logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

14.3. Проблемы регулирования свободного времени

Повышение общекультурных и профессиональных тре­бований общества к личности влечет за собой необходимость в ее самообразовании, саморазвитии. Человек может вы­полнить эти задачи только при эффективном использова­нии своего свободного времени. Отсюда возникает проблема его регулирования как воздействия общества на физичес­кое и духовное развитие личности. В этом смысле регули­рование свободного времени является общечеловеческой по­требностью. Несмотря на то, что свободное время является наиболее свободной сферой деятельности, оно становится объектом регулирования через средства массовой коммуни­кации, учреждения культуры и искусства. При этом наибо­лее регулируемой частью свободного времени является до­суг, поскольку в обществе создана целая индустрия раз­влечений и отдыха.

В современных условиях сфера досуга коммерциализиро­вана, автоматизирована, в развитых странах разрослась до громадных размеров и стала объектом маркетинга. Важность маркетингового подхода к процессу регулирования порожда­ет исследовательский интерес к этой сфере деятельности, что приводит к появлению соответствующих работ в науке. В частности, имеются исследования, в которых сформулиро­ваны шесть принципов маркетингового подхода в кулътур- но-досуговой сфере жизни личности [16, с. 29]:

Из этих принципов становится ясно, сколь серьезное вни­мание уделяет общество регулированию сферы свободного времени. В процессе регулирования оно направляет потреб­ности, интересы, ценностные ориентации личности в нуж­ном ему направлении, в определенной степени осуществляет социальный контроль за девиантным и делинквентным пове­дением, сохраняет свою целостность, в той или иной мере обеспечивает условия для самореализации личности, восста­новления физических и духовных сил.

Поскольку свободное время состоит из общественно и личностно регулируемых частей, то соответственно можно говорить о регулировании и саморегулировании. Эти процес­сы взаимосвязаны и образуют единый механизм социального и индивидуального. При этом регулирование определяется общественной необходимостью, саморегулирование — лич­ной свободой, их диалектическое единство составляет усло­вие становления и развития каждой индивидуальности. Сво­бода человека в сфере досуга может быть ограничена целым рядом факторов, таких, как пол, возраст, этнические тра­диции, состояние здоровья, экологические условия и дру­гие. Кроме того, не всегда совпадают общественные и лично­стные интересы. В современных условиях все большее зна­чение в сфере свободного времени приобретает личная инициатива, индивидуальная активность, самореализация, творчество [12, с. 24].

В соответствии с регулированием и саморегулированием можно выделить два пути решения этой проблемы свобод­ного времени:

  1. совершенствования и координация деятельности всех сфер общественной жизни, общественных служб, улучше­ние системы связи, транспорта, коммунально-бытового об­служивания;

  2. расширение личной свободы и ответственности в ис­пользовании свободного времени, повышение уровня инди­видуально-личностной культуры, развитие способности умело распоряжаться своим личным временем.

Наибольший интерес представляет возможность личнос­тного саморегулирования свободного времени, что предпола­гает учет ряда принципов (Г. П. Орлов). Одним из них являет­ся интенсификация, максимальное использование ресурсов организма и психики в соответствии с ритмами жизнедея­тельности. Однако чрезмерные усилия приводят к возраста­нию утомляемости, снижению эмоциональной, интеллекту­альной активности и восприимчивости. Ритм, порядок, со­размерность усилий и готовность организма к деятельности, распределение занятий в соответствии со сменой психичес­ких состояний — важнейшее условие рационального исполь­зования свободного времени. Это нелегко, ибо человек вклю­чен в социальную систему, постоянно требующую от него выполнения тех или иных ролей и функций.

Рационализации свободного времени способствуют пред­видение и его планирование. Важно предвидеть события, способные нарушить нормальный ритм свободного времени, что дает возможность противостоять событиям. Планирова­ние предполагает оптимальную последовательность действий в соответствии с целью. Не рекомендуется планировать заня­тия слишком жестко и плотно, важно оставить резерв вре­мени. Наиболее целесообразно планирование комплекса за­нятий с переключением с одних на другие.

Принцип качества времени связан с уникальностью и не­повторимостью каждого периода времени для любого возра­ста. Важно использовать его особенности, упущенное время невозможно восполнить и вернуть. Каждый возраст в этом плане уникален: человек начинает ходить, говорить, видит и познает мир в образах, учится логически мыслить, приобре­тает знания, умения, навыки и профессию, создает семью и воспитывает детей. Особенно значимы ритмические измене­ния физической, интеллектуальной и эмоциональной актив­ности. Имеются свои ритмы и в динамике человеческих отно­шений, в разные сезоны и периоды дня и связанные с лун­ной активностью.

Наиболее важно время, способствующее максимальному проявлению потенциальных возможностей человека, ясности мозга, готовности организма к работе и достижению ее ре­зультатов. Но бывают и критические периоды, особенно в творчестве, любви, спорте. Когда деятельность соответству­ет качеству времени, человек испытывает ощущение полно­ты, цельности бытия, имеет возможности реализовать себя. Это достигается правильным чередованием напряжения и расслабления работы мышц и разума, рационального и эмо­ционального, общения и уединения, риска и безопасности, трудностей и комфорта, стресса и релаксации.

Качество времени связано и с характером работы. Если человек втянулся в работу, мобилизовал свои резервы, на­строился, углубился, то высока продуктивность деятельнос­ти. Стоит прерваться — продуктивность снижается. Ценность времени зависит от того, дается оно маленькими порциями от случая к случаю или регулярно, в виде блоков. Наиболее ценны выходные, отпуск, каникулы, причем значимость слу­чайного свободного времени ниже, чем гарантированного. Важно ограничивать время на конкретную деятельность, что­бы не растягивать занятия, — избыток времени расслабляет.

Следующий принцип использования свободного време­ни — систематическое переформулирование целей, пере­стройка жизненных планов на каждом новом этапе жизне­деятельности. План и цель определяются на конкретную про­блему, за решением которой следует переформулирование цели и перепланирование. Проблема в каждый момент жизни ставится по-новому.

Рационализировать свободное время позволяет также принцип экономии. Он предполагает сознательное урезание, продление, чередование и совмещение занятий. Экономить время — значит, не тратить его напрасно, попусту, на ни- чегонеделанье. Однако полная его рационализация невозможна и нежелательна. Она мешает естественной, органичной, эмо­ционально вовлеченной деятельности. Часть свободного вре­мени не должна быть рационализированной, важны "роман­тизация", отказ от планирования, экономии, уплотнения, оценки качества. Это связано с установкой на максимальное использование сегодняшнего дня, его полноту, ценность си­юминутного существования, например, в отпуске, праздни­ки. Романтический досуг возможен сегодня как оберегаемый человеком домашний, семейный досуг или сознательно под­готавливаемый выход за пределы будничного окружения в сферу совершенно нового и неизвестного, или как психоло­гическая установка на игровое поведение, чтобы украсить, разнообразить будничную жизнь, устроить себе своеобраз­ный праздник, превратив проблему в игру.

Таким образом, планирование, выработка оптимальной стратегии времяпользования актуальны сегодня, особенно с ускорением темпов жизни и повышением ценности времени. Это обусловлено интенсификацией деятельности, увеличе­нием возможностей выбора занятий и дефицитом свободного времени. Проблема его ценности встает каждый раз, когда человек совершает выбор, принимает какое-либо решение. В связи с этим первостепенное значение приобретает государ­ственная политики в организации и регулировании свободно­го времени. Важными являются инновации и инвестиции в области культуры и досуга, создание условий для реализа­ции свободы личности, ее человеческих прав, исключение манипулирования, поиск и интеграция общечеловеческих черт свободного времени, его демократизация.

Выводы

Свободное время является пространством для деятельно­сти человека по удовлетворению своих социальных и социо­культурных потребностей. Оно включает в себя досуг, свя­занный с потреблением, развлечением и отдыхом, и более возвышенную деятельность, имеющую выход на различные виды творчества и самосовершенствования. Свободное время может быть регулируемым со стороны общества и самой лич­ности. В отношении личности к нему можно выделить раз­личные типы людей. Такой подход позволяет определить куль- туру свободного времени как проявление творческой актив­ности, направленной на всестороннее развитие личности. 320

Исследования культуры свободного времени показыва­ют, что в его структуре и содержании преобладают заня­тия, связанные с потреблением. Потребность в творчестве выражена незначительно, что во многом обусловлено от­сутствием необходимых для этого умений и навыков. Среди факторов, мешающих полноценному проведению свободно­го времени, оказались материальные, что соответствует со­циально-экономическому положению в стране. Характерны­ми тенденциями являются одомашнивание, сокращение вре­мени на самообразование, саморазвитие и творчество.

Общество нуждается в социально активном типе личнос­ти, формирование которого зависит от свободного времени. Важным становится его регулирование, предполагающее развитие потребностей, интересов личности и создание мо- рально-психологических, материальных, организационных и технологических условий для их удовлетворения в системе учреждений культуры. Лично регулируемое свободное вре­мя основано на принципах интенсификации, предвидения и планирования, требует учета качества, переформулирова­ния целей, экономии времени и т. п.

Вопросы для самоконтроля

1. Существуют различные определения свободного вре­мени и его культуры.

  1. Формирование социально активного типа личности в соответствии с требованиями современных условий развития общества предполагает регулирование свободного времени.

Литература

  1. Анашкина Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социологические исследования. - 2001. - № 12.

  2. Артемов В. А. Изменения условий и образа жизни в Сибири (1972-1993) // Социологические исследования. - 1995. - № 1.

  3. Лрямова Т. В. Социологический анализ свободного вре­мени населения среднего города: Автореферат ... канд. соц. наук. - Ростов н/Д., 2001. - 22 с.

  4. Иконникова С. Н. Диалог о культуре. - Л.: Лениздат, 1987. - Гл. VI.

  5. Культура досуга / В. М. Пича, И. В. Бестужев-Лада, В. М. Димов и др. - Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1990. - 240 с.

  6. Мурзин А. Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социологические исследования. - 1993. - № 11.

  7. Орлов Т. П. Свободное время и личность. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1983. - 174 с.

  8. Орлов Г. П. Свободное время: Условие развития чело­века и мера общественного богатства. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. - Гл. Ill, V, VIII.

  9. Осинцвва В. М. Досуг как сфера потребления культур­ных услуг молодежью: Автореферат ... канд. соц. наук. - Тю­мень. 2003. - 25 с.

  10. Патрушев В. Д. Изменения в использовании свободно­го времени городского населения за двадцать лет (1965-1986) // Социологические исследования. - 1991. - № 3.

  11. Погрешаева Т. А. Свободное время человека в услови­ях трансформации российского общества. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. - 100 с.

  12. Романова И. Е. Досуг как общечеловеческий феномен: Автореферат ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1995. - 25 с.

  13. Стеббинс Р. А. Свободное время: к оптимальному сти­лю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследо­вания. - 2000. - № 7.

  14. Трегубое Б. А. Свободное время молодежи: Сущность, типология, управление. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. - 151 с.

  15. Труд, быт и отдых трудящихся: Сб. науч. ст. / Отв. ред. В. Д. Патрушев. - М.: Ин-т социологии АН СССР, 1990. - 185 с.

  16. Устюжанина JI. В. Особенности маркетинга услуг в сфере свободного времени: Автореферат ... канд. соц. наук. - М., 1997. - 37 с.