logo search
Sbornik_2011

Языковая идентичность как фактор выбора досуговых практик украинского студенчества

«Тот, кто может отдохнуть, превосходит того, кто может брать города», - сказал Б. Франклин. Свободное время – действительно важный аспект нашей жизни, неотъемлемой частью которой является досуг. Досуг – одно из средств самореализации, самосовершенствования личности, что, несомненно, является актуальным в современном мире. Необходимо, чтобы досуговые практики были эффективными в этом плане. Для этого нужно изучать разные факторы, которые так или иначе влияют на них. Одним из таких факторов является языковая дифференциация, именно поэтому объектом исследования стали досуговые практики, а непосредственно предметом – обусловленность досуговых практик языковой идентичностью.

Целью работы было выявить взаимосвязь языковых отличий и отличий в досуговой деятельности. Основная гипотеза исследования состояла в том, что языковая дифференциация определяет практические отличия досуговых практик.

По результатам анализа данных исследования студенчества, проведенного кафедрой социологии ХНУ им. В. Н. Каразина, выяснилось, что русскоязычное студенчество предпочитает досуг, связанный с познавательной деятельностью, освоением новых технологий. Они чаще играют в компьютерные игры, пользуются Интернетом, читают художественную литературу. Украиноязычные студенты склонны выбирать активную деятельность и художественную самодеятельность. А билингвалы очень хорошо сочетают в себе разные стороны этих видов досуговых практик, выбирая как творческие и активные виды, так и интеллектуальные. Нельзя не отметить, что причиной таких особенностей являются не только фактор языковой особенности, но и многие другие. Достаточно сложно определить, влияние каких факторов более значимо, тем не менее, языковая принадлежность действительно играет определённую роль, что подтверждается результатами нашего исследования. Зная об этом, можно влиять на экономическую сторону вопроса (досуговые практики – не последняя статья дохода государства) - активно развивать разные виды свободного времяпрепровождения там, где они наиболее необходимы. Можно также предположить, что люди, владеющие разным количеством языков, будут останавливать свой выбор на разных видах досуга.

Связь языковой идентичности с досуговыми практиками – важный аспект изучения досуга, который необходимо учитывать, ведь «жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга или имея, но нежеланный», что практически равноценно его отсутствию.

Акмурзин Андрей

Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина

(Украина, г. Харьков)