14.3. Проблемы регулирования свободного времени
Повышение общекультурных и профессиональных требований общества к личности влечет за собой необходимость в ее самообразовании, саморазвитии. Человек может выполнить эти задачи только при эффективном использовании своего свободного времени. Отсюда возникает проблема его регулирования как воздействия общества на физическое и духовное развитие личности. В этом смысле регулирование свободного времени является общечеловеческой потребностью. Несмотря на то, что свободное время является наиболее свободной сферой деятельности, оно становится объектом регулирования через средства массовой коммуникации, учреждения культуры и искусства. При этом наиболее регулируемой частью свободного времени является досуг, поскольку в обществе создана целая индустрия развлечений и отдыха.
В современных условиях сфера досуга коммерциализирована, автоматизирована, в развитых странах разрослась до громадных размеров и стала объектом маркетинга. Важность маркетингового подхода к процессу регулирования порождает исследовательский интерес к этой сфере деятельности, что приводит к появлению соответствующих работ в науке. В частности, имеются исследования, в которых сформулированы шесть принципов маркетингового подхода в кулътур- но-досуговой сфере жизни личности [16, с. 29]:
вписывание в образ жизни. Услуги в сфере свободного времени должны согласовываться с культурными ценностями людей, сложившимися традициями, действующими групповыми нормами;
исследование эмоций. Учет мотивационно-эмоциональ- ной насыщенности потребляемых форм досуга является обязательным условием их адекватной оценки и эффективного прогнозирования;
потребительская экспертиза. Качество услуг в сфере свободного времени может быть адекватно оценено только самими потребителями. Выявление субъективных параметров оценивания является единственной гарантией разработки эффективных стратегий продвижения услуг на потребительский рынок;
учет готовности тратить время и деньги или только время. Этот принцип связан с переходным этапом развития и позволяет выявить сферу платежеспособного спроса и систему культурных запросов населения;
расширение индивидуальных и групповых возможностей. Введение любых новых услуг или форм организации досуга должно восприниматься людьми как расширение возможности свободного времени;
создание имиджа. Его реализация определяет привлекательность досуга и, соответственно, обеспечивает либо ее широкое распространение, либо отторжение.
Из этих принципов становится ясно, сколь серьезное внимание уделяет общество регулированию сферы свободного времени. В процессе регулирования оно направляет потребности, интересы, ценностные ориентации личности в нужном ему направлении, в определенной степени осуществляет социальный контроль за девиантным и делинквентным поведением, сохраняет свою целостность, в той или иной мере обеспечивает условия для самореализации личности, восстановления физических и духовных сил.
Поскольку свободное время состоит из общественно и личностно регулируемых частей, то соответственно можно говорить о регулировании и саморегулировании. Эти процессы взаимосвязаны и образуют единый механизм социального и индивидуального. При этом регулирование определяется общественной необходимостью, саморегулирование — личной свободой, их диалектическое единство составляет условие становления и развития каждой индивидуальности. Свобода человека в сфере досуга может быть ограничена целым рядом факторов, таких, как пол, возраст, этнические традиции, состояние здоровья, экологические условия и другие. Кроме того, не всегда совпадают общественные и личностные интересы. В современных условиях все большее значение в сфере свободного времени приобретает личная инициатива, индивидуальная активность, самореализация, творчество [12, с. 24].
В соответствии с регулированием и саморегулированием можно выделить два пути решения этой проблемы свободного времени:
совершенствования и координация деятельности всех сфер общественной жизни, общественных служб, улучшение системы связи, транспорта, коммунально-бытового обслуживания;
расширение личной свободы и ответственности в использовании свободного времени, повышение уровня индивидуально-личностной культуры, развитие способности умело распоряжаться своим личным временем.
Наибольший интерес представляет возможность личностного саморегулирования свободного времени, что предполагает учет ряда принципов (Г. П. Орлов). Одним из них является интенсификация, максимальное использование ресурсов организма и психики в соответствии с ритмами жизнедеятельности. Однако чрезмерные усилия приводят к возрастанию утомляемости, снижению эмоциональной, интеллектуальной активности и восприимчивости. Ритм, порядок, соразмерность усилий и готовность организма к деятельности, распределение занятий в соответствии со сменой психических состояний — важнейшее условие рационального использования свободного времени. Это нелегко, ибо человек включен в социальную систему, постоянно требующую от него выполнения тех или иных ролей и функций.
Рационализации свободного времени способствуют предвидение и его планирование. Важно предвидеть события, способные нарушить нормальный ритм свободного времени, что дает возможность противостоять событиям. Планирование предполагает оптимальную последовательность действий в соответствии с целью. Не рекомендуется планировать занятия слишком жестко и плотно, важно оставить резерв времени. Наиболее целесообразно планирование комплекса занятий с переключением с одних на другие.
Принцип качества времени связан с уникальностью и неповторимостью каждого периода времени для любого возраста. Важно использовать его особенности, упущенное время невозможно восполнить и вернуть. Каждый возраст в этом плане уникален: человек начинает ходить, говорить, видит и познает мир в образах, учится логически мыслить, приобретает знания, умения, навыки и профессию, создает семью и воспитывает детей. Особенно значимы ритмические изменения физической, интеллектуальной и эмоциональной активности. Имеются свои ритмы и в динамике человеческих отношений, в разные сезоны и периоды дня и связанные с лунной активностью.
Наиболее важно время, способствующее максимальному проявлению потенциальных возможностей человека, ясности мозга, готовности организма к работе и достижению ее результатов. Но бывают и критические периоды, особенно в творчестве, любви, спорте. Когда деятельность соответствует качеству времени, человек испытывает ощущение полноты, цельности бытия, имеет возможности реализовать себя. Это достигается правильным чередованием напряжения и расслабления работы мышц и разума, рационального и эмоционального, общения и уединения, риска и безопасности, трудностей и комфорта, стресса и релаксации.
Качество времени связано и с характером работы. Если человек втянулся в работу, мобилизовал свои резервы, настроился, углубился, то высока продуктивность деятельности. Стоит прерваться — продуктивность снижается. Ценность времени зависит от того, дается оно маленькими порциями от случая к случаю или регулярно, в виде блоков. Наиболее ценны выходные, отпуск, каникулы, причем значимость случайного свободного времени ниже, чем гарантированного. Важно ограничивать время на конкретную деятельность, чтобы не растягивать занятия, — избыток времени расслабляет.
Следующий принцип использования свободного времени — систематическое переформулирование целей, перестройка жизненных планов на каждом новом этапе жизнедеятельности. План и цель определяются на конкретную проблему, за решением которой следует переформулирование цели и перепланирование. Проблема в каждый момент жизни ставится по-новому.
Рационализировать свободное время позволяет также принцип экономии. Он предполагает сознательное урезание, продление, чередование и совмещение занятий. Экономить время — значит, не тратить его напрасно, попусту, на ни- чегонеделанье. Однако полная его рационализация невозможна и нежелательна. Она мешает естественной, органичной, эмоционально вовлеченной деятельности. Часть свободного времени не должна быть рационализированной, важны "романтизация", отказ от планирования, экономии, уплотнения, оценки качества. Это связано с установкой на максимальное использование сегодняшнего дня, его полноту, ценность сиюминутного существования, например, в отпуске, праздники. Романтический досуг возможен сегодня как оберегаемый человеком домашний, семейный досуг или сознательно подготавливаемый выход за пределы будничного окружения в сферу совершенно нового и неизвестного, или как психологическая установка на игровое поведение, чтобы украсить, разнообразить будничную жизнь, устроить себе своеобразный праздник, превратив проблему в игру.
Таким образом, планирование, выработка оптимальной стратегии времяпользования актуальны сегодня, особенно с ускорением темпов жизни и повышением ценности времени. Это обусловлено интенсификацией деятельности, увеличением возможностей выбора занятий и дефицитом свободного времени. Проблема его ценности встает каждый раз, когда человек совершает выбор, принимает какое-либо решение. В связи с этим первостепенное значение приобретает государственная политики в организации и регулировании свободного времени. Важными являются инновации и инвестиции в области культуры и досуга, создание условий для реализации свободы личности, ее человеческих прав, исключение манипулирования, поиск и интеграция общечеловеческих черт свободного времени, его демократизация.
Выводы
Свободное время является пространством для деятельности человека по удовлетворению своих социальных и социокультурных потребностей. Оно включает в себя досуг, связанный с потреблением, развлечением и отдыхом, и более возвышенную деятельность, имеющую выход на различные виды творчества и самосовершенствования. Свободное время может быть регулируемым со стороны общества и самой личности. В отношении личности к нему можно выделить различные типы людей. Такой подход позволяет определить куль- туру свободного времени как проявление творческой активности, направленной на всестороннее развитие личности. 320
Исследования культуры свободного времени показывают, что в его структуре и содержании преобладают занятия, связанные с потреблением. Потребность в творчестве выражена незначительно, что во многом обусловлено отсутствием необходимых для этого умений и навыков. Среди факторов, мешающих полноценному проведению свободного времени, оказались материальные, что соответствует социально-экономическому положению в стране. Характерными тенденциями являются одомашнивание, сокращение времени на самообразование, саморазвитие и творчество.
Общество нуждается в социально активном типе личности, формирование которого зависит от свободного времени. Важным становится его регулирование, предполагающее развитие потребностей, интересов личности и создание мо- рально-психологических, материальных, организационных и технологических условий для их удовлетворения в системе учреждений культуры. Лично регулируемое свободное время основано на принципах интенсификации, предвидения и планирования, требует учета качества, переформулирования целей, экономии времени и т. п.
Вопросы для самоконтроля
1. Существуют различные определения свободного времени и его культуры.
Что такое свободное время, в чем его сущность?
Какова структура свободного времени, что она включает в себя?
Какие типы личности можно выделить по отношению к свободному времени?
Каким образом свободное время влияет на культуру личности?
Что означает культура самого свободного времени?
Какие критерии используются для определения культуры свободного времени?
Исследования свободного времени показывают довольно сложные и противоречивые процессы, характеризующие его динамику и культуру использования.
Какие тенденции характеризуют сегодня культуру свободного времени?
Какие факторы определяют уровень удовлетворенности личности своим свободным временем?
Что представляют собой содержание и структура досуга?
Какие факторы мешают людям проводить свободное время по своему усмотрению?
В чем особенности досугового общения?
Какие черты характеризуют использование свободного времени молодежью?
Формирование социально активного типа личности в соответствии с требованиями современных условий развития общества предполагает регулирование свободного времени.
Что такое общественно регулируемое свободное время?
Что означает личностно регулируемое свободное время?
На какие принципы опирается регулирование личного времени?
Каким образом регулирование свободного времени способствует повышению его культуры?
Каким образом регулирование свободного времени способствует формированию того или иного социального типа личности?
Литература
Анашкина Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социологические исследования. - 2001. - № 12.
Артемов В. А. Изменения условий и образа жизни в Сибири (1972-1993) // Социологические исследования. - 1995. - № 1.
Лрямова Т. В. Социологический анализ свободного времени населения среднего города: Автореферат ... канд. соц. наук. - Ростов н/Д., 2001. - 22 с.
Иконникова С. Н. Диалог о культуре. - Л.: Лениздат, 1987. - Гл. VI.
Культура досуга / В. М. Пича, И. В. Бестужев-Лада, В. М. Димов и др. - Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1990. - 240 с.
Мурзин А. Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социологические исследования. - 1993. - № 11.
Орлов Т. П. Свободное время и личность. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1983. - 174 с.
Орлов Г. П. Свободное время: Условие развития человека и мера общественного богатства. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. - Гл. Ill, V, VIII.
Осинцвва В. М. Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью: Автореферат ... канд. соц. наук. - Тюмень. 2003. - 25 с.
Патрушев В. Д. Изменения в использовании свободного времени городского населения за двадцать лет (1965-1986) // Социологические исследования. - 1991. - № 3.
Погрешаева Т. А. Свободное время человека в условиях трансформации российского общества. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. - 100 с.
Романова И. Е. Досуг как общечеловеческий феномен: Автореферат ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1995. - 25 с.
Стеббинс Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. - 2000. - № 7.
Трегубое Б. А. Свободное время молодежи: Сущность, типология, управление. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. - 151 с.
Труд, быт и отдых трудящихся: Сб. науч. ст. / Отв. ред. В. Д. Патрушев. - М.: Ин-т социологии АН СССР, 1990. - 185 с.
Устюжанина JI. В. Особенности маркетинга услуг в сфере свободного времени: Автореферат ... канд. соц. наук. - М., 1997. - 37 с.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов