logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

9.4. Отношение молодежи к официальной культуре

Что же представляет собой молодежь как читатель, зри­тель, слушатель? Еще недавно интерес к художественной литературе преобладал над интересом к другим видам ис­кусства. Сегодня он уступает просмотру телепередач. Но, тем не менее, чтение является одним из значимых занятий в сфере свободного времени молодежи, которую особенно при­влекает слово публициста. В свое время недоступность ши­рокой молодежной публике критического печатного слова вызвало появление "самиздата", сокращение тиражей при­вело к распространению книг на "черном рынке". Попытки ограничить подписку на популярные периодические издания породили общественное негодование.

Сейчас, к сожалению, наблюдается иная картина: много­образие и обилие книг, подписных изданий, периодической печати, но значительно меньше стало подписчиков и чита­телей. Россия, некогда считавшаяся самой читающей стра­ной, похоже, перестает быть таковой. Большинство людей не могут позволить себе подписаться на ставшие дорогими газеты, журналы, стали разборчивыми в выборе книг. Рань­ше брали любую книгу, какая только появлялась, теперь же долго смотрят, выбирают и не всегда покупают, даже если очень хочется. Молодые люди раньше по вечерам чаще читали, теперь же сидят у телевизоров, смотрят телепере­дачи или теле- и видеофильмы сомнительного качества, рас­считанные на низкий художественно-эстетический вкус. Ро­мантический образ читателя, склонившегося в уединении над книгой, все больше уходит в прошлое. Молодежь читает все меньше, к тому же не классику, а больше "дешевую" буль­варную, а в лучшем случае — залежавшуюся на полках, запрещенную в свое время литературу. Но и это уже уходит в прошлое.

В отношении современной молодежи к чтению социологи выделяют четыре основные тенденции:

  1. несовпадение интересов и знаний — лучше известна классика из школьной программы, но больше привлекает современная литература;

  2. внимание к творчеству писателей, выбор того или иного жанра определяются общей социокультурной ситуацией, про­исходящими в обществе процессами;

  3. преобладает предпочтение тех произведений и авто­ров, которых широко пропагандируют средства массовой коммуникации;

  4. немаловажную роль в чтении молодежи играет подвер­женность групповым стереотипам, когда литературные ин­тересы определяются модой, групповые предпочтения обус­ловливают индивидуальный выбор читателя [10, с. 139].

Теперь посмотрим, как молодежь относится к кино. Ки­нофильмы 30-50-х гг. обладали притягательной силой, эмо­циональной заразительностью. Среди них были и шедевры мирового кино, непритязательные комедии и откровенные "сказки" с их райским благоденствием. Для поколения этих лет кино было единственным искусством, открывающим путь в мир прекрасного, как канал художественной информации оно стало по-настоящему массовой культурой. В 60-е гг. по­явилось другое кино — искреннее, с высокой романтикой чувств и стремлений, которое быстро завоевало сердца но­вых поколений кинозрителей. В 70-е гг. в связи с широким распространением телевидения, радиоприемников, магнито­фонов, а сейчас уже и видеомагнитофонов потребление куль­туры все больше одомашнивается. Кинотеатры посещают все меньше и меньше людей. Причина и в том, что появилось больше возможностей в выборе форм проведения свободно­го времени. С другой стороны, рост образованности и куль­туры личности привел к повышению требовательности, ко­торая не позволяет мириться с кинематографическим "шир­потребом".

Тем не менее, молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен, прежде всего, на молодежь: молодые герои, тематика и жан­ры фильмов, динамизм сюжетов — все рассчитано на осо­бенности молодежного возраста, его эмоционально-чувствен­ное отношение и стремление к развлекательности. Если учесть, что' преобладающее большинство фильмов — это зарубежные киноленты (эротические, полицейские, боеви­ки), то можно прийти к печальному выводу: эти картины только для того, чтобы развлечь зрителя. Кинематограф се­годня не в полной мере выполняет свои важнейшие воспита­тельные функции, поэтому и зрителями воспринимается как развлечение и возможность рекреации (восстановления сил). Конечно, потребность в развлекательном кино должна быть удовлетворена, но не в ущерб художественности. Развле­кая, надо воспитывать, поднимать уровень художественной культуры молодежи. Сложилась такая ситуация, что даже из представителей молодежи в кино ходит самый невзыска­тельный зритель — это подростки и юноши раннего возрас­та. Более требовательная аудитория ищет альтернативное кино, и в этом виновата прежде всего репертуарная полити­ка кинотеатров, рассчитанная на "кассовые" фильмы. При­чем мнения взрослых не всегда совпадают с ориентациями молодежи, которая хочет видеть в кино себя, но не с внеш­ней стороны, а внутреннюю сущность и во взаимоотношени­ях со взрослыми.

Посещение молодежью кино определяется не только вы­бором соответствующего репертуара, но и потребностью в общении со сверстниками, что чрезвычайно важно в юно­шеском возрасте. Кино для молодежи — это не столько воз­можность контакта с искусством, сколько возможность коллективного сопереживания, эмоционального, дружеского общения. Именно межличностное взаимодействие является определяющим и при выборе фильма. Обмен мнениями, оцен­ками способствует формированию групповых норм, оценок и в то же время порождает некритичность в выборе, которая чаще обусловлена внешними факторами (советы друзей, ре­цензии, реклама и т. д.), чем внутренними устойчивыми по­требностями и интересами. Есть различия в предпочтениях того или иного жанра среди различных социальных групп молодежи. Одних интересуют кинокомедии и приключенчес­кие фильмы, других — полицейские и боевики, студенты, оказывается, тяготеют к современной психологической дра­ме. При этом больше ценятся зарубежные фильмы: амери­канские, французские, итальянские и др. В художественной структуре самого фильма первостепенное место занимает игра актера, затем тема и проблема. Режиссера чаще всего не знают, что свидетельствует о развлекательной направ­ленности при выборе кино. Во многом это обусловлено воз­растными особенностями мировосприятия, групповыми сте­реотипами, отсутствием развитой системы организации сво­бодного времени молодежи, позволяющей влиять на вкусы, развивать и повышать уровень зрительского восприятия.

Совершенно уникальным, особым искусством является театр, где зритель становится непосредственным участни­ком создания спектакля. Перед его глазами осуществляется творческий процесс, в котором он принимает внутреннее участие. Вокруг театра всегда группировалась молодежь, здесь проходили дискуссии, формировалось общественное мнение, люди встречались, чтобы испытать радость общения. Театр был духовным центром города и формировал нравственный и эстетический мир личности, помогал разобраться в обществен­ных проблемах. В последние годы, к сожалению, все больше становится зрителей, которые приходят в театр ради раз­влечения и отдыха.

Проблема посещения театра связана с местом жительства и неодинакова для молодежи, проживающей в крупных, ма­лых городах и в сельской местности. Многие хотят, но не могут попасть в театр. Еще недавно проблема посещения те­атра была связана с дефицитом билетов, так как посещение театра считалось престижным мероприятием. И сейчас со­храняется проблема приобретения билетов в ведущие теат­ры страны, но она имеет несколько иной характер — доро­говизна билетов и недоступность для молодежи. Но стремит­ся ли она в театры? Молодежи в театре становится все меньше. Театр ей кажется чем-то устаревшим, консерва­тивным, изживающим себя зрелищем. Дело в том, что он не пользуется популярностью и у родителей, и у учителей. Если в городе есть традиция посещения спектаклей, если сред­ства массовой коммуникации пропагандируют искусство те­атра, то дети наследуют любовь к театру, если же традиция не сложилась, актеры играют в полупустом зале.

В последнее время наблюдается не только сокращение молодежной аудитории театра, но и тенденция увеличения числа случайных зрителей и сокращения постоянных посе­тителей. Интересна динамика молодежных ориентации, в сфере театра:

  1. предпочтение постановок современных авторов по срав­нению с классикой в 70-е гг.;

  2. направленность на музыкальные спектакли легкого, развлекательного жанра преобладающей части молодежи, кроме студентов, которым присуще стремление к осмысле­нию наиболее актуальных проблем современности, воплощен­ных средствами драмы;

3) изменение популярности отдельных театров и их ре­пертуара — самые популярные театры не имеют молодеж­ного репертуара, а другие не пользуются у нее спросом. Таким образом, оказывается, что театр не использует свои воспитательные возможности [10, с. 178-179].

Театральное искусство менее всего подвержено тиражи­рованию, воздействию стереотипов, противоположно техни­ческим средствам художественной информации. Оно должно и может пробудить у молодежного зрителя индивидуальное, собственное отношение не только к искусству, но и ко все­му миру. Хороший спектакль может одновременно воздей­ствовать на эмоции, чувства и волю. Однако есть театры не­уютные, полупустые, как заброшенные дома, куда трудно привлечь молодежь, которая стремится к яркости, красоч­ности, зрелищности.

Значительное место в жизни человека занимает музыка. Она развивает эмоциональность, способна объединить людей, проникнув в самые отдаленные глубины души, и противосто­ять процессу технизации и рационализации образа жизни. По различным социологическим исследованиям, в 60-е гг. музы­ке отводилось четвертое—шестое место, в 70-е — второе, а в 80-е гг. музыка в системе предпочтения оказалась уже на пер­вом месте и сохраняет его в настоящее время, что вполне справедливо, если учесть ее воздействие на человека. Одна­ко, если проанализировать глубже, выяснится, что первое место занимает музыка не столько как вид искусства, сколь­ко как звуковой фон жизни. Люди привыкли к ее звучанию, пропускают мимо ушей музыкальные концерты по радио, телевидению. Это обусловлено во многом отсутствием проду­манного и целенаправленного музыкального воспитания.

Речь идет, прежде всего, о музыкально-певческом вос­питании, так как человеческий голос — это самый тончай­ший и богатый музыкальный инструмент. Не случайно хор всегда считался символом праздника. Выступления многоты­сячных хоров придавали людям чувство единства, монолит­ности, могущества, рождали вдохновение. Очень печально констатировать, что многие годы в школе недооценивалась роль хорового пения. Это привело к тому, что выросло не­сколько поколений не поющих, а стало быть, и не понимаю­щих хоровое пение, которое рассчитано на высший вкус. Молодежь обращается к музыке чаще, чем к другим видам искусства. Но большинство слушает, не проявляя избира­тельности. Произведения классики (симфонические, камер­ные, оперные) в структуре музыкальных интересов занима­ют последнее место. Даже представители молодежной ин­теллигенции не имеют элементарных музыкальных знаний. У всех социальных групп очень беден список любимых музы­кальных произведений, многие не могут назвать понравив­шееся произведение, не знают авторов. Наблюдается направ­ленность на потребление классических музыкальных произ­ведений, но при этом отсутствует осведомленность в этой сфере. Такое противоречие объясняется идеальной установ­кой молодых людей на эстетически возвышенное и подвер­женностью стереотипам массового сознания.

По результатам исследования студентов различных ву­зов, обнаружено, что даже они плохо знают классическую музыку. Относительно лучше студенческая молодежь знает отечественную оперную музыку и композиторов, менее зна­кома с шедеврами мировой оперы. В еще меньшей степени известна ей балетная музыка, особенно современный балет. В последние годы интерес к музыкальному театру стал не­сколько выше, но он носит локальный характер и проявля­ется среди образованной части молодежи и ее взрослых групп. Подростки и юноши раннего возраста остаются вне воздей­ствия классической инструментальной музыки, оперы и ба­лета. Преобладающее большинство молодежи предпочитает поп- и рок-музыку, лишь отдельные из них — симфоничес­кую, органную, оперную. Среди любимых певцов — предста­вители эстрады, редко кто знает и называет известных опер­ных певцов — Нестеренко, Атлантова, Образцову и др.

Как преодолеть эти тенденции? Как развивать и поддер­живать потребность молодежи в классической музыке? В этом деле необходимо прежде всего решить проблему детского музыкального воспитания в системе дошкольных учрежде­ний и общеобразовательных школ. Что касается взрослых, то с ними трудно обойтись традиционными формами музы­кального просветительства. Необходимо опираться на инте­ресы молодежи и найти формы, дающие возможность вклю­чить в программу классические произведения и даже испол­нять их в переложении для современных инструментов.

Выводы

В молодежном возрасте происходит ускоренное физичес­кое и умственное развитие, которое не ведет к ранней соци­альной зрелости. Наиболее характерным для возраста явля­ется эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе" и к культуре. Этим обусловлено чувство сопережива­ния и подражание иллюзорным героям, предпочтение собы­тийности, динамизма, действия, поиск развлекательного со­держания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе са­мореализации сопровождается явлениями группового стерео­типа.

Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризу­ют такие особенности, как отчуждение от старшего поколе­ния, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в кото­ром ведущими являются общение, развлечение и самообра­зование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творче­ством, что отражает в целом жизненные позиции молоде­жи, сформированные всей социальной средой, ориентиро­ванной многие годы на воспитание добросовестного исполни­теля и пассивной личности.

В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирую­щая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном само­деятельном движении разных направлений. В этом молодеж­ном движении выделяются группы, объединенные по спосо­бу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жиз­ни, участию в альтернативном творчестве и др.

Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, инте­ресуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отно­шении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить толь­ко молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной куль­туры обусловлены социальными процессами, происходящи­ми в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.

Вопросы для самоконтроля

1. Известно, что для молодежи характерно ускоренное физическое и умственное развитие, которое влияет на пси­хику и проявляется в эмоционально-чувственном отношении ко всей окружающей жизни.

  1. Контркультура молодежи находит свое проявление в неформальном самодеятельном движении.

  1. Эмоционально-чувственное отражение действительно­сти влияет на отношение молодежи к официальной художе­ственной культуре.

Литература

  1. Багдасаръян Н. Г., Кансузян Л. В., Немцов А. А. Иннова­ции в ценностных ориентациях студентов // Социологичес­кие исследования. - 1995. - № 4. - С. 125-129.

  2. Гуревич П. С. Культурология. - М.: Знание, 1996. - Гл. XII.

  3. Добру скин М. Е. Студент — кто он? // Социологичес­кие исследования. - 1994. - № 8-9. - С. 79-88.

  4. Кофырин Я. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социологические исследования. - 1991. — № 1. - С. 82-85.

  5. Мамонтов С. П. Основы культурологии. - М.: Изд. Рос­сийского открытого ун-та, 1994. - Гл. VIII.

  6. Молодежная культура: Молодежь и проблемы совре­менной художественной культуры: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. С. Н. Добротворский и др.- JL: ЛГИТМИК, 1990. - 147 с.

  7. Молодежные субкультуры / Исламшина Т. Г и др. - Казань: Гос. технолог, ун-т, 1997. - 116 с.

  8. Молодежные субкультуры: Учебное пособие. - Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. - 80 с.

  9. Омелъченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 264 с.

  10. Сикевич 3. В. Молодежная культура: "за" и "против": Заметки социолога. - Л.: Лениздат, 1990. - 204 с.

  11. Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориента­ции постсоветского гуманитарного студенчества // Социо­логические исследования. - 2003. - № 1.

  12. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю. Г. Волкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - Гл. 6, 7, 9.

  13. Студницына Б. Я. "Культура протеста" и ее роль в социокультурной динамике: Автореферат ... канд. филос. наук. - М., 2000. - 24 с.

  14. Суртаева В. Я. Социокультурное творчество молоде­жи: методология, теория, практика. - СПб., 2000. - 208 с.