logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды

Вопросы регулирования культурных процессов в науке еще только ставятся. На протяжении нескольких десятиле­тий речь шла об управлении культурой, что привело в ту­пик самих управленцев и некоторые аспекты ее развития, например, непрофессиональное творчество. Важно создание условий для проведения свободного времени, приобщения к культурным ценностям как через индивидуально-личностные, так и общественные формы. Эти процессы регулируемы. Уже шла речь о регулировании культурной активности человека на уровне общества. По отношению к отдельной личности требуются осторожность и деликатность, знания ее духовно­го мира и культурных ориентаций. Их использование для манипулирования сознанием, навязывания норм, правил, ценностей, образцов жизнедеятельности приводит к ограни­чению свободы личности, ее прав на саморазвитие.

Все сферы общественной жизни так или иначе регули­руются. Возможно это и в культуре, но с использованием косвенных рычагов, что исключает прямое воздействие на личность и предполагает изменение культурной среды, ус­ловий жизнедеятельности. Развитие вещественных элемен­тов культуры села влечет за собой естественные изменения социальных и личностных элементов. Это возможно при ре­шении ряда проблем:

  1. изучения культурных потребностей;

  2. совершенствования связей отношений в процессах про­изводства, распределения и потребления;

  3. улучшения культурных связей регионального характера.

Автором были проведены исследования потребностей и ин­тересов жителей сел Пермской области, а также их отношений к народному художественному творчеству, к классическому и современному искусству. Как выяснилось, в селах сохранились и продолжают бытовать различные празднично-обрядовые фор­мы народной художественной культуры. Это Масленица, что отмечают 84% респондентов; свадебные — 85%; похоронные и поминальные обряды — 77%; Пасха — 71%; Троица — 70%; рождение и крестины — 66%; рождественские праздники — 61% и др. Известно, что праздники и обряды являются формой бытования народных песен, танцев, игры на музыкальных ин­струментах, фольклорного театра и многих видов декоратив­но-прикладного искусства. Именно сохранившиеся праздники и обряды во многом определяют бытование народных песен, частушек — 81%; танцев и плясок — 64%; инструментальной игры — 63%. Из декоративно-прикладного творчества развива­ются кройка и шитье — 76%; вышивка — 69%; узорное вяза­ние на спицах — 68%; крючком — 54%, а также строительство домов — 67%; резьба по дереву — 64%; изготовление мебели и предметов быта — 48%. Народная художественная культура сохранилась в жизни и быту, что отмечают 53%. Однако боль­шинство жителей видит изделия или слышит произведения по телевидению — 83%; по радио — 64%; на сценах учреждений культуры — 54%; на улицах и площадях — 46%. Эти данные свидетельствуют о приобщении респондентов в основном к вто­ричным формам народного творчества через их исполнение на сценических площадках, что трудно отнести к собственно фольклору, связанному с трудом и бытом.

Интересные данные получены о музыкальных предпочте­ниях жителей села. Среди слушателей музыки 69% предпочи­тают современную эстрадную, т. е. массовую, песню и лишь потом народную — 56%. А вот поют прежде всего народные — 65%; популярные лирические песни прошлых лет — 49%; ча­стушки — 45% и лишь 41% — современные эстрадные песни. Это обусловлено недостаточной доступностью прослушивае­мых песен для исйолнения, отсутствием певучести, что более характерно для народных и лирических песен. Другая карти­на наблюдается в отношении к танцам. Население смотрит са­мые различные танцевальные программы: народные, совре­менные, бальные, танцы на льду. Процент ответивших колеб­лется от 42 до 44. Молодежь больше исполняет современные эстрадные, люди зрелого возраста — народные танцы и пляски. Данные исследования свидетельствуют о распространении в условиях села наряду с народной культурой современных ви­дов и жанров искусства, однако их возможности ограничены.

Исследования последних лет [2, 13] выявили ряд тенден­ций, связанных с проведением свободного времени в услови­ях села. Одна их них — снижение степени удовлетвореннос­ти проведением свободного времени. Доля довольных сокра­тилась с 46% в 1986 г. до 35% в 1999 г., число недовольных выросло с 24% до 38%. Основной причиной неудовлетворен­ности большинства является недостаток денег. По этой же причине сократилась доля выезжающих на время отпуска к своим родственникам. По разным причинам у значительной части работников за предшествующий опросу год вообще не было отпуска.

