logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

11.2. Функции культуры в социализации личности

Основным средством социализации личности является культура, включающая в себя накопленные человечеством знания, ценности, нормы и образцы, представляющие ду­ховный мир отдельных индивидов, социальных групп, общ­ностей и всего общества. Это опыт и способы деятельности, передаваемые из поколения в поколение, а также опредме- ченный мир культурных ценностей, что принято называть материальной культурой. Все это обусловливает общение, поведение и деятельность людей в обществе. С этой точки зрения наиболее важными в социализации личности являют­ся такие функции культуры, как адаптационная и чвлове- котворческая [9, с. 3]. Адаптацию психология определяет как приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, социология выделяет ее в качестве первой фазы социализации и связывает с усвоением человеческого опыта. Думается, адаптацию можно рассматривать не толь­ко как приспособление организма, но и применительно к личности как социальную адаптацию — процесс активного усвоения человеческого опыта и приспособления к изменяю­щейся среде с помощью различных социальных средств.

В последнее десятилетие в нашей стране довольно быст­ро происходит смена основ общественного строя. Разрушен государственный социализм, устанавливается система рыноч­ных отношений, происходит переход от одной цивилизации к другой. Сдвиги носят коренной характер и вызывают кризис­ное состояние, отражающееся абсолютно во всем. Эти явле­ния переходного кризиса определяют актуальность социаль­ной адаптации. По мнению ученых, обобщенным выражени­ем степени адаптации может служить состояние массового сознания, общественное настроение, отражающее готовность принять (не принять) новые социально-экономические по­рядки, переносить или не переносить тяготы перехода к ним. Адаптация заключается не столько в принятии отдельных элементов, сколько в социальном и психологическом освое­нии меняющегося типа общественных отношений, а также в социальной и психологической способности пережить чрез­вычайную ситуацию перехода [3, с. 4].

В сложных и противоречивых условиях социальной дей­ствительности, переходного периода общественного разви­тия у индивида может быть нарушение взаимодействия со средой. Такой процесс понимается как дезадаптация. Крите­риями ее являются нарушения в профессиональной деятель­ности, в межличностных отношениях, а также реакции, выходящие за пределы норм и ожиданий окружающих (аг­рессия, депрессия, повышенная тревожность и др.). Дезадап- тированность личности может быть временная, когда ей не­обходимо включиться в новую ситуацию и адаптироваться к ней. Возможна устойчивая ситуационная дезадаптация, ког­да индивид не может найти приемлемые способы решения проблемы в специфических условиях профессиональной дея­тельности, семейных отношений и т. д. Наиболее сложной и проблематичной является общая устойчивая дезадаптация, представляющая собой состояние стабильной неприспособ­ленности, когда активизируются все негативные механизмы.

В сложной ситуации переходного периода и дезадаптации индивида актуальными и важными становятся адаптацион­ные функции культуры, способствующие социализации лич­ности. Культура помогает человеку усвоить условия окружа­ющей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях груп­пы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид. Она дает возможность понять и при­нять особенности взаимодействия, общения людей друг с дру­гом, а также формы предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье. Освоение культуры для человека становится условием его достаточно комфортного существо­вания в данном обществе.

Проведенный нами опрос экспертов о влиянии народного художественного творчества на процесс социализации лич­ности в современных условиях показал ухудшение в после­дние годы ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни, что отмечают 55% опрошенных, а также норм и нравов жизни — 77%. Однако на этом фоне усилилась роль народных верований — 76%; национальных чувств и настро­ений — 52%; традиций и обычаев — 39%, способствующих адаптации индивида к изменившимся условиям на основе сохранения традиционных ориентаций жизнедеятельности.

Оценка воздействия народного художественного творче­ства на человека осуществлялась по пятибалльной шкале. Высшие оценки в 4 балла получили такие позиции, как "воз­рождает народные национальные чувства" и "дает людям чувство принадлежности к своему народу". Это вполне соот­ветствует действительности, поскольку сегодня есть опреде­ленная ориентация на сохранение народной культуры в свя­зи с созданием российской государственности и выделением самостоятельных субъектов федерации. Кроме того, роль народной культуры в адаптации и в том, что она "объединя­ет людей" — 3,8 балла; "передает нравственные нормы" — 3,5 и "регулирует поведение человека" — 3,4. Эти ценности и нормы, связанные с этнической культурой, в условиях кри­зиса оказались базовыми, позволяющими сохранить личнос­тную идентификацию.

