9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
В рамках молодежной субкультуры могут быть и явления контркультуры или "культуры протеста", представляющие собой своего рода вызов обществу. Это различные формы стихийного протеста против общественных процессов, выражение разногласия в жизни, поиск новых идеалов. Элементы контркультуры всегда присутствуют в культуре поколений. Контркультурой называют неформальный комплекс поведенческих установок [5, с. 116]. Характеризуя это явление, пишут, что в истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки
собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах. Это скорее контркультурные тенденции [2, с. 158].
В культурологии и социологии понятие контркультуры, рассматривают в двух значениях. Во-первых, оно исполь
зуется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. Во-вторых, это понятие отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов". В западной литературе этот термин отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников [2, с. 159].
Обобщая мнение ряда исследователей, можно сказать, что понятиями "контркультура" или "культура протеста" обозначают явления, возникающие в самой культуре, но противоречащие ее главным принципам, идущие вразрез с ее основными установками, ломающие ее ценностную структуру [13, с. 17]. Контркультура особенно ярко заявляет о себе в связи с социально-экономическими, политическими и культурными трансформациями, в период ломки устоявшихся
норм и ценностей, которая приводит к потере идентификации. Она возникает на основе критики существующей культуры и созидания инновационных парадигм.
Контркультура по существу представляет собой бунт, протест, проявляет себя в нонконформизме, девиантном поведении и стремится к разрешению культурных норм и ценностей через деструкцию, в основе которой лежит определенная степень агрессивности. Наиболее типичной чертой кунтркультур- ного поведения может быть деструктивность, проявляемая как в активной форме отчуждения человека от культуры, социума. В стремлении разрушить его и тем самым предупредить разрушение собственной индивидуальности, так и в пассивных, регрессивных формах поведения — состояний, блокирующих продуктивную активность личности.
К явлению контркультуры в современной молодежной культуре можно отнести неформальное самодеятельное движение. Это альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру. Внутри этого процесса роли строго разграничены и иерархичны, что свидетельствует о самостоятельном и неконтролируемом функционировании неформальных объединений молодежи. Такой процесс неизбежен, объективен и в силу этого неподвластен контролю. Запретить, уничтожить, прекратить его невозможно. Попытки запретить или уничтожить могут породить иные, более уродливые формы, например, фашиствующие группировки. Этот процесс необходимо воспринимать как вполне здоровый и нормальный, поскольку альтернативные формы культуры в конечном итоге ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур. Демократичная культура должна впитать, ассимилировать и переплавлять эти ответвления. Поскольку культура представляет собой саморазвивающуюся систему, она выталкивает из себя отжившие, омертвевшие формы, которые сдерживают ее дальнейшее развитие.
Деятельность молодежи, направленная на создание своей собственной культуры, отличающейся от официальной, является результатом особенностей современного общественного развития. В обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно и порождается самим фактом развитых социальных взаимодействий. В связи с этим важно понимание неформального молодежного движения как социально обусловленного, детерминированного целым рядом объективных обстоятельств. Источником их являются социум, современная российская культура, особенности поколения, условия социализации, СМИ и другие факторы. Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый процесс, противостоящий социальной ситуации. Оно выражает противоречие между провозглашенными идеалами и реальной жизнью, дискредитирующей их. Это явление серьезное и не сводимое только к возрастной психологии.
В социально-психологическом плане молодежная контркультура демонстрирует извечный конфликт "отцов" и "детей". Его острота определяется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и жизни. В основе конфликта — переоценка ценностей молодежью. Она стремится определить свое отношение к миру через отрицание культуры старших поколений, объединяется в группы в стремлении показать свою непохожесть на взрослых, пытается вернуть ценностям их первоначальный смысл. По результатам исследований, высшими ценностями для нее являются любовь и дружба, но не деньги.
Неформальные объединения молодежи рассматривают как универсальный продукт научно-технического прогресса. Эту мысль наглядно демонстрируют неформалы в области музыки, появление которых связано с электромузыкальными инструментами. Молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первая воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Максимализм ее интересов и запросов не может удовлетворить официально существующая система социокультурных институтов. Распространение городского образа жизни создает условия для неформалов. В условиях большого города происходит обезличивание молодежи, которое сопровождается отсутствием социально-нравственно- го контроля. Этому процессу способствует и возможность интеграции по различным признакам.
Неформальное движение молодежи выполняет определенные функции [10, с. 93], основная из которых — самореализация, т. е. субъектное воплощение. Она дополняется инструментальной, когда группа становится инструментом для достижения сознательных или неосознаваемых результатов; компенсаторная функция связана с отсутствием личной независимости и свободы в официальных структурах, хотя независимость в неформальных группах мнимая; эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности. Современные ученые выделяют и другой перечень функций — это самоопределение личности в молодежной группе, обретение социального статуса и ролевая идентификация; культурная модификация; обеспечение социально- психологической принадлежности к референтной группе; социально-культурная преемственность и обеспечение диалога поколений; компенсаторная [14, с. 73-75].
Существует множество классификаций самодеятельных групп. Делят их на любительские и неформальные, официальные и альтернативные, по возрастному принципу, социально-правовому, по направленности интересов и т. д.
По социально-правовому признаку выделяют:
просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности — группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей природы;
асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, — металлисты, панки, хиппи, музыкальные и спортивные фанаты;
антисоцильные — пацаны, нацисты и другие, деятельность которых носит социально негативный характер.
Заслуживает внимания классификация по направленности интересов [6, с. 21]:
увлеченные современной молодежной музыкой — металлисты, брэйк-дансисты, панки, любители "диско", "новой волны", классического рока и других направлений музыки;
увлекающиеся техникой — рокеры, гоняющие по вечерним улицам городов на мотоциклах, и др.;
устремленные к правопорядковой деятельности — афганцы, люберы, которые ратуют за порядок и пытаются установить его своими методами, в том числе силовыми;
активно занимающиеся определенными видами спорта — люберы, атлеты, силовики и т. д.;
околоспортивные — различные фанаты, сопровождающие своих кумиров в спорте;
философско-мистические — хиппи и различные группы, увлеченные восточной религией, пророками;
защитники окружающей среды — экологокультурные группы, занимающиеся охраной памятников истории и культуры, природы и всей окружающей среды.
Значительный интерес представляет характеристика неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к группе может быть связана: во- первых, со способом времяпрепровождения — музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже юные нацисты; во-вторых, с социальной позицией — экологокультурные; в-третьих, с образом жизни — "системники" и их многочисленные ответвления (пипл, хайрасты, религиозные братства); в-четвертых, с альтернативным творчеством — официально непризнанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и др. [10, с. 98].
Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, металлистов, люберов, юных нацистов и др. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие. Кто-то ищет себе по вечерам жертву для расправы, другие сопровождают своих идолов на концертах и соревнованиях, потому что не знают, чем заняться. В основе опасных игр нацистов лежит та же скука и душевная пустота. Они провоцируют окружающих фашистской символикой, ищут возможность утвердить культ силы, жестокости и хамства. И в этом похожи на расправно-самосудные и противоправные. Но едва ли их можно рассматривать как группы с социальной позицией, так как они не имеют представления о философии и социологии нацизма. Это движение представляет собой крайнее выражение неформальности, его характерная черта — стремление выделиться из сверстников, самовыражение любым способом, утверждение себя во что бы то ни стало. Оно никогда не станет массовым в силу абсолютного противостояния общепринятым жизненным ценностям, хотя оно и свидетельствует о кризисе общества.
Неформальные объединения по социальной позиции являются формой проявления социальной и политической активности. Появившись в 60-е гг. в связи с восторженной поддержкой оттепели, в 80-е гг. они снова возрождаются, но уже выступают против социально-политических условий общества. Даже экологокультурные группы постепенно политизировались, хотя появились как альтернатива Всесоюзному обществу охраны памятников истории и культуры. Это исключительно молодежные группы, круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников; истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности человека. Они выступают на собраниях и дискуссиях, в печати, обращаются в компетентные органы. Некоторые их акции наталкивались на противодействие органов правопорядка. И действительно, они носят противоправный характер, но общественность воспринимает их как правомерную социальную активность молодежи.
Группы, объединенные по образу жизни, составляют "системники" с многочисленными ответвлениями (пипл, хайрас- ты, религиозные братства типа кришнаитов), для которых совместное общение становится образом жизни. Для "системников" главное — человеческое общение, их декларируемые ценности — мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими кайф и наркотики. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доброты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и экономических проблем. Людей сюда приводит чувство отчужденности, бегство от одиночества. Но их отличие в том, что для других групп — это досуг, а для "системников" — сама жизнь, поэтому многие не уходят и повзрослев. В последние годы они как бы растворились в других неформальных группах социально-политической направленности. Кришнаитов от них отличает уход от действительности в религиозные формы. Для них высшее счастье — это спокойствие души, слияние с Абсолютом, сверхсознанием, чего можно достичь постоянной медитацией с произношением ритуальных заклинаний, физическим и духовным воздержанием. Это своего рода образ жизни, который они фанатично отстаивают и пропагандируют. В сущности — это религиозная секта, которая зарегистрирована как любительское объединение.
Группы альтернативного творчества отличаются от всех других неформалов. В них объединены профессиональные, но не признанные официальными художественными кругами живописцы, скульпторы, актеры, писатели и другие, ориентирующиеся на эстетику авангарда. Они охотно перешли бы в ранг формалов, стали бы членами творческих союзов. Однако их творчество не вписывается в рамки официально признанного искусства. В последние годы отношение к ним меняется, они проводят выставки, выступают по радио, телевидению, в печати, издают специальные сборники. Тем не менее групповая замкнутость, противостояние официальным художественным ценностям характеризуют их именно как неформальное самодеятельное движение. Среди них особенно выделились "митьки", у которых четко обозначенные творческие позиции все больше переходят в образ жизни и поведения.
В последние годы появились классификации, которые учитывают новые явления в неформальном молодежном движении. Выделяют группы романтико-эскапистские, гедонис- тско-развлекательные, полуделинквентные, радикально-де- структивные или анархо-нигилистические [7, с. 70-71].
Имеется и классификация, которая учитывают особенности современной социально-экономической ситуации, связанной с рынком. В ней представлены три модели. Первую олицетворяют группы молодых людей, занимающихся бизнесом, ориентированные на легкое добывание денег. Вторая опирается на вульгаризированные псевдосоциалистические идеалы, окрашенные уголовной романтикой и проявляющиеся в деятельности люберов, гопников и т. п. Она отличается жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, использованием культа физической силы, криминальной направленностью. В основе — рэкет, спекуляция. Третья модель представлена так называемыми "яппи" и "неояппи". Выходцы из средних и малообеспеченных семей, отличаются целеустремленностью, серьезностью, прагматичностью, самостоятельностью суждений и оценок. Ориентированы на обеспечение нормальной жизни и продвижение по социальной и служебной лестнице. Интересы в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели [14, с. 69].
Следует отметить, что в последней классификации даны, скорее всего, модели субкультуры. Однако вторая представляет собой явную модель контркультуры, т. е. неформального молодежного движения. В целом можно сделать вывод о том, что многочисленные исследования молодежных объединений главным образом уделяют внимание типологии и классификации, а не углубленному их анализу. При этом изучаются, прежде всего, политизированные и общественно полезные, участвующие в процессах перестройки, или антисоциальные, типа нацистов.
Остаются в тени подростковые группы по месту жительства, возникшие и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и поддерживающие полулегальный статус. Их деятельность, как и других неформальных групп, не регламентирована правовыми документами, неподотчетна государственным общественным организациям. Они подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой характерны замкнутость и альтернативность. Являясь промежуточными между общественными объединениями, организациями и нелегальными преступными группами, эти объединения зачастую формируют криминогенную субкультуру. В результате исследований выявлен широкий спектр молодежно-подростковых групп: дружеские компании одноклассников, группы по досуговому занятию, криминогенные и преступные [4, с. 83]. Состав их разнообразен: школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, работающие, не работающие и не учащиеся. Их антиобщественная деятельность основана на двух тенденциях: 1) институциализа- ции путем осуществления общественно полезных устремлений; 2) криминализации из-за невозможности добиться цели легально.
Среди социальных факторов, способствующих приходу молодежи в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях, конфликты с преподавателями и родителями. Выявленные мотивы достаточно традиционны: желание провести свободное время, отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие интересы, возможность общения. Однако внешние причины заставляют задуматься, это — внутреннее одиночество и желание найти друзей, любовь между юношей и девушкой, уважение окружающих, достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятельности индивида.
Подавляющее большинство подростков довольно своим времяпрепровождением. Распространенные формы их досуга: тусовка, посещение видеосалона, дискотеки, прогулки по городу, сборы у кого-нибудь дома или в подъезде. Из фильмов они предпочитают сюжеты ужасов, комедии и эротику; из-за коммерциализации досуга организуют тусовки в подъездах, подвалах, скверах. Многие хотели бы иметь свой клуб, но для этого нет средств. При этом не желают, чтобы клуб был под контролем официальной организации.
Приверженность к насилию сформирована, с одной стороны, принципами самой группы, с другой — насилием по отношению к подростку со стороны отца или матери. Это порождает склонность разрешать конфликты силой, готовность использовать различное вооружение в драке: "Чтобы пользоваться авторитетом в своей группе, нужно уметь хорошо драться, быть физически сильным, справедливым". А драться приходится с незнакомыми подростками, с членами других групп, со знакомыми из класса, с живущими рядом. В группе есть лица, в прошлом осужденные или вернувшиеся из мест лишения свободы, которые и оказывают криминализирующее влияние на других.
Некоторые из неформальных групп по месту жительства постепенно криминализируются и перерастают в преступные. Но это не значит, что все неформальные молодежные объединения следует рассматривать как потенциально преступные. Важно объективно оценить тенденции и подбирать адекватные методы воздействия с учетом особенностей каждой конкретной группы. Смешение их в одно целое и перенос на них методов работы с преступными группами даст только противоположные результаты. Оставить их без внимания — значит, отдать под влияние организованной преступности.
Таким образом, молодежные неформальные объединения как форма альтернативной культуры или контркультуры представляют собой сложное явление со своими особенностями. Это пересмотр системы ценностей, определяющих образ жизни человека; отказ от идеологии и общественной психологии в силу их расхождения; отрицание художественных средств официального искусства; ориентация на удовлетворение собственных потребностей, интересов. Большинство участников этого движения — обыкновенная молодежь, выброшенная обществом за пределы формально организованных структур в результате порочной системы воспитания, недоверчивости и неуважительного отношения со стороны взрослых. В последнее время произошли заметные изменения, связанные с общей атмосферой вседозволенности, что привело к снижению накала противостояния, противоборства неформалов и официальной культуры. Можно предположить, что развитие досуговой сферы, системы гуманитарного образования и воспитания, терпимости к молодежи позволит значительно повлиять на неформальное движение. В связи с этим очень важно создать условия для самовыражения в формально организованных структурах.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов