явля­ются формой проявления социальной и политической актив­ности. Появившись в 60-е гг. в связи с восторженной поддер­жкой оттепели, в 80-е гг. они снова возрождаются, но уже выступают против социально-политических условий общества. Даже экологокультурные группы постепенно политизирова­лись, хотя появились как альтернатива Всесоюзному обще­ству охраны памятников истории и культуры. Это исключи­тельно молодежные группы, круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников; истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности чело­века. Они выступают на собраниях и дискуссиях, в печати, обращаются в компетентные органы. Некоторые их акции наталкивались на противодействие органов правопорядка. И действительно, они носят противоправный характер, но об­щественность воспринимает их как правомерную социальную активность молодежи.

Группы, объединенные по образу жизни, составляют "сис­темники" с многочисленными ответвлениями (пипл, хайрас- ты, религиозные братства типа кришнаитов), для которых совместное общение становится образом жизни. Для "сис­темников" главное — человеческое общение, их деклариру­емые ценности — мир и любовь. Живут они скрытой от по­сторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими кайф и наркотики. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доб­роты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясе­ний, повседневных хлопот и экономических проблем. Людей сюда приводит чувство отчужденности, бегство от одиноче­ства. Но их отличие в том, что для других групп — это досуг, а для "системников" — сама жизнь, поэтому многие не уходят и повзрослев. В последние годы они как бы раство­рились в других неформальных группах социально-полити­ческой направленности. Кришнаитов от них отличает уход от действительности в религиозные формы. Для них высшее счастье — это спокойствие души, слияние с Абсолютом, сверхсознанием, чего можно достичь постоянной медитаци­ей с произношением ритуальных заклинаний, физическим и духовным воздержанием. Это своего рода образ жизни, ко­торый они фанатично отстаивают и пропагандируют. В сущ­ности — это религиозная секта, которая зарегистрирована как любительское объединение.

Группы альтернативного творчества отличаются от всех других неформалов. В них объединены профессиональные, но не признанные официальными художественными круга­ми живописцы, скульпторы, актеры, писатели и другие, ориентирующиеся на эстетику авангарда. Они охотно пере­шли бы в ранг формалов, стали бы членами творческих со­юзов. Однако их творчество не вписывается в рамки офици­ально признанного искусства. В последние годы отношение к ним меняется, они проводят выставки, выступают по ра­дио, телевидению, в печати, издают специальные сборники. Тем не менее групповая замкнутость, противостояние офи­циальным художественным ценностям характеризуют их именно как неформальное самодеятельное движение. Среди них особенно выделились "митьки", у которых четко обо­значенные творческие позиции все больше переходят в об­раз жизни и поведения.

В последние годы появились классификации, которые учитывают новые явления в неформальном молодежном дви­жении. Выделяют группы романтико-эскапистские, гедонис- тско-развлекательные, полуделинквентные, радикально-де- структивные или анархо-нигилистические [7, с. 70-71].

Имеется и классификация, которая учитывают особенно­сти современной социально-экономической ситуации, связан­ной с рынком. В ней представлены три модели. Первую оли­цетворяют группы молодых людей, занимающихся бизнесом, ориентированные на легкое добывание денег. Вторая опира­ется на вульгаризированные псевдосоциалистические идеа­лы, окрашенные уголовной романтикой и проявляющиеся в деятельности люберов, гопников и т. п. Она отличается жест­кой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, ис­пользованием культа физической силы, криминальной направ­ленностью. В основе — рэкет, спекуляция. Третья модель представлена так называемыми "яппи" и "неояппи". Выход­цы из средних и малообеспеченных семей, отличаются целе­устремленностью, серьезностью, прагматичностью, самосто­ятельностью суждений и оценок. Ориентированы на обеспе­чение нормальной жизни и продвижение по социальной и служебной лестнице. Интересы в сфере образования как не­обходимой предпосылки достижения цели [14, с. 69].

Следует отметить, что в последней классификации даны, скорее всего, модели субкультуры. Однако вторая представ­ляет собой явную модель контркультуры, т. е. неформально­го молодежного движения. В целом можно сделать вывод о том, что многочисленные исследования молодежных объе­динений главным образом уделяют внимание типологии и классификации, а не углубленному их анализу. При этом изучаются, прежде всего, политизированные и обществен­но полезные, участвующие в процессах перестройки, или антисоциальные, типа нацистов.

Остаются в тени подростковые группы по месту житель­ства, возникшие и существующие ради удовлетворения сво­их потребностей, интересов и поддерживающие полулегаль­ный статус. Их деятельность, как и других неформальных групп, не регламентирована правовыми документами, непо­дотчетна государственным общественным организациям. Они подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой ха­рактерны замкнутость и альтернативность. Являясь проме­жуточными между общественными объединениями, органи­зациями и нелегальными преступными группами, эти объе­динения зачастую формируют криминогенную субкультуру. В результате исследований выявлен широкий спектр моло­дежно-подростковых групп: дружеские компании однокласс­ников, группы по досуговому занятию, криминогенные и преступные [4, с. 83]. Состав их разнообразен: школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, работающие, не работающие и не учащиеся. Их антиобщественная дея­тельность основана на двух тенденциях: 1) институциализа- ции путем осуществления общественно полезных устремле­ний; 2) криминализации из-за невозможности добиться цели легально.

Среди социальных факторов, способствующих приходу молодежи в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, обществен­ных организациях, конфликты с преподавателями и роди­телями. Выявленные мотивы достаточно традиционны: же­лание провести свободное время, отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие интересы, возможность общения. Однако внешние причи­ны заставляют задуматься, это — внутреннее одиночество и желание найти друзей, любовь между юношей и девушкой, уважение окружающих, достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятель­ности индивида.

Подавляющее большинство подростков довольно своим времяпрепровождением. Распространенные формы их досу­га: тусовка, посещение видеосалона, дискотеки, прогулки по городу, сборы у кого-нибудь дома или в подъезде. Из филь­мов они предпочитают сюжеты ужасов, комедии и эротику; из-за коммерциализации досуга организуют тусовки в подъез­дах, подвалах, скверах. Многие хотели бы иметь свой клуб, но для этого нет средств. При этом не желают, чтобы клуб был под контролем официальной организации.

Приверженность к насилию сформирована, с одной сто­роны, принципами самой группы, с другой — насилием по отношению к подростку со стороны отца или матери. Это порождает склонность разрешать конфликты силой, готов­ность использовать различное вооружение в драке: "Чтобы пользоваться авторитетом в своей группе, нужно уметь хо­рошо драться, быть физически сильным, справедливым". А драться приходится с незнакомыми подростками, с члена­ми других групп, со знакомыми из класса, с живущими ря­дом. В группе есть лица, в прошлом осужденные или вер­нувшиеся из мест лишения свободы, которые и оказывают криминализирующее влияние на других.

Некоторые из неформальных групп по месту жительства постепенно криминализируются и перерастают в преступ­ные. Но это не значит, что все неформальные молодежные объединения следует рассматривать как потенциально пре­ступные. Важно объективно оценить тенденции и подбирать адекватные методы воздействия с учетом особенностей каж­дой конкретной группы. Смешение их в одно целое и пере­нос на них методов работы с преступными группами даст только противоположные результаты. Оставить их без внимания — значит, отдать под влияние организованной преступности.

Таким образом, молодежные неформальные объединения как форма альтернативной культуры или контркультуры представляют собой сложное явление со своими особеннос­тями. Это пересмотр системы ценностей, определяющих образ жизни человека; отказ от идеологии и общественной психологии в силу их расхождения; отрицание художествен­ных средств официального искусства; ориентация на удов­летворение собственных потребностей, интересов. Боль­шинство участников этого движения — обыкновенная моло­дежь, выброшенная обществом за пределы формально организованных структур в результате порочной системы воспитания, недоверчивости и неуважительного отношения со стороны взрослых. В последнее время произошли замет­ные изменения, связанные с общей атмосферой вседозво­ленности, что привело к снижению накала противостояния, противоборства неформалов и официальной культуры. Мож­но предположить, что развитие досуговой сферы, системы гуманитарного образования и воспитания, терпимости к мо­лодежи позволит значительно повлиять на неформальное движение. В связи с этим очень важно создать условия для самовыражения в формально организованных структурах.