logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

7.2. Социокультурная ситуация современного города

Производственные процессы, темпы роста городов и их пространства, неоднородность структуры, интенсивность информационного потока — эти и другие факторы опреде­ляют социокультурную ситуацию современного города. В боль­ших городах накоплен значительный культурный потенци­ал, поддерживаемый и развиваемый современными социокуль­турными институтами и специалистами, работающими в них. Однако этот потенциал во многом остается нереализован­ным на уровне обыденной жизни людей, остается невостре­бованным из-за неразвитости потребностей потенциаль­ных потребителей. Наблюдается увеличение маргинальных элементов культуры. Бурный рост городов ведет к снижению уровня культуры личности. В этих условиях люди стремятся отыскать соответствующие окружающей среде способы ос­воения новой системы ценностей, включать ее в свою по­вседневность, а также организовать жизнедеятельность в городе как в освоенной среде. Но при этом они встречаются с большими сложностями, связанными с обилием социокуль­турной информации.

Исследования, проведенные автором в г. Перми и в ряде малых городов области, были направлены на выяснение роли и места народной культуры в жизни современного горожани­на. Респонденту при этом были предложены на выбор раз­личные виды и жанры народного, классического и современ­ного искусства, позволяющие говорить о тех или иных цен­ностных ориентациях человека. Анализ показал зависимость системы культурных предпочтений от вида и жанра искусст­ва, его доступности в смысле возможностей освоения техни­ки, знания языка.

В прослушивании музыки респонденты отдают предпоч­тение современной эстрадной, массовой песне — 71%, одна­ко во время застолий, в кругу семьи и с друзьями 58% поют народные и 54% — популярные лирические песни прошлых лет. В отношении к хореографическому искусству обнаруже­но, что большинство опрошенных смотрит программы, пред­ставляющие народные — 67% и бальные танцы — 55%, но исполняет при этом современные эстрадные — 53% и зна­чительно меньше — народные пляски и танцы — 32%. Из жанров театрального искусства население предпочитает дра­матические спектакли — 53% и праздничные гуляния по старинному обычаю — 40%, а при посещении музеев, выста­вок 60% смотрит произведения живописи, 55% — изделия, изготовленные руками народных мастеров. Эти данные сви­детельствуют о предпочтении горожанами тех источников социокультурной информации, к которым были приобще­ны в предыдущий период своей жизнедеятельности. Таким образом, в довольно сложных условиях, требующих пере­стройки мышления, они стремятся сохранить привычный образ жизни, устоявшиеся ценности и нормы.

Однако изменившиеся условия жизни и быта воздейству­ют определенным образом и постепенно перестраивают сфе­ру сознания личности, о чем свидетельствуют исследования последних лет. Все меньше становится свободного времени у мужчин, хотя у женщин оно несколько увеличилось, но все меньше используется для занятий искусством. В структуре ценностных ориентаций различных социальных групп и общ­ностей доминирующими становятся работа и заработная пла­та. Свободное время все больше приобретает потребительс­кий характер.

По исследованиям, в которых дается сравнительный ана­лиз оценки качества свободного времени 1965-1986 и 1997- 1998 годов, [10, с. 150-158] преобладающая часть времени, причем оно увеличилось, приходится на просмотр телепере­дач. Значительно сократилось время на чтение книг, газет, журналов, а радио превратилось из основного занятия в со­путствующее. На втором месте находятся занятия, связан­ные с общением (беседы в семье и по телефону, настольные игры, прием и посещение гостей). У мужчин это время не изменилось, у женщин — увеличилось. Третье место зани­мает пассивный отдых — ничегонеделание, курение, размыш­ления, время на которые увеличилось в 2 раза. Все эти три группы занятий являются физически пассивными. Физичес­ки активные — физическая культура, отдых на воздухе, спорт и другие занятия у мужчин имеют тенденцию к сни­жению, у женщин — к увеличению.

Последнее место занимают повышение образования и квалификации, участие в общественной деятельности, посе­щение учреждений культуры и досуга, т. е. те виды деятель­ности, которые можно отнести к творческим, направленным на духовное совершенствование личности. Произошло умень­шение времени и падение интереса ко всем этим занятиям, кроме общественной деятельности, участие в которой зани­мало и занимает очень мало времени.

По совершенно верному замечанию автора исследований, в современном обществе изменились условия проведения сво­бодного времени. До 1986 г. уделялось больше внимания со­зданию условий для удовлетворения культурных потребнос­тей, повышения образования, квалификации, занятий физ­культурой и спортом, различным видам отдыха. После 1986 г. всему этому придавалось мало значения, выделялись скуд­ные средства. Формы проведения свободного времени в пре­обладающем большинстве приобрели коммерческий харак­тер, а материальное положение населения ухудшилось. С внедрением капиталистических отношений изменилась сис­тема ценностей. Важной стала ориентация на заработок, для большинства — чтобы выжить, снизилась ценность свобод­ного времени. В условиях экономической разрухи и невост­ребованности знаний и квалификации снизилась ценность образования.

Ухудшение условий для рационального использования свободного времени и снижение духовных интересов людей привели к ухудшению качества использования свободного времени. Оно приобретает все более пассивный характер. Все меньше уделяется время духовному развитию — повыше­нию образования, чтению книг, посещению учреждений куль­туры и отдыха. Все это ведет к ухудшению духовного и фи­зического развития людей [10, с. 158].

Эти данные и выводы находят подтверждение и в рабо­тах других ученых. По исследованиям, проведенным в 1999- 2000 гг. в Нижнем Новгороде [14, с. 77-79], иерархия занятий ла последние 10 лет изменилась значительно меньше, чем включенность в них населения. Наиболее распространен про­смотр телепередач, значительное время занимает воспита­ние детей и общение с родственниками и друзьями, а также отдых и восстановление сил. Чтение художественной лите­ратуры и общественная работа уходят на второй план. Незна­чительная доля имеющих хобби. Автор высказывает предпо­ложение, что со сменой поколения число книголюбов и те­атралов будет уменьшаться, поскольку это общемировой процесс. Происходит примитивизация потребностей и досу­га, усиливается агрессивность окружающей среды, увеличи­вается число обращающихся к алкоголю и наркотикам.

Относительно к городской молодежи исследователи отме­чают, что у современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Структуру предпочтений го­родской молодежи можно разделить на три подгруппы: 1) сферы жизни, значимые в высокой степени — работа, до­суг, общение со сверстниками, отношения с родителями; 2) значимые на среднем уровне — учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс; 3) значимые в низкой степени — религия, об­щество, страна, город, среда обитания. Обнаружились суще­ственные различия у молодежи и взрослого населения в от­ношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых — го­род, среда обитания, страна, общество [12, с. 106].

Говоря о жизни молодых горожан, можно согласиться и с мнением о том, что "последнее десятилетие, связанное с функционированием каждой из подсистем общества, разру­шением сложившихся традиций, верований, идеологии при­вело к стилевому разнообразию жизни молодежи. В эти годы изменились потребности, ценности, убеждения, традицион­ные формы жизни, представления о престиже, сформиро­вались новые элиты, возникли совершенно иные социокуль­турные идентификации. Главным источником трансформа­ции стиля жизни в постсоветское время стало восприятие поведенческих стереотипов Запада, возврат к старинным на­циональным традициям. ... Молодежь ... в какой-то мере вос­принимает прежние символические системы, присущие ей стили жизни, хотя в значительной мере и диверсифицирует их" [9, с. 94].

Таким образом, эти и другие исследования показывают, что социокультурная ситуация современного города характеризуется тенденцией к усложнению [8, с. 71]. Она проявляется абсолютно во всем: в труде, быту, при инфор­мационном обмене, в отношениях с предметным миром и людей друг с другом. Такое усложнение принято считать показателем развития человечества, социального и культур­ного прогресса. Но его последствия с точки зрения челове­ческого фактора неоднозначны. Положительное значение связано с расширением границ возможностей для самореа­лизации личности. Но возникают для людей и проблемы: из­менения в системе знаний, ценностей, норм, образцов по­рождают ощущение неопределенности. Человек не может быстро и адекватно реагировать на изменения из-за суще­ствующих стереотипов, нарушение которых вызывает чув­ство беспокойства, тревоги. Усложнение социокультурной ситуации выражается в многообразии, интенсивности воз­действия на человека и динамизме происходящих измене­ний, вызывающих у жителей города различного рода про­блемы [8, с. 73-75].

Многообразие культуры — знаний, ценностей, норм, об­разцов — создает для личности ситуацию выбора социокуль­турной информации. Но человек способен воспринимать и упорядочить лишь ограниченное число воздействий. Сегодня люди не справляются с обилием социокультурной информа­ции. Они пытаются сохранить свой жизненный путь, свои ценности для обеспечения согласия с самим собой и со своим близким окружением. Стремление сохранить свою индивиду­альную целостность и свою автономию формирует систему психологических барьеров, основная функция которых — защита личности от чрезмерной перегрузки психики.

Многообразие культуры создает для человека возможно­сти духовного развития. Однако наблюдается разрыв между возможностями саморазвития и характером использования этих возможностей, созданных сегодняшней ситуацией де­мократизации общества. Абсолютно верно, что использова­ние возможностей в интересах удовлетворения потребностей и развития способностей происходит в соответствии с соци­альной групповой принадлежностью горожанина, а не с его простой принадлежностью к городскому сообществу в целом. Господствующей установкой горожанина, смыслом его жиз­недеятельности сегодня становятся доход и потребление. А в развитии культуры личности проявляется духовная отста­лость, которая существует как широчайшее распростране­ние "массовой культуры", ослабление установок на высо­кие, подлинные духовные ценности, своего рода — стан­дартизация потребностей и вкусов [13, с. 132-133].

В условиях многообразия культуры многие теряются, не могут найти верные пути и направления своего духовного развития. Отсутствие развитых оценок и суждений не позво­ляет в процессе потребления отделить истинные ценности от мнимых. Человек все больше удаляется от "высокой" куль­туры и подлинно духовного развития, что проявляется в городе не как территориальная изоляция от этих благ, а ста­новится внутренне присущим его образу жизни.

Социокультурная ситуация современного города характе­ризуется также интенсивностью воздействия на человека, прежде всего средств массовой коммуникации. Они все боль­ше усиливают и активизируют свое воздействие на созна­ние, рационально передавая новые ценности и нормы пове­дения и деятельности. Часть образа жизни человека все боль­ше становится регулируемой извне. Формируются стереотипы и спонтанные реакции, связанные с внешней стороной пове­дения. Извне человек получает образцы, новые знания, ценности и нормы, регулирующие его действия и поступки, диктующие стереотипы.

С одной стороны, это можно считать положительным. Готовая социокультурная информация помогает людям в са­моопределении, в выработке своих норм и ценностей. Но весь вопрос в том, на какие ценности они ориентируют. С другой — интенсивность воздействия лишает человека индивидуально- личностных ориентаций, все больше вытесняемых из его сознания. Кроме того, сегодня культура все больше стано­вится средством политических игр. Примером тому является воздействие на социокультурные ценностные ориентации людей при выборах, а также использование массовой куль­туры для распространения капиталистического образа жиз­ни. В такой ситуации человеку приходится постоянно конт­ролировать внешнее воздействие, искать и находить формы правильных реакций. При этом одни люди критически оцени­вают получаемую информацию и сохраняют свои ценност­ные ориентации, другие попадают под влияние и усваивают стереотипы, третьи не выдерживают интенсивности воздей­ствия и пытаются от этого уйти в свой внутренний мир. Из­лишне интенсивное воздействие вызывает состояние пре­сыщения информацией и создает эффект, обратный ожидае­мому. Все это, так или иначе, вызывает психическое напряжение и нередко приводит к неврозам, а иногда и к более серьезным заболеваниям.

Скорость или динамизм социокультурных процессов про­является в быстроте смены одних знаний, ценностей, норм и образцов поведения и жизнедеятельности людей другими. Такая быстрота была связана с революцией 1917 г., в после­дующие 70 лет ценности и нормы были довольно устойчивы­ми, закрепившимися в сознании людей и представляли собой их жизненные позиции. Переход к условиям рыночной эко­номики потребовал от человека быстроты реакции, поставил его в ситуацию необходимости адаптации к этим процессам, событиям, нахождения в них своего места, включения в свой образ жизни новых ценностей и норм, преодоления суще­ствующих стереотипов.

В условиях города быстрая смена социокультурной ин­формации, преодоление сложившихся установок и форми­рование новых, соответствующих данной ситуации, возмож­но при гибкости и подвижности нервных процессов, мышле­ния. Молодежь, свободная от устоявшихся ценностей, легко и без проблем осваивает данную социокультурную ситуацию. Значительно трудней это удается старшему поколению, у которого предыдущим этапом исторического развития сфор­мированы знания, ценности, нормы и образцы социалисти­ческого общества. Для большинства населения это усугубля­ется переходом к рыночным экономическим отношениям и необходимостью освоения новых образцов жизнедеятельнос­ти при отсутствии назревших потребностей.

Люди по-разному осмысливают сложности своей жизни, новизну своего бытия, оценивают социокультурную ситуа­цию, ищут способы ее освоения. Все понимают ее сегодняш­нюю динамичность и насыщенность проблемами. Но не все одинаково видят источники проблем, различны и предпола­гаемые средства решения. Изменения в жизни многие внача­ле лишь ощущают, но не осознают, а, осознав, ищут спосо­бы решения. В настоящее время, особенно в условиях горо­да, в этом процессе усиливается активность субъектов, проявляющаяся в стиле, манере их поведения. Люди экспе­риментируют в повседневной жизни, межличностных отно­шениях, в производственной сфере, в области культуры и сами создают приемлемые для себя образцы жизнедеятель­ности.