logo search
Sbornik_2011

Аудит как механизм повышения качества работы вуЗа: этапы проведения

Проблема предоставления качественных образовательных услуг в Украине на данный момент занимает одно из приоритетных мест в деятельности государства, что находит свое отражение в продолжающейся образовательной реформе. Однако, как показывает практика и результаты многочисленных исследований, реформы в сфере образования не всегда стабилизируют его существующий уровень, но, зачастую, способствуют его понижению. Поэтому как никогда актуален поиск действенных, адекватных современным условиям путей и средств повышения качества образования.

Среди характеристик университетского образования, как отмечает Л. М. Хижняк, наиболее распространёнными являются доступность, рациональность организации и качество. Для проверки соответствия этих характеристик системы высшего образования Украины общеевропейским образовательным стандартам необходимы соответствующие механизмы и инструментарий. Решить эту задачу может образовательный аудит, находящийся на стыке знаний социологии образования и методик социального аудита.

Целью образовательного аудита является выражение мнения о достоверности уровня подготовленности обучающихся, подготовке преподавателей, успешности и качестве работы ВУЗа; анализ внедрения образовательных инноваций. Аудит соответствия достижений учебного заведения требованиям образовательных стандартов становится средством повышения качества всей образовательной системы, приводит к планируемому результату, позволяет преподавателям и руководству ВУЗа выявлять недостатки и определять направления совершенствования учебной деятельности при существенном снижении влияния субъективного фактора.

Очертив объективные возможности и актуальность образовательного аудита для ВУЗов, необходимо определить, как именно его проводить и на какие исследовательские методики опираться.

Можно выделить ряд действий, в комплексе позволяющих провести образовательный аудит конкретного ВУЗа, а именно:

  1. Проведение комплексного опроса студентов ВУЗа, в который будут входить: выявление проблем, стоящих перед студенчеством; мониторинг оценки качества образования и преподавания с точки зрения учащихся; оценка студентами критериев социальной ответственности ВУЗа и т.п.

  2. Проведение фокус-групп со студентами и преподавателями для выявления неявных или скрытых проблемных моментов в работе ВУЗа.

  3. Проведение цикла экспертных опросов с руководством ВУЗа и преподавателями с целью изучения проблем, стоящих перед ними.

  4. Анализ документов, подтверждающий соответствие деятельности ВУЗа международным стандартам и существующим положениям.

  5. Мониторинг корпоративной культуры ВУЗа.

  6. Обработка и синтез полученных данных.

  7. Предоставление руководству ВУЗа комплексного аудиторского отчёта о проделанной работе и рекомендаций по преодолению кризисных и неблагоприятных явлений в работе ВУЗа.

По результатам проведения образовательного аудита ВУЗ получает полную, структурированную и качественную информацию о своей деятельности и уровне социальной ответственности; развёрнутую картину существующих проблем и трудностей; имеет возможность направить свою деятельность на решение важных вопросов жизнедеятельности ВУЗа, вследствие чего будет повышаться качество образования. Рейтинг ВУЗа, прошедшего такую аудиторскую проверку, пропорционально возрастает по сравнению с другими учебными заведениями. ВУЗ также может обнародовать результаты проведения образовательного аудита для брендинга своей деятельности.

Гостєва Юлія

Східноукраїнський національний університет ім. В.І. Даля

(Україна, м. Луганськ)