logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры

Усложнение социокультурных процессов в условиях со­временного города ставит человека в ситуацию изобилия куль­туры, в которой он должен самоопределиться, сделать вы­бор. Самоопределение происходит в зависимости от имею­щихся знаний, ценностей, норм и образцов, на которые лич­ность ориентируется в своей жизни, и от их соответствия новым условиям жизнедеятельности. Переход общества к рыночным отношениям в экономике привел к изменениям в ценностных ориентациях. Примет их человек или нет, зави­сит от устойчивости его стереотипов, определяющих поведе­ние и деятельность, отношение к людям и ко всему проис­ходящему в обществе.

В социокультурных процессах постоянно взаимодейству­ют две тенденции. С одной стороны, происходит стереоти- пизация образа жизни людей, стилей, знаний, норм, оце­нок, поведения, действия и поступков; с другой — осуще­ствляется преодоление стереотипов, стремление к новому, варьирование ситуаций. Эти две тенденции постоянно про­являются в противоречиях как культурных процессов обще­ства, так и социальных групп, общностей и отдельной лич­ности. Постоянство жизнедеятельности формирует социокуль­турные стереотипы, новое в общественных процессах требует их ломки. Эта подвижность жизни воспринимается людьми как источник личных переживаний и страданий. В критичес­ких, проблемных ситуациях люди ведут себя по-разному. Выделяют типы личности в зависимости от реагирования на встречающиеся трудности в условиях города, а также различные комбинации поведения в новых социокультурных ситуациях в зависимости от преобладающих ориентаций на стереотипы или новизну [8, с. 94-96].

В обыденной жизни действия человека носят заученный, автоматический характер, проблемные ситуации на освое­ние инноваций требуют дополнительных затрат. Многие в трудных социокультурных условиях опираются на свои устоявшиеся ценности, ищут, воспринимают и высоко оце­нивают ту информацию, которая поддерживает их. Дру­гая информация при этом отвергается и оценивается низко, срабатывает защитная реакция, которая приводит к частым ошибкам, повышению психического напряжения, к напрас­ной трате сил и энергии. Примером может служить неприя­тие обществом любого нового явления в искусстве, и не толь­ко в нем. Сегодня в условиях расслоения городского населе­ния выделилась значительная часть людей, придерживаю­щихся знаний, ценностей, норм, образцов, выработанных в обществе за 70 лет советской власти. Эти ориентации опре­деляют их нравственные.действия и поступки, отношения к другим людям, к трудовой деятельности, обусловливают ис­полнительность, чувство долга и ответственности, сердеч­ность и доброжелательность. В условиях перехода к рыноч­ным отношениям они не принимают ценностных ориентаций на капитализацию общества, продолжают верить и отстаи­вать идеалы социализма. Такое отношение во многом связа­но с отсутствием реальной потребности, а также готовности и способности людей к восприятию нового. В подобных случа­ях возможны поведение и действия, не соответствующие сложившейся ситуации.

Тенденция опираться на стереотипы в социокультурных ориентациях имеет и положительные стороны. Они связаны со стабилизацией культуры, когда жизненный опыт, дей­ствия, суждения, знания, ценности, нормы, представления, образцы становятся своего рода принципами организации отношений с окружающим миром. Они помогают упорядочить социокультурные процессы, не торопясь сменить устоявши­еся стереотипы культурных ценностей и норм на новые. Это играет адаптивную роль, так как сознание не может быстро переключиться с одних ценностей на другие, что особенно важно для людей зрелого и пожилого возраста, у которых сформированы достаточно устойчивые стереотипы. К сожа­лению, эти особенности адаптации к новым ценностям не учитываются в современном обществе. Средства массовой ком­муникации злобно и с издевкой передают информацию о пен­сионерах, вышедших с красными флагами на демонстрацию своей верности идеалам революции. Во всем этом просматри­вается не только стремление утвердить новые ценности, но и стереть из памяти народа историю культуры, более того, неуважение к старшему поколению, доведенному до отчая­ния нищетой, обманом и пустыми обещаниями.

Есть и другая категория людей, довольно чувствитель­ных к новизне ситуации и социокультурной информации. В ответ на появившиеся условия они выстраивают соответству­ющие принципы, определяющие их отношение к жизни. В полной мере это относится к современным предпринимате­лям, включившимся в активную деятельность и использую­щим сложившуюся ситуацию беспредела в стране в своих целях, для личного обогащения. Среди этой категории горо­жан утвердились ценности, основанные на прагматизме и эгоистических интересах. Преобладающие из них связаны с куплей-продажей, установкой на прибыль. Богатство для этой категории людей становится самоцелью, духовное вытесня­ется материальным.

Многообразие культуры города создает возможности для смены жизненных ситуаций и социокультурной среды. При этом очень важна ориентированность на поиск и новизну в проблемной социокультурной ситуации, так как представля­ет собой особый вид исследовательской деятельности с экс­периментированием. Именно эта деятельность ведет к новым открытиям в науке, технике, искусстве, к творческой дея­тельности высшего уровня, имеющей общественно значимые результаты. Способность по-новому увидеть проблему, создать стиль жизни и деятельности, образцы и модели поведения позволяет полностью освободиться от груза прошлого и дей­ствовать в соответствии с требованиями времени.

Однако новизна имеет для людей не только положитель­ные последствия и смысл. При проверке практикой нередко возникает масса проблем или оказывается, что ее можно вводить лишь в отдельных регионах, локально, или внедре­ние слишком сложно, ведет к конфликтам с теми, кто сле­дует традициям. Именно таким сложным, проблематичным оказался в нашей стране переход к рыночным экономичес­ким отношениям. Он потребовал коренной ломки социокуль­турных ориентаций людей, психологически не готовых к это­му, отказа от устоявшихся знаний, представлений, ценнос­тей, норм, образцов. Для многих это оказалось невозможным в силу преобладающей ориентации на стереотипы, привело к конфликтам, дискомфорту большинства населения. К тому же само новое принесло с собой множество негативных тен­денций в социокультурные процессы, так как внедрялось "сверху" без учета интересов и запросов населения.

Между этими двумя крайними ориентациями существует как бы промежуточная позиция, выражающая отношение к жизни, к социокультурной ситуации. Между стремлением поддерживать стереотипные способы поведения, мышления и ориентацией на инновации осуществляется эксперимен­тирование, ведущее в проблемных ситуациях к внесению элементов новизны, к частичным изменениям с сохранени­ем традиций. Это свойственно людям, которые принимают свое социокультурное окружение как данность и стремятся приспособиться к нему сами. Они строят представления, цен­ности, нормы и образцы поведения, приемлемые для себя и соответствующие окружающей жизни.

Человек размышляет о проблемной ситуации, сопостав­ляет, оценивает происходящие процессы, реорганизует свою жизнь и ценностные ориентации. Примером такой деятель­ности в сфере культуры может быть изменение содержания и форм работы с учетом ситуации. Смысл состоит в том, что имеющиеся культурные ценности как бы помещаются в но­вые условия бытования. Люди не пытаются подчинить себе обстоятельства, подогнать их под свои стереотипные оценки и суждения, а сами приспосабливаются к ним. Такие ориен­тации во многом похожи на инновации, но они содержат в себе и традиции, так как используют привычные людям куль­турные формы и представления, доступные для восприятия. Преимущества такого отношения — в стремлении понять свое окружение и не торопиться с радикальными изменениями, которые могут привести к стрессам и шоку.

Таким образом, современная городская среда во многом определяет социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, выражающимся в многообразии, ин­тенсивности и динамизме происходящих в культуре про­цессов. Человек оказывается перед множеством трудностей, реакция на которые определяется его ориентацией на сте­реотипы или инновации. Современная культура стимулиру­ет личную свободу и ответственность, она помогает людям найти свое место в жизни. Но культура не дает готовых ре­шений, а значительная часть людей идет привычным путем, следует традициям, хотя это не всегда целесообразно и за­частую становится причиной нетерпимого отношения людей друг к другу.

Выводы

Город относится к социально-территориальной общности, которая характеризуется множеством особенностей, влияю­щих на социокультурную ситуацию. Динамика производствен­ных процессов, окружающий человека предметный мир, эко­логическая среда, информационное воздействие, особенности социальной структуры — все это неоднозначно воздействует на культуру и человека. Одни факторы стимулируют повыше­ние образования и культуры личности, другие ставят перед ней неразрешимые проблемы самоопределения, третьи вы­зывают психические напряжения и дискомфорт, стрессы и нервные срывы.

Городская среда влияет на социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, проявляющимся в интенсивности, многообразии и динамизме происходящих изменений в культуре. Положительное значение этих про­цессов связано с возможностью самореализации личности. Однако у человека ограничены способности восприятия, ос­мысления и систематизации информации. Люди по-разному относятся к сложным процессам в городской культуре и опи­раются в своей жизнедеятельности на разные социокультур­ные образцы.

Для личности актуальной становится возможность само­определения. При этом одни ориентируются на привычные культурные ценности и нормы, другие опираются на новиз­ну. В ответ на возникшую ситуацию они выстраивают акту­альные ценности и нормы, освобождаются от устаревших. Но не всякое новое в практике оказывается положитель­ным. Наиболее целесообразна ориентация на сохранение тра­диций и реорганизацию своей жизнедеятельности с учетом данной социокультурной ситуации.

Вопросы для самоконтроля

  1. Известно, что городская среда влияет на социокуль­турную ситуацию, включающую в себя знания, ценности, нормы, идеалы, представления, образцы жизнедеятельнос­ти, верования, традиции и др.

3. В сложной социокультурной ситуации человек неизбежно сталкивается с проблемой самоопределения.

Литература

  1. Глазычев В. А. Развитие культурного потенциала горо­да: Программа "Импульс" // Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности. - М.: НИИК, 1990. - С. 186-213.

  2. Дридзе Т. Человек и городская среда в прогнозном со­циокультурном проектировании // Общественные науки и современность. - 1994. - № 1. - С. 131-138.

  3. Климова С. Г. Динамика социальной структуры города: Ценностные основания // Социологические исследования. -

    1. - № 11. - С. 77-86.

  4. Коган JI. Б. Культурный потенциал большого города // Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы. - М.: Наука, 1986. - С. 46-56.