logo search
Sbornik_2011

Этика и эстетика политических игр (на примере г. Херсона)

Политика была и остается способом продвижения человеческих интересов. В нашей стране условия политической игры таковы, что демос должен добровольно отдать победителю голоса, по возможности – сердца, а также власть и доступ к материальным ресурсам. Цель нашего исследования – определить этические нормы и эстетические особенности политических игр в Украине на примере выборов в местные советы города Херсона.

На 2 октября 2010 года в избирательной комиссии было зарегистрировано 18 кандидатов на пост мэра Херсона. В обнародованных соцопросах от ХГУ и Института политических и социологических исследованиях определены наиболее рейтинговые кандидаты: действующий мэр В.Сальдо (рейтинг от 20 до 30%), депутат Областного совета А.Ротова (12-25%), бизнесмен А.Путилов (15-25%).

Такого напряженного предвыборного расклада в Херсоне еще не было, потому борьба обострилась до предела и в ней были использованы всевозможные политтехнологии, махинации, пиар всех цветов.

Технологии современной политической рекламистики соответствуют законам шоу-бизнеса – содержательность уступает зрелищности, положительная либо отрицательная окраска известности не имеет значения. Отсюда следует, что эстетические установки в политических играх во многом копируют те, на которых базируется шоу-бизнес. Пестро, ярко, много цветов (от кандидатов с букетами на бигбордах до торжественных гвоздик и розочек ко всем праздникам), воздушных шариков, очень много музыки (концерты, агитбригады с бубнами, приглашенные звезды).

Элементами политического шоу также были выстрелы и взломы офисов: в кандидата В.Гирина стреляли, его били и бросались на него с ножом (сценарий взят из голливудского боевика), по законам мелодрамы было разыграно исключение из партии кандидата А. Ротовой.

Эстетика балагана – так кратко можно охарактеризовать всю предвыборную кампанию. Приглашенные из Киева социологи и политтехнологи, выписывая сценарный план выборов в местную власть, учли любовь зрителей-избирателей к «мыльным операм» и на этом строили предвыборные кампании своих заказчиков.

Политики часто говорят: «Мы очень честные, тогда как наши оппоненты…». Тем не менее, все кандидаты пользуются «неэтичными методами» и диапазон этих методов весьма широк. Но в их применении почему-то обвиняются только конкуренты.

Доказательная реклама («белый пиар») – то, на чем должна строиться честная избирательная кампания. Она базируется на партийной идеологии и программе. Но у подавляющего большинства партий и кандидатов собственная позиция и идеология крайне невнятны, поэтому на политическом рекламном рынке удельный вес «белого пиара» невелик. Противостоять «черному пиару» – самому действенному оружию в предвыборной войне – намного сложнее, ведь атакующая стратегия эффективней, чем доказательная.

Чаще всего для «черного пиара» используется дезинформация. Но, кроме откровенного вранья, иногда всплывает и правда. Для дискредитации кандидата существует набор технологий, в выборе которых действует принцип «Все средства хороши». Об этике в такие моменты не вспоминают.

Тем не менее, есть ряд установленных самими кандидатами этических норм, которые они стараются не нарушать. Кандидаты местного уровня пока не обвиняют друг друга в тяжелых уголовных преступлениях (убийстве, изнасиловании, вооруженном ограблении).

Однако тенденции таковы: с каждым годом этические нормы в ходе предвыборных кампаний нивелируются и становятся все более аморфными.

Коваленко Катерина