logo search
Sbornik_2011

Культурная форма в художественном воплощении

В последние два десятилетия в связи с трансформацией обществ на постсоветском пространстве можно отметить устойчивую тенденцию появления множества социальных сообществ. Происходит процесс «дробления» общества на новые социальные группы в результате все более усиливающегося поиска своей идентичности людьми, не осознающими своего социального интереса. Исследователи отмечают, что при этом ведущую роль в формировании идентичности играют средства массовой коммуникации, причем среди массовых культурных продуктов особую роль играет кинематограф.

Культурная форма является нормой групповой жизни. Любое социальное сообщество, появляющееся на основе своего доктринального ядра в виде мировоззрения, убеждений, отношения к окружающим объективным сообществам и институтам, является изменчивым результатом постоянной борьбы между своими формой и содержанием.

Культурная форма тесно взаимосвязана с идентичностью, приобретаемой в процессе самоидентификации. Самоидентификация определяется как «способ саморефлексии, отражения тех или иных ценностей и принципов, характерных для группы и отнесения себя к определенной социальной общности»[1, с. 21]. Особую актуальность изучение процессов идентификации приобретает, согласно утверждению В.А.Ядова, при разрушении традиционного уклада жизни и возникновении потребности в самоопределении в перестраивающихся социальных взаимоотношениях[2, с. 35]

Для анализа мы взяли исторические фильмы, выпущенные российским кинематографом с 2007 по 2009 года – «1612: Хроники смутного времени»(РФ, 2007), «Адмиралъ»(РФ, 2008), «Тарас Бульба»(РФ, 2009).

Данные фильмы связаны, прежде всего, манифестируемой поддержкой Министерства культуры РФ – на одном из первых кадров каждого из них значится «фильм создан при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации». Согласно эмпирическим данным, в них изображается множество культурных форм, часто «переходящих» из одного фильма в другой.

Созданные в последнее время (2007-2009гг.) кинематографом Российской Федерации фильмы представляют собой культурные продукты, охватывающие своим сюжетом исторический период XVII – нач. XXвв. При отображении в них трех культурных форм, выделенных нами выше, особый упор делается на декларацию русской идентичности. Среди манифестируемых ценностей также можно выделить религиозные (христианские), политические (существующее политическое устройство государства), моральные (ценность подчинения как старшим по возрасту, так и вышестоящим по рангу). Поскольку они, как и любой продукт массовой культуры, выражают консервативный взгляд на существующую социальную стратификацию, на государственное устройство, они участвуют в процессе легитимации данного состояния общества Российской Федерации. Репрезентируемые ценности представляют как социальные группы, участвующие в управлении государством, так и приближенные к ним (военные и духовенство), посредством которых властные структуры пытаются поддерживать связь с основной массой малых социальных общностей, косвенно воздействуя на последние посредством конструирования идентичности. В данном случае конструирование идентичности происходит с помощью «фильтрации» заложенных в кинокартинах мессиджей через схемы восприятия, построенные на повседневном опыте и помогающие реорганизовать опыт индивида. «Чтение» подобных мессиджей ведет к изменению повседневной жизни человека путем вписывания в неё новых норм и практик, увиденных на экране.

Основные ценности, заложенные в фильмах, являются интегрирующими, помогающими решить многие актуальные проблемы для этой страны, что еще раз иллюстрируется повсеместно существующей практикой целенаправленного использования культурных продуктов.

Литература: 1. Молодежная субкультура: коллективная монография / Науч. ред.. – Н.А.Победа. – Одесса: Астропринт, 1999. – 284с. 2.Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал.-1994, №1.

Бородіна Дар’я

Дніпропетровський національний університет ім. О. Гончара

(Україна, м. Дніпропетровськ)