logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию

Город представляет собой социально-пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную об­щность. Под социальной общностью понимают совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятель­ности, общие группы взаимодействия, принадлежность к определенной территории, а также к тем или иным соци­альным организациям и институтам.

В качестве социальной общности могут быть малые и боль­шие группы людей. Первые характеризуются наличием не­посредственных личных взаимодействий, контактов, которые образуются только среди небольшого числа партнеров. Под вторыми имеются в виду многотысячные группы людей, раз­бросанные на обширных пространствах, связи между кото­рыми не могут ограничиваться непосредственными контак­тами, и особое значение приобретает опосредованное со­лидарное взаимодействие. К ним относятся классовые, наци­ональные, территориальные и другие общности.

Таким образом, город относится к социально-территори­альной общности, социокультурная ситуация которой имеет свои отличительные особенности. Они во многом определены всей городской средой, окружающим человека социальным миром, включающим в себя материальные и духовные усло­вия становления, существования, развития и деятельнос­ти людей, которые вовлечены в общественные процессы. Сегодня все более острой становится проблема выживания и воспроизводства в городской среде человека, здорового фи­зически, психически и нравственно.

Абсолютно верно мнение ряда ученых о том, что город­ская среда — это не только ландшафты, но и качественное состояние ее естественно-природных и "рукотворных" со­ставляющих, уровень развитости информационного обмена, характер господствующей символики. Наконец, городская среда — это и другие люди, способы их взаимодействия (со­трудничество, соперничество, компромисс, приспособление и пр.), отношение человека к ближайшему социальному ок­ружению, которые являются важнейшими факторами вы­живания и воспроизводства здоровых людей вместе со здо­ровой средой [2, с. 131]. Характеризуя городскую среду, вли­яющую на социокультурную ситуацию, выделяют в ней производственные процессы, физическую и экологическую характеристику, информационное воздействие и особеннос­ти социальной структуры [8, с. 23, 46].

Динамика современного производства, связанная с науч- но-техническим прогрессом, приводит к интеллектуализации труда и развитию личности, но в то же время для многих создает и проблемы. Автоматизация, усиление энергоемкос­тей, дифференциация труда, развитие новых отраслей и производственных систем, компьютеризация требуют от лю­дей высокой квалификации, повышенного внимания, готов­ности вмешиваться в производство, больших затрат энергии и психического напряжения, неблагоприятного для самочув­ствия человека. От работников требуется не только специ­альная подготовка, но и высокий уровень культурного раз­вития, навыки общения с другими людьми и с техникой.

Расширение производственных процессов, связанных с | (естандартными решениями, делает необходимым качествен­ное совершенствование рабочей силы, повышение квалифи­кации. Длительное обучение отодвигает социальную зрелость молодежи, но и полученные знания быстро устаревают и требуют создания специальных курсов переподготовки. Для многих возникает проблема самоопределения в связи с ус­ложнением содержания труда. Увеличение доли квалифици­рованного творческого труда ведет к изменениям культур­ных стереотипов. Но, к сожалению, сегодня преобладает фор­мальное отношение к приобретению знаний, недооценка престижа образования и общекультурной подготовки, ориен­тация на интересную работу и слабая мотивация совершен­ствования знаний.

К физической характеристике относятся городское пространство, предметный мир, плотность населения, внут­ригородские связи, имеющие важные психологические, со­циальные и культурные последствия. Они приводят к пози­тивным социальным изменениям — комфорту и благоустро­енности, но имеют и множество негативных последствий для человека. Высотные дома, однообразие застроек, большие пространства вызывают ощущение затерянности и диском­форта; размещение жилых кварталов на периферии и сосре­доточенность учреждений культуры и искусства в центре приводят к трудностям с приобщением к культурным ценно­стям; увеличение плотности населения с усложнением меж­личностных отношений и пребыванием человека в толпе вы­зывают беспокойство, раздражительность; вынужденные контакты с соседями, в городском транспорте и в других местах формируют потребность в уединении.

Разрушение соседских связей и контактов влечет за со­бой преобладание анонимного общения, а функционально- ролевая структура деятельности сводит к минимуму суще­ствующие личные связи и отношения [13, с. 132]. Ухудшают городскую среду также различные оборудования, транспорт, бытовые приборы, создающие шум; радио и телеаппарату- pa, которыми человек создает звуковой фон. Организм на все реагирует, хотя сознание может и не фиксировать ситуацию как проблему.

Экологическая среда создает еще одну нагрузку на орга­низм и влияет на социокультурную ситуацию. Загрязнение воздуха, воды и всей окружающей среды связано с транс­портом и развитием производства. Человек как биологичес­кое существо испытывает потребность в движении и обще­нии с природой. Но в условиях городской среды, где преоб­ладают искусственные компоненты, у него ограничены отношения с природой, нет необходимого простора для био­логического функционирования организма. В связи с этим возникают определенные проблемы с физическим состояни­ем, негативные последствия для здоровья в результате ярко выраженной гиподинамии и возрастающих стрессовых нагру­зок. Несоответствие между потребностями человека как со­циально-биологического существа и расширением искусст­венных компонентов среды его обитания приводит к явной перегрузке адаптационных механизмов. Для решения этой проблемы важно, чтобы деревня как естественная природная среда обитания осталась доступной горожанину и стала неотъемлемой частью условий его жизнедеятельности.

По исследованиям, в сознании человека отдельные райо­ны города фиксируются как более или менее престижные в зависимости от физических и экологических характеристик. Оценка осуществлялась по десятибалльной шкале по следу­ющим критериям: удобство размещения района в городе, обеспеченность объектами обслуживания, загрязненность воздуха, состояние жилищного фонда, уровень его обору­дования, архитектурно-эстетическое качество застройки и природных ландшафтов, обеспеченность населения жильем, плотность жилищного фонда.

Полученные средние баллы позволили разделить город на четыре типологические группы территорий примерно рав­ного социального качества [11, с. 70]. В первую группу вошли районы с наиболее высокой оценкой престижности, куда попили исторические центры и современные застройки в вы­годных ландшафтных условиях. Во второй оказались районы послевоенной застройки, достаточно обжитые, с развитой социальной инфраструктурой. К третьей были отнесены рай­оны городской усадебной застройки разных лет и застройки средней этажности в относительно неблагоприятных ланд- ктфтно-экологических условиях. Четвертую группу состави­ли районы с наиболее низким социальным статусом. Они уда­лены от центра, расположены в неблагоприятных природ­ных условиях.

Как видим, престижность района города определяется и обеспеченностью объектами обслуживания, в том числе куль­турного. Использованные критерии являются достаточно ус­тойчивыми и можно предположить, что прошедшее десяти­летие не могло существенно изменить их характеристики. Это следует учитывать при проектировании системы куль­турного обслуживания человека в городе. Ученые предлага­ют при этом учитывать ряд принципов: центральность, дос­тупность, полнота культурного обслуживания, дифференци­ация форм, обеспечение основных контингентов населения, экспликация городского образа жизни, средового обеспече­ния культурного обслуживания [6, с. 110]. Чрезвычайно слож­но соблюдать эти принципы в городах, которые занимают большие территории, при этом они либо растянуты на мно­гие километры вдоль рек, или просто некомпактны.

Важным аспектом, влияющим на социокультурную среду города, является информационное воздействие. Его можно характеризовать как процесс передачи совокупности знаний, сведений, различных сообщений, которые формируются в обществе. Они пользуются социокультурными институтами, социальными общностями, группами и отдельными индиви­дами для регулирования социального взаимодействия, отно­шений между обществом, человеком и природой. Передавае­мая информация характеризует процессы, происходящие в различных сферах жизнедеятельности общества — экономи­ке, политике, культуре и т. д. Важной является информация о мнениях и интересах различных групп людей, информаци­онное воздействие осуществляется с помощью различных каналов и средств распространения. Все более важную роль играют сегодня средства массовой коммуникации. В после­дние годы в связи с демократизацией общественных процес­сов резко увеличился объем передаваемой информации че­рез рекламу, порой мало понятную для многих людей. Все это создает ощущение перегруженности. Особенно это свя­зано с телевидением и информационно-эстетическим оформ­лением города, состоящим из множества плакатов, витрин с названиями на иностранном языке. Средства массовой ком­муникации оказывают интенсивное воздействие, стремясь сформировать представления о происходящих явлениях и процессах, влиять на оценки и суждения.

Следует учитывать, что любая передаваемая информа­ция имеет элемент субъективности — оценки, мнения пере­дающего; с другой стороны, восприятие также зависит от мировоззрения, ценностных ориентаций воспринимающего. Кроме того, передаваемая информация может быть недосто­верной, может неадекватно отражать действительность, ис­кажать ее. Передача неадекватной информации является сти­хийным или регулируемым манипулированием сознанием и поведением людей, процессом социальной дезинформации. Ярким примером такого манипулирования является реклама инвестиционных фондов, направленная на обман с целью выкачивания денег. Следует заметить, что для подобного обмана российским правительством были созданы соответ­ствующие условия с целью формирования класса имущих за счет обнищания других.

Интенсивное информационное воздействие в условиях города имеет определенные последствия для людей. У чело­века ограничены возможности восприятия информации. В условиях ее перенасыщенности он отторгает от себя любую информацию, стремясь сохранить свой внутренний мир. В то же время, живя в обществе, невозможно полностью уеди­ниться, и результатом информационного воздействия оканываются нервно-психические заболевания. Вместе с тем информационная система имеет и положительные стороны. ()на расширяет доступ к культурным ценностям, увеличива­ет возможности для самореализации личности, формирова­ния мнений, суждений, оценок. При положительном воздей­ствии появляется проблема самоопределения личности, с ко­торой справляется не каждый человек, теряясь в потоке социокультурной информации.

Проблемные ситуации создает и специфика социальной структуры города. Это сложное образование, состоящее из множества разнообразных страт, взаимодействующих между собой, имеющих свои ценности, нормы, включенных в инфор­мационные потоки, занятых в различных сферах деятельнос­ти и выполняющих роли и функции в системе предприятий, организаций, учреждений. Социальная стратификация осуще­ствляется по демографическим, классовым, профессиональ­ным, территориальным и другим признакам. Дифференциа­ция происходит и по месту людей в системе общественных отношений, их потребностям и интересам, ценностям, соци­альным нормам и образу жизни. Группы и общности отлича­ются друг от друга системой социокультурных ориентаций, на основе которых могут формироваться культурные общности. Их особенности зависят от таких факторов, как уровень куль­туры, удаленность от культурных центров, культурные ин­тересы, запросы и др. На них влияют изменения категорий и групп жителей, уровня их образования и профессионально­го состава, структуры общения и т. д.

Переход к рыночным отношениям в последние годы при­вел к радикальным изменениям социальной структуры, что наиболее ярко проявляется в больших городах. Здесь воз­никли новые профессиональные, конфессиональные и про­чие группы, усилилась имущественная дифференциация. В ходе повседневного общения разрушаются старые и форми­руются новые, более или менее устойчивые стереотипы вос­приятия и оценки социальных групп, которые определяют отношения между людьми на длительный период. Сложность социальной структуры создает проблему идентификации лич­ности на основе общих ценностей и норм. В процессе иденти­фикации человек определяет для себя "своих" и "чужих", что дает ему возможность примкнуть к той или иной соци­альной группе, почувствовать свою внутреннюю причастность к той или иной социальной общности.

Исследования, проведенные социологами, позволили выя­вить ценностные основания сегодняшних изменений в соци­альной структуре города. От респондентов требовалось пост­роение окончания предложения "Люди в нашем городе де­лятся...". Анализ полученных ответов позволил выделить 9 блоков ценностей, на основании которых происходит соци­альная дифференциация людей в городе. Это — субъектив­ная соотнесенность ("я" и "другие"), место в социально-про­фессиональной структуре, внешние признаки (пол, возраст, национальность), нравственные основания, положение в ад­министративной структуре города, власть и партия, стиль жизни, труд и доход [3, с. 79].

Оказалось, что крайне мало ответов, показывающих го­товность видеть в окружающих "своих" и "чужих". Это гово­рит об изменении тенденции к идентификации с малой груп­пой на более широкие социальные общности и свидетельствует об увеличении автономности личности. Малозначимым крите­рием деления окружающих людей является также професси­ональная или классовая принадлежность — на седьмом месте. Однако респонденты отмечают появление бизнесменов, пред­принимателей, коммерсантов, бомжей, безработных. На чет­вертом месте находится разделение по внешним признакам. Люди наделяются различными характеристиками, которые не случайны. Выделяются мужчины и женщины, крутые парни, хорошенькие женщины и остальные, молодежь и старики, жиды, антисемиты, русские, азеры, хачики, чурки и т. д.

Исследование показывает снижение нравственных критери­ев разделения людей. С первого места в 60-е гг. они перемести­лись на второе, уступив блоку "труд и доход". Однако реакции на рост правонарушений, нравственный нигилизм стали более резкими, особенно среди женщин. Не вызвал активного интере­са такой критерий социальной дифференциации, как власть и партия, — шестое место. Самым значимым стал критерий "труд и доход". Причем изменились оценочные суждения. Если рань­ше значимыми были количество и качество труда, то теперь никого не интересует, сколько человек работает. Восприятие и оценка связаны с размером дохода. В 80-е гг. делили людей на тружеников, тунеядцев, лодырей, приспособленцев и т. п. Те­перь появились умеющие делать деньги, бизнесмены, богатые, коммерсанты, крутые с деньгами, миллионеры, торгаши, дело­вые, предприимчивые, люди с достатком, середняки.

Третье место занимает критерий "стиль жизни". Наблюда­ется некоторый рост интереса со стороны молодежи, которая приписывает себя к хиппи, "мажорам", "крутым" и т. д. По стилеобразующему признаку разделяют на определенные суб­культурные группы (панки, рокеры). Здесь же "активно дей­ствующие" и "спящие", "духовная элита" и "потребители и обыватели", "нормальные" и "распущенные", "интеллектуа­лы" и "серые", "простые" и "сердечные" [3, с. 80-83].

Таким образом, городская среда характеризуется много­образием. Она формирует новый социально-психологический тип личности, который отличается рациональностью, под­вижностью, готовностью к изменениям, к сочетанию своих интересов с интересами других, способностью справляться с трудностями окружающей действительности. Городская сре­да, включающая в себя сложные физические и экологичес­кие характеристики, интенсивное информационное воздей­ствие и многообразие социальной структуры, оказывает су­щественное влияние на социокультурную ситуацию, в которой оказывается человек.