11.2. Функции культуры в социализации личности
Основным средством социализации личности является культура, включающая в себя накопленные человечеством знания, ценности, нормы и образцы, представляющие духовный мир отдельных индивидов, социальных групп, общностей и всего общества. Это опыт и способы деятельности, передаваемые из поколения в поколение, а также опредме- ченный мир культурных ценностей, что принято называть материальной культурой. Все это обусловливает общение, поведение и деятельность людей в обществе. С этой точки зрения наиболее важными в социализации личности являются такие функции культуры, как адаптационная и чвлове- котворческая [9, с. 3]. Адаптацию психология определяет как приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, социология выделяет ее в качестве первой фазы социализации и связывает с усвоением человеческого опыта. Думается, адаптацию можно рассматривать не только как приспособление организма, но и применительно к личности как социальную адаптацию — процесс активного усвоения человеческого опыта и приспособления к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств.
В последнее десятилетие в нашей стране довольно быстро происходит смена основ общественного строя. Разрушен государственный социализм, устанавливается система рыночных отношений, происходит переход от одной цивилизации к другой. Сдвиги носят коренной характер и вызывают кризисное состояние, отражающееся абсолютно во всем. Эти явления переходного кризиса определяют актуальность социальной адаптации. По мнению ученых, обобщенным выражением степени адаптации может служить состояние массового сознания, общественное настроение, отражающее готовность принять (не принять) новые социально-экономические порядки, переносить или не переносить тяготы перехода к ним. Адаптация заключается не столько в принятии отдельных элементов, сколько в социальном и психологическом освоении меняющегося типа общественных отношений, а также в социальной и психологической способности пережить чрезвычайную ситуацию перехода [3, с. 4].
В сложных и противоречивых условиях социальной действительности, переходного периода общественного развития у индивида может быть нарушение взаимодействия со средой. Такой процесс понимается как дезадаптация. Критериями ее являются нарушения в профессиональной деятельности, в межличностных отношениях, а также реакции, выходящие за пределы норм и ожиданий окружающих (агрессия, депрессия, повышенная тревожность и др.). Дезадап- тированность личности может быть временная, когда ей необходимо включиться в новую ситуацию и адаптироваться к ней. Возможна устойчивая ситуационная дезадаптация, когда индивид не может найти приемлемые способы решения проблемы в специфических условиях профессиональной деятельности, семейных отношений и т. д. Наиболее сложной и проблематичной является общая устойчивая дезадаптация, представляющая собой состояние стабильной неприспособленности, когда активизируются все негативные механизмы.
В сложной ситуации переходного периода и дезадаптации индивида актуальными и важными становятся адаптационные функции культуры, способствующие социализации личности. Культура помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид. Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а также формы предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье. Освоение культуры для человека становится условием его достаточно комфортного существования в данном обществе.
Проведенный нами опрос экспертов о влиянии народного художественного творчества на процесс социализации личности в современных условиях показал ухудшение в последние годы ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни, что отмечают 55% опрошенных, а также норм и нравов жизни — 77%. Однако на этом фоне усилилась роль народных верований — 76%; национальных чувств и настроений — 52%; традиций и обычаев — 39%, способствующих адаптации индивида к изменившимся условиям на основе сохранения традиционных ориентаций жизнедеятельности.
Оценка воздействия народного художественного творчества на человека осуществлялась по пятибалльной шкале. Высшие оценки в 4 балла получили такие позиции, как "возрождает народные национальные чувства" и "дает людям чувство принадлежности к своему народу". Это вполне соответствует действительности, поскольку сегодня есть определенная ориентация на сохранение народной культуры в связи с созданием российской государственности и выделением самостоятельных субъектов федерации. Кроме того, роль народной культуры в адаптации и в том, что она "объединяет людей" — 3,8 балла; "передает нравственные нормы" — 3,5 и "регулирует поведение человека" — 3,4. Эти ценности и нормы, связанные с этнической культурой, в условиях кризиса оказались базовыми, позволяющими сохранить личностную идентификацию.
