logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей

Взаимодействие экономики и культуры позволяет выяс­нить связь между характером экономических преобразова­ний, происходящих в стране, и механизмами социокультур­ной, т. е. ценностно-нормативной регуляции жизнедеятель­ности и поведения людей.

Социально-экономическое развитие и другие перемены в обществе предполагают усвоение людьми новых знаний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения. Это стано­вится возможным при активизации механизмов социокуль­турного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих передавать и распространять прогрессивный опыт и информацию для усвоения личностью. Такое регули­рование облегчает и ускоряет усвоение ценностей и норм, что обеспечивает комфортное существование в изменившихся экономических условиях. В условиях перехода к рыночным отношениям происходит внедрение механизмов социокуль­турного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих перестроить привычную установку ожидания государственных благ на проявление собственной активности и инициативы для обеспечения своего благополучия.

Различные способы регулирования деятельности и пове­дения людей рассматриваются как "традиционные" и "раци­ональные" [2, с. 23]. К традиционным относятся способы, регулирующие взаимоотношения людей во всех сферах жиз­недеятельности через передачу знаний, ценностей, норм и образцов от поколения к поколению в устной форме, в виде обычаев и традиций. Ценности и нормы осваиваются в про­цессе деятельности и непосредственно в социальных отно­шениях людей. В процессе труда и быта передаются жизнен­ный опыт, умения и навыки, взгляды на природу и обще­ство, нормы взаимоотношений, критерии оценок окружающей действительности. Все это связано с народной культурой, хранительницей социокультурных ценностей, накопленных на протяжении многих столетий.

Рациональные (идеологические) способы регулирования по­ведения и деятельности людей связаны с разработкой идеаль­ной модели ценностей и норм на уровне государства, их рас­пространением с помощью различных предметов культуры и фиксацией в общественном сознании. Например, модель ценно­стей и норм социализма внедрялась в сознание людей с помо­щью различных форм и способов массового воздействия. Новые ценности и нормы рыночной экономики по-своему "оболванива­ют" сознание людей через средства массовой коммуникации.

Идеальная модель, создаваемая в масштабе страны, по- новому интерпретируется в конкретных социально-экономи­ческих условиях. При ее внедрении в сознание людей дей­ствуют различные механизмы ценностно-нормативной ре­гуляции [11, с. 46-47]:

Во-первых, формируя, утверждая, закрепляя и разви­вая те или иные ценности, общество определяет желатель­ное для него общее, стратегическое направление действия и взаимодействия своих членов, их объединений, ориенти­рует их поведение в русле соответствующих устанавливае­мых им общих рамок.

Если демократизм и гуманизм определены в качестве важ­нейших, приоритетных ценностей данного общества, тем самым оно направляет действия и взаимодействия живущих в нем людей и их объединений в русло признания приорите­та прав и свобод человека, обеспечения условий подлинного народовластия и реальной заботы о благе человека, объеди­нения с другими демократическими силами, борьбы против возможных тенденций авторитаризма и т. д. Именно общность социальных ценностей лежит в основе устойчивого и проч­ного объединения людей, а их существенное различие и тем более противоположность — в основе социальных разъеди­нений, противоречий, конфликтов и даже борьбы.

Во-вторых, в социальных нормах (правовых и мораль­ных) общество на основе признаваемых и защищаемых им ценностей четко предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. Одни из норм запрещают те или иные деяния (запретительные нормы), другие рекомендуют, поощряют, поддерживают со­ответствующее поведение (поощрительные нормы).

Ненормативная культура была бы невозможна как единое целое, в ней невозможны были бы совместные, согласован­ные, целенаправленные действия членов общества. Без куль­туры общественная жизнь была бы дезорганизованной и пре­вратилась бы в хаотичное смешение людей. Вполне право­мерно Н. Смелзер называет культуру цементом здания общественной жизни.

В-третьих, общество не только определяет систему правовых и моральных норм поведения личности, но и выра­батывает систему мер и способов их реального осуществле­ния. Оно, будучи заинтересованным в том, чтобы его члены строили свое поведение в соответствии с определенными для них ролевыми требованиями и ожиданиями, не может ми­риться с нарушениями этих требований и ожиданий и не может быть безразличным и безучастным к законопослушно­му, высоконравственному поведению своих членов.

Ослабление социального контроля за поведением людей и их групп, как показывает опыт, ведет к дестабилизации и дезорганизации социальной жизни. Поэтому механизм соци­ального контроля предполагает различные способы реагиро­вания субъектов социальной жизни, прежде всего самого общества на то или иное поведение людей и их групп, т. е. социальные санкции. Они могут носить как позитивный ха­рактер (поощрение за соблюдение социальных норм), так и негативный (наказание за нарушение социальных норм). Те и другие санкции направлены на обеспечение соблюдения социальных норм и поддержание декларируемых ценностей.

Таким образом, на основе практического опыта и теоре­тических знаний в обществе утверждаются социальные цен­ности. На их основе вырабатываются правила поведения (со­циальные нормы), закрепляющиеся в законах, нормативных актах и регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями данного общества. Культура является объектив­но данной для различных социальных систем и личностей. Однако люди при этом создают, поддерживают, изменяют свое социальное и культурное окружение. В результате куль­тура как система знаний, ценностей, норм, образцов жизне­деятельности в процессе своего функционирования постоян­но развивается и изменяется, вместе с ней меняются нормы и ценности людей. Таков типичный механизм социальной ре­гуляции [11, с. 47].

В истории нашей страны условно выделяют три этапа развития, дающие возможность проследить связь социаль­но-экономических условий и механизмов ценностно-норма­тивной регуляции поведения и деятельности людей [10, с. 126].

Первый этап характеризуется высокой согласованностью потребностей, интересов населения с рационально создан­ной и передаваемой людям идеальной моделью поведения и деятельности, с ценностями и нормами этой модели, с меха­низмами ее распространения. Невысокий социально-экономи­ческий уровень общества обусловил модернизацию, направ­ленную больше на количественные показатели, чем каче­ственные. Неотъемлемой частью социально-экономической модернизации оказалось приобщение населения к культур­ным благам и услугам. Решение этой задачи было рассчита­но на невысокий культурный уровень и неразвитость духов­ных потребностей, что соответствовало истине.

Деятельность социокультурных институтов, ориентирован­ная на возможность широкого доступа к культурным ценно­стям, а не на качественный уровень культуры личности, не противоречила потребностям, интересам населения. Направ­ленность на количественное распространение новых ценнос­тей и норм соответствовала также невысокому социально-, экономическому уровню общества. Идеологически-просвети- тельская деятельность удовлетворяла людей и признавалась в обществе эффективной.

Таким образом, на этом этапе модель социокультурной информации и механизмы ее передачи, т. е. рациональные способы регулирования поведения и деятельности людей, были в полной согласованности с социально-экономическим уров­нем общества и духовными потребностями людей. Кроме того, сохранялся еще и традиционный способ передачи знаний, ценностей, норм, образцов, широко бытовавших в деревнях, куда не доходили газеты, не было еще радио и телевиде­ния.

На втором этапе произошло рассогласование между со­циально-экономическим уровнем жизни людей, потребнос­тями, интересами и социокультурной моделью, а также ме­ханизмами ее передачи населению. К этому времени значи­тельно улучшились социально-экономические условия жизни общества и семьи, повлекшие за собой повышение индиви- дуально-личностных потребностей и изменение ценностей и норм. Идеальная модель социокультурной информации тре­бовала соответствующей интерпретации, новых механизмов передачи ее людям и способов регулирования их поведения и деятельности. Однако этого не произошло. Распространение ценностей и норм рациональным способом в идеологических структурах, куда относилась и сфера культуры, не измени­лась. Она все еще носила просветительский характер, рас­считанный на низкий уровень мало дифференцированной массы.

Многих людей политика на культурное обслуживание населения уже не удовлетворяла. Они все больше стали про­водить свободное время вне учреждений культуры. В 70-е гг. стали возникать элементы контркультуры как выражение протеста против официальной культуры, появилось так на­зываемое "диссидентское движение". Сфера культуры ока­залась в ситуации низкой эффективности, и в связи с этим утвердился "остаточный" принцип финансирования. Это усу­гублялось незаметной воспроизводящей ролью культуры. Она не смогла создать себе защиту в виде количественных эко­номических показателей, не смогла выработать критериев экономической эффективности.

Кроме того, на этом этапе снизилось значение традици­онных механизмов передачи ценностей и норм устным спосо­бом от поколения к поколению в процессе непосредственной практической деятельности. Это также во многом обуслов­лено социально-экономическими сдвигами. Опыт, приобре­тенный народом веками для обеспечения своего натурально­го хозяйства, с появлением сельскохозяйственных машин был вытеснен на второй план, изменив и ценностно-нормативные отношения людей к жизни и друг к другу. Изменения в обще­образовательном и общекультурном уровне населения, стре­мительная индустриализация, развитие крупных городов, урбанизация, миграция, распространение городских стерео­типов и моделей образа жизни — эти и другие факторы от­теснили на второй план традиционные способы регулирова­ния поведения и деятельности людей, механизмы передачи ценностей и норм, созданных народной культурой. Деревня и семья перестали быть основными источниками создания и распространения социокультурных ценностей. В то же вре­мя рациональные способы, используемые в сфере культу­ры, перестали удовлетворять потребности населения. Появи­лась ситуация, вызвавшая необходимость поиска новых ме­ханизмов, основанных на осознанном отношении индивида к обществу, на его индивидуально-личностных потребностях и интересах.

Все это подвело к третьему, современному этапу, кото­рый характеризуется как кризисный, переломный. Государ­ственные структуры осознали несоответствие созданной мо­дели характеру социокультурной информации, идеологичес­ких ценностей и норм — представлениям и потребностям определенной части населения. Это во многом обусловлено низкими социально-экономическими условиями жизни и по­требностями в их улучшении, отразившимися и в сфере куль­туры. Ориентация на рациональные способы передачи цен­ностей и норм, на идеологические установки не отвечала реальным запросам населения. В настоящее время социокуль­турная сфера оказалась зависимой от условий рыночной эко­номики и ее деятельность также не соответствует запросам населения. Преодоление кризиса — не столько в улучшении материальной базы, сколько в изменении целей и характера работы социокультурных институтов.

Социально-экономический кризис в стране и необходимость перехода к рыночным отношениям привели к усилению про­цесса распространения городских моделей и ориентации на западный тип культуры и социально-экономических отноше­ний. В этой ситуации усиливается социальная роль культуры в создании предпосылок для общественных перемен. Культу­ра призвана давать нравственно-этический анализ различ­ных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечелове­ческими ценностями, показывать возможности общественно­го прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение ранее сложившихся ориентаций, уже не соответствующих данной экономической ситуации. Культура стремится к со­хранению положительных норм и ценностей, сформирован- пых ранее, и к созданию новых моделей и стандартов пове­дения и деятельности, оказывая, таким образом, регулиру­ющее и социализирующее воздействие на личность.

В новых условиях проявляется расхождение между цен- I юстными ориентациями отдельных групп населения и объек­тивными социально-экономическими условиями их жизни. Это расхождение выражается в противоречии между стремлени­ем к материальному благу и низким экономическим положе­нием семьи, а также между стремлением к высоким духов­ным ценностям, к духовному развитию и ограниченными воз­можностями в связи с материальным недостатком и коммерциализацией культуры. Социально-экономические из­менения охватывают различные стороны жизни людей, ста­новятся всеобщими. По каналам культуры передаются зна­ния, ценности и нормы, задающие самым широким массам образ жизни, противоречащий представлениям, моделям и стереотипам большинства. В этих условиях культура стано­вится механизмом адаптации населения к общественным пе­ременам, механизмом регуляции поведения и деятельности, институтом социализации личности.

Такая роль культуры во многом обусловила перемены в контактах населения с ней. Сознание большинства людей ока­залось не готово к восприятию распространяемых ценностей и норм. Изучение контактов населения с культурой позволит судить о ее реальном воздействии, глубине и характере из­менений, выявить слои населения, наиболее вовлеченные и принимающие или не принимающие их. Это даст возмож­ность также выяснить национальную и региональную специ­фику воздействия традиционных и рациональных способов регулирования поведения и деятельности. Представители раз­личных слоев и групп населения по-разному ориентируются на те или иные способы передачи социокультурной инфор­мации, что определяет различное воздействие культуры на личность и ее деятельность.

В связи с этим предполагается учитывать не только вза­имодействие между социально-экономическим развитием и характером функционирования культуры, но и проблему со­циальной дифференциации общества. В условиях перехода к рыночным отношениям углубилась социальная дифференци­ация, произошло разделение на имущих и неимущих. Суще­ствует связь между положением человека в обществе и его интересами, ценностями и нормами жизнедеятельности. На основе ценностных ориентаций человек вырабатывает соб­ственную личностную позицию в жизни, отношение к обще­ству, происходящим переменам, к различным социальным ситуациям, моделям социокультурной информации. Все это обусловливает необходимость изучения структуры населения с точки зрения общественного положения людей, особеннос­тей их жизненной установки, преобладающих ценностных ориентаций. Эти характеристики учитывались и раньше, но они стали особенно существенными в связи с новой социаль­но-экономической ситуацией.