3.1. Культура и общественные реформы
Как выяснилось в предыдущей главе на основе анализа позиций ведущих ученых, культура, прежде всего, является системой ценностей, которую усваивает индивид и благодаря следованию которой реализует себя в обществе. В исследовании ценностей имеется множество подходов, в том числе уровневый. Рассматривая сознание как феномен культуры, выделяют три аспекта, в каждом из которых ценности подчиняются определенному принципу [11, с. 54].
Первый аспект — сфера индивидуальной жизни, ее интересы, проблемы индивидуального сознания.
Второй аспект — социальная жизнь и ее законы.
Третий аспект — мир идей, сверхжизненные задачи, которые ставит перед собой человек, подчиняясь этим идеям.
При этом считается, что каждому аспекту ценностей соответствует своя область культуры. К жизненной сфере относится организация материального жизнеобеспечения (производство всевозможных материальных благ, прикладная наука и техника, индустрия развлечений, здравоохранение, хозяйственный уклад и т. п.) и индивидуальная духовная практика.
К социальной сфере культуры относится система горизонтальных связей (нормы, регулирующие поведение в обществе, этические каноны, мораль и нравственность, быто- ной уклад) и система вертикальных связей (тип власти, политическая система, общественный строй, сословная структура).
Сверхжизненные задачи в культуре связаны с организацией духовной жизни: наука, философия, религия, искусство, идеология, а также институты, организующие передачу, создание, хранение и потребление духовных ценностей (музеи, библиотеки, церкви, монастыри и т. д.).
Бесспорно, все три аспекты важны для человека. Но в реальной жизни различно соотношение между ними. Человек может отдавать предпочтение какому-то одному из трех аспектов, тогда общество получит тип жизнелюба или общественного деятеля, или подвижника, который посвятил себя служению идее. Как правило, человек способен так или иначе совмещать в своей жизни все три аспекта культуры. Общество же в разные периоды своего развития отдает предпочтение какому-то одному из трех. На современной стадии развития цивилизации оно главное внимание уделяет производству благ, обслуживающих индивида [11, с. 55].
Выделенные три аспекта культуры в той или иной степени соотносятся с личностной, локальной и социальной системами ценностей.
Личностная система представляет собой осознаваемые самим индивидом знания ценности, нормы и образцы, регулирующие поведение и деятельность. В этом смысле можно говорить о нравственной, эстетической, политической, бытовой, профессиональной, гуманитарной, научно-технической культуре личности. Уровень культуры личности определяется особенностями ее социализации, приобщения к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей, составляющих ее духовный потенциал.
Локальная система — это знания, нормы, ценности, образцы, возникающие на базе какой-либо социальной группы или общности: территориальной, этнической, языковой, политической, экономической, психологической и др. Эта культура развивается во времени, проходит этапы зарождения, расцвета и упадка. Она возникает в определенном окружении, обладает собственной системой ценностей, имеет особый культурный климат и в ряде случаев может рассматриваться как субкультура, т. е. культура в культуре.
3. Социальная система включает в себя знания, нормы, ценности, образцы, формально принятые, функционально полезные, закрепившиеся в общественной практике и регулирующие различные формы деятельности. Культура в данном смысле представлена материальными предметами, в которых воплощен опыт человечества, а также духовными ценностями общества. Она аккумулирует в себе опыт многих поколений, результат деятельности всех социальных групп, общностей и индивидов, среди которых различаются творцы и потребители.
Все эти три системы ценностей тесно взаимодействуют, но могут и не соответствовать друг другу. Социальные нормы могут быть признаны лишь в формальной жизнедеятельности человека, а в бытовой сфере преобладать личностные. Досуговая же деятельность, скорее всего, регулируется локальными ценностями ближайшего окружения. В культуре любого общества взаимодействуют, перемешиваются и вместе с тем сохраняют свои особенности различные пласты. Процессы взаимодействия личностных, локальных и социальных ценностей и норм в определенной степени регулируют социокультурные институты. Их роль особенно возрастает в периоды общественных реформ.
Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, ред|5оржы изменяют культурные ориентации, с другой — процессы изменения в самой культуре влияют на реформы. Любые общественные события, факты находят отражение в системе ценностей и норм всех уровней. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку — общие ценности и нормы, выступающие регулятором жизни большинства людей. Такие предпосылки создают социокультурные институты. Однако сегодня, в силу сложившихся обстоятельств, они не могут реализовать ценности нового. Пока не выработана система ценностей, норм, моделей социальной деятельности, которые необходимы в обществе. В таких условиях в нашей стране предстоит длительное функционирование социокультурных институтов на основе реально накопленного за предыдущие несколько десятилетий социокультурного фундамента. У большинства членов общества сохраняются прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам.
В подобной ситуации в ходе реформирования приходится соотносить цели с реальными условиями и ориентациями людей, учитывать особенности исторически сложившейся культуры, интересы и представления отдельных слоев и групп, усилить помощь социальным и социокультурным институтам. В противном случае культурную политику постигнет крах, а культуру охватит общий кризис. Через десять с лишним лет переходного периода развития российского общества остаются весьма актуальными слова о том, что особенность нынешней ситуации состоит в том, что мы вступили в полосу тотального кризиса, в том числе кризиса культуры, экономики, сознания и ценностей [6, с. 62]. Все процессы и видоизменения, происходящие в культуре, первоначально отражаются и воплощаются в искусстве.
По мнению П. Сорокина, главные симптомы кризиса современного искусства сводятся к следующему:
искусство стало безнравственным, антирелигиозным и антисоциальным;
тенденциозность искусства привела к тому, что оно стало чрезвычайно поверхностным в отражении и воссоздании чувственного мира, людских переживаний, идеалов и ценностей;
болезненная концентрация современного искусства на патологических типах людей и событий обусловила разрыв между этическим и художественным;
эклектическое многообразие сенситивного искусства постепенно привело его ко все возрастающей непоследовательности и дезинтеграции;
следствием этого становится подчинение качества количеству, внутреннего содержания — техническим средствам и приемам, стиль уступает место стилизации;
культ профессионализма приводит к отчуждению художника от общества, к росту эстетства, субъективизма и индивидуализма [12, с. 435].
При вдумчивом анализе этих особенностей искусства, выделенных П. Сорокиным, можно придти к выводу, что оно деградирует от эпохи к эпохе, несмотря на то, что кризис рассматривается им как переходный период от одной суперкультуры к другой.
Современное искусство представлено "высокой" (элитарной), народной (фольклора) и массовой культурами, которые наиболее полно выражают личностную, локальную и социальную системы знаний, ценностей, норм и образцов в условиях общественных реформ.
"Высокая" и народная культура возникли еще со времен разделения труда и развивались, постоянно взаимодействуя, но одновременно сохраняя свою специфику, или, как правило, распространялись среди индивидов с различным уровнем образованности и культуры. По мере демократизации общества эти пласты культуры все больше теряли свою социаль- но-групповую привязанность, приобретали характер стилевого разнообразия, модификации и определенный уровень доступности. Для многих людей они образуют пласты внутренней культуры личности.
Научно-технический прогресс и активное развитие средств массовой коммуникации привели к формированию массовой культуры. Нельзя сказать, что она уничтожила "высокую" и народную культуру, вобрав их в себя. Но из-за смысловой и художественной упрощенности, технической доступности массовая культура способна их вытеснить и уже вытесняет. Это происходит и благодаря тому, что она способствует распространению ценностей и норм, наиболее доступных и приемлемых для большинства людей.
Основная часть населения ориентируется на стереотипы поведения и деятельности по общепринятым нормам. Они, как правило, достаточно стабильны, консервативны, но включают в себя элементы, появляющиеся в новых социально- экономических условиях. Именно массовая культура является связующим звеном между стабильным и изменяющимся, так как ориентирована на ценности и нормы преобладающего большинства.
Она является продуктом новейшего времени, востребована к жизни человеком, не приобщившимся по разным причинам к "высокой" культуре, но уже оторвавшимся от традиционного общества. В условиях распада традиции массовая культура унаследовала в какой-то степени объединяющую функцию общинной морали, а некоторые формы ее оказались своеобразным способом разрядки религиозных эмоций. Существуют различные оценки массовой культуры [2, с. 92-93].
Негативная оценка роли массовой культуры дается за бездуховность, упрощенный взгляд на жизнь, подыгрывание низменным страстям толпы. При этом приводятся примеры, которые относятся к, ее маргинальным (крайним проявлениям, возникающим в результате расшатывания нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов) проявлениям. Негативная оценка связана с различиями в культурных позициях одних и других. Критика способствует улучшению морального климата общества и укрепляет высокий статус хранителей духовных ценностей.
На данном этапе развития российского общества массовая культура, соответствующая новым ценностям еще только формируется. Разрушена или разрушается массовая культура, объединявшая основную часть населения на базе общих социалистических ценностей. На ее месте возникает множество субкультур. Появившийся вакуум заполняют далеко не лучшие образцы американской и западноевропейской массовой культуры, которая представлена боевиками, полицейскими, эротическими фильмами, бульварной литературой и т. д.
Обращают на себя внимание позиции различных социальных групп и слоев по отношению к формированию массовой культуры. Вполне оправдана критическая позиция представителей "высокой" культуры и приверженцев традиционных ориентаций. В ценностях массовой культуры они видят подрыв своих собственных ценностных позиций. Двойственна позиция групп, связывающих формирование массовой культуры с общедемократическим движением и рассматривающих ее как возможность создания и утверждения новых норм и ценностей, но считающих неприемлемыми маргинальные составляющие. Они становятся преобладающими и могут привести к борьбе с массовой культурой в целом.
Массовую культуру принимают и готовы принять социальные группы, рассматривающие культуру как средство развлечения и досуга. В связи с этим важно исключить маргинальную часть из массовой культуры, а в культурной политике стремиться к установлению границ между ценностями массовой культуры и ее отклонениями, возвращающими человека к физиологии.
Превратившись в товар для рынка, враждебная всякого рода элитарности, массовая культура имеет целый ряд отличительных черт [15, с. 24]. Это, прежде всего, ее "простота", если не примитивность, часто переходящая в культ посредственности, ибо рассчитана она на "человека с улицы". Для выполнения своей функции — снятия сильных стрессов — массовая культура должна быть как минимум развлекательной. Обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Преобладающая тематика массовой культуры касается таких интересных и понятных всем людям сторон жизни, как любовь, семья, секс, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т. д. В целом она жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом.
Массовая культура является мощным средством, пробивающим замкнутость национальных культур. Приобщение к мировой культуре происходит именно через ломку национальной. Однако при этом создается угроза разрушения самих еще хрупких национальных культур и возникает проблема сохранения равновесия. Все более высокий уровень и темпы научно-технического прогресса создают условия для развития массовой культуры и "размывания" национально- гтрадиционных форм.
В современных условиях происходит повышение национального самосознания и обращение к традиционной народной культуре, выражающей особенности, связанные с этносом. Ни одна из национальных культур народов бывшего СССР, включая и русскую, не сумела сохранить свою самобытность. Утрата самобытности, ослабление ее нравственно регулирующей роли болезненно воспринимались народом, а торможение культурного развития отрицательно сказалось не только ми духовной, но и на всей общественно-политической жизни.
Развитие национально-традиционного типа культуры активизировалось в связи с разрушением ориентации на формирование единой социалистической культуры. Национальные традиции наиболее сохранились в тех регионах, где городские население состоит в преобладающем большинстве своем in мигрантов в первом или во втором поколении, еще не утративших связь с сельским укладом жизни. В этих региона к кризис духовной культуры менее глубок. Действенной формой внутреннего и общественного контроля, препятствующего "выплеску" в реальное поведение отрицательных, Осознанных и подсознательных агрессивных эмоций, порождаемых нашей сложной действительностью, является традиционная народная культура [6, с. 81].
Традиции особенно ярко проявляются в сфере духовного Производства, в фольклоре. Они содержат в себе стабилизи- ||ующие элементы и тем самым регулируют жизнедеятельность человека. Но в то же время им свойственны и инновации, благодаря вариативности в соответствии с новыми социальными условиями. Сегодня нарушились привычные связи человека с окружающей действительностью, и он ищет новые с помощью идентификации, главными средствами которой оказываются этническая принадлежность и язык. Однако в развитии национальных культур в современных условиях проявляются и некоторые негативные черты. В ряде случаев она воспринимается как исключительная, новая "высшая ценность", происходит ориентация на замкнутость, стремление к ее очищению от влияния других культур и субкультур. Сохранение традиционной национальной культуры связано с нравственностью. Но ее все равно вечно сохранить не удастся. Она имеет не только позитивные стороны, но и отрицательные, например кровная месть, сохранившаяся в некоторых национальных регионах как традиционная нравственность.
В современных условиях важной является поддержка становления подлинной духовной элиты и ее культуры, ценности и нормы которой действительно значимы для всего общества. Это позволит сдерживать монополистические тенденции массовой культуры. В условиях все более распространяющегося ее влияния становится трудной поддержка статуса духовной элиты. Идет падение прежних авторитетов и утверждение новых на иной основе. Нельзя рассчитывать на естественное решение проблемы духовной элиты, напрямую связанной с экономическими реформами. Проблема ее статуса вытекает из необходимости утверждения в обществе ценностей индивидуального выбора, ответственности, самоценности и самореализации каждой отдельной личности.
Представители элиты — это люди, обладающие специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами. Они выделяются в связи с общественным разделением функций или с природными особенностями выдающихся личностей, обусловленных богатством индивидуальностей, многообразием человеческих способностей, талантов, их неравномерным распределением среди людей.
Смыслом элитарной культуры традиционно является поиск правды, красоты, забота о духовном возвышении человека, преодолении его невежества, воспитании лучших нравственных качеств личности. Элитарная культура включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, как правило, на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованных людей. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты (но не представители "поп- культуры"). Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Элитарное искусство, по мнению его создателей, ориентировано на элиту, т. е. лучшую часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью [15, с. 28-29].
Деятельность духовных элит в определенной мере становится условием существования современных экономических элит. Духовная элита задает ценности, нормы, образцы поведения, выступающие в качестве предпосылок формирования этических норм зарождающейся экономической элиты как новой социальной общности. Процесс ее становления идет в условиях социокультурных изменений, трансформации классовой структуры общества. В нее могут войти представители различных социальных слоев и групп, что обусловливает анализ возможностей и перспектив культурной интеграции в нечто аналогичное массовой культуре. Это естественный процесс, не требующий стимулирования. Для общества становится важной правильная оценка ее роли в поддержке реформ и использовании социально-экономических механизмов развития.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов