logo search
Sbornik_2011

Социальная ответственность как фактор развития гражданского общества в Украине

В последние годы, особенно в посткризисный период, возросла роль социальной политики компаний в решении социальных проблем, повышении уровня и качества жизни наемных работников. В посткризисной ситуации возрастают требования к ответственному поведению бизнес-структур. Уже сегодня в практику организаций входят социальные отчеты, отражающие направленность их деятельности, обращается внимание на решение социальных проблем наемных работников и сохранение рабочих мест.

В наше время проблема социальной ответственности рассматривается как одна из самых острых, от решения которой зависит не только уровень и качество жизни наемных работников, но и создание позитивного имиджа организаций в обществе.

Социальная ответственность как социологическая категория выступает объективно-субъективным феноменом, который отражает, с одной стороны, объективные требования, ожидания общества, той или иной общности к поведению индивидов, социальных групп и, с другой, осознание последними своего долга, обязанностей перед обществом, коллективом и т.д. [1, с. 34-42]. Исходя из вышеизложенного, социальную ответственность можно определить как ответственность субъектов управления за соблюдение социальных норм и правил, влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.

В настоящее время большинство компаний нарушает принципы социальной ответственности, сокращает все возможные расходы, увольняет сотрудников, экономит деньги любым способом, т. е. совмещает должности без увеличения зарплат, отправляет сотрудников в неоплачиваемые отпуска или переводит на сокращенные формы занятости со снижением выплат. По такому сценарию проходит оптимизация и в большинстве украинских компаний. Сокращение затрат на персонал – наиболее распространенный способ экономии в кризисное время. Ситуация, когда «погоду» на рынке труда делает работодатель, позволяет ему, пользуясь конъюнктурой рынка, снижать свои издержки за счет главного актива любого бизнеса – людей [2, с. 20-23].

Это подтверждают данные исследования 110 украинских и иностранных компаний различных секторов бизнеса, проведенного компанией «Анкор». Результаты свидетельствуют, что 38% компаний решают задачу оптимизации своих затрат путем сокращения численности сотрудников. Из них 30% также уменьшают штатные и административные расходы, 14% – меняют организационную структуру и перераспределяют функциональные обязанности, 9% – урезают заработную плату, 6% – вкладывают средства в развитие потенциала ключевых сотрудников, 3% – занимаются перепрофилированием и ротацией персонала [2, с. 20-23].

Один из последних опросов в Украине показал, что половина пользователей банковских услуг вообще не доверяет банкам. При этом экономисты утверждают, что доверие или «социальный капитал» является необходимым условием нормального функционирования экономики, а его падение или отсутствие крайне затрудняет преодоление организацией кризисных явлений [3, с. 10-14].

В условиях становления гражданского общества в Украине социальная ответственность выступает одним из важнейших факторов его развития, поскольку способствует повышению качества жизни населения и консолидации бизнес-структур в решении острых социальных проблем.

Литература: 1.Боброва Е. Б. Социальная ответственность бизнеса // Социология. – 2008. - №2, С. 34-42. 2.Петрик С. Оптимизация с человеческим лицом // Гвардия «Правила ответственности на практике». – 2009. - №1, С. 20-23. 3.Щербинина Ю. Время ответственности // Гвардия «Правила ответственности КСО – повестка дня». – 2009. - №1, С. 10-14.

Вовк Тетяна

Донецький державний університет управління

(Україна, м. Донецьк)