logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов

В научной литературе вопросы управления культурой разработаны недостаточно, а проблема ее социального регу­лирования еще только ставится. Понятие управления и ре­гулирования рассматривается через функции культуры, ко­торых множество, но основной является гуманистическая, человекотворческая. Она используется обществом для фор­мирования определенного социального типа личности. Это означает, что управление культурой в конечном итоге пред­ставляет собой регулирование процесса формирования лич­ности через производство, распределение и потребление культурных ценностей. Таким образом, с социологической точки зрения управление культурой можно определить как сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распре­деления, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объектив­ными закономерностями их развития в интересах обще­ства и каждой отдельной личности.

Управление культурой отличается от управления други­ми сферами общественной жизни тем, что имеет своей це­лью формирование личности. В этом плане оно может пре­следовать цель манипулирования человеком, превращения его в послушное орудие господствующей "элиты". Манипулиро­вание — значит навязывание личности тех или иных дей­ствий, которые остаются для нее внешней обязанностью, выполнением навязанной извне воли субъекта при отсутствии внутренних потребностей и интересов [5, с. 4]. Манипулиро­ванием является и передача людям социокультурной инфор­мации, угодной для господствующей верхушки, внедрение в сознание человека нужных ей знаний, идей, взглядов, цен­ностей, норм, образов, моделей и стереотипов поведения и деятельности. Такое манипулирование осуществляется че­рез средства массовой коммуникации. Особенность современ­ной ситуации состоит в том, что культура стала использо­ваться в политических целях и превратилась в средство ма­нипулирования сознанием широких масс.

Существовали и существуют мнения, что государство не должно вмешиваться в процессы развития культуры, что не может быть никакого управления, ибо всякое управле­ние — это есть ограничение личной свободы. Такие выска­зывания не случайны, они свидетельствуют о сложности и многогранности управления культурой. Есть культура и сфе­ра культуры. Управление сферой культуры, деятельность ко­торой в конечном результате приведет к изменениям обще­ства и индивида, будет способствовать формированию лич­ности.

По отношению к самой культуре можно говорить лишь о регулировании, которое, в отличие от управления, предпо­лагает создание соответствующих условий для производства, хранения, распределения, обмена и потребления культурных ценностей. Такими условиями являются материальные, орга­низационные, технологические и социально-психологические. На данном этапе перехода к рынку социально-психологичес­кие механизмы регулирования культурных процессов оказы­вают наиболее благоприятное влияние, создавая ситуацию свободы выбора для каждой отдельной личности. Однако та­кая свобода в условиях неразвитости потребностей, вкусов отнюдь не способствует развитию личности.

С другой стороны, даже при наличии идеальных соци- ально-психологических условий отсутствие социально-эконо­мической базы в обществе становится фактором, тормозя­щим развитие культуры. Для активной творческой деятель­ности необходимым условием является внутренняя свобода личности, успешного освоения культурных ценностей — воз­можность контакта с ними в рамках различных социокуль­турных институтов. Для хранения культурных ценностей тре­буются соответствующие условия, для их распространения нужны специалисты. Таким образом, в регулировании куль­турных процессов участвует одновременно множество меха­низмов.

Для успешного регулирования процессов, происходящих в культуре, т. е. функционирования знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности общества, необходимо учи­тывать управленческий цикл.

Первый этап этого цикла — сбор и обработка социокуль­турной информации. Он связан с изучением состояния объек­та, т. е. самой культуры, в данный момент, а также с выяс­нением содержания и характера знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности индивидов, социальных групп и общностей в современной конкретно-исторической ситуации. Это имеет выход на научно-исследовательскую деятельность коллективов, групп, отдельных ученых, кото­рые с различных сторон изучают культуру и происходящие в ней процессы. Здесь накоплен огромный опыт, однако он касается главным образом функционирования и развития культуры до перехода к рыночной экономике. Новые соци­ально-экономические условия изменили бытование культу­ры в обществе, социокультурные ориентации человека. Об­новленные знания, ценности, нормы, образцы находят про­явление в повседневной жизни людей и во всех сферах профессионально-трудовой деятельности.

На втором этапе осуществляется анализ обработанной социокультурной информации, ее систематизация и на этой основе — постановка целей и задач. Это значит, что в раз­витии культуры общество вырабатывает определенные цели и задачи, связанные с передачей знаний, ценностей, норм и образцов, которые реализуются социокультурными инсти­тутами. Особенность современной ситуации состоит в отсут­ствии таких целей и задач, что, наряду с другими фактора­ми, свидетельствует об определенном кризисе культуры. Цель возврата к капитализму и идея возрождения традиционной народной культуры свидетельствуют о кризисе современно­го общества и отсутствии перспективных целей и задач раз­вития культуры. Некоторые же считают, что их и вовсе не должно быть.

Третий этап регулирования культурных процессов пред­полагает учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития культуры в обще­стве, т. е. модели тех знаний, ценностей, норм и образцов, с помощью которых происходит регулирование поведения и деятельности индивидов, социальных групп и общностей. Еще и недалеком прошлом наша страна формально ориентирова- пась на модель коммунистического общества и формирова­ния духовной культуры личности. В своей деятельности к ее реализации стремились все социокультурные институты. Утрата значимости этой модели привела к образованию ва­куума, который пытаются заполнить в политике — идеей развития демократии, в экономике — ценностями рыночных отношений, в сфере культуры — возрождением народных традиций. Отсутствие общих моделей обусловливает форми­рование множества субкультур, как положительно, так и негативно направленных. Можно ли считать, что наличие субкультур основано на идее многовариантности? Думает­ся, и да, и нет. Надо признать, что это, прежде всего, ре­зультат стихийных процессов в связи с отсутствием не толь­ко управления, но и регулирования. Модели развития куль­туры важны как идеалы, к которым стремились бы люди и без которых они испытывают дискомфорт.

Четвертый этап — разработка путей передачи социо­культурной информации соответственно модели. Он представ­ляет собой собственно программу передачи знаний, ценнос­тей, норм и образцов с конкретными мероприятиями и вклю­чает в себя пути развития культуры общества, социальных групп, общностей и отдельных индивидов от сегодняшнего состояния до оптимальной модели. Программы развития куль­туры сегодня разрабатываются на региональном уровне по отдельным направлениям. Основная цель их создания состо­ит в получении финансовой поддержки. Недостаток в том, что порой, они создаются на голом месте, чисто теоретичес­ки, без изучения состояния на данный момент и, таким обра­зом, не могут учитывать существующих потребностей и ин­тересов, системы социокультурных ценностей, которые яв­ляются основой жизнедеятельности людей. Кроме того, отсутствуют на сегодня и модели развития.

Пятый этап представляет собой непосредственную реа­лизацию программы развития культуры, т. е. передачи зна­ний, ценностей, норм и образцов индивидам, социальным группам и общностям. Эту деятельность осуществляет вся сфера культуры и ее работники. Ряд учреждений культуры включен в реализацию региональных программ. Но у боль­шинства из них преобладают финансовые интересы, что и определяет их деятельность, рассчитанную на развлечение и отдых, а не на развитие творчества и формирование ду­ховного мира личности. Что касается творческой интелли­генции, то ее роль в развитии культуры определяется сти­хийными, спонтанными представлениями отдельной личнос­ти и стремлением внести определенный вклад в изменение социокультурных ориентаций населения в русле социально- экономических процессов. Главную задачу она видит в утвер­ждении демократических начал в развитии общества.

Шестой этап в регулировании культурных процессов — это контроль по каналу обратной связи. Он осуществляется за развитием духовного мира отдельной личности, социальных групп

и общностей под воздействием культурных ценностей, реализуемых в рамках программы. Он возможен при прове­дении социологических исследований в конкретных регионах. Однако здесь неизбежны трудности, связанные с невозмож­ностью вычленить роль культуры в системе других факто­ров, также влияющих на человека. Но это не значит, что следует отказаться от контроля за развитием культуры. Воп­рос лишь в том, что изучению подлежат не только социо­культурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокупности с социально-экономическими особенностями данного конкретного региона.

Последний, седьмой этап предполагает осуществление корректирующих воздействий на индивида, социальные груп­пы и общности через изменение содержания знаний, ценно­стей, норм, образцов и методов их трансляции. Коррективы вносятся на основе контрольных исследований развития куль­туры при наличии негативных последствий. В настоящее время широкое распространение не самых лучших образцов аме­риканской и западноевропейской культуры пробуждает в людях самые низменные животные инстинкты и способствует развитию скрытой агрессивности, которая при провоцирую­щих обстоятельствах может проявиться в любую минуту. Это говорит о важности корректировки процессов распростране­ния и организации потребления культурных ценностей, осо­бенно среди молодежи. На данном этапе предполагается сбор и обработка информации о результатах деятельности. Затем цикл регулирования социокультурных процессов повторяет­ся снова.

Таким образом, регулирование культурных процессов представляет собой сложный цикл, включающий в себя изу­чение состояния развития культуры, постановку целей и задач, построение модели, разработку программы, ее реали­зацию, осуществление контроля, корректирующих воздей­ствий и сбор информации о результатах деятельности, ее обработку для нового цикла.