Другой важной тенденцией является снижение качества свободного времени, ослабление его развивающей функции и усиление телевизионного характера использования. Доля просмотра телепередач увеличилась у женщин с 38% до 49%, у мужчин — с 43% до 59%. Вместе с тем сократилось время на воспитание детей, чтение, общение с родственниками и друзьями, отдых и восстановление сил. Судя по ответам ро­дителей, заметно снизилась и досуговая активность детей, особенно в чтении и в занятиях, связанных с искусством. Соответственно, стало меньше родителей, довольных тем, как дети проводят свободное время.

Культурные процессы в условиях села имеют свои осо­бенности. В сельской местности осуществляется главным об­разом непрофессиональное производство культурных цен­ностей в рамках кружков, студий или в домашних условиях. Развитие творчества требует комплекса мер материаль­ного, организационного, идеологического и методического характера [5, с. 145-147].

Материальные условия непрофессионального производ­ства культурных ценностей предполагают создание учреж­дений культуры разного типа, обеспечение их кадрами, со­ответствующим оборудованием и культинвентарем. Все это находится на крайне низком уровне. В современной ситуации люди все больше проявляют склонность к занятиям в до­машних условиях в русле традиционного народного творче­ства. В связи с этим приобретает особую значимость матери­альное благосостояние семьи, поскольку для творческого процесса требуются не только мастерство и вдохновение, но и различного рода материалы и инструменты.

Организационное обеспечение производства ценностей жителями села предполагает деятельность в рамках учреж­дений культуры, проведение мероприятий, стимулирующих творчество. Это и создание условий для творчества за счет совершенствования производства, улучшения жилищно-бы- товых условий, что ведет к увеличению свободного времени. Сейчас все внимание руководящих органов сосредоточено на экономических процессах и забыта художественно-твор- ческая деятельность сельского населения. Но потребности не появятся сами по себе без целенаправленного их формиро­вания и развития.

Идеологическое обеспечение непрофессионального произ­водства культурных ценностей связано с повышением пре­стижа этой деятельности, с созданием определенного ува­жительного отношения к людям, занимающимся творчеством, с распространением их опыта, стимулированием деятельнос­ти, с осознанием важности, значимости продуктов творче­ства. Сейчас в обществе есть определенная идеологическая установка на возрождение, сохранение и развитие народно­го художественного творчества, что определенным образом стимулирует культурную активность сельских жителей, од­нако финансовая проблема является значительным ее тор­мозом.

Методическое обеспечение творческой деятельности жи­телей села связано с одомашниванием непрофессионального производства культурных ценностей. Оно предполагает орга­низацию сервиса: консультаций, распространения необходи­мой литературы, репертуарных сборников, дающих опера­тивную информацию. Каждому виду творчества присуща своя специфика, требующая пояснения. Однако само издание методической литературы нуждается в материальных ресур­сах, а также в специалистах, способных обобщить работу отдельных народных мастеров и довести ее до уровня мето­дических разработок.

Другое направление развития культурной среды на селе связано с организацией потребления и освоения культур­ных ценностей. Эта деятельность занимает значительно боль­ше времени и преобладает над производством. В то же вре­мя она является условием и предпосылкой совершенствова­ния производства, развития потребностей личности. Особенности потребления культуры на селе связаны с про­дуктами народного творчества. Жители села осваивают их устным способом, в повседневном общении, жизни и быту. Эти процессы трудно регулировать. Кроме того, через радио и телевидение в селе распространяются ценности, создан­ные в рамках профессионального творчества. Однако сред­ства массовой коммуникации не учитывают особенностей куль­турных интересов, запросов сельских жителей, особеннос­тей отдельных сельских регионов, и их воздействие носит унифицированный характер. Поскольку уровень культуры у населения не одинаков, то и воспринимаются эти культур­ные ценности по-разному.

Духовное потребление зависит и от возможностей дос­тавки в село предметов культуры. Еще совсем недавно было развито культурное шефство города над селом: организовы­вались концерты, спектакли, доставлялись книги, происхо­дили встречи с творческими людьми и т. п. Или, наоборот, жителей села привозили в город на культурные мероприя­тия. Сейчас становится все сложнее осуществлять такую де­ятельность из-за отсутствия мобильных коллективов, транс­порта, горючего и по многим другим причинам.

Современной проблемой является распределение, распро­странение культурных ценностей среди сельских регионов. Неравномерность в обеспечении сложилась или исторически, в результате развития производственных процессов, или она связана с организацией деятельности сферы культуры, ко­торой занимаются различные ведомства. Государственная сеть распределения культурных ценностей оказалась в значитель­но худших условиях, чем ведомственная. С другой стороны, несогласованность в решении проблем культуры села обусло­вила непродуманность архитектурно-пространственной пла­нировки строительства, отражающейся на удобстве и при­влекательности жизни села, настроении человека. Все это и многое другое снижает ценность сельского образа жизни.

Своеобразными являются и процессы хранения культур­ных ценностей в условиях села, где нет людей, специально занимающихся этим видом деятельности. Вещественные эле­менты культуры хранятся в семьях (иконы, монеты, карти­ны и др.) и передаются из поколения в поколение. В после­дние десятилетия во многих селах появились музеи, где со­браны домашняя утварь и предметы, принадлежавшие кому-либо из прославленных земляков. Сейчас значительное внимание уделяется реставрации и сохранению храмов, а также других памятников истории и культуры. Наиболее важ­ным является хранение культурных ценностей в памяти на­рода: традиций, обрядов, норм и нравов, верований и др. — всего, что определяет поведение и деятельность человека.

Выводы

Культурная среда включает в себя вещественные, соци­альные и духовные (личностные) элементы, тесно взаимо­связанные друг с другом. Вещественные элементы обществен­ного и личного пользования создают условия для культур­ной деятельности сельского жителя; социальные включают в себя традиционные и рациональные нормы и правила, ре­гулирующие жизнедеятельность людей; духовные, или лич­ностные, связаны с социальной структурой села. Особенность проявления всех элементов культурной среды в существова­нии самых разных социальных групп и общностей, находя­щихся в тесных и непосредственных контактах друг с другом. В рамках одной территории функционируют профессиональ­ные, образовательные, возрастные, а порой и национальные общности. Их взаимодействия создают определенные труд­ности, проявляющиеся в культуре поведения, деятельности и общения.

Регулирование культуры села в современных условиях предполагает приведение в соответствие всех ее элементов. Повышение культуры личности возможно при совершенство­вании условий производства, жизни и быта, пространствен­ной среды, материальной основы духовной культуры. Фор­мирование духовного мира личности способствует повыше­нию потребностей, запросов, стимулирующих развитие вещественной среды культуры. Важно привести в соответ­ствие нормы и правила традиционного и рационального ха­рактера, снять противоречия, ведущие к дисгармонии внут­реннего мира человека. Необходимо регулирование процес­сов производства, хранения, распространения и потребле­ния культурных ценностей, создание материальных, орга­низационных, идеологических и методических условий для их развития.

Вопросы для самоконтроля

  1. Культурная среда является частью социальной, ее цен­ностной стороной и включает в себя вещественные, соци­альные и личностные элементы.

  1. Проблемы регулирования культурной среды села пред­полагают использование косвенных рычагов, связанных с воздействием на вещественные, социальные элементы, ве­дущие к изменению личностных. Это требует комплекса мер.

• Что представляют собой материальные, организацион­ные, идеологические и методические меры?

Литература

  1. Акчурин Б. Г. Духовное здоровье сельского населения Баш­кортостана // Социологические исследования. - 2001. - № 12.

  2. Артемов В. А. Село 90-х годов: тенденции повседнев­ной деятельности сельского населения // Социологические исследования. - 2002. - № 2. - С. 61-70.

  3. Беленький В. Р. Жизненная среда в системе обществен­ных интересов // Вестник сельскохозяйственной науки. - 1991. - № 2. - С. 13-21.

  4. Брызгалова Н. С. Культурная среда современного села // Духовная культура современного села. - JL: ЛГПИ, 1982. - С. 3-11.

  5. Великий П. П. Проблемы управления процессами ду­ховной жизни современного села // Духовная культура со­временного села. - JL: ЛГПИ, 1982. - С. 142-151.

  6. Глазычев В. JI. От сельской культуры к урбанизации // Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы. - М.: Наука, 1988. - С. 36-46.

  7. Горбунов А. В., Поздняков В. П. Аренда на селе: Соци- ально-психологические стороны / / Вестник сельскохозяй­ственной науки. - 1991. - № 2. - С. 22-27.

  8. Демидова Л. Социальные проблемы села в новых услови­ях хозяйствования // АПК: экономика, управление. - 1990. - № 8. - С. 62-66.

  9. Калугина 3. И., Мартынов И. Н. Аграрная реформа в Сибири: Социальный аспект // Общество и экономика. - 1993. - № 4. - С. 41-46.

  10. Силласте Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс // Социологические исследования. - 2002. - № 9.