logo search
Sbornik_2011

Социальные коммуникации в условиях постмодерна

Изменения, происходящие в современном социальном пространстве, оказывают существенное влияние на содержание и направленность коммуникативных процессов.

Усилиями представителей теорий посткапиталистического, а позже – информационного, общества в социологии был сформирован теоретический дискурс, который в дальнейшем стал развиваться как социологический постмодерн. Именно в рамках этого дискурса было описано то качественно новое общественное состояние, о наступлении которого одними из первых заявили Д.Белл и О.Тоффлер. Среди ярких представителей социологии постмодерна следует назвать З.Баумана, Ж.Бодрийяра, Э.Гидденса и др.

Стремительное развитие общества постмодерна ставит перед современной социологией ряд проблем, напрямую связанных с необходимостью исследования изменений, происходящих в ценностных ориентациях, мотивации и формах поведения людей в процессе их адаптации к новым условиям существования.

Среди проблем подобного рода мы выделяем: структурно-функциональные изменения коммуникативного пространства современной цивилизации как системы (речь, в первую очередь, идет о многополярности современного миропорядка); разрушение, в результате глобального наступления новых информационных технологий, традиционных, исторически сложившихся механизмов трансляции социального опыта.

Если сопоставить сущность понятия «информационное общество» с содержанием процессов, происходящих в обществе постмодерна, то можно прийти к парадоксальному выводу: внедрение в жизнь информационных технологий скорее удаляет нас от того типа информационного общества, о котором писали Д.Белл, А.Турен, Э.Тоффлер, П.Дракер, З.Бжезинский, Й.Масуда и др.

Мы сталкиваемся с рядом противоречий между глобализацией и интеграцией общественных процессов с одной стороны, и индивидуализацией – с другой; усилением тенденций глобализации и сопротивлением им со стороны национально-государственных образований и общественности, выступающей за экономический и культурный суверенитет своих народов; вестернизацией всех сфер общественной жизни и стремлением наций сохранить свои историко-культурные традиции и духовность как основания этнической идентификации.

Данные противоречия, порождающие нестабильность в восприятии социальной реальности индивидами, на наш взгляд, проистекают вследствие ложного отождествления понятий «информация» и «знание», а также в связи с распространением идеалов и поведенческих моделей общества потребления.

Западной цивилизации в целом удалось достаточно успешно ассимилировать и воплотить в реальность компоненты информационного общества, в корне изменившие коммуникативное пространство и формы коммуникативного поведения людей.

Если проследить за комплексом социальных доминант, на которые ориентируется западный мир в новых условиях, то можно выделить три сферы общественной жизни: коммуникативную, в которой приоритеты отдаются СМИ и PR, сферу семейно-бытовых отношений и сферу языковой культуры, направленную на решение проблем межкультурной коммуникации.

Обращаясь к формированию информационного общества в Украине как к основе успешной евроинтеграции, стоит сказать о неподготовленности украинского общества к «буму» информационных технологий, технической неразвитости информационных коммуникаций, отсутствии должного стимулирования развития информационной сферы со стороны государства. Украинские социологи неоднократно указывали на апатичность и неприятие украинским обществом новшеств, что чрезвычайно актуализирует необходимость кардинальных изменений общественного мнения в отношении информационного общества для полноценного воплощения основных принципов последнего.

Возможно, тогда для Украины откроются качественно новые горизонты плодотворного развития.

Кузьмич Илья

Белорусский государственный университет

(Беларусь, г. Минск)