logo search
Sbornik_2011

О дефиците героического в исторической памяти белорусов

«Во времени, как и во вселенной, действие какой-либо силы

определяется не только расстоянием».

Марк Блок

Историческая память непосредственным образом связана со способностью личности идентифицировать себя с той или иной социальной общностью, а разрыв или даже ослабление идентичностей превращает повседневное окружение человека в чужой, непонятный и враждебный мир (З.Фрейд назвал такое состояние «психологической нищетой масс» [1]). Современное белорусское общество рискует оказаться на пороге подобной «нищеты». Как ни тривиально это может звучать, но причины такого положения мы видим в советском прошлом нашей страны, а именно – в последствиях Великой Отечественной Войны. При этом речь напрямую не идет о каждом третьем погибшем белорусе, о катастрофических разрушениях или других несчастьях войны. Мы имеем в виду то, какое воплощение получили эти события в исторической памяти белорусов, как отразились в ментальности. Известно, что «историческая память фиксирует эпохальные события… не удерживая все исторические факты, имеющиеся в многовековой истории народа» (В. Полянский). Для многих белорусов таким «эпохальным», определяющим событием является оккупация, борьба с немецкими захватчиками и, наконец, Победа – все то, что связано с событиями ВОВ и героической молодостью наших ветеранов. Центральное положение событий последней войны в исторической памяти белорусов в силу ряда причин (фактически всенародное участие в партизанском движении, восстановление народного хозяйства и возвращение к мирной жизни под знаменем героизации партизанского движения [2]) вело к вытеснению из нее событий более давней истории. В основу патриотического воспитания нескольких родившихся после войны поколений был положен тезис о каждом четвертом погибшем белорусе в период ВОВ, о невиданном героизме народа, что в условиях образовавшегося еще до войны культурного вакуума (в связи с уничтожением национальной интеллигенции) завершило создание новой идентичности белорусов, связанной с советской эпохой, ментальности, сформированной вокруг событий ближайшей истории. Сыграв, таким образом, положительную роль в деле восполнения культурного пробела и дав белорусам повод для положительного самоутверждения, для создания условий интеграции и укрепления чувства единства, дальнейшая героизация исключительно (!) событий войны приведет, по нашему мнению, к возникновению нового «кризиса идентичности». В условиях нынешней национальной идеологии «дефицит героического» в национальном самосознании, связанный, прежде всего, (по мнению Ольги Абрамовой) с многократной сменой государственной принадлежности территории на протяжении истории, резкими разрывами преемственности в традициях общественного устройства, будет усиливаться вместе со сменой поколений, пока однажды в представлениях людей советская история не окажется столь же далекой, как и история Античности, Средневековья или войны 1812 года.

Таким образом, наряду с некоторыми позитивными моментами, «осознание особой гуманитарной миссии способствовало консервации «просоветскости» среди белорусов» (О.Абрамова). Поскольку эксплуатация военной тематики и сегодня самым активным образом включена в систему официальной государственной пропаганды и поскольку она подпитывает консервацию системы ценностей советского образца (О. Абрамова), постольку формирование нового народного самосознания в рамках целостной картины отечественной истории мы видим в направленном реформировании «коммунистически-комсомольского дискурса» ради увеличения духовного потенциала как отдельного человека, так и всего народа.

Литература. 1.В.А.Ачкасов. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора. Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. – Т. II, вып. 1. 2.Абрамова О. Специфика белорусской ментальности и её влияние на политический выбор в Республике Беларусь // Вестник аналитики. –– 2004. – № 1 (15). – С. 135-150.

Куц Мирослава

Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна

(Україна, м. Харків)