Таким образом, культура, в том числе народная, создает для общества человека, определенный тип личности. Ее адап­тационная функция естественно переходит в человекотвор- ческую. Из этого следует, что общество, уделяющее макси­мальное внимание культуре, получает благодаря ей макси­мальные возможности собственного развития, и, наоборот, общество, которое пренебрегает культурой, встает на путь самоубийства [9, с. 4]. Культура развивает сущностные силы человека, его знания, опыт, способности, потребности, бла­годаря которым в нем совершенствуются возможности ак­тивного усвоения изменений окружающей среды, приспособ­ления к ним, а также воздействия на них с целью развития самой среды.

Реализация человекотворческой функции основана на по­требностях личности, обусловленных общественными процес­сами. Человек творит самого себя в деятельности, направ­ленной на их удовлетворение. Потребности личности обус­ловлены общественными потребностями. Общество на разных этапах истории имеет неодинаковые возможности развития человека, его сущностных сил. Оно может блокировать одни потребности, стимулировать другие и вызывать к жизни но­вые. Таким образом, культура по заказу общества осуществ­ляет человекотворческую функцию. В настоящее время ока­зались заблокированными ценности и нормы социализма и происходит утверждение других с помощью трансляции об­разцов массовой культуры развитых капиталистических стран. В то же время сама культура оказалась заблокированной экономически, что ограничивает ее возможности в социали­зации личности.

В этих новых условиях в процессе социализации человек поставлен в ситуацию, предполагающую усвоение ценнос­тей, норм, образцов поведения и деятельности, связанных с рыночными экономическими отношениями. Культура, выпол­няя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, соответствующего требова­ниям данных социально-исторических условий. Поскольку за предыдущие десятилетия не создана такая культура, для формирования новой социальности используются зарубеж

ные образцы. Но какого человека они создают, нужен ли он данному обществу, что может дать этот человек обществу? Оценка культуры с этой точки зрения возможна через выяв­ление основных черт общества. Если его характеризуют не­гативные черты, типа распространения преступности, нар­комании, разрушения прежнего человеческого опыта, цен­ностей, то культура — это единственное, что может противостоять этим процессам, формируя социальный тип личности творца на основе общечеловеческих ценностей и норм.

Социальное обновление общества возможно, если куль­тура формирует человека, способного к активным новаторс­ким действиям, а также развивает и совершенствует его способности чутко и мобильно реагировать на быстро изме­няющуюся ситуацию и адаптироваться к ней. В процессе со­циализации личности в современных условиях от культуры требуется гармонизация отношений между общественным и личностным началами человека, так как отказ от коллек­тивных форм жизнедеятельности приводит к другой крайно­сти — развитию индивидуализма и обособлению личности. Гармонизации требуют личные и общественные проявления человека, индивидуальное и универсальное, духовное и те­лесное, рациональное и эмоциональное, биологическое и со­циальное [10, с. 59]. Это возможно при возведении в ранг общекультурной ценности яркой человеческой индивидуаль­ности, что, в свою очередь, предполагает перестройку всей системы культуры, изменения ценностей и норм взаимоот­ношений человека и общества.

Смысл социализации — в превращении каждой личнос­ти в инициативного, творческого субъекта деятельности. Из­менений требует и характер связей между материальны­ми и духовными элементами культуры. В сфере культуры духовное всегда превалирует над материальным, однако на данном этапе общественного развития в нашей стране куль­тивируются прежде всего материальные ценности, что пред­полагает активизацию социокультурными институтами усилий, направленных на обеспечение приоритета духовных ценностей. Но это не означает невнимания к материальной стороне жизни человека, речь идет о глубоком одухотворе­нии материальных элементов культуры. Оно предполагает возвращение определяющей роли моральных ценностей в систему культуры, наполнение всех сфер жизнедеятельнос­ти человека моральным содержанием.

В морали фундаментом становятся общечеловеческие цен­ности — жизнь человека, его свобода, достоинство, честь, полнота проявления индивидуальности [9, с. 8]. Но мораль не институционализирована, поэтому ее человекотворческие возможности в процессе социализации реализуются через другие виды культуры и, прежде всего, — через искусство, а также науку, религию и межличностное духовное обще­ние. Нельзя формировать духовность только религией, хотя это и лучше бездуховности. Наука развивает в человеке ра­циональную сферу, искусство — эмоционально-чувственную, религия дает веру, а мораль является основой всего и по­рождает человека разумного. Совокупность всех этих сторон общественного сознания способствует формированию целос­тной, всесторонне развитой личности. Но все это возможно при перестройке всей системы образования и воспитания, изменении системы целенаправленной социализации, при создании школы активного социального действия и творчес­кого проявления личности. В современных же условиях че­ловек оказался в сложной ситуации резкой смены культур­ных ориентаций общества, потребовавшего повышенного напряжения физических, интеллектуальных, волевых уси­лий. Наблюдается снижение культурной активности, крити­чески избирательное отношение к ценностям и образу жиз­ни друг друга, сопоставление и активное отстаивание своих жизненных позиций, стремление к взаимопониманию, при­способление к культурным ориентациям друг друга на осно­ве познания индивидуально-личностного образа жизни, со­циокультурного опыта и согласованности взглядов, убежде­ний, мотивов деятельности и поведения.

Наибольшие трудности человек испытывает в связи с по­терей ценностей, выработанных в процессе социализации в предыдущий период. Разрушены старые мифы "светлого ком­мунистического будущего", выстраиваются новые мифы "светлого капиталистического будущего" по западноевропей­скому образцу. Многие не знают, как себя вести, их поведе­ние часто не соответствует нормативным требованиям дан­ной социальной ситуации. В связи с этим в процессе социали­зации для личности важна идентификация, позволяющая чувствовать свою принадлежность к той или иной соци­альной группе, общности, являющейся носителем культур­ных ценностей.

Идентификация может быть утрачена по двум основным причинам: в результате кардинальных психических измене­ний и в результате быстрых и значительных изменений в окружающей социальной среде [4, с. 3]. В нашем обществе это произошло по причине резкой перестройки социально- экономических условий жизнедеятельности человека, что привело к разрушению его жизненных планов. Особенно бо­лезненно гибель советской культуры отразилась на активной части общества, ориентированной на успех и признание, жизнь и деятельность которых представляла собой средство культурной и социальной интеграции. Меньше всего страда­ют в этой ситуации либо инвалиды с низким уровнем притя­заний, либо авантюристы, не обладающие устойчивой дол­говременной мотивацией [4, с. 4]. Были проведены исследова­ния изменений ценностных оснований идентификации. В основу были взяты девять комплексов ценностей, в том чис­ле социокультурного характера [6, с. 61]:

Исследованием были охвачены рабочие, инженеры, бро­керы, студенты. Выявлен характерный рост значимости мате- риально-бытовых оснований идентификации, однако не для всех это является главной проблемой жизни. Для рабочих — 55,4%; инженеров — 20,4%; брокеров — 13,8%; студентов — 14,2%. Какие же ценности составляют главное звено иденти­фикации личности? Витальные оказались главными только для рабочих, для инженеров — это семейно-родственные — 44,9%; брокеров — личностные — 41,4%. Для студентов ни один из ценностных комплексов не является ярко доминиру­ющим: личностный — 26,2%; прочие терминальные основа­ния — 20,6%; периодически возникают межличностные — 20,6%; проблемой повседневности являются витальные — 51,8%; а для многих идентификация связана с настроением — 32,6% [6, с. 64, 67, 69, 70].

С социокультурными основаниями идентификации наибо­лее связаны нравственный и личностный комплексы. Исследо­вания показали общую тенденцию снижения значимости про­блем нравственности и отношений между людьми. Среди рабочих главными являются нравственные основания иденти­фикации лишь для 1,8%; инженеров — 2,2%; брокеров — 0%; более значимы для студентов — 5,0%. Безнравственность, не­воспитанность, нечестность раздражают всех. Люди часто упо­минают эти качества личности как обстоятельства, влияющие на настроение. Однако как личные проблемы упоминают еди­ницы респондентов. Безнравственность чаще воспринимают как существующую в системе общественных отношений, а не в личной жизни людей. Проблемы личностной самореализации и идентификации на этой основе слабо выражены у рабочих — 7,1%; несколько выше у инженеров — 20,4%. Главным обра­зом они находятся в сфере интересов наиболее активных со­циальных групп — брокеров и студентов. Для них наиболее важна личностная автономия и в связи с этим характерно от­сутствие потребности отождествлять себя с кем бы то ни было. Это индивидуальный уровень идентификации, представляю­щий собой, осознание собственной уникальности, стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненно­го пути как неповторимого [15, с. 399].

Важным средством идентификации являются социо­культурные образцы, представляющие собой более или менее удачное решение социально значимых проблем на уровне действий, суждений, поведения, общения. В их основе лежат ценностно-нормативные отношения. Каждой социокультур­ной общности соответствуют наборы образцов. Они помогают людям выделить свою социокультурную среду, распознавать и оценивать события и явления окружающего мира. Во все времена, во всех общественных системах существовали об­разцы, используемые для социализации индивида в рамках установившейся культуры, а также для обновления социо­культурных ценностей и норм, для формирования того или иного социального типа личности, соответствующего требо­ваниям времени.

В качестве социокультурных образцов могут быть цен­ности, нормы, идеалы, образы отдельных личностей, мода, кумиры и т. д. Наибольшую значимость приобретают обра­зы замечательных людей — героев, святых, творцов, усили­вающих жизнеспособность культуры. Каждое поколение на основе самоидентификации подражает сознательно или сти­хийно сформировавшимся представлениям привлекательно­сти образа. В современных условиях развития в нашей стра­не стираются из культурной памяти большинства населения образы выдающихся деятелей истории и культуры, ставших в свое время образцами для подражания многих поколений советских людей. Их место заполняют образы Бога, святых, ангелов, а также отдельных богатых магнатов капиталисти­ческого мира, основной функцией которых является ориен­тация поведения людей на нормы-идеалы, олицетворенные в них. В каждой культуре есть свои святые и герои. Они не всегда являются подлинными, но становятся привлекатель­ными и влекут к себе благодаря мифам, которые сопровож­дают их. Такие образцы выполняют свои культурные функ­ции в случае создания ценностей и норм, соответствующих жизненным ожиданиям людей.

Социокультурные образцы принято подразделять. Одни ученые делят их на две категории: первые — те, чей образ­цовый путь может в принципе повторить каждый житель Земли — это прежде всего Иисус, Мухаммед, Будда; вто­рые — это гениальные или исключительно талантливые творцы в том или ином виде человеческой деятельности: в науке, живописи, литературе, музыке и т. д. [11, с. 68]. Дру­гие делят социокультурные образцы на два основных вида. Первый — своего рода "типовой пример", который распрос­траняют средства массовой коммуникации. Это усредненный для большинства людей образ действия, поведения в той или иной ситуации, образ личности, решения проблемы, кото­рый помогает людям первоначально ориентироваться в труд­ной жизненной ситуации. Другим видом являются образцы, которые появляются при решении новых, конкретных соци­окультурных проблем. Они отражают поисковое поведение людей в сложных ситуациях и указывают на то, что реше­ния проблем возможны, хотя и требуют напряжения способ­ностей и сил (Э. А. Орлова).

Социокультурные образцы обычно рождаются в повсед­невной практике. Сначала они появляются у отдельных инди­видов или какой-либо группы людей, используются в прак­тике, затем сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами. Образцы помогают людям ориентироваться в общественной жизни, выделять события, явления, процессы, наиболее важные, значимые; решать проблемы, встречающиеся на жизненном пути. Это своего рода ориентиры в культуре, с помощью которых определяются значение и смысл происхо­дящих явлений и процессов. Урбанизированная культура со­провождается образцами в различных областях деятельнос­ти людей, облегчая процесс их адаптации к новым условиям и формируя социальность личности.