Таким образом, культура, в том числе народная, создает для общества человека, определенный тип личности. Ее адаптационная функция естественно переходит в человекотвор- ческую. Из этого следует, что общество, уделяющее максимальное внимание культуре, получает благодаря ей максимальные возможности собственного развития, и, наоборот, общество, которое пренебрегает культурой, встает на путь самоубийства [9, с. 4]. Культура развивает сущностные силы человека, его знания, опыт, способности, потребности, благодаря которым в нем совершенствуются возможности активного усвоения изменений окружающей среды, приспособления к ним, а также воздействия на них с целью развития самой среды.
Реализация человекотворческой функции основана на потребностях личности, обусловленных общественными процессами. Человек творит самого себя в деятельности, направленной на их удовлетворение. Потребности личности обусловлены общественными потребностями. Общество на разных этапах истории имеет неодинаковые возможности развития человека, его сущностных сил. Оно может блокировать одни потребности, стимулировать другие и вызывать к жизни новые. Таким образом, культура по заказу общества осуществляет человекотворческую функцию. В настоящее время оказались заблокированными ценности и нормы социализма и происходит утверждение других с помощью трансляции образцов массовой культуры развитых капиталистических стран. В то же время сама культура оказалась заблокированной экономически, что ограничивает ее возможности в социализации личности.
В этих новых условиях в процессе социализации человек поставлен в ситуацию, предполагающую усвоение ценностей, норм, образцов поведения и деятельности, связанных с рыночными экономическими отношениями. Культура, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, соответствующего требованиям данных социально-исторических условий. Поскольку за предыдущие десятилетия не создана такая культура, для формирования новой социальности используются зарубеж
ные образцы. Но какого человека они создают, нужен ли он данному обществу, что может дать этот человек обществу? Оценка культуры с этой точки зрения возможна через выявление основных черт общества. Если его характеризуют негативные черты, типа распространения преступности, наркомании, разрушения прежнего человеческого опыта, ценностей, то культура — это единственное, что может противостоять этим процессам, формируя социальный тип личности творца на основе общечеловеческих ценностей и норм.
Социальное обновление общества возможно, если культура формирует человека, способного к активным новаторским действиям, а также развивает и совершенствует его способности чутко и мобильно реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию и адаптироваться к ней. В процессе социализации личности в современных условиях от культуры требуется гармонизация отношений между общественным и личностным началами человека, так как отказ от коллективных форм жизнедеятельности приводит к другой крайности — развитию индивидуализма и обособлению личности. Гармонизации требуют личные и общественные проявления человека, индивидуальное и универсальное, духовное и телесное, рациональное и эмоциональное, биологическое и социальное [10, с. 59]. Это возможно при возведении в ранг общекультурной ценности яркой человеческой индивидуальности, что, в свою очередь, предполагает перестройку всей системы культуры, изменения ценностей и норм взаимоотношений человека и общества.
Смысл социализации — в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности. Изменений требует и характер связей между материальными и духовными элементами культуры. В сфере культуры духовное всегда превалирует над материальным, однако на данном этапе общественного развития в нашей стране культивируются прежде всего материальные ценности, что предполагает активизацию социокультурными институтами усилий, направленных на обеспечение приоритета духовных ценностей. Но это не означает невнимания к материальной стороне жизни человека, речь идет о глубоком одухотворении материальных элементов культуры. Оно предполагает возвращение определяющей роли моральных ценностей в систему культуры, наполнение всех сфер жизнедеятельности человека моральным содержанием.
В морали фундаментом становятся общечеловеческие ценности — жизнь человека, его свобода, достоинство, честь, полнота проявления индивидуальности [9, с. 8]. Но мораль не институционализирована, поэтому ее человекотворческие возможности в процессе социализации реализуются через другие виды культуры и, прежде всего, — через искусство, а также науку, религию и межличностное духовное общение. Нельзя формировать духовность только религией, хотя это и лучше бездуховности. Наука развивает в человеке рациональную сферу, искусство — эмоционально-чувственную, религия дает веру, а мораль является основой всего и порождает человека разумного. Совокупность всех этих сторон общественного сознания способствует формированию целостной, всесторонне развитой личности. Но все это возможно при перестройке всей системы образования и воспитания, изменении системы целенаправленной социализации, при создании школы активного социального действия и творческого проявления личности. В современных же условиях человек оказался в сложной ситуации резкой смены культурных ориентаций общества, потребовавшего повышенного напряжения физических, интеллектуальных, волевых усилий. Наблюдается снижение культурной активности, критически избирательное отношение к ценностям и образу жизни друг друга, сопоставление и активное отстаивание своих жизненных позиций, стремление к взаимопониманию, приспособление к культурным ориентациям друг друга на основе познания индивидуально-личностного образа жизни, социокультурного опыта и согласованности взглядов, убеждений, мотивов деятельности и поведения.
Наибольшие трудности человек испытывает в связи с потерей ценностей, выработанных в процессе социализации в предыдущий период. Разрушены старые мифы "светлого коммунистического будущего", выстраиваются новые мифы "светлого капиталистического будущего" по западноевропейскому образцу. Многие не знают, как себя вести, их поведение часто не соответствует нормативным требованиям данной социальной ситуации. В связи с этим в процессе социализации для личности важна идентификация, позволяющая чувствовать свою принадлежность к той или иной социальной группе, общности, являющейся носителем культурных ценностей.
Идентификация может быть утрачена по двум основным причинам: в результате кардинальных психических изменений и в результате быстрых и значительных изменений в окружающей социальной среде [4, с. 3]. В нашем обществе это произошло по причине резкой перестройки социально- экономических условий жизнедеятельности человека, что привело к разрушению его жизненных планов. Особенно болезненно гибель советской культуры отразилась на активной части общества, ориентированной на успех и признание, жизнь и деятельность которых представляла собой средство культурной и социальной интеграции. Меньше всего страдают в этой ситуации либо инвалиды с низким уровнем притязаний, либо авантюристы, не обладающие устойчивой долговременной мотивацией [4, с. 4]. Были проведены исследования изменений ценностных оснований идентификации. В основу были взяты девять комплексов ценностей, в том числе социокультурного характера [6, с. 61]:
витальный, связанный с материальным обеспечением повседневной жизни: деньги, жилье, питание, домашнее хозяйство, торговля, транспорт;
учебно-производственный, включающий в себя решение различных проблем в трудовом (учебном) коллективе;
семейно-родственный, охватывающий все проблемы семейных отношений;
нравственный, куда вошли высказывания о проблемах отношений в социуме, основанных на понятиях добра, справедливости, честности;
личностный, который связан с такими ценностями, как самообразование, целеустремленность, самопознание, самореализация, нравственное самосовершенствование;
межличностный, включающий проблемы, возникающие в личностном общении с близкими друзьями;
прочие терминальные основания, связанные с обобщенными личными проблемами, такими, как счастье, яркая жизнь, душевный покой, свобода и независимость, слава и власть;
комплекс изолированности, объединяющий высказывания о скуке, одиночестве, безысходности, разочарованности в жизни;
комплекс неприязни к людям.
Исследованием были охвачены рабочие, инженеры, брокеры, студенты. Выявлен характерный рост значимости мате- риально-бытовых оснований идентификации, однако не для всех это является главной проблемой жизни. Для рабочих — 55,4%; инженеров — 20,4%; брокеров — 13,8%; студентов — 14,2%. Какие же ценности составляют главное звено идентификации личности? Витальные оказались главными только для рабочих, для инженеров — это семейно-родственные — 44,9%; брокеров — личностные — 41,4%. Для студентов ни один из ценностных комплексов не является ярко доминирующим: личностный — 26,2%; прочие терминальные основания — 20,6%; периодически возникают межличностные — 20,6%; проблемой повседневности являются витальные — 51,8%; а для многих идентификация связана с настроением — 32,6% [6, с. 64, 67, 69, 70].
С социокультурными основаниями идентификации наиболее связаны нравственный и личностный комплексы. Исследования показали общую тенденцию снижения значимости проблем нравственности и отношений между людьми. Среди рабочих главными являются нравственные основания идентификации лишь для 1,8%; инженеров — 2,2%; брокеров — 0%; более значимы для студентов — 5,0%. Безнравственность, невоспитанность, нечестность раздражают всех. Люди часто упоминают эти качества личности как обстоятельства, влияющие на настроение. Однако как личные проблемы упоминают единицы респондентов. Безнравственность чаще воспринимают как существующую в системе общественных отношений, а не в личной жизни людей. Проблемы личностной самореализации и идентификации на этой основе слабо выражены у рабочих — 7,1%; несколько выше у инженеров — 20,4%. Главным образом они находятся в сфере интересов наиболее активных социальных групп — брокеров и студентов. Для них наиболее важна личностная автономия и в связи с этим характерно отсутствие потребности отождествлять себя с кем бы то ни было. Это индивидуальный уровень идентификации, представляющий собой, осознание собственной уникальности, стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как неповторимого [15, с. 399].
Важным средством идентификации являются социокультурные образцы, представляющие собой более или менее удачное решение социально значимых проблем на уровне действий, суждений, поведения, общения. В их основе лежат ценностно-нормативные отношения. Каждой социокультурной общности соответствуют наборы образцов. Они помогают людям выделить свою социокультурную среду, распознавать и оценивать события и явления окружающего мира. Во все времена, во всех общественных системах существовали образцы, используемые для социализации индивида в рамках установившейся культуры, а также для обновления социокультурных ценностей и норм, для формирования того или иного социального типа личности, соответствующего требованиям времени.
В качестве социокультурных образцов могут быть ценности, нормы, идеалы, образы отдельных личностей, мода, кумиры и т. д. Наибольшую значимость приобретают образы замечательных людей — героев, святых, творцов, усиливающих жизнеспособность культуры. Каждое поколение на основе самоидентификации подражает сознательно или стихийно сформировавшимся представлениям привлекательности образа. В современных условиях развития в нашей стране стираются из культурной памяти большинства населения образы выдающихся деятелей истории и культуры, ставших в свое время образцами для подражания многих поколений советских людей. Их место заполняют образы Бога, святых, ангелов, а также отдельных богатых магнатов капиталистического мира, основной функцией которых является ориентация поведения людей на нормы-идеалы, олицетворенные в них. В каждой культуре есть свои святые и герои. Они не всегда являются подлинными, но становятся привлекательными и влекут к себе благодаря мифам, которые сопровождают их. Такие образцы выполняют свои культурные функции в случае создания ценностей и норм, соответствующих жизненным ожиданиям людей.
Социокультурные образцы принято подразделять. Одни ученые делят их на две категории: первые — те, чей образцовый путь может в принципе повторить каждый житель Земли — это прежде всего Иисус, Мухаммед, Будда; вторые — это гениальные или исключительно талантливые творцы в том или ином виде человеческой деятельности: в науке, живописи, литературе, музыке и т. д. [11, с. 68]. Другие делят социокультурные образцы на два основных вида. Первый — своего рода "типовой пример", который распространяют средства массовой коммуникации. Это усредненный для большинства людей образ действия, поведения в той или иной ситуации, образ личности, решения проблемы, который помогает людям первоначально ориентироваться в трудной жизненной ситуации. Другим видом являются образцы, которые появляются при решении новых, конкретных социокультурных проблем. Они отражают поисковое поведение людей в сложных ситуациях и указывают на то, что решения проблем возможны, хотя и требуют напряжения способностей и сил (Э. А. Орлова).
Социокультурные образцы обычно рождаются в повседневной практике. Сначала они появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, затем сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами. Образцы помогают людям ориентироваться в общественной жизни, выделять события, явления, процессы, наиболее важные, значимые; решать проблемы, встречающиеся на жизненном пути. Это своего рода ориентиры в культуре, с помощью которых определяются значение и смысл происходящих явлений и процессов. Урбанизированная культура сопровождается образцами в различных областях деятельности людей, облегчая процесс их адаптации к новым условиям и формируя социальность личности.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов