14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
В зарубежной науке высказывается мнение, что в индустриально развитых странах у людей сегодня больше, чем когда-либо остается время после работы. Увеличение происходит за счет сокращения рабочего времени. Люди добровольно выбирают безработицу, неполную занятость и досрочный выход на пенсию. Тем не менее увеличение свободного времени является следствием институциональных изменений. В России это происходит за счет сокращения рабочего дня, недели, увеличения продолжительности отпусков. В Канаде эта причина оказалась более значительной, развитие технологий приводит к ненамеренному сокращению оплачиваемого труда [13, с. 64-65].
Динамика показателей использования свободного времени наиболее ярко видна по результатам исследований. Исследования Института социологии РАН в 90-е гг. показывают [15, с. 102], что в среднем свободное время за неделю у мужчин составляет 34,5, у женщин — 25,5 часа. Такая разница связана с большей занятостью женщин домашним трудом, коммунально-бытовыми нуждами и уходом за детьми. В последние годы наблюдается яркая тенденция к проведению свободного времени большинством населения в домашних условиях — 80% в будни и 50% — в выходные дни. Она наметилась еще в 70-80-е гг. в связи с противоречиями, возникшими между характером, содержанием, формами предлагаемых услуг в учреждениях культуры, особенно клубного типа, и потребностями, интересами людей. В настоящее время эти противоречия усилились, а тенденция усугубилась в связи с коммерциализацией культурных услуг и обнищанием населения.
Важной представляется проблема удовлетворенности свободным временем. Анализ показывает, что удовлетворены только 40,6% горожан. По возрастным группам больше неудовлетворенных среди молодежи. Это можно объяснить более высокой требовательностью молодежи и отсутствием условий проведения свободного времени в соответствии с потребностями и интересами. Причем если достаточно возможностей в сфере потребления культурных ценностей, то они крайне ограничены в проявлении творческой активности и самостоятельности, индивидуально-личностном самовыражении и самосовершенствовании в формально организованных структурах. Неудовлетворенность уменьшается к старшему возрасту, когда снижается уровень притязаний и увеличивается потребность в пассивном отдыхе. Удовлетворенность проведением своего времени у мужчин выше, чем у женщин, так как они белее свободны в выборе его форм. У незамужних женщин удовлетворенность наступает значительно раньше — к 30-39 годам, а у замужних — к 40-49. Это объясняется тем, что замужние женщины много сил отдают семье. Только с подрастанием детей у них появляется больше свободного времени, что и приводит к чувству удовлетворенности.
В структуре домашних досуговых занятий произошли некоторые изменения [15, с. 105]. Если в 70-е и даже еще в 80-е гг. на первом месте было чтение, то сейчас оно на втором месте, а на первом находится просмотр телепередач, что отметили 90% опрошенных. На третьем месте оказался уход за домашними животными, дальше идут занятия физкультурой и спортом и прослушивание магнитофонных записей, грампластинок. Мужчины чаще увлекаются настольными играми, женщины занимаются цветоводством. Среди творческих видов деятельности — рисование, лепка, чеканка, игра на музыкальных инструментах, техническое, литературное творчество и др. Но они не являются повседневными занятиями и отмечаются лишь у 25% опрошенных. При этом женщины тяготеют к художественным видам творчества, а мужчины — к техническим, что обусловлено преобладанием эмоционально-чувственного восприятия у первых и более развитого рационального сознания — у вторых. Такая структура определяется и научно-техническим прогрессом, который рационализирует сознание и развивает потребление в ущерб творчеству. Кроме того, многое зависит от умений человека. Оценка по четырехбалльной шкале показала, что из 15 предложенных занятий лишь два респонденты оценили на 3,5 балла: мужчины и женщины — уход за домашними животными, женщины — вязание и вышивку.
Остальные занятия получили низкую оценку, что определяет их структуру в свободное время и неудовлетворенность личности домашними формами проведения.
Что же мешает людям проводить свободное время в домашних условиях так, как хочется? Ответы были сведены к трем группам:
материальные мотивы — это недостаток культурно- бытовых предметов, места в квартире, невозможность пригласить друзей, недостаток денежных средств;
психофизические мотивы — усталость после работы, состояние здоровья;
организационные и субъективно-организационные мотивы — неумение организовать свой отдых, отсутствие подходящей компании, загруженность домашней работой, недостаток свободного времени [15, с. 106].
Таким образом, можно предположить, что занятиям творчеством препятствуют в основном недостаток культурно-бытовых предметов, денежных средств, усталость после работы и загруженность домашними делами. Но это лишь внешний, поверхностный подход, не затрагивающий сферу глубоко личностных потребностей ц интересов. Именно потребности личности определяют ее включение в ту или иную деятельность при наличии более или менее благоприятной ситуации. В свою очередь, сами эти потребности формируются только в деятельности, начиная с самого раннего детства. Истинной причиной, мешающей творчеству, можно считать отсутствие в стране соответствующей системы воспитания, направленной на развитие творческой активности индивида.
Свободное время, так или иначе, связано с общением, и в связи с этим было изучено досуговое общение [15, с. 109]. Выявлено, что люди испытывают недостаток материальной базы общения — дворцов культуры, стадионов, кафе, приспособленных для этой цели. Различные самодеятельные объединения, в которых раньше было мало посетителей, теперь и вовсе отсутствуют. Существующая организация в рамках формально организованных структур не соответствует требованиям времени. Общение сосредоточено в домах, на улицах и в других местах в кругу друзей. За последние годы выявлены следующие тенденции досугового общения:
уменьшение продолжительности у мужчин и увеличение у женщин, что во многом связано с большей занятостью мужчин в сфере делового общения и потребностью женщин в эмоциональных контактах, межличностном общении;
сокращение затрат времени на посещение учреждений культуры, прогулки, настольные игры; увеличение в 80-е гг. посещений кафе, баров, приемов и посещений гостей и резкое их сокращение после 1991 г., что связано с ухудшением материальных условий жизни людей;
низкая субъективная удовлетворенность общением.
Итак, досуговое общение все больше одомашнивается,
но при этом все меньшее значение имеют связи с родственниками, соседями. Предпочтение отдают друзьям — 47% времени, среди них высокий процент — это коллеги по работе, с которыми стремятся поддерживать выгодные знакомства для решения морально-психологических и хозяйственно-бытовых проблем.
Таким образом, общение носит в основном индивидуально организованный характер, имеет тенденцию к одомашниванию как результат неразвитой его организации. Оно осуществляется в более примитивных формах и видах деятельности, не требующих квалификации, становится зависимым от алкоголя — 40-50% пьют при встречах, что подтверждает резкое увеличение общения в социально не одобряемых видах деятельности. В связи с этим важно создание материальной базы и общественно-организованных структур, направленных на формирование у людей культуры досуго- вых потребностей и общения.
Были исследованы также досуговые занятия работающей молодежи [15, с. 119], имеющей достаточное количество свободного времени. При дальнейшем увеличении она использовала бы его для дополнительного заработка, встреч с друзьями, семьей. На втором месте у одних оказалось ничегонеде- ланье, у других — хобби. Лишь с пятого по девятое места заняли учеба, самообразование, общественная работа и все, что связано с умственным, физическим развитием и выполнением социальных обязанностей. Это свидетельствует о том, что в условиях данной социально-экономической ситуации появляются новые формы индивидуально-трудовой и кооперативно-коммерческой деятельности, возможность работать по совместительству, с другой стороны, отсутствие реального благосостояния, что ставит проблему выбора между рабочим и свободным временем. В то же время такая ситуация объясняет и раскрывает нереализованные потребности, интересы, желания, стремления.
Реальные тенденции в использовании свободного времени работающей молодежью:
значительное сокращение времени на учебу, самообразование, общественную деятельность, что связано со снижением их общественной востребованности;
резкое возрастание затрат времени на просмотр телепередач и видеопрограмм, что обусловлено распространением массовой культуры, технических средств их трансляции и с развитием сферы потребления культурных ценностей;
резкое сокращение времени на более возвышенную деятельность, связанную с творчеством и саморазвитием.
В структуре свободного времени работающей молодежи также лидирует телевидение, 80% занимает кино. Чтение переместилось с первого места на второе, далее идут любительские занятия и пассивный отдых, еще меньше времени остается на общение с друзьями и родственниками. Если раньше значительной была доля организованного досуга, то теперь наблюдается его одомашнивание.
Таким образом, реальную структуру свободного времени характеризует ярко выраженная ориентация на пассивные, потребительские виды деятельности и их одомашнивание. Это не соответствует требованиям формирования социально активной, интеллектуально развитой, физически здоровой молодежи, способной проявить творческую индивидуальность, оригинальность, самобытность во имя социально-экономического процветания страны.
К середине 90-х гг. рост общей трудовой нагрузки и изменение потребностей привели не только к уменьшению свободного времени, но и к замене одних видов деятельности другими. Полученные данные свидетельствуют о сокращении времени на учебу и повышение квалификации, об увеличении его затрат на просмотр телепередач при сокращении посещений зрелищных учреждений. Незначительны изменения в продолжительности активной деятельности физкультурой и спортом, творчеством, любительскими занятиями. Усилилась ориентация на семью, ее материальное благополучие. Выросли потребность в семейном общении, повысилась ценность детей, а также условий для их образования и воспитания. Темпы развития культурно-образователь- ной сферы заметно снизились, сократилось свободное время, усилился информационно-восстановительный характер его использования. Все это заблокировало повышение, духовной культуры личности [2, с. 78].
Интересные данные о динамике свободного времени интеллигенции (офицеров, медицинских работников и учителей средних школ) г. Ульяновска получены в результате исследований 2000 г. [1, с. 97-102]. В них прослеживается динамика досуга, начиная с 60-х гг. до наших дней. Материалы интервью показали, что он являлся развивающим и познавательным, часто коллективным, творческим, одновременно развлечением и образованием, общением с друзьями и совместным приобщением к формам профессионального искусства, т. е. он гармонично сочетал в себе различные виды возвышенной деятельности, развлечение и отдых. Среди самых распространенных видов досуга выделилось чтение, которое сопровождалось стремлением создать собственную библиотеку. Круг чтения — советская и зарубежная классика.
В советское время, особенно в конце 60-х и в 70-е гг. интеллигенция занималась художественной самодеятельностью. Многие пели в хоре, играли в театрах, участвовали в концертах. Из СМИ наибольшей популярностью пользовалось радио, что, очевидно, связано с недостаточным распространением телевидения. Вероятно, по этой же причине часто бывали в кинотеатрах, кроме того, читали стихи, посещали театр и концерты популярной музыки, музеи и различные выставки, ездили по туристическим путевкам. Распространенным видом любительского спорта были коньки, лыжи, спортивный и горный туризм, альпинизм. Хобби у женщин являлось вязанье и шитье. Для праздников в трудовом коллективе готовили юмористические стенгазеты, поздравления коллег по случаю юбилеев в стихотворной и песенной формах.
Эмпирические материалы 2000 г. показывают, что современная интеллигенция начала утрачивать привычку к активному творческому досугу. Основных причин две: развитие СМИ и занятость женщин. Досуг современной интеллигенции стал более индивидуальный, меньше используется для общения с друзьями, в связи с этим особенно чувствуют недостаток общения женщины разного социального статуса. Многие респонденты жалуются на отсутствие свободного времени. Среди самых распространенных занятий осталось чтение, есть домашние библиотеки, покупают книги, но стали меньше выписывать журналы. Интеллигенция посещает театры, концерты, выставки. Слушание музыки дома не считает до- суговым занятием, воспринимает ее как звуковой фон. При телепросмотре предпочитают в основном познавательные, интеллектуальные и развлекательно-познавательные передачи, а также новости.
Исследования позволили сделать вывод, что интеллигенция на протяжении изученного периода сохраняет определенные традиции досуга и праздника, но она все меньше общается и все больше стремится к индивидуальному досугу. Сохраняется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, при этом сокращаются художественно-творческие формы, но остается творчество в плане развития, сотворения личности своей собственной и своих близких, в
основном детей. Сфера досуга социально стратифицирована, обнаружено влияние на нее профессии и сферы трудовой деятельности.
Интеллигенция объединяет в себя очень широкий и пестрый круг людей, что при известном сходстве досуговых занятий определяет и существенные их различия. Часть интеллигенции является маргинальной (промежуточное положение между сельской и городской субкультурами). Это во многом объясняет сходство структуры свободного времени, хотя выбор во многом обусловлен спецификой жизни в провинции — ограниченностью перечня и качества услуг, а также бедностью интеллигенции. Специфику досуга определяют также социальное происхождение, место рождения, уровень образования. Как правило, стремление сделать свой досуг развивающим и познавательным, т. е. более возвышенным, связанным с духовным и телесным совершенствованием, соотносится с высоким уровнем образования